В связи с развернувшейся дискуссией между новоявленными почитателями гитлеризма и сторонниками традиционного строго православного отношения к духовным и политическим течениям публикуем короткую редакционную статью из «Вестника общества галлиполийцев» за 1934 год. Оказавшиеся в результате революции и гражданской войны за границей русские люди не понаслышке знали о происходящих в некоторых европейских странах изменениях социального и политического строя и сумели дать им надлежащую оценку без восторгов и преклонения но, вместе с тем, учтя, то ценное, что могло бы пригодиться в России.

Прежде всего будем помнить, что самое яркое выражение национализма дало Белое Движение, выступив открыто в защиту национального государства в момент всеобщего поношения идеи национализма и процветания   проповеди коммунизма.

У фашистов и наци идея национального госу­дарства усилена, причем часто утрируется внешнее выражение национализма. Обратимся к сущности фа­шизма и нац.-социализма. По отношению к этим течениям у русской эмиграции в большинстве не вы­работалось трезвого, ясного отношения. Эмигрант-националист проходить обычно в отношении фашизма и нац.-социализма две стадии:

1)      восторженное преклонение и внезапная влюб­ленность в движение, могущее освободить Poccию,

2)  неизбежное разочарование после того, как мечты эмигранта не исполняются.

Наиболее безобразно проявление восторженного отношения к фашизму — это самоперекрашивание в его лишь внешнюю оболочку. Наиболее яркий при­мерь в этом смысле — РОНД. Забывается принцип Муссолини: „Фашизм не есть предмет экспор­та». А между тем пореволюционные национальные течения Италии, Германии дают нам много ценного, что неизбежно должно войти в программу будуще­го строительства России и что в известной степени может быть нами взято и сейчас для нашей зару­бежной национальной работы. Для этого не нужно на­девать коричневую или черную рубашку, а необходи­мо тщательно изучать фашизм и нац.-социализм, условия, их родившие, и данные, способствующие их росту. Необходимо следить за их социальным строительством, учитывая полезность или неполез­ность для нас (для России) той или другой реформы, сообразуясь одновременно со всеми особенностями, постоянно меняющейся, российской обстановки. Есть три основных пункта, коими держатся наци и чему, прежде всего нам надо поучиться. Это — чувство долга, спайка и дисциплина. Об этих трех китах генерал Миллер, в своей речи на празднике Марковских частей в Париже, говорить так: „Я на днях слышал подтверждение из уст одного вни­мательного наблюдателя германских событий, несколь­ко лет прожившего в Германии при прежнем ре­жиме и теперь проведшего там несколько недель, с целью познакомиться с современной Германией, подтверждение тех впечатлений, которые получились мною лично в результате внимательного наблюдения за развитием событий в Германии. На чем построе­на сила наци: на внушении каждому чувства долга. Долг — прежде всего перед своим отечеством. И в исполнении этого долга нет места собственным личным измышлениям, кривотолкам, послаблениям; распоряжения, которые отдаются сверху, должны быть выполнены и они выполняются с неукоснительной точностью, ибо к этому обязывает долг перед Родиной. Естественно, из этого положения вытекает абсолютная дисциплинированность.

Чувство долга, солидарность и дисциплинирован­ность — вот три основы, на которых выросла мощь той организации, которая охватила собой умы и серд­ца  трех четвертей германского населения.

Итак

Что является ценным  в  новых национально-социальных течениях

Это:

  1. Сильная надпартийная, надклассовая национальная  власть.
  2. Деловой отбор.
  3. Единство национальной линии, проводимой свер­ху вниз, путем воспитания масс.
  4. Внедрение в сознание масс необходимости общего служения государству на принципах: жертвен­ности, долга, дисциплины.
  5. Широкий арбитраж государства между работодателем и рабочим.
  6. Плановость, контроль государства над част­ной промышленностью.
  7. Во внешней политике — национальный эгоизм