ОТ РЕДАКЦИИ: Настоящая статья принадлежит перу покойного заместителя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и духовника Русского Корпуса, Архиепископа НИКОНА, и написана им в начале 1931 года, еще в бытность редактором «Царского Вестника» (№ 265 от 31 января 1932 года), т.е. более 80 лет тому назад.
Патриотическая деятельность может достигнуть своей конечной цели только в том случае, если она проникнута определенными, ясно понятными задачами и снабжена непоколебимыми убеждениями в истинности этих задач. Вот, поэтому, попытки выработать четкую патриотическую идеологию, которые у нас, в эмиграции, неоднократно предпринимались, должно только приветствовать.
Однако, ошибки в деле, исходном для возрождения всего Русского народа, не могут быть допущены и, если они обнаруживаются, их должно немедленно устранять.
Что же нужно для Русского народа после всего пережитого?
Возможно ли восстановить Россию точно такой, какой она была до 1917 года? Нужно ли и воз¬можно ли вновь продолжить те идеи, которыми бы¬ла проникнута февральская революция? И, нако¬нец, возможно ли создать какую-то «новую Рос¬сию», используя все, что так или иначе уже со¬здано у большевиков?
В нашей зарубежной политической жизни имеют¬ся сторонники всех этих трех течений. Если пер¬вые два течения имеют уже почтенную давность и возникли с первого дня нашего переселения за гра¬ницу, то третье, пытающееся оседлать дикого большевистского зверя и принудить его строить какую-то «новую Россию», обнаруживается в са¬мое последнее время.
Между тем, при внимательном рассмотрении всех этих направлений политической мысли, нужно признать, что все они явно фантастичны и несбы¬точны. Первые два основываются на том, чего нет, а последнее на том, что отчасти есть но подлежит уничтожению.
Не трудно видеть, что Россия, какой она бы¬ла до 1917 года, основательно разрушена, что Фев¬раль никогда больше не вернется на Русскую Землю пока она будет существовать, а все про¬дукты советского творчества — все эти пятилет¬ки, советы, колхозы, все орудия и средства пора¬бощения Русского народа сгинут с Русской земли бесследно в момент падения коммунизма и будут презираемы народным сознанием на це!лые века. Поэтому, связывать возрождение России с продук¬тами большевистской работы — большая ошибка.
Что же будет с Россией? Какой путь ее воз-оождения является реальным и возможным?
Ответим на этот вопрос так: прообразом русского возрождения может служить обновление св. икон.
Вот совершенно черная доска. Пыль веков затем¬нила изображенный на ней лик. Но, вот, вдруг, под действием невидимых благодатных сил или даже под рукой искусного мастера, чернота: сни¬мается и на том месте, где было только чер¬ное пятно, ярко светится лик неземной красо¬ты, подобного которому не мог бы изобра¬зить ни один новый живописец.
Если Русскому народу суждено возродиться, то вот то же самое произойдет и с Россией. Она вся те¬перь покрыта большевистской чернотой, и эту черноту она сбросит с себя и засияет новым све¬том. Нужно понять ту простую истину, что для Русского народа нужна не «новая Россия», а нуж¬но обновление св. Руси.
Нам, конечно, скажут: что вы, в XX век, в век радио и аэропланов вы хотите отбросить нас к XVII веку , когда не было даже железных дорог?
Да, ответим мы, наше спасение — в возрождении старины. Что же касается этих постоян¬ных стремлений к чему-то новому, то нужно пря¬мо сказать, что в политической жизни, которая является внешним выражением жизни нравствен¬ной, никаких новшеств не бывает. Бывает толь¬ко истинная жизнь и ложная жизнь. Все, что имеет своим источником св. Евангелие и Христову Цер¬ковь, все, что к ней приближается, или по край¬ней мере стремится приблизиться, — все это жизнь истинная, а все, что от нее удаляется — жизнь ложная.
Никакие технические усовершенствования не могут изменить этих законов общественного развития. Можно летать на аэроплане, слушать радио, пи¬таться консервированными витаминами, пользовать¬ся самыми совершенными удобствами и оставать¬ся ничтожным человеком. И, наоборот, можно жить в первобытных условиях природы и хра¬нить высокий и разумный идеал жизни.
Скажут, но как же политическая свобода — это достояние прогресса? Но ведь где, когда и какой строй доставлял человеку свободу? Очевидно, что полная свобода не доступна человеческому обще¬ству, а наиболее полное и свободное развитие политических сил достижимо только в обществе с высоким нравственным идеалом, полнота кото¬рого содержится в нашей религии.
Те же «новые люди», которые поразили вообра¬жение нашей молодежи, являются как бы кон¬центрацией и накипью всех отрицательных свойств. Пусть многие из них в этом не виновны, но они должны переродиться, а на это требует¬ся большой труд, большое внутреннее напряжение всех нравственных сил. Пока же это перерожде¬ние не произошло, эти «новые люди» — зло¬деи или несчастные слуги злодеев.
Да, конечно, энергия и удаль нужны будут для строительства России. Однако, образцом такой энергии должны служить не большевики, а наши предки. Возьмите хотя бы тех же наших предпри¬имчивых новгородцев: их торговые способности, их знания иностранных языков, их постоянное сближение с иноземцами, их свободолюбие, их военная удаль, широта их натуры, их глубокое понимание сущности Церкви и непоколебимая ей вер¬ность — вот, где наш образец!
Возьмите, наконец, тех русских людей, которые покорили Сибирь, открыли Аляску и создали Россию — что после этого советская пятилетка? -какой-то жалкий и подлый гешефт на крови Русского народа.
Быть может, это теоретически и верно, поду¬мает читатель, но какой практический вывод. для нашей деятельности за рубежом? Вывод ясей: наш долг — накопление тех сил, которые могут содействовать обновлению св. Руси.
Здесь открывается необозримое поле для практи¬ческих задач. Вот, например, покрыта пылью ве¬ков наша природная русская государственная идеоло¬гия, выраженная в недавние времена величайшими людьми человечества — Пушкиным, Гоголем, До¬стоевским, Аксаковым, Леонтьевым, Киреевскими, Хомяковым.
Вместо того, чтобы создавать какие-то новые теории и туманно формулировать «генеральные линии», нашим молодым силам следовало бы популяризировать идеи, высказанные этими непре¬взойденными гениями, составляющими наш идей¬ный капитал. И какой бы области с этой точки зрения вы не коснулись, перед вами открывает- ‘ ся необозримейшее поле благодатной работы: возь¬мете ли область религии, науки, художеств, военно¬го искусства, русского быта и т.д. и т.п.
Но, очевидно, этот путь русского возрождения -благородный, приямой и ясный — сокрыт до вре¬мени от духовного взора нашего дремлющего об¬щества. А в тот день, когда оно очнется и уви¬дит этот путь, наступит наша долгожданная, до¬рогой ценой купленная, новая, светлая эпоха!
Отче наш! Да приидет царствие Твое!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.