«Побудить к объединению «осколков» РПЦЗ может резкое ухудшение положения в РФ и мире с репрессиями против всех бескомпромиссных христиан»
— «Портал-Credo.Ru»: Михаил Викторович, как бы Вы охарактеризовали миссию Русской Зарубежной Церкви, итоги её 90-летнего исторического пути?
Михаил Назаров: Миссия РПЦЗ в моем понимании определяется той целью, с которой Господь Бог попустил сокрушение силами зла православной государственности Третьего Рима: чтобы этим последним средством научить наш народ Истине «от обратного», на опыте покаянного осознания нашего отступления, которое и привело к революции.
РПЦЗ – часть русского народа, которая всё же пыталась оказать сопротивление богоборческим силам, но была выброшена революционным катаклизмом в окружающий мир – также и для уразумения того, в каком духовном состоянии находится все человечество, какие силы в нем действуют и с какими целями.
Соответственно, миссия РПЦЗ состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первое. Осознание причин утраты нами православной государственности, то есть причин революции, которые коренятся в духовном неблагополучии российского общества и в самой Церкви, точнее — ее иерархии. Такое покаянное осознание и исправление своих грехов, столь ярко проявившихся в феврале-марте 1917 года и сыгравших решающую роль в непротивлении революции – непременная основа для возможного возвращения хотя бы части нашего народа на верный исторический путь. Многое в этом отношении в исторической РПЦЗ было сделано в 1920-30-е годы, но и сегодня никогда не будет чрезмерным постоянное напоминание об этом. Тем более это важно потому, что значительная часть прежней РПЦЗ, вступив в МП, отказалась от традиционной миссии РПЦЗ. И они теперь даже от имени РПЦЗ пытаются клеймить и топтать эту традицию как «раскол» (наглядный пример тому – выпендривание некоего чтеца Кирилла Крепса из Кёльна на форуме Кураева).
Второе. Этот исторический путь не может быть формальным возвратом к прежнему. Необходимо осознание того, на каком новом историческом отрезке существования земного мира находится человечество после сокрушения «удерживающего» — Третьего Рима. Поскольку очевидны признаки последних времен, Церковь должна выполнять свою спасительную миссию, бескомпромиссно обличая «мировую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов» – так это сформулировал Архиерейский Собор РПЦЗ в мае 1993 года. Это необходимо для спасения и объединения оборонных усилий всех, способных спастись.
Таков нравственный императив РПЦЗ. А каков будет результат по территориальным и организационным масштабам – как Бог даст. Нас должно укреплять знание того обетования, что врата адовы Церковь не одолеют. И в Священном Писании, в Откровении св. Иоанна Богослова сказано об этом, что в конце земной истории останется непобежденный антихристом и его полчищами «стан святых и град возлюбленный», который спасется в Царствие Божие. Вот это и есть ориентир и цель истинной Церкви в последнее время. Территориальные размеры этого «града» будут зависеть и от нашей активности в распространении Истинного Православия, но успешность этой миссии зависит не от количества, а от качества. Даже если это будет «малое стадо» – миссия РПЦЗ будет выполнена.
— Каково положение Русской Зарубежной Церкви в наши дни? Каковы главные препятствия для свободной деятельности РПЦЗ на территории РФ?
— В данный момент наше положение в РФ полукатакомбное: нас официально не существует, и потому официальных репрессий как бы нет (за исключением нападок в СМИ). Однако не только СМИ, но и правоохранительные органы трактуют нас как «секту» – и, соответственно, обширные системные репрессии будут возможны, если мы достаточно окрепнем в глазах патриархийных властей. Они явно опасаются, что церковный народ МП в своем неприятии апостасийных процессов, усилившихся при нынешнем первоиерархе, начнет обращаться в РПЦЗ. Примеры этому в последние месяцы мы видим в Барнауле, Красноярске, Перми… Так что, вероятно, именно количественный рост приходов РПЦЗ может побудить власти к усилению давления на нас. Никакая регистрация наших приходов (где она удалась), обращения в суды и т.п. не помогут в условиях царящих в нашей стране «законов джунглей». Мне кажется, что лучшая самооборона РПЦЗ – завоевание симпатий церковного народа и низового духовенства МП нашей взвешенной и мудрой церковной политикой, бескомпромиссной по отношению к апостасийным силам, которые и прихожане МП отвергают как таковые. Правда сама по себе – наиболее эффективное наше оружие. Но без лишних поводов для силовой политической конфронтации при таком неравенстве сил.
— Видите ли Вы перспективы в диалоге по собиранию так называемых «осколков» РПЦЗ?
— Поскольку все мы как люди несовершенны и с трудом готовы публично признавать собственные грехи и ошибки, наверное, это собирание невозможно, так сказать, в «мирное время». Мне кажется, что побудить к этому может только резкое ухудшение положения в РФ и мире с репрессиями против всех бескомпромиссных христиан. Вот тогда главное препятствие – личные амбиции многих архиереев – могут отступить на второй план перед чувством солидарности. А сейчас многие из них надеются, что именно их «осколок» возобладает над всеми остальными как «истинный». Таково мое впечатление из разговоров на эту тему с архиереями РПЦЗ(В) и РосПЦ, которые проездом пожелали встретиться со мною в Москве. Разумеется, мне близка примирительная позиция нашего первоиерарха, Митрополита Агафангела, который в духе разумной церковной икономии в столь необычные исторические времена предложил начать сближение с взаимного установления церковного общения при сохранении прежних структур управления. То есть не считать друг друга «предателями» или «раскольниками», а совместно и смиренно молиться о единении всех верных Истинному Православию и сопротивляющихся царству антихриста (полагаю, что такового духовенства немало и в МП). В надежде заслужить помощь Божию.
Беседовал Олег Филатчев,
для «Портала-Credo.Ru»
Информация с сайта http://www.portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.