МОНИТОРИНГ СМИ: Преследуемый правды ради
Православные круги ошеломило известие о насильственном смещении с кафедры епископа Рашско-Призренского Артемия
Когда сами погружены в пучину стольких неразрешимых вопросов и, вспоминая славное Зарубежное прошлое, видим наше сегодняшнее плачевное состояние, следует ли нам заботиться о неприятностях, возникающих в иных Церквах ? Если ответить «по-человечески», то скорее хотелось бы сказать — не следует, а если по-христиански ответить, то не только следует, но является прямым долгом, ведь сказано «аще страждет один член, с ним страждут все члены». Не от одного ли все мы православного древа ? Но родство наше особенно проявляется с Сербской Церковью /СПЦ/ и сербским православным народом.
Во времена своего могущества Россия всегда была как бы старшим братом по отношению ко всем славянским и вообще православным народам, и безопасно и уютно жилось им под покровом русских царей, что особенно проявилось в последний век существования исторической России. В двадцатых годах XIX века, Россия приняла самое прямое участие в освобождении Греции, а во второй половине того же века, всё благодаря той же самоотверженности России, можно было наблюдать настоящий цепной освободительный процесс славянских балканских народов, томящихся доселе под турецким игом. Всем хорошо известен подвиг русских витязей в освобождении Болгарии, но тем же братским попечением и безкорыстной заботой облагодетельствованы были и Сербия, и Черногория, и Румыния, и Грузия, и Босния, и Молдавия и др.
Знатные сербские фамилии, особенно готовящиеся к королевскому служению как правило воспитывались в России, тогда как высшее сербское духовенство состояло из выпускников русских духовных академий. Когда в июле 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, долго не думая, наш благороднейший Государь, несмотря на недостаточную военную подготовленность Русской Армии, тут же горой заступился за младшего православного сербского брата. По совести и христианскому духу св. Царь-Мученик иначе поступить не мог. Кто мог предвидеть, что благородство России косвенно обернётся её крахом …
Но следует особо подчеркнуть, что Сербия — честь и слава ей — не меньшим благородством ответила своему благодетелю, когда он очутился в беде. Ни одна страна не проявила такого гостеприимства, такого горячего и деятельного сочувствия русским беженцам, а это когда весь мiръ отвернулся от России и мало кто среди вчерашних союзников показал себя на должной высоте новой обстановки. До некоторой степени можно даже сказать, что в течении двух десятилетий дано было России продолжить своё существование в Сербии, о чём с любовью вспоминают и свидетельствуют все русские эмигранты, прошедшие через Сербию. Самое высшее свидетельство своей любви и преданности России, Сербия проявила в церковном вопросе, разрешив свободное размещение Зарубежной Церкви на своей канонической территории, предоставив ей не только полную свободу для ведения церковной жизни русских беженцев, но и любезно предоставив в её распоряжение здания древнего сербского патриархата в Сремских Карловцах, откуда Зарубежный Архиерейский Сvнод смог руководить духовной жизнью Белой Эмиграции и написать самые красивые страницы своей истории. Об уважении к авторитетности Зарубежной Церкви могут свидетельствовать слова святейшего Патриарха Варнавы, сказанные по поводу смуты, происшедшей в конце 20-ых годов в РПЦЗ : «Среди Вас находится великий иерарх Высокопреосвященный Митрополит Антоний, который является украшением Вселенской Православной Церкви. Это высокий ум, который подобен первым иерархам Церкви. В нём и заключается церковная правда».
Так длилось до Второй мiровой войны и прихода к власти коммунистов. Большинству русских беженцев пришлось вновь эмигрировать дальше, но тем не менее среди православного народа и особенно духовенства сохранились те же тёплые отношения к Русским. Лучшим тому свидетельством можно было видеть в том, что когда приезжали сербские архиереи на межправославные съезды и совещания в Шамбези под Женевой, то первым делом наносили визит нашему Архиепископу Антонию, как старшему собрату и искреннему другу сербского народа, и непременно по окончании работ докладывали ему о принятых решениях. Мы знали, что пока во главе СПЦ стоит костяк архиереев старого закала, которых с Зарубежными архиереями связывали узы братской дружбы, все вражеские попытки советских архиереев будут безуспешны. Душой Сербской Церкви в эти годы был, недавно прославленный выдающийся пастырь и богослов, преподобный Иустин /Попович/, тот самый кто сказал в докладе по случаю кончины Блаженнейшего Митрополита Антония /Храповицкого/, что он в положении муравья, которого просят говорить о парящем орле, что говорит об уважении питаемом святым к основоположнику Зарубежной Церкви.
Но годы шли и с середины 90-ых годов в Зарубежной Церкви подспудно тлела новая смута, вспыхнувшая настоящей революцией летом 2000 года. К этому времени тайные вражеские силы незаметно, безшумно, но весьма последовательно овладели всеми рычагами власти в Сvноде и направили наш церковный корабль в сторону сближения с Московской Патриархией, а чтобы разрядить ожидаемые сопротивления или недоумения, постановили обратиться к Сербской Церкви, как посредницей между нами и МП. Не будет сказано в обиду СПЦ, но она тогда уже определённо направила курс на полное признание МП, в то время как в РПЦЗ её собеседниками и друзьями были уже не Митрополит Антоний, св. Иоанн Шанхайский или Архиепископ Антоний, но в основном главный зачинщик развала Зарубежных устоев путём сближения с советской Церковью — пресловутый германский Вл. Марк. Таким образом исход посредничества был заранее предрешён и никак не вписывался в традицию того, что было при Святейшем Патриархе Варнаве, отчего и встретило это решение такое сильное сопротивление со стороны настоящих Зарубежников.
Нельзя также забывать, что в эти годы сербский народ переживал ужасную трагедию. Удерживающего давно уже не было, не было уже той исторической настоящей России, которая никогда не дала бы родную православную сестру на растерзание вандалам. Со звериным лицом, Новый Мiровой Порядок растоптал Сербию, недвусмысленно показав заранее, что ожидает тех, кто посмеет сопротивляться его повсеместному установлению. Несчастный старец сербский Патриарх Павел, в отчаянной надежде разбудить мiровую совесть делал, что мог и в этом безуспешном стремлении совершал много неправильных шагов, которых тем не менее трудно ставить ему в вину, так как побуждения его были благими. Ясно видел он, что вопрос был не только в усмирении Сербии, но что шёл настоящий крестовый поход на Православие. Неустанно искал он повсеместно сочувствия и помощи, но не было к кому обратиться … Были отдельные личности, но ни одно государство, ни одно международное учреждение не могло положительно отозваться, так как то, что творилось, отвечало их явным или тайным планам.
Изнурительная борьба против ветряных мельниц окончательно сломила старца и патриарх Павел отошёл ко Господу 15 ноября 2009 г. Надо сказать, что в течении всей военной агрессии вся Сербская Церковь стояла монолитом за защиту исторических ценностей Сербии и памяти заветов святого Саввы, души сербского народа. Но после окончания войны и поражения Сербии быстро стали появляться трещины. В частности, в Архиерейском Сvноде была задействована неожиданная борьба за власть, шли настойчивые разговоры о смещении, никак не решавшегося умирать патриарха. Схожесть с тем, что нам пришлось пережить в Зарубежной Церкви, когда «архиереи-путчисты» не могли дождаться кончины приснопамятного Митрополита Виталия, просто бросается в глаза. И неудивительно, ибо здесь и там те же разрушительные силы были задействованы, силы желающие приземлить Церковь, слить её с мiром сим и согласовать её учение и её курс с земными порядками. Но в отличие от РПЦЗ, Сербы всё же имели приличиедождаться кончины 96-летнего патриарха.
С избранием нового патриарха Иринея в январе 2010 г. сразу повеяло новым духом. Как и с избранием Влл. Лавра и Илариона мы имеем дело с иной Церковью, несмотря на прежнее название. Первым доказательством коренной перемены в СПЦ стало нашумевшее дело Епископа Артемия. В православных кругах были ошеломлены известием о насильном смещении с Косовской кафедры одного из самых видных сербских епископов, Вл. Артемия, с предлогом, выдвинутым с явным желанием опорочить человека : коррупция и финансовые махинации. Неужели мог так безславно пасть архиерей всегда слывший столпом Церкви, пасть с таким позорным обвинением ? Вл. Артемий родился в одном селе с сербским Златоустом Николаем /Велимировичем/ и вся его молодость была пропитана памятью этого дивного святителя, затем он был одним из четырёх ближайших учеников преп. Иустина /Поповича/, блестяще защитил ценную докторскую диссертацию о св. Максиме Исповеднике и сам, в течении двух десятилетий, возглавлял Церковь в Косово и Метохии, переняв эту столь дорогую для каждого сербского сердца кафедру от избранного патриархом в декабре 1990 г. епископа Павла.
Все годы войны Вл. Артемий был ключевой фигурой притесняемых Сербов на родном Косове, а когда вся сербская администрация покинула Косово вслед за Армией, Вл. Артемий с преданным ему духовенством остался последним защитником всеми забытого и преданного православного народа. И эта неустанная борьба несгибаемого архиерея стала настоящей «костью в горле» не только для международного сообщества, но и для окончательно сдавших сербские позиции политических властей, которые окончательно согласились на предложенный им недостойный торг : в обмен на надежду быть принятыми в Европейский Союз — признать независимость Косово под властью албанцев.
Епископ Артемий наконец переполнил чашу терпения мондиалистов тем, что подал иск на Францию, Германию, Италию и Великобританию в новосозданный Международный суд по правам человека в Страсбурге и несмотря на настойчивые увещевания наотрез отказывается отозвать свой иск. В такой обстановке легко понять немилость, в которую палнесгибаемый Архиерей, но и не менее легко понять надуманность выдвинутых против него обвинений. А поскольку за 10 месяцев, что длится это дело, не было предъявлено ни одного подтверждения в мнимых его нравственных нарушениях, и что все наказания наложены чисто административными решениями без какого либо суда и следствия, то он, естественно, не подчиняется прещениям направленным на него и продолжает себя считать правящим архиереем в Косово.
Самое печальное видеть, как СПЦ, некогда славная Церковь, превратилась в покорное орудие неправославных сил в преследовании тех, кто борется за правду. О как нам, в Зарубежной Церкви, знакомо такое положение …
Итак, в феврале 2010 г., сразу после избрания нового патриарха Иринея, Епископ Артемий был отстранён от управления епархией, в мае — почислен на покой. 15 октября из-за т.н. антиканонических поступков и неприятия сvнодальных решений — запрещён в священнослужении. Двадцать поддерживающих его священнослужителей лишаются сана и монашества (!), а после того, как 19 октября он совершает Божественную Литургию, на которую собирается несколько сотен клириков и монашествующих, Собором СПЦ принимается решение о лишении сана Епископа Атремия, который вместе с поддерживающими его объявлен «сектантом и раскольником», чьи священнодействия безблагодатны. Так и хочется сказать — знакомая песенка … Из 34 епископа только 7, а может быть следует сказать — всё же 7, высказались против лишения сана и 6 воздержались. Среди предавших православного Архиерея, митр. Амфилохий и еп. Афанасий /Евтич/, его бывшие духовные братья, ближайшие ученики преп. Иустина /Поповича/. Как смогут они теперь взывать к заветам св. Саввы, как смогут произносить священные для Сербов слова о «Косово поле» ?… Как и предатели Зарубежных заветов могут говорить о Митрополите Антонии и о Белой Идее. Медь звенящая, и только.
Но помимо защиты национально-религиозных сербских чувств, Вл. Артемий, как достойный ученик преп. Иустина, является убеждённым противником экуменизма, ереси всё больше поражающей Сербскую Церковь. Известно, что церковные и политические власти, всё с той же целью интеграции в Евросоюз, обсуждают возможность приглашения Папы Римского в Сербию. Понятно, что эта инициатива может только ещё больше сплотить вокруг Вл. Артемия всех несогласных с проводимым новым курсом, поэтому необходимо срочно заклеймить его за «непослушание», «неканоничность» и «безблагодатность» и таким «каноническим кордоном» отстранить от него паству.
Но все должны убедиться в том, что ломанного гроша не стоят все прещения и канонические рассуждения сербских сvнодалов с патр. Иринеем во главе, тем самым «патриархом», который позволил себе нарушить каноны, как никто до него не смел тем, что счёл возможным пойти в начале декабря в главную синагогу Белграда для участия вместе с раввином в возжигании иудейской хануки. И это не злословие из третьих рук, а сообщение из официального сайта СПЦ, где можно видеть фотографию улыбающегося недостойного патриарха, возжигающего огонь, а вслед за ним и президента Тадича, совершающего тот же обряд с одинаковой улыбкой. Снятие сана с архиерея-исповедника, приглашение Папы, возжигание хануки и оставление исторического сердца Сербии мусульманам — что ещё придумают церковно-политические власти новой Сербии, чтобы доказать свою готовность к вхождению в Евросоюз ?
Известно, что митр. Сергий ложью «спасал Церковь». Нынешние изменники от православия к той же лжи постоянно прибегают, но скрывают её под плотным брезентом «послушания». Ложь все видят, но обязаны молчать, если хотят продолжать спокойно жить. Да, главным каноном у новоявленных изменников, захвативших власть в ещё недавно слывущих консервативными Церквах, не защита веры, а послушание, непрекословное послушание их предательским деяниям. Через запугивание и послушание надеются заглушить совесть у оставшихся верных Православию, но пока есть ещё такие, не сдающиеся преследуемые правды ради как Епископ Артемий, то и мы не должны унывать.
протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
«КАРЛОВЧАНИН», январь 2011 г.
Информация с сайта www.portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.