Не раскол, но разделение
Странно слушать упорных защитников «единой и нерушимой» МП. Я легко мог их понять 20 лет назад, с трудом – 10 лет назад. Но совсем перестал понимать, когда Кирилла «избрали» первосвятителем. Ведь до этого большинство сознательно верующих в МП прекрасно понимали, что если Кирилл и вождь, то лишь «церкви лукавнующих». Мне и батюшки некоторые говорили что-то типа «да никогда мы его патриархом не признаем». Я с ними соглашался. Свершилось, и что же? Я не стал возносить его имя за богослужением, а как же они? Конечно, Бог с ними, — человек слаб. Так и я слаб, но не могут же с такой быстротой меняться убеждения?
Но чтобы понять и не осуждать бедных батюшек, я про о. Наума расскажу, известного старца. Это не сплетни, а достоверная информация из первых уст. Перед «собором» он своим чадам благословил пост и молитву, чтобы Господь не допустил Кирилла в патриархи. Когда же это усердное прошение не было исполнено, о. Наум сказал примерно следующее: «Воля Божья. Будем молиться за нового Патриарха». Хочется верить, что он искренне так поступил, как до этого искренне епископа Диомида ездил вразумлять. Все это ради мира церковного, чтобы людей не искушать, из-за страха раскола и т.д. Но я с некоторых пор почему-то перестал эту логику воспринимать. Не похоже ли это на форму духовной прелести, культивируемую руководством МП? Или даже своего рода ересь? Как иначе назвать стойкое убеждение, что все бесспорные проявления милости и благодати Божьей, являемые народу русскому происходят исключительно благодаря посредничеству МП? А по какому праву МП отождествила себя с русской православной Церковью? Народ просто принуждается верить в непогрешимость МП в лице ее епископата, присвоившего себе право решать за народ Божий. А такими людьми, как о. Наум, ранее о. Иоанн Крестьянкин и многие другие авторитетные батюшки разного уровня влияния, которым народ доверяет, прикрывается прожженный цинизм церковных политиканов типа Кирилла.
При чем тут сохранение церковного мира? Того худого мира, который, по пословице, лучше доброй ссоры? Но речь ведь не о бытовых дрязгах, а об Истине, о Церкви. Тут Господь ясно говорит: «не мир я принес на землю, но разделение». И внутри Церкви это разделение всегда шло, обычно неявно, но в переломные моменты вполне зримо. Например, после революции в России. Вот архиепископ Андроник Пермский, который сразу пошел по пути исповедничества и стал мучеником Христовым. А вот митрополит Сергий, родоначальник МП, который, сразу пошел по пути соглашательства и компромиссов – сначала обновленчество, потом декларация, потом созданная по директиве Сталина МП. Речи о «сохранении церкви» сильно отдают малодушием и лукавством. Не умные и хитрые люди сохраняют Церковь, но Господь, и самые сильные всходы Ее произрастают на мученической крови.
Путь компромиссов плох тем, что каждый следующий компромисс дается легче предыдущего. Теоретически остановиться можно всегда, реально – с каждым разом сложнее, потом наступает «точка невозврата», попросту, ломается человек, навсегда становится гибким. Это и есть конформизм, ставший фундаментальным свойством МП как организации, заменив собой соборность. При чем тут мы, верующие люди, ищущие спасения? Проблема отделения от МП не богословская и каноническая, а, в первую очередь, психологическая. В сознание церковных прихожан с первых, инфантильных еще, шагов закладываются сверхценные установки типа: «грех раскола не смоется мученической кровью», раскола, разумеется, с МП. Или: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», конечно Церковь=МП. Или: «послушание превыше поста и молитвы», конечно послушание МП, ее структурам. В руках опытных манипуляторов, каковыми является большинство высокопоставленных деятелей МП, это становится мощным средством зомбирования церковного народа. А напоследок самое важное: «не осуждай власти мирские и церковные», причем «не осуждай» быстро превращается в «не рассуждай». Страх не то сделать, не то прочитать, посмотреть, помыслить (имеется в виду, критическое к МП) воспринимается как страх Божий. Я испытал все это на себе и видел на множестве примеров, восемнадцать лет отслужив священником МП.
Ижевские священники нашли в себе силы вслух заявить о том, что многие думают, но молчат, или чувствуют, но боятся сформулировать. Боятся по разным причинам : тут и страх иудейский, и теплохладность, и генетическая уже нерешительность, робость ума ( волевых и решительных истребили многократно). Но если мы серьезно собираемся участвовать в возрождении святой Руси, страх необходимо преодолевать. Поэтому я полностью поддерживаю обращение, только не верится что «патриарх» и его команда прислушается к их требованиям (если бы они могли и хотели, то давно бы уже это продемонстрировали). Значит, следующим шагом должно быть отделение. Очевидно, что МП будет обслуживать антинародную власть, в какую бы форму та не облеклась. Церковь – это народ Божий, а не властная «элита». Значит, служители Церкви должны быть с народом, вести его в Царство Небесное, а не в царство антихриста.
Верить в возможность «вылечить» МП», мне представляется опасной иллюзией. Опасной, потому что время истекает. В условиях диктатуры и тотального контроля, к которым мир стремительно движется, самоорганизовывыться будет уже поздно. Там останется лишь выживать, малыми общинами или поодиночке. А сейчас еще есть остаток времени для создания правильной церковной организации. Только не следует повторять ошибку епископа Диомида. Не отъединяться надо, не заявлять о своей исключительности, а постараться максимально объединить, расточенных собрать воедино. В этом смысле представляется верной позиция митрополита Агафангела, нынешнего законного первоиерарха РПЦЗ. Он законный первоиерарх, потому что единственный из архиереев тогдашней РПЦЗ исполнил свой долг, сохранив верность принципам зарубежной Церкви, на которую мы всегда взирали с надеждой.
МП выглядит мощной и единой, но это лишь парадный фасад. Сильна она тем, что ее поддерживает народ и честное духовенство. Надо помочь людям разобраться, преодолеть страхи и барьеры. Вот и ижевских, судя по всему достойнейших, пастырей уже отправили под запрет. Но запретить не может тот, кто сам запрещен. Желаем от пермского прихода РПЗЦ о. Сергию, о.Михаилу и о.Александру претерпеть до конца все, что им уготовано от врагов Церкви, облекшихся в пастырские одежды. Верим, что большая часть прихожан останется с ними и поддержит в несении исповеднического креста.
Настоятель Введенского прихода РПЦЗ
в Пермском крае
иерей Кирилл
Пермская группа «Союза Русского Народа»
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.