Наследие РПЦЗ, Духовность vs. культура
Митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх РПЦЗ
Отрывки из писем
Как бы не прекрасны были эти тихие, скромные, ушедшие культурные люди, но они нам преподавали только отблески Православия, через нашу, пусть пропитанную Православием, культуру, но все-таки это были отблески, преломленные лучи Православия. Спаси их всех Господь за то окормление, которое мы от них получали, какъ и я самъ на себе это испытал. Вечная им память. Без них мы и ощущаем теперь эту некую духовную пустоту и сам ты от этого тоскуешь. Но надо смотреть дальше, глубже. Напитав нас молочком лучезарной русской культуры, Господь нас подводит вплотную к самой Своей Церкви. И тут ряды православных начинают редеть. Появляются просто дезертиры, малодушные, пугливые ради «страха идеже не бе страх» и даже малые и большие Иуды. Почему, спрашивается? Да потому, что тут надо нести крест терпения обид, поношения, клеветы; тут не обойдешься тем, что будешь бить пальчиками по клавишам, исполняя культурнейшую музыку Глинки, Чайковского, Мусоргского; тут нельзя ограничиться слушанием чудесных примеров хорошего и плохого прошлого; тут не сможешь задержаться на чудесном «по небу полунощи ангел летел и тихую песнь он пел»… тут не будешь услаждать свой слух пушкинским гениальным слогом… и многое, многое то, что нас готовило к настоящей твердой пище , к жизни в Церкви, не около, не вокруг, а именно в Самой Церкви, где надо расплачиваться кровью, сиречь, постом и молитвой, своей шкурой, своей кожей, плотью, которая, увидев куда ее завели, застонала, воем волчьим завыла и шарахнулась в сторону. Вот она эта пустота, но не спеши произносить своего приговора, прокурор. Среди поначалу отшатнувшихся есть еще много призадумавшихся, ибо есть о чем задуматься, потому что, во всем этом нашем эмигрантском духовном шествии стоит наш Кормчий, Сам Господь наш Иисус Христос, Который начинает очищать Свое гумно и очищать пшеницу от плевел. «Лопата Его в руке Его» и Он бросает на ветер урожай и все легкое отлетает в сторону. Это признак эпохи начала Конца. Мне тут вспоминается один случай: культурнейший лектор говорил нам об иконе. Но как говорил?! Можно было заслушаться, впасть в восторг. Какая эрудиция, какое глубокое понимание иконы как богословия в красках, какое тонкое проникновение в тона красок, в завороженно остановившееся движение рук, в величественности всей фигуры святого, дышащей безстрастием и всем своим ликом призывающей нас идти их путем в Царствие Божие!.. И что ж? Я как-то с ним заговорил об обязательности соблюдения поста в среду и пятницу, и вдруг я почувствовал, что я его не то что огорчил, а почти оскорбил, но чтобы не потерять своего лица, он посмотрел на меня с жалостью…
Итак, подведем итоги. Нас, по всей вероятности, останется мало и дай нам всем Господь быть в этом малом стаде, в котором сохранится и язык наш и культура наша, как сохранилась же арифметика, приведшая к высшей математике. Что касается тебя лично, то помни, что всякая мысль имеет свою нравственную силу, а потому брось печалиться и грустить. Или пусть эта печаль будет святой печалью о славе Божией, и тогда эта святая печаль не повредит твоим свежим, новым мыслям.
Призываю на тебя Божие благословение.{jcomments on}
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.