М.В. Назаров  Мусор

Поводом для написания этой статьи  стали массовые народные протесты в Архангельской области против своза к ним для захоронения гор столичного мусора. Масла в огонь подлил губернатор Архангельской области Игорь Орлов (протеже Медведева). Когда на его встрече с профсоюзными представителями зашла речь о количестве недовольных проектом мусорного полигона и о его собственном рейтинге, он заявил:

«Да ну их нафиг эти цифры! Если бы я ориентировался на цифры, мне нужно было бы повеситься… Чёрта с два! Не дождутся, чтобы я повесился!.. А всякая шелупонь, которая здесь никто, и звать их никак, пытаются… Мне плевать на их рейтинги и на то, что они думают». ‒ «Шелупонь», естественно, возмутилась и вышла на майдан…

Решение о свалке московского мусора на севере было принято в рамках президентского распоряжения (в февральском Послании Федеральному Собранию) о ликвидации «мусорной проблемы», обострившейся близ Москвы, где жители также устраивали массовые протесты. Выполнение президентского Послания архангельским методом превратило мусорную проблему в социально-политическую, о чем свидетельствуют плакаты протестующих северян, например: «Зажравшаяся Москва, жри сама свой мусор!»

А к предыдущему обострению проблемы в Подмосковье привело происходившее до сих пор простое накапливающееся «захоронение» отходов навечно на огромных полигонах ‒ благо земли в России много и ее не жаль. Но эта мина замедленного действия наконец-то дала знать о себе обострением экологической «некомфортности» (выражаясь языком премьер-министра), ‒ то есть помоечным запахом на всю округу. Пришлось приглашать специалистов аж из Голландии для вставления в полигон газособирательных трубок… Впрочем, президент Путин прежде всего пожурил строителей, построивших жилые кварталы у мусорного полигона: мол, куда ж ему деваться, надо было сторониться его, земли ведь действительно в России много…

Несомненно, что проблему бытового мусора в нашей стране следует решать на разных уровнях, если рассмотреть цепочку снизу вверх ‒ от потребителя к производителю и выше: 1) раздельным сбором мусора с сжиганием его части для выработки энергии и переработкой вторсырья; 2) обязательным возвратом стеклотары и пластиковых бутылок; 3) законодательной заменой пластиковой упаковки на разлагающуюся (бумажную, картонную, тканевую и др.). Всё это давно практикуется во многих странах.

Но только ли в этом дело? Может быть, пора решать проблему сверху вниз? Причем ‒ с самого верха? И возможно ли это? Ведь мусор начинается в головах. Мусор на нашей земле ‒ это индикатор духовного состояния нашего общества.

+ + +

Речка Сосенка во время разлива (вид с балкона)

Наш дом с участком земли расположен в подмосковном поселении Воскресенское (бывшая дворянская усадьба семьи меценатов фон Мекк) на берегу речки Сосенка, шириною она метров пять, примерно, как Иордан. Мы ее и освящали иорданской водой. Берега поросли ветлами, в кустах сейчас поют соловьи, водится рыба, ондатра, утки, иногда проплывают ужи, можно найти речных моллюсков наподобие перловиц и прудовиков, летом цветут кувшинки, ‒ значит, сама вода чистая, пригодна для прихотливой жизни. Причем, несмотря на то, что в ней еще водится и мусор, в основном пластиковый. Удивительно, сколько его накапливается за всего лишь десять первых километров жизни этой речки.

Начинается она на теплостанской окраине Москвы. Раньше мы там жили, в Теплом стане у МКАДа, где каждое утро, выгуливая собаку, я набирал в «своем» лесу пакет мусора: это неиссякаемое свойство московской «зоны отдыха Тропарево», характеризующее поведение ее отдыхающих гостей. Оттуда речка (заключенная в подземный коллектор) протекает за МКАДом через снабжающие ее своими отбросами населенные пункты Мосрентген, Николо-Хованское, Зимёнки, Летово, Сосенки, соседнее к нам Ямонтово. И берега на всем протяжении усеяны разнообразным мусором, вплоть до фаянсовых унитазов и отслуживших свое стиральных машин…

В шутку я называю прибрежные мостки у нашего берега ‒ «портом пяти морей». Потому что Сосенка впадает в Десну, Десна в Пахру, Пахра ‒ в Москву-реку, та ‒ в Оку, Ока в Волгу с выходом на большие судоходные маршруты. Так «наш» мусор, объединяясь в пути с такими же щедрыми добавками из всех этих русских речек, достигает не только Каспийского моря, но и через канал Волго-Дон теоретически может обогащать обще-цивилизационные мусорные запасы мiрового океана, о росте которых экологи давно уже бьют тревогу.

Небольшую часть «нашего» мусора удается собирать на берегу при разливах (у меня рука не поднимается отталкивать его от берега в дальнейшее плавание, регулярно вывожу его мешками на своей «Ниве»), думаю, утки и рыбки за это хоть немного благодарны. Но в целом проблема усугубляется, поскольку и Москва, расширяясь, своими новостройками уже подобралась к нашему Воскресенскому. Окрестных «производителей» мусора становится всё больше, а утят в речке в этом году стало заметно меньше ‒ всего два выводка. На днях в прилегающем лесу ночью вывалили гору строительного мусора… (Хорошо бы найти виновника и вывалить ему этот мусор в квартиру.)

Сколько еще осталось жить нашей милой Сосенке при таком натиске «цивилизации»?..

+ + +

М.В. Назаров  Мусор

Во всяком случае, не больше, чем всему нынешнему виду гомо сапиенс. Срок его существования ограничен тем промышленным разрушением планеты, которое люди неуклонно «творят» своим эгоистично-потребительским «одноразовым» отношением к ней. А она не безразмерна и не безсмертна, как и всё живое на ней. С каждым годом численность живущих видов флоры и фауны на Земле сокращается из-за вредного техногенного воздействия и исчезновения естественной среды обитания. (По данным специалистов, за последнее столетие численность растений и животных на суше сократилась более чем на 20 %; в течение ближайших десятилетий может исчезнуть миллион видов растений и животных, притом что сегодня на планете существует всего около 8,7 млн. видов; состояние экосистем, от которых зависит как человек, так и другие виды, ухудшается быстрее, чем когда-либо. «Деградация почв уже наносит ущерб сельскохозяйственной продуктивности на 23 % территории планеты. Сокращение популяции диких пчел и других насекомых, которые помогают опылять фрукты и овощи, повышает до 577 млрд. стоимость производства сельскохозяйственных культур из-за риска».)

Лесные пожары (главная их причина ‒ человеческая небрежность) и промышленная вырубка лесов (которые дарят нам кислород для дыхания, поглощая при этом углекислый газ), как и огромные загрязненные и опустошенные территории вследствие нефтедобычи и других разработок земных недр на продажу иноземцам ‒ это тоже человеческий «мусор», уродующий нашу «одноразовую» землю. И мы еще не знаем, каковы будут последствия от внедрения «мусорного» продовольствия с ГМО или от электромагнитного мусора (радиоволнового излучения), которым всё больше заполняется эфир… Человечество уже загадило и околоземное пространство, где накапливающийся космический мусор создает проблемы для космонавтики.

Еще одним видом мусора является быстрое потепление климата (не путать с прежними тысячелетними периодами температурных колебаний) ‒ техногенное следствие человеческого «экономического роста», которым государства гордо оценивают свою «развитость» ‒ оно грозит уже в самом скором времени разбалансировкой всего гармоничного устройства планеты: усилятся землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и другие природные катастрофы. Многие народы лишатся прежней среды обитания. Наша тундра из-за таяния вечной мерзлоты и выбросов метана, превратится в изрытое кратерами болото, вымрут белые медведи и стада северных оленей, строения на сваях в, казалось, вечной мерзлоте обрушатся. Таяние полярных льдов и горных ледников с соответствующим повышением уровня океана изменит очертания мiровой суши.

И всё это ‒ следствие нынешней цивилизации, вернее доминирующей мiровой экономической системы, которое не устранить «раздельным сбором мусора»…

+ + +

Диаграмма: Три возможных варианта динамики зимней температуры на севере Европы (в кельвинах) с 1996-го по 2050 год, соответствующие трем различным (но вероятным) начальным условиям (Stott P.A. et al. External Control of 20th Century Temperature by Natural and Anthropogenic Forcings // Science. 2000. V.290. P.2133–2137). Видно, как зависит от начальных условий режим колебаний температуры в ближайшие десятилетия. Но при переходе к более длительным отрезкам времени тенденция глобального потепления, определяемая растущей концентрацией парниковых газов, берет верх, и начальные условия уже перестают оказывать существенное влияние на динамику.

До наступления эпохи ускоренного «научно-технического прогресса» мусора в человечестве не было. Все хозяйственные материалы брались из природы и туда же возвращались отходы, которые естественным образом перерабатывались природой. Но по мере всё большего «научного» вмешательства человека в мiроздание с изобретением новых, искусственных материалов, агрохимии, а теперь уже и генной инженерии ‒ естественное состояние природы стало нарушаться.

Можно ли было сочетать «научно-технический прогресс» с разумным предотвращением его негативных последствий? Наверное, можно. Но для этого люди должны были быть кроткими праведниками, во всяком случае ‒ их правители должны были (принятием соответствующих законов и норм) регулировать этот процесс не только с точки зрения сиюминутной выгоды. Однако стяжательная идеология победившего капитализма и «свободного рынка», обрушившая прежние религиозные ограничения, стремилась только к выгоде любой ценой.

Еще в Ветхом Завете через Царя Давида Господь наставлял людей: «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю… кроткие наследуют землю и насладятся множеством мiра» (Пс. 36:1-5, 9-11). И в Новом Завете Господь подтвердил это в Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф. 5:5).

Гордые, эгоистичные, жадные ‒ не наследуют. Соответствующие предсказания нам открыты в Священном Писании:

«Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба… И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21: 10-11, 25-26).

Эти катаклизмы сопровождаются нравственным упадком человечества, которое и есть первопричина бедствий:

«В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся… Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 1-5, 13).

То есть по мере отхода человечества от следования Закону Божию и умножения нечестия, эгоизма, преступности ‒ всё это не может не сказываться на состоянии природы, владеть которой человек поставлен как «венец творения», но превращается в бездумного ее потребителя-разрушителя. И возникает естественная бунтарская реакция созданной Господом Земли на безчинства безбожной цивилизации.

Нередко эти катастрофы называют карой Божией, но эту кару человек выбирает себе сам своим непослушанием на основе непреложного нравственного закона. В Ветхом Завете Господь говорит о выборе, стоящем перед людьми: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21:8), –  и в этом состоит Закон Божий, говорящий о том, что тот, кто не выбирает добра и жизни, неизбежно становится проводником зла на пути смерти ‒ от этого выбора человеку не дано уклониться, а нравственный нейтралитет в этом вопросе невозможен.

Таким образом, предсказания о разрушении Земли неизбежно «запрограммированы» в эгоистичном экономическом поведении безбожного греховного человечества, живущего по принципу «после меня хоть потоп». Поэтому проблема мусора ‒ это не просто бытовая проблема, с которой в отдельных городах и странах еще можно справиться новейшими мусорными технологиями, как это нам в малых масштабах демонстрируют некоторые народы, любящие свою землю и воспитывающие в себе уважительное отношение к ней как часть своей национальной культуры. Например, это очевидно у немцев с их культом чистоты и порядка. И это хорошо.

Но проблема мусора ‒ это духовная проблема всего человечества как иллюстрация его греховного состояния, поскольку мусор начинается в голове. И не только в голове простого обывателя-эгоиста, который не станет мусорить в своем жилище, но за его пределами «пусть хоть трава не растет». Эта духовная проблема в гораздо более опасном масштабе проистекает из головы экономического и политического руководства всей современной цивилизации с ее рыночной идеологией потребительства, стяжательства и соответствующими материалистическими ценностными критериями. Ведь на рынке природное здоровье планеты не котируется…

Свой огромный вклад в мiровую мусорную цивилизацию вносит демократическое замусоривание голов населения всевозможными лжеистинами, уводящими людей от Бога ‒ вместо воспитания поколений на основе четкой государственной идеологии на упомянутом Божием «пути жизни». В такой свободе греха и находится главный источник мусора. (В этом смысле конституцию РФ тоже можно считать «мусорной»: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной«, ст. 13); «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной», ст. 14.)

Защитники природы наподобие «Гринпис» похвально пытаются бороться со следствием этой идеологии, но не с причиной. Так же безплодны и международные конференции по проблемам окружающей человека среды, пытающиеся установить «квоты» и «нормы» для продолжения греховной разрушительной деятельности… (См.: 5 июня Всемирный день окружающей среды.)

+ + +

Почему же сильные мiра сего не желают принимать эффективных спасательных мер против всех видов мусора, включая нарастающую на глазах угрозу потепления? Неужели только из сиюминутного эгоизма, ибо связанные с этим расходы будут в ущерб экономическому росту и их доходам?

Пожалуй, скорее у них очевидно нежелание изменять саму нынешнюю стяжательную модель мiровой экономики, которая позволяет ее хозяевам контролировать мiр. Это хищническое эгоистичное поведение называется капитализмом, духовной основой которого, по убедительному анализу таких классиков социологии и политэкономии, как М. Вебер и В. Зомбарт, является стяжательный иудаизм (которому в ходе т.н. Реформации удалось иудаизировать и западное христианство).

Но, возможно, есть и другая причина ‒ самонадеянная уверенность мiроправителей в том, что они в грядущей катастрофе выживут в своих изолированных резервациях, и она даже пойдет им на пользу, решив многие накопившиеся проблемы? На чем основана эта надежда?

В религии талмудистов сильна тяга к материальному и земному, в «святой» надежде, что своим богатством они служат «б-гу» и что он не нарушит своего обетования о мiровом господстве евреев и как-то «всё утрясет» для б-гоизбранного народа; что ему – только ему и именно ему – пойдет лишь на пользу всемiрная катастрофа, «по обетованию» очистив планету от излишнего биологического балласта (см.: Что произойдет с народами мира?). Вполне возможно, что мiровая закулиса предпочитает сохранять «общество потребления», обезпечивающее «их» власть, и при этом сознательно ждет контролируемую ею катастрофу, которой «они» во много раз сократят население планеты и соответственно промышленные выбросы, решив хирургическим способом проблемы и с перенаселением и, как «они» надеются, с потеплением; в такой рукотворной глобальной катастрофе «они» видят необходимую предпосылку для «спасительного» воцарения своего всемiрного правителя-мошиаха. Однако мы знаем, что их «б-г» и мошиах обманут их насчет мiрового господства: греховная «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10), а праведники узрят «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1).

Поэтому вряд ли уже можно предотвратить глобальную катастрофу на Земле из-за духовного состояния численно растущего человечества, неизлечимо больного грехом и все дальше отходящего от Закона Божия как закона жизни – под власть мошиаха-антихриста по закону смерти. Нынешним олигархическим компрадорам РФ и в голову не приходит то, что можно строить здоровую богоугодную экономику на принципе автаркии.

Это значит, что православным нужно духовно готовиться встретить эту катастрофу на своем пути жизни, оставшись верными Богу и сплачиваясь в непобедимый силами зла»стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20), чтобы унаследовать преображенную землю Царствия Божия. Но за то, чтобы в этом Богоспасаемом стане и граде оказалось как можно больше достойных людей на как можно большей части Русской земли, – нам еще предстоит побороться с Божией помощью против «мусора» во всех его разновидностях, начиная с головы.

М.В. Назаров
30.5.2019

М.В. Назаров  Мусор

См. также о специфических свалках «мусора» и тоже из-за проблемы с головой у правителей – Хлеб ногами топтать ‒ народу голодать. Об уничтожении санкционной продукции:

Источник: https://rusidea.org/250944400