От редакции. В последнее время современно искусство в России в самых разных проявлениях все более привлекает внимание общественности; едва ли они превращается не в самую важную тему дискуссий. Одним из последних предметов спора стало дело экс-директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова и экс-завотдела Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которых 12 июля Таганский суд города Москвы приговорил к штрафу за то, что они оскорбили чувства некоторых граждан РФ. По данным следствия, на организованной Самодуровым и Ерофеевым выставке «Запретное искусство-2006», которая проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Общественном центре на Земляном валу в Москве, демонстрировались произведения, содержащие «унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и к гражданам, исповедующим эту религию». Русский журнал не остался безучастным к дискуссии и публикует точки зрения экспертов, придерживающихся разных взглядов на проблему. Своим мнением с РЖ поделился Михаил Тюренков, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Приходского Собрания московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах.
* * *
Приговор по делу о выставке «Запретное искусство-2006», вынесенный накануне ее организаторам — гражданам Самодурову и Ерофееву — лично мне кажется совершенно справедливым и, надеюсь, он будет оставлен без изменений. Думаю, сегодня любому православному человеку (за исключением, разве что, нескольких либеральных маргиналов от Православия в духе, пожалуй, самого известного попа-расстриги современности – Глеба Якунина) ясно, что деятельность экс-директора музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи – это прямой вызов Русской Православной Церкви. Более того, я бы добавил, что это вызов и всем тем нецерковным людям, для которых тысячелетние история и культура России представляют пусть даже и несколько отстраненную, но все-таки положительную ценность.
Самое отвратительное в последнем даже не то, что это, по сути, вызов абсолютному большинству, которое не может за себя постоять. Ведь, несмотря на то, что организаторы антирелигиозных выставок обвиняют Церковь чуть ли не в «черносотенстве», самих «черных сотен» нет и в помине. Те же немногочисленные околоцерковные активисты, которые ходят под экзотическими хоругвями в уже ставших «притчей во языцех» футболках с надписью «Ορθοδοξια η Θανατος!» («Православие или смерть!») лишь антуражем отдаленно напоминают представителей право-монархических партий и движений столетней давности (а, если быть точнее, то карикатуры на оных). Ни численностью, ни влиятельностью, ни, скажем прямо, интеллектуальным потенциалом с правыми консерваторами начала XX века сегодняшние «православные экстремисты» сравниться не могут. Да и уж что скрывать, «экстремизм» их, скорее, балаганный, а потому нельзя говорить о том, что действия самодуровых-ерофеевых суть «равные и противоположно направленные противодействия».
При этом совершенно очевидно, что сторонников антирелигиозных акций — абсолютное меньшинство даже по сравнению с упомянутыми православными активистами. Сомневаюсь, чтобы даже в нашем сегодняшнем предельно секулярном обществе воинствующих безбожников было бы хотя бы на 1 порядок больше, чем общее количество участников Интернет-сообщества «ru_antireligion» «Живого Журнала» (около 5 тысяч человек). Но вопрос не в численности и влиятельности, а в другом. Имеют ли все они право на свое мнение в современной России? Безусловно! Но только у себя дома и только при закрытых шторах! Могут ли они высказывать его публично? Несомненно! Но, только соглашаясь с тем, что их действия подпадают под статью 282 УК РФ, и, соответственно, с тем, что сами они должны будут понести заслуженное наказание!
Теперь непосредственно о том наказании, которое было присуждено гражданам Самодурову и Ерофееву. Сегодня многие рассуждают на тему, не является ли приговор слишком мягким? С московской колокольни, наверное, эта мягкость очевидна. Ведь, казалось бы, что для столичного деятеля самодуровско-ерофеевского уровня «какие-то жалкие 150+200=350 тысяч рублей»? Однако были бы граждане-галеристы руководителями какого-нибудь райклуба русского Нечерноземья, то совершенно ясно, что подобные суммы стали бы для них роковыми. Хотя столь же очевидно, что ни в каком тульском Белеве или же рязанских Спас-Клепиках подобные «выставки» никому и в страшном сне не снились.
И в то же время, была бы моя воля, то я бы, из христианской гуманности, наказание за подобные виды преступления смягчил бы еще больше.
Как известно, наиболее легкой формой уголовного наказания являются обязательные работы. Ну а поскольку в настоящее время вновь активизировался процесс передачи в церковную собственность недвижимого имущество, которое за долгие десятилетия значительно пострадало в значительной степени именно от рук воинствующих безбожников, то было бы и разумно, и логично использовать труд подобных правонарушителей в уборке и благоустройстве церквей и монастырей. При этом уверен, что даже один прецедент, когда в православном (и не только) Рунете появятся многочисленные фотографии в духе «Самодуров с тележкой» или «Ерофеев с метелкой» на фоне руин какого-нибудь древнего русского монастыря поставит жирную точку под любыми «Осторожно: религиями» и «Запретными искусствами». Относительно же подобной эффективности штрафов (пусть даже самых значительных), честно говоря, сомневаюсь.
По материалам http://www.russ.ru
Кое с чем не согласен. По поводу интеллектуального уровня, например. Очень похоже на ярлык православных в советское время. Видеть яснее — не отсутствие ума. Вне Православия жизни нет. С чем здесь можно спорить?