Масленица — последняя неделя перед наступлением Великого поста
На горах покататься, в блинах поваляться…
Б. Кустодиев. Масленица
Не все коту масленица,
будет и Великий пост
К Великому посту христиане готовятся загодя, за три недели. Сначала после воскресенья, в которое за службой читается евангельская притча о фарисее и мытаре, проходит сплошная седмица. Сплошная – значит то, что в эту неделю нет обычного во весь год поста в среду и пятницу. Следующая неделя – обычная в смысле пищевого рациона, в воскресенье перед ней в Церкви читается притча о блудном сыне. А потом наступает Масленица, которую предваряет евангельское чтение о том Страшном Суде, который ждет каждого человека в конце мiра. На Масленице, которая по церковному называется «сырной седмицей» уже не едят мяса (и потому воскресенье, с которого она начинается называют мясопустным), но всё остальное можно во все дни, включая и среду с пятницей. То есть Масленица это уже немножко пост (мяса-то уже не едят), но все-таки – Праздник, длящийся непрерывно целых семь дней.
Живые и очень яркие воспоминания того, как праздновалась Масленица в старой России, можно найти в книге И.С. Шмелева «Лето Господне»: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони… Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за зведами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… перед постом?»
Годовой круг церковной жизни в некотором смысле изображает собой всю историю человечества. Масленица соответствует здесь райской жизни человека до грехопадения, когда мяса люди еще не ели и жили в радостном единстве с Богом. А в последний день Масленицы, в воскресение перед Великим постом Церковь с своих службах вспоминает изгнание людей из рая: отступив от Бога, люди сами лишили себя радости.
В Церкви последний день Масленицы называется еще Прощеным воскресением, потому что на пороге Поста люди должны примириться со всеми, испросив у всех прощения и простив искренно всех: перед лицом нашей общей беды – греха и смерти – что значат наши мелочные обиды! Семь недель Великого поста символизируют жизнь человечества до рождения Христа, а Пасхальные торжества – это празднование спасения людей, празднование той победы над грехом и смертью, которая даруется каждому через соединение со Христом. И от Пасхи до следующей Масленицы, до Недели о Страшном Суде – это жизнь человечества от спасительного пришествия Христова до конца этого мiра, до того Суда, когда каждый по делам и вере получит именно то, к чему своей земной жизнью устремился. Нам бы только отличить настоящие блага от безсмысленной мишуры!..
Каждый год, да и вообще всей своей жизнью человек проходит этот путь от первозданного рая к Царству Небесному. Точнее сказать – призван пройти. Но если для человека райская радость Масленицы выражается в одной разнузданности, а труд и тяготы Великого поста он на себя не принимает – дескать, нам и без Христа неплохо, – если Воскресения Христова он и не заметил или, «отметив» Пасху, так и не понял, что в этот день произошло, если и потом живет человек так, словно и не приходил на землю Бог, чтобы его спасти, если и перспектива ответить за все свои дела, слова и мысли никак не напрягает его, – боюсь, что жизнь его промахнется мимо цели, в никуда уйдет…
Радостно широкой нам всем Масленицы! Радостно вдумчимого нам всем Великого Поста! И, конечно, торжествующей пасхальной всем нам радости!
Дай Бог!
А.Л. Анисин
http://www.russned.ru/stats.php?ID=201
Масленица веселая
… Известно, что с древних времен на Руси Масленица служит самым веселым и раздольным общенародным праздником в собственном смысле этого слова. Простой наш люд недаром привык величать ее самыми нежными именами, как, например, честная, веселая, широкая, касаточка, неточка, ясочка, перепелочка, переберуха, перепелины твои косточки, бумажное тельце, сахарные уста и т. п. На Масленицу каждый день, в частности, имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений.
Понедельник, например, называется встречей, потому что тогда праздновалось начало Масленицы; вторник – заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряживания, катанья; среда – лакомка, так как тогда открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг – широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница – тещины вечеринки, когда зятья угощали своих тещ; суббота – золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных.
Считая излишним описывать подробно все эти увеселения и забавы, приведем только несколько замечаний лиц, бывших свидетелями нашей древнерусской Масленицы, чтобы судить хотя приблизительно о самом ее характере. Один из иностранных путешественников, посещавших наше отечество в XVI веке, именно Одерберн, вот что говорит о древнерусской разгульной Масленице: «В это время у русских почти безпрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, т. е. оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до безпамятства. В течение всей Масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…».
Судя по такому характеру масленичных развлечений, нельзя не видеть, что самая Масленица есть чисто народное празднество, которое ни одною из своих сторон не касалось собственно религиозной жизни наших предков. Разве что можно в этом случае указать на два обряда, которые могут говорить сколько-нибудь в пользу того, что наша Масленица имела некоторые черты религиозные: это именно употребление так называемых блинов и особенное умиленное прощанье друг с другом.
Относительно блинов известно, что они не только у славян, но и других народов древности составляли не только праздничное кушанье, но и употреблялись при поминовении усопших. О блинах как праздничном кушанье упоминается даже в книгах Священного Писания, когда говорится о царе Давиде, что он, по случаю празднования перенесения ковчега завета, «даяше по сковрадному млин»; с другой стороны, у литовцев на так называемые хавтуры и другие празднества пекли блины; германцы в память своих покойников тоже употребляли обваренные оладьи. На этом основании можно думать, что и наша Масленица не обходилась без поминовения усопших, тем более что, как известно, Церковь наша обыкновенно субботу пред Масленою неделею посвящает поминовению усопших праотцев, отцов и братьев, и эта суббота в народе известна под именем Родительской или Дедовской.
Другой обычай Масленой недели, именно умиленное прощание друг с другом, есть своего рода просьба об отпущении друг другу грехов; отсюда последние дни Масленицы и называются прощальными днями, целовальником, прощеным днем. Обычай этот глубоко доселе уважается русским народом, и особенно в старину об исполнении его заботились наши предки от Царя до простолюдина.
Один из иностранных писателей, именно Маржерет, путешествовавший в XVII в. по России, говорит, что сам был свидетелем прощаний и мірских сходок, которые происходили в конце Масленицы у наших предков и на которые являлись люди, поссорившиеся между собою. «Здесь,– говорит он,– враги и недруги приносят друг другу извинение, обнимаются и целуются, приговаривая, между прочим, «да не зайдет солнце в гневе нашем».
Известно, что в XVII веке цари русские хаживали на прощание к Патриарху с боярами и думными людьми, причем Патриарх угощал своих гостей медами и романей. Благочестивый Царь Алексей Михайлович имел обычай пред свершением этого обряда посещать богадельни и тюрьмы и собственноручно раздавал колодникам, увечным и болящим щедрую милостыню; эти выходы Царя совершались тайно.
Подобным же образом видим, что в старину и в простом быту люди благочестивые на Масленице, после утрени и обедни, отправлялись с возами калачей в острог, в яму, в богадельни и в разные сиротопитательные заведения, подавая нуждающимся посильное подаяние и милостыню. Мало того: что касается обряда прощения, то следует заметить, что наши предки имели обычай обращаться за прощением в Масленицу не только к людям живым, но даже к покойникам. С этой целью особенно благочестивые старики и старушки в прощальные дни ходили на кладбища и здесь прощались со своими дедами, отцами и родственниками.
Сущность этого обычая, как можно заключить, вытекает именно из той всепрощающей любви христианской, которая повелевает всем своим последователям любить друг друга как самих себя и которая напоминает, что всякий человек, желающий искренно покаяться, должен, прежде всего, примириться с братом своим. Но нужно заметить, что на эти только обряды в нашей Масленице и можно смотреть, как на особенности, которые носят на себе отпечаток религиозный.
Что касается прочих развлечений и удовольствий народных, из которых слагалось это народное празднество, то нет никакого сомнения, что они по своему происхождению должны быть признаны остатками дохристианского язычества. Потому-то представители нашей Церкви далеко не могли мириться со всеми обычаями и обрядами древнерусской народной Масленицы, и, как увидим сейчас из слов одного иностранного писателя, они открыто восставали против русской Масленицы – этого разгульного празднества. «Патриарх русский, – говорит Одерберн о Масленице, – хотел искоренить этот бесовский праздник, но не успел; он только сократил его на восемь дней, вместо прежних четырнадцати».
Что касается происхождения нашей Масленицы, то в разгульном празднике ее нельзя не заметить поразительного сходства с так называемым западным карнавалом. Некоторые из исследователей древнерусского быта не без основания поэтому полагают, что это чисто народное празднество перешло к нам с запада и приурочено было у нас к Сырной неделе. Мнение это кажется нам вполне удовлетворительным, тем более что им только и можно объяснить себе тот поразительный контраст и странную смесь языческих и христианских обычаев и обрядов, какими обставлена наша Масленица.
Иерей Евгений Пуртов
(в сокращении)
http://www.russned.ru/stats.php?ID=200
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.