О национализме в России былой, да и до сих пор, — и в СССР, и в эмиграции существует большая путаница. То русски­ми называют лишь великороссов (что всегда делается при подсчете населения), то ими считаются все три ветви русского племени (великороссы, малороссы и белоруссы), а то и всех жителей России име­нуют русскими. Особенно вредной такая путаница оказывается тогда, когда смеши­вают понятия: русский (по крови) и рос­сиянин, как гражданин всего государства российского.

 

О национализме в России былой, да и до сих пор, — и в СССР, и в эмиграции существует большая путаница. То русски­ми называют лишь великороссов (что всегда делается при подсчете населения), то ими считаются все три ветви русского племени (великороссы, малороссы и белоруссы), а то и всех жителей России име­нуют русскими. Особенно вредной такая путаница оказывается тогда, когда смеши­вают понятия: русский (по крови) и рос­сиянин, как гражданин всего государства российского.

А тан как разница этих понятий очень велика психологически, то такое смешение оказывает пагубное влияние даже на про­блемы государственного значения и иног­да способствует развитию сепаратизмов. Ведь, тем, что Россия постоянно Называет­ся государством русским, то заграницей сложилось убеждение, что в нашей стране русские (т. е. великороссы), якобы, вла­ствуют, как некие хозяева, а все прочие жители России-люди подвластные и неполноравные. И, хотя это утверждение ошибочно, ибо в России никогда инородцев не притесняли,  многим    представляется вполне разумным дать этим невеликорус­ским народам освободиться из под русско­го «ига»,

Мы не будем касаться в этой статье на­сильственно и обманным образом присое­диненных к Советскому Союзу балтий­ских государств, создавших после круше­ния нашей Империи свои государства, — этот вопрос требует особой статьи. Наи­большую активность в вопросе отделения от России проявляют грузины и украин­ские и, отчасти, белорусские самостийники.

Грузины, действительно, отдельный на­род, вошедший в состав империи по собст­венным мольбам, ради спасения от посто­янных нападений персов, турок и кавказ­ских племен. Россия им дала мир, прогресс и полное равноправие с другими ее наро­дами. Если им хочется вновь быть разди­раемыми и собственными разногласиями, как это было во времена существования грузинских княжеств и подвергаться на­падениям воинственных соседей, это их дело. Для нас это будет прискорбно, ибо мы считаем их друзьями и соратниками.

Но украинцы и белоруссы. У них та же кровь, та же вера и та же культура, что и у великороссов. В Киеве «матери русских городов», «колыбели России» началась российская государственность и только впоследствии киевщина оказалась времен­но на окраине России и ей врагами Рос сии было придумано нелепое слово «Укра­ина». В настоящее время, когда даже со­временная Европа, состоящая из действи­тельно различных и вполне независимых народов, стремится к единению и слиянию всех народов в одно государственное це­лое, сепаратизм Украины и Белоруссии кажется нелепым. Весь сепаратизм укра­инцев и белоруссов был придуман австрий­ским генеральным штабам, стремившимся к ослаблению России, а затем воспринят некоторыми польскими политиками. И те, и другие и пользовались помощью разных аферистов и «историков» которые пользо­вались и продолжают пользоваться помо­щью иностранцев, желающих по тёмным причинам, уничтожения российского един­ства.

В подавляющем же большинстве своем, украинцы чувствовали и чувствуют сей­час тесно связанными с Россией, с её ис­торией и культурой, сознавая себя корен­ными и полноправными россиянами-деть­ми нашего великого отечества. Безусловно, каждый малорос-украинец любит свой край, свои местные обычаи, свой говор, но, ведь, также любят свои местные края и обычаи и москвичи, и сибиряки, и казаки, и кавказцы. И честь и верность России свойственна не только великороссам, не только украинцам-малороссам и белорус-сам, но и другим гражданам России, кото­рые сроднились с духом и культурой Рос­сии.

Российский национализм покрывает со­бой, как бы общею кровлей, и все национализмы местные, всех РОССИЯН, неза­висимо от их происхождения. Ибо, сущест­вуют чары Россия: даже чистейшие ино­странцы, принимавшие российское поддан­ство, становились патриотами России,

Хотя! Российское Государство организо­вывалось в Москве, в его развитии и строи­тельстве, в его обороне принимали участие все его народности. Еще до основания Мо­сквы, во Владимире на Клязьме и сами великие князья, духовенство, воины и мно­жество хлеборобов, убегавших из разо­ренного Приднепровья-были выходцами земли Киевской. А затем, на протяжение всей истории России, Малороссия постоян­но пополняла её своими служилыми и ратными людьми. При Богдане Хмельниц­ком весь народ малороссийский пожелал перейти под стяг «Царя Московского, Православного». Вот как о связи Киев­ской Руси о Москвою повествует историк Ключевский: «Главная масса русского народа, отсту­пив перед непосильными внегдними опас­ностями с днепровского Юго-Запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разби­тые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и воору­жила её силами сплоченного государства. Иными словами, именно Киевский на­
род оказался создателем Московского го­сударства, превратившегося в Российскую
Империю и теперешние заявления украин­ских сепаратистов о чуждости им России
являются претензией, не выдерживающей никакой логики. Россия создавалась не
только великороссами, но, во первых тремья ветвями русского народа (и особенно ветвью малороссийской) и другими наро­дами, входившими в её состав. Началось это с бывших поработителей Руси татар, свидетельством чему является большое ко­личество российских княжеских и дворянских фамилий татарского происхождения,
потом продолжалось теми народами, ко­торые, начиная с Петра Великого, оказа­лись в границах России. Кроме того, в Рос­сию стекалось множество иностранцев, уже обрусевших в первом же поколении, и давших нашей стране большое количество
чрезвычайно ценных людей, принесших огромную пользу в разных отраслях нау­ки, техники, военного дела, администрации и т. д.

Однажды в «Часовом», в воспоминаниях об .одном гвардейском полке было сказа­но, что среди офицеров не было ни одной великорусской фамилии, там были немец­кие, малороссийские, польские, грузин­ские… А в литературе: можно ли не счи­тать РОССИЯНАМИ Максима Грека, Пе­тра Могилу, Хераскова, Кантемира, Хемницера, Фонвизина, Жуковского, Пушки­на» (с его арабской кровью), Лермонтова (потомка шотландцев), Гоголя-Яновского, Даля, Достоевского -ведь, все они не были «великороссами. Да, сами великороссы никогда не претендовали на роль ведущего народа. Только в области Церкви, великороссы и вместе с ними малороссы были, выразителями и творцами духовного лика России.

По-видимому, созданный ими духовный лик России настолько действовал на ино­странцев, селившихся у нас, что они становились действительно российскими патриотами. В годы эмиграции мне прихо­дилось встречать многих не великороссов, живших в старой России. Как многие по­ляки вспоминали свою жизнь в России, как многие кавказцы отзывались об отно­шении российских властей к «малым наро­дам!.. Да не только жившие в России иностранцы с теплыми чувствами ее вспо­минали, не только болгаре и сербы стар­ших поколений с чувствами благодарности и преданности говорили о России, но и мно­гие иностранцы, не имевшие ничего обще­го с нами, но проживавшие в среде на­шего народа: французы, бельгийцы, нем­цы…

В Германии, во время последней войны, мне пришлось близко сойтись с одной эми­грантской казачьей семьей, которая живя там уже много лет, подружилась с немец­ким мальчиком, ставшим потом студентом. Он настолько привязался к этой русской семье, что больше времени проводил у неё, чем в богатом доме своих родителей и сде­лался как бы родным, овладел в совершен­стве русским языком, полюбил нашу ли­тературу и даже принял православие. На­чалась война, он был мобилизован и пос­лан на русский фронт, откуда писал своим русским друзьям и часто в стихотворной форме. Вот образец одного из его стихов, которые я списал:

 

…О, родная, — лишь здесь я узнал,

Как пленен я Россией твоею.

Я ей сердце и душу отдал.

Твоей родине, ставшей моею.

 

И теперь, коль убьют, не грусти:

Ведь,   я   сердцем   с   тобой  не   расстался..,

Душу только мою  отпусти,

Чтоб  душой   я  в   России   остался…

 

Это чудо-превращение немецкого юноши в российского патриота еще раз подтверж­дает, что в России, в её жизни и культуре, в её духе, были такие пленительные чары, которые могли привлекать к себе даже совершенно чужих ей людей.

Всё это говорит за то, что путь к России вовсе не требует обязательного родства с великороссами и что исходит он не от кро­ви и быта, а от духа и сознания. Очевидно, это есть естественный и здоровый инстинкт к своей стране. И напрашивается вопрос, какою должна быть для всех россиян Россия?

Конечно, великая, единая, неделимая, без всяких границ и перегородок внутри государства. И если Россия еще жива и способна к освобождению из-под ига чуж­дого ей марксизма-ленинизма и к воз­рождению ее имперского духа, то, конечно, только путем согласия и единения ее на­родов, но никак не путем разделения и сепаратизма. Конечно, формы будущей России могут быть разными и может быть не будут исключены и федеральные с местными культурными автономиями. Ве­личие, единство и неразделимость России никак не является призывом к какой то тирании, подобно нынешней советской. Наоборот, всякому подлинному россияни­ну должно быть чуждо стремление при­теснять своих же соотечественников за ре­лигию, национальность, обычаи. Все дол­жны быть равноправными братьями, И хлебосольная Москва с ее древними хра­мами, и мать городов русских Киев с па­мятником святому князю Владимиру, и сама солнечная Украина-Малороссия, и бескрайная Сибирь с ее сказочными бо­гатствами, и гордый Кавказ с его госте­приимством и куначеством, и красавец Пе­тербург-носитель славы и культуры Рос­сии… Всё это наша общая отчизна.

В заключение, хочется вспомнить слова проф. Карташева из его книги: «Восстано­вление Святой Руси»: «Культуре и выс­шему творчеству служил процесс объеди­нения, а не разделения», «империя — про­грессивное явление, а сепаратизм — реак­ция», «душа ширится от жизни под обшир­ным, как свод небесный,- куполом импер­ского отечества и суживается под тесной кровлей малой родины. Ибо лишь с высо­ты широчайшей имперской пирамиды от­крываются мировые горизонты, а не с ко­локольни маленького провинциального захолустья».

Итак: «За Россию, великую, единую, неделимую I..»

И «хорошую», как выразился, вспоми­ная былую царскую Россию, польский поэт Ю. Давленга-Коваленский в своем стихотворении: «Россия», которое он кон­чает так:

 

«…Что ж теперь?  — Заскучал…

На  седьмой  десяток лет вспомнил

Зимы русские, холод в пальцах

И скользящие по  снегу дровни.

 

И  привет  запоздалый шлёшь ты

«Гордый  лях» — поэт мысли вольной,

Той стране, где жилось так просто,

Задушевной…

(теперь)

.. п одневольной…»

 

Источник: «Часовой»  №588-589, Июнь-Июль , 1975 г.