Михаил Назаров: «Главная причина отрицательного отношения православных к переписи — это отрицательное отношение к государственной власти»

Михаил Назаров: "Главная причинаПредседатель Московского отделения Союза русского народа, гл. редактор издательства «Русская идея» МИХАИЛ НАЗАРОВ: «Главная причина отрицательного отношения православных к переписи — это отрицательное отношение к государственной власти»

Михаил Викторович, 14 октября начинается Всероссийская перепись населения. Большое количество православных настроено достаточно отрицательно к проведению этой переписи по разным причинам. Не могли бы Вы, во-первых, назвать те причины, по которым такое негативное отношение к переписи? И Ваше мнение по этому поводу?

Михаил Назаров: Я думаю, что главная причина отрицательного отношения православных к переписи — это отрицательное отношение к государственной власти. Потому что если власть у нас праведна, если власть служит Богу, то и послушание ей есть долг православного человека, как говорили апостолы. Если же власть не такова, то это вызывает у людей отторжение от этой власти. По-моему, вот это главная причина.

Я отказывался участвовать в прошлый раз в переписи (в 2002 г.) примерно по такой же причине, и я опубликовал об этом письмо организаторам переписи. Первым пунктом я написал, что «это унизительно, интересоваться народом как поголовьем скота, и не интересоваться, что у народа в головах» — насколько народ духовно образован, понимает ли он, что происходит в мире, смысл жизни, смысл истории — или не понимает. И меня этот аспект очень унижает, потому что в переписи ведь нет пункта о религиозной принадлежности.

— Как Вы относитесь к тому, что в переписном листе отсутствует графа о вероисповедании?

— Как я уже сказал, это больше всего настраивает меня отрицательно, потому что я считаю, самым важным для правительства, для государственной власти было бы знать духовное состояние своего народа. А перепись в качестве поголовья скота для меня унизительна.

Также я считаю неправильным исключать из переписи тех наших соотечественников, которые не по своей воле оказались за пределами Российской Федерации. Фактически перепись не охватит все 25-30 млн наших сограждан. Это как бы легализует их отторжение.

У вас на сайте был материал, в котором говорилось, что есть статья Конституции о национальности. Даже это в переписи только на добровольной основе. Потому что в Конституции написано, статья 26, я процитирую: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Так вот, вторую фразу («Никто не может быть принужден») они полностью выполняют. А первую фразу («Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность»)? Как это право осуществить?

Дело в том, что у нас национальность из паспортов изъяли, и перепись добровольная, конечно же, направлена на создание смешанной, искусственной, российской, как ее называют сейчас, «россиянской» — утрируя, национальности. И этот аспект переписи я тоже считаю ущербным, потому что национальность — это все-таки культурная и опять же духовная принадлежность человека.

— Насколько я понимаю, тот, кто хочет указать свою национальность во время переписи, может это сделать.

— По-моему, это все надо иначе оформлять. Должна быть графа «Национальность», а кто не хочет, тот может ее не указывать. Не надо говорить, что это необязательный пункт.

— Вы сказали, что информация, указанная в графе «Вероисповедание», будет свидетельствовать о духовном состоянии общества. Вы уверены, что она будет свидетельствовать именно об этом? Что все, кто укажет свое вероисповедание, сделают это сознательно? Ведь, к сожалению, и это уже факт достаточно известный, указывают себя православными около 80%, а реально ходят в церковь 5-7%, не больше.

— Но, по крайней мере, это будет свидетельствовать о намерениях человека, о том, что он хочет быть православным, или о том, что он хочет быть мусульманином. Если человек, который не ходит в мечеть, напишет, что он мусульманин, то это будет говорить о том, что он, во всяком случае, не православный, а ближе к исламу, к исламской культуре. Я думаю, что это все-таки характерная такая графа, которая очень была бы важна для получения картины духовного состояния государства.

— Вы также сказали, что не охватываются люди, находящиеся за пределами России. А какую Вы видите техническую возможность переписать этих людей?

— В том-то и дело, что такой технической возможности нет. И будет нас, русских, скажем, 100 млн, а на самом деле нас в мире, может быть, 150 млн. Все эти аспекты переписи упираются в общее неблагополучие нашего государства, нашей власти, которая ведь, по большому счету, нелегитимна. Как и нелегитимно историческое расчленение России. И, в целом, эти проблемы и отталкивают людей от участия в этой процедуре.

— Но ведь задача переписи — выяснить, сколько народу живет на территории России, а не вне ее. Ведь большое количество французов, немцев и граждан других национальностей живут за пределами своих национальных территорий, но это не мешает проводить перепись внутри границ.

— В принципе, перепись — это понятное явление. И против переписи как таковой нет никаких серьезных религиозных возражений. Перепись была во все времена, во всех государствах для того, чтобы правители представляли себе, сколько у них народа. Это имеет экономический, конечно, аспект и социальный.

Но в нашей переписи, на мой взгляд, унизительное отношение к народу как к поголовью скота стоит на первом месте. И это отталкивает.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru«