О мастерах и маргаритах. Протоиерей Лев Лебедев
Для того, чтобы найти ведьму, настоящую, стопроцентную, не в переносном каком-нибудь смысле, а такую, о каких иногда повествуют детские сказки, уже не нужно отправляться в глубь кошмарных болот, утопать там в трясине или продираться сквозь дебри дремучих лесов. Достаточно выйти на улицу (иногда даже на свою лестничную площадку) или включить телевизор, например, во время программы «Взгляд», и вы увидите ведьм в большом количестве и широком ассортименте на любой вкус и потребность – от самой низменной до самой утонченной… Одни покажут вам, как выглядят болотные кикиморы и научат «тайне взгляда колдовского», другие научат, как извести соперника или соседа, приворожить или отворожить своего или чужого мужа (или жену), третьи «точно» предскажут судьбу, четвертые могут накормить вас супчиком, после которого вы отправитесь на тот свет, пятые «знают», как подключить вас «к мировому разуму», шестые отлично «знают», как затащить вас в постель и что с вами при этом делать, так чтобы вас туда уже тянуло, как магнитом.
Пусть читатель не подумает, что мы изволим шутить, прибегая к неким образным выражениям. Слово «ведьма» происходит от слова «ведать» (знать). Отсюда знахари и знахарки, ведуны и ведуньи, то есть ведьмы. Их знания, ведения – не обычного свойства, не такие, каким может и должен учиться любой человек, в ходе хозяйственной, ремесленной или бытовой жизни и деятельности. Знания ведунов и ведуний – особые, сокровенные. Почему же сокровенные, а не открытые? Потому, что имеют своим источником «нечистые силы», от которых нормальный человек обычно в испуге шарахается. Общение с диаволом и демонами его – вот что требуется для получения таких ведений, знаний.
Страшновато? Это вам страшновато, а им – нисколько! Посмотрите на эстрадных и уличных ведьм. Прически торчащие, «кричащие», с выбритыми висками, полуобритые и совсем бритые головы, размалеванные рожицы, длинные «кровавые» ногти-когти и прочие атрибуты вампиров, вурдалаков, упырей и т. п. Впереди, как положено, Франция. Там уже в моде прически с рожками и рогами – козликовыми, козлиными, коровьими – а la преисподняя…
Скажете, это все «просто так»? Мода? Стремление уподобиться нечистой силе, чтобы сподобиться внимания и признания? Тогда почему же – именно «нечистой силе», а не чистой? Ведь всякий образ всегда таит в себе незримое, но реальное присутствие первообраза, то есть того, что он изображает. Это закон жизни, хорошо известный еще тем, кто создавал много тысяч лет назад наскальные рисунки животных, на которых надо было охотиться. Так обитатели преисподней в наше самое цивилизованное время выпрыгнули, выскочили, выбежали из темных и глухих углов и являют себя открыто и широко на площадях и телеэкранах.
«Какая преисподняя! Какой диавол! Какие нечистые силы! – возмутится современный образованный умный читатель. – Ведь этого же ничего нет!» Погодите, умный и образованный! Вот наведет на Вас Ваша теща или оставленная Вами дама порчу, будете мучиться болезнью, которую никакая медицина не определит, – тогда узнаете, есть или нет. А чтобы в ожидании этого ценного опыта не терять даром времени, почитайте не какой-нибудь средневековый «Молот ведьм», а самую современнейшую прессу и узнаете, что существует «церковь сатаны», всемирное общество колдунов и ведьм, собирающихся на «конференции», «симпозиумы», «семинары», публикующих официальные «коммюнике», существует астрология, философская алхимия, оккультные «науки», вера в Шамбулу, великих «Махатм», в Кришну, в люцифера. И заняты во всем этом не какие-то неграмотные Олеси из Полесья, а современные, образованные, умные и очень даже ученые физики, химики, математики, кибернетики, астрономы, философы, писатели, поэты, артисты, художники, ответственные политические деятели вплоть до тех, «кто принимает решения»… Узнаете также, что существует некое всемирное братство масонов («каменщиков»), в тайниках своих имеющее поклонение люциферу-диаволу как «великому архитектору природы», как богу, и держащее ныне многие нити управления политической и экономической жизнью планеты.
И если у Вашей жены (тещи, тайной дамы из продмага) в обиходе всего-то три-четыре рецепта из «черной магии», то там, в тайниках люциферианства – целые арсеналы тайных знаний и ведений, от «маленьких хитростей», вроде того, как вызвать у Вас инфаркт миокарда на расстоянии, одним мысленным приказом, до глобальных секретов того, как объединить все человечество для постройки «Соломонова храма» или «Вавилонской башни», где Вам, в случае Вашего послушания, будет отведено местечко интеллектуальной шестеренки или даже целого робота. А вообще-то вряд ли Вам так повезет, потому что в этом всемирном братстве «посвященных» всех нас, «непосвященных», называют «профанами» и собираются нам страшно отомстить именно за то, что мы (то есть и Вы тоже) не принимали всерьез ни их тайных знаний, ни диавола, от коего эти знания получены.
А пока над Вами издеваются, показывая Вам рожки и ножки уличных и эстрадных ведьм: принимайте как хотите! Вы думаете, «посвященные» сами питаются этими «рожками да ножками» культуры? Отнюдь нет! Они предпочитают слушать Гайдна, Моцарта, Чайковского, в худшем случае Шостаковича, но не ниже. И любуются они не «авангардом» и не «абстракционизмом», а старыми мастерами вроде Рембрандта или Дюрера. Тогда почему столько средств ими же вкладывается в «рок», в «поп», в «авангард»? Значит, дело не только в издевке, а кое в чем еще! С одной стороны, в сознании людей стараются разложить окружающую реальность на составные части, а с другой, – всех стараются приучить к образам преисподней и ее обитателей, сделать их знакомыми, нормальными явлениями жизни и культуры, а кое-кого через все это склонить и к любви ко всему преисподнему. Командуют процессами самые старшие «братья», носящие титулы «великих мастеров» и «мастеров» (и не напрасно: они действительно мастера своего дела!). А исполнителями могут быть самые разные люди. Бывают часто и мужчины, (например, беснующиеся рок-музыканты). Но чаще всего и прежде всего – женщины!
Почему – женщины? Если по слову основателя масонских постулатов современных естественных (и гуманитарных) наук Фрэнсиса Бэкона, «знание – сила», то «знание», помноженное на женщину, – это сила в десятой степени! Сила женщины огромна, это известно с глубочайшей древности. Женщины вдохновляли на великое творчество и подвиги, женщины низлагали гениев и героев, из-за женщин происходили страшные войны, гибли народы, и никто, как женщины могли содействовать установлению мира; перед женщиной заискивали грозные тираны, перед ней склонялись непреклонные владыки могучих империй; то, чего не могли достигнуть вооруженные до зубов военные полчища, могла достигнуть женщина одной лишь улыбкой или ласковым словом. Женщина губила, и женщина спасала от погибели. «Слабая» женщина… Так было в древности, так и теперь: может спасти, а может и погубить…
Все дело в том, что человек не сотворен монадой, единичным «я»; он замыслен и сотворен по образу и по подобию Триединого Бога единым по природе и множественным в лицах (личностях), то есть как – «мы». Адам – Ева – сын – вот первичный треугольник человечества. Он динамичен, потому что у мужа и жены могут быть еще дети. Но в каждом из них повторяется та же связь: муж – жена – ребенок.
Особое значение при этом имеет единство «мужа» (человека) и «жены» (женщины). «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их, – говорил Христос, указывая на книгу Бытия, – посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Матф. 19, 4-5; Быт. 1, 27; 2, 24). На этом, в частности, основана нерасторжимость брака. Женщина сотворена для человека как «помощник по нему» не из земли или иной какой-либо стихии, но от самого же человека; она – «плоть от плоти» его и «кость от костей» его (Быт. 2, 18, 22-23). Отсюда непреодолимое влечение человека к «жене» (женщине) как к необходимейшему восполнению своей собственной природы. Единение в любви с женщиной может заменить только единение в любви с Богом, неизмеримо более глубокое. На таком единении с Богом основано монашество, почему оно и не приводит к психической неполноценности. Но монашество – не для всех, оно – удел особых людей, «могущих вместить» это состояние (Матф. 19, 11-12). Для большинства же женщина остается одним из нужнейших условий нормального существования.
В этом – корень «силы» «слабой» женщины! Без мужа (или без Бога) она очень слабое существо, но с мужем (или с Богом) по отношению к мужу и через него – очень сильное.
Данной антиномичностью и воспользовался змий – диавол. Он подстерег Еву, когда она была одна, и соблазнил ее вкусить от «древа познания добра и зла» (заметьте – опять «знание»!). Адам же не смог затем устоять против «плоти и кости» своей и тоже вкусил запрещенный плод. Так рухнул союз благодатного единения человека с Богом, так в душе человеческой появилось зло (грех), так прародители наши, а за ними и весь род человеческий, от них происшедший, оказались вместо вечной райской жизни в этом пространственно-временном бытии, в порабощении у сил и стихий природы и главное – в рабстве греху и диаволу.
Правда, Адам и Ева потом искренне покаялись и изведены Христом из области Ада. Но с момента грехопадения их, как по проторенной дорожке, соблазны греха приходят к человеку главным образом через женщину.
В средние века это не раз давало основание иным слишком строгим богословам называть женщину вообще «сосудом диавола». Но это неверно.
Есть (и были всегда) разные женщины. Не забудем, что Ева искренне и глубоко покаялась. Поэтому часть женщин наследуют ее добрые качества любви к Богу и людям, а иная часть – слабые стороны склонности к соблазну темных сил. В одной и той же женщине происходит борьба между началами добра и зла. И любая женщина, в соответствии с Богоданным законом абсолютной свободы человеческой воли, может выбирать в сердце своем то или другое. И в зависимости от того, что она избирает, женщина в этом мире может стать или орудием спасения, приближаясь и этом служении к Богоматери, Деве Марии, или орудием погибели, приближаясь к состоянию ведьмы.
История мира богата примерами как добрых, так и злых женщин.
Противоположный ряд женщин, кажется, ярче всего представлен Иродиадой и ее дочерью, мерзкой плясавицей, из-за которых принял мученическую смерть «больший из всех рожденных женами» – Иоанн Предтеча. Но и они, пожалуй, блекнут как носительницы зла перед иными современными ведьмами! Ибо одно дело – простое зло, а другое дело – сознательное общение с преисподней.
Как оно достигается? А хотя бы вот так, как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто из читателей этой книги не восхищался блестящей прозой автора! Кто не смеялся вместе с Булгаковым над незадачливыми совработниками, совобывателями, глупыми советскими атеистами! В ком не загорался особый огонек волнующего и отнюдь не юмористического интереса к личностям диавола в образе мистера Воланда и демонов его свиты, к их «фокусам» и выходкам! Красиво описаны! Не бесы, а джентльмены, и даже больше того – благородные рыцари, как в конце выясняется. Хотя и ведут себя в человеческом мире со всеми шутовскими повадками и ухватками, свойственными классическим бесам.
В романе все, что относится к приключениям сатаны и его свиты в Москве, пронизано отличным юмором и сатирой. Но в целом, роман настолько серьезен, что у читателей быстро возникает убежденность в реальном существовании как нечистой, так и чистой силы, или сил «тьмы» и сил «света». Отсюда и огонек особо волнующего интереса. И вот уже, не успев оглянуться, читатель замечает, как все его симпатии на стороне нечистых сил тьмы… Так написано произведение. На такой результат и рассчитано.
В самом деле, не симпатизировать же тупым, похотливым, жуликоватым, подловатым глупцам – москвичам, выведенными в романе! Одного из них Воланд превращает в борова. Но и о всех остальных можно сказать то, что говорят обычно о самых низких и глупых людях, – свиньи. Правда, в романе не сказано, что «свиньями» люди становятся, поддаваясь особым соблазнам тех самых бесов, которые над ними же потом и измываются. Автору важен другой эффект: к таким «свиньям» не может быть ни любви, ни жалости. Подобными же людьми вполне могли остаться и писатель-неудачник (Мастер) и его неожиданная любовница Маргарита Николаевна, влачащая скучные дни со скучным мужем, каким-то ответ. работником, если бы не вмешательство в их жизнь сатаны и его приближенных! Мастеру сообщают некое сатанинское «откровение» на евангельскую тему, и он создает необыкновенный, блестящий роман. После этого он начинает носить черную шапочку (ермолку?) и на вопрос: «Вы – писатель?» загадочно отвечает: «Я – мастер!» Маргариту же побуждают к деятельной «борьбе» за свою любовь, за Мастера, превращая ее в ведьму. Жизнь обоих героев «преображается» так, что они уже не могут оставаться в мире «свиней»; они умирают и отправляются вместе со своими вдохновителями в область ада. А это, оказывается, такая область, где «порядочным людям» уготованы не вечные муки (как учит Церковь), а некий «покой»: живописный домик, журчащий ручей, идеальные условия для творчества и размышлений и любимая женщина, приходящая по мере желания, но не живущая в домике, очевидно чтобы не докучать. И все это будет теперь длиться для героев вечно. Интересно, много ли ныне найдется писателей (и вообще творческих людей) и таких их любовниц, которые не согласились бы с удовольствием на подобную загробную жизнь?! Это же сущий «рай»! В частности потому, что – без Бога, Которому нужно было бы служить и в земной жизни, и в вечности…
Мастер как-то не очень запоминается. Душевные страдания «творческого человека» – это не для всех. А вот его подруга Маргарита – один из самых волнующих образов романа! Чем была ее жизнь до знакомства с нечистой силой? Скукота! Обычные «земные» дела, заботы об обычном муже, тайная тоска по великой, страстной любви, начинающееся старение… И стоило только соблазниться предложением сатаны, только согласиться с ним, и вот тебе – золотая коробочка с волшебным кремом, который снимает все морщинки и несовершенства тела, делая его прекрасным, восхитительным, «умопомрачительным»; вот звание «королевы бала», вот и самый бал, и всеобщее поклонение твоей женской красоте, и знакомства с людьми интереснейшими, незаурядными… А главное – знакомство с самим сатаной, от которого нельзя ожидать никаких «мужских» поползновений и потому можно рядом с ним пребывать в совершенно голом виде. Однако, почему же в таком случае – именно в голом виде? Очевидно потому, что через безстыдство достигается особое, не плотское, а духовное совокупление с сатаной. Это секс наивысшей степени (экстракласса)! Кстати, «секс» в переводе – это «шесть». Поэтому не случайно он ныне одно из действенных орудий подготовки людей к тому, чье имя закодировано числом 666, то есть, к антихристу, и не случайно такая большая роль отведена здесь женщинам – ведьмам. Прочие «льготы», предоставляемые ведьмам, это уже нечто побочное, второстепенное. Возможность перемещаться по воздуху невидимо для людей, проникать в закрытые квартиры тех, кого ненавидишь, и устраивать там погромы… Пустячок, но приятно!
Самое же ценное – награда за ведьмачество. Возможность вечно пребывать в «свободной» (то есть не обремененной никаким «бытом», никакими «детьми» и «обязанностями») любви с любимым человеком!
Это то, о чем только и может мечтать если не подавляющее, то все же большинство современных девиц и молодых женщин! М. Булгаков как бы заглянул в этот тайник женских душ и, заглянув, предложил: «Ну что вам зря пропадать! Вступайте в союз с нечистой силой, и она сделает вас истинно счастливыми!»
«Но ведьма должна творить зло» (такова специфика «профессии»), – попытается возразить очередная кандидатка. Булгаков своим романом отвечает: да, конечно. И Маргарита творит зло, но по отношению к кому? К «свиньям» которые того и заслуживают. Но даже и к ним она может быть снисходительной (как к «борову»). А уж к добрым людям (например, к невинному ребенку, которого сама же невольно напугала) и подавно! Правда, Маргарита губит с собой и своего любимого – Мастера: они оба должны умереть и отправиться в преисподнюю. Но какая же это в сущности погибель, если в преисподней их ожидает вечный «покой» и вечная «любовь»!
У читательниц, таким образом, не должно остаться сомнений: сделаться избранницей диавола – это величайшее благо и захватывающее наслаждение!
Впрочем, не только читательниц, но и читателей роман с большой художественной силой убеждает в том же: союз с диаволом гораздо привлекательней, чем союз с Богом, и «тьма» гораздо симпатичней, чем «свет». В романе представлены и образы «света». Прежде всего, это некий Иешуа Га-Ноцри, в котором читатель должен узнавать Иисуса Христа из Назарета. Но поскольку православный человек ни за что не узнает в этом персонаже Христа (настолько он не соответствует действительности), то мы будем именовать его как в романе – Иешуа. Этого несчастного, страдающего, похоже, действительно безвинно «за свои убеждения», казнит Понтийский Пилат по доносу Иуды, которого потом почему-то приказывает убить. Несчастный Иешуа – жалкий страдалец, «обезсмысливающий» от не очень сильного удара плетью и потом боящийся побоев. Когда его прикрепляют к столбу (не ко Кресту), то по его слабому телу неприятного желтого цвета, в пахах и по лицу обильно ползают мухи и слепни, сосущие пот и кровь. Отталкивающее описание! Оно призвано вызвать в читателе чувство естественной тошнотворной брезгливости, омерзения. Что это? «Просто так», ради «художественности»? Да нет! Сравните описание обворожительного тела Маргариты, и станет очевидной преднамеренность художественных средств. Да, Иешуа, невинный, да, он страдает за какие-то высокие истины, но он так жалок и неприятен. Да, Маргарита – ведьма, да, она в союзе с диаволом, но она так прекрасна!
В конце романа появляется еще один представитель «света» – апостол Матфей (Левий Матфей). Он вылезает из печной трубы (!) на крыше Румянцевского музея, чумазый от сажи. Воланд-сатана разговаривает с ним снисходительно-иронически, насмешливо. Матфей же раздражается (слабоват по сравнению с Мессиром!).
Стоит ли любить таких носителей «света» и такой «свет»! Для наивного, неискушенного читателя не должно возникнуть и вопроса, конечно – нет, конечно, «тьма» и ее силы лучше, благородней, интересней… Так кто же здесь, во всей этой истории «Мастер», а кто «Маргарита»! Подлинный «Мастер» здесь Михаил Афанасьевич Булгаков, а «Маргарита» – это Ваша душа, уважаемый читатель! Это она должна соблазниться (и, возможно, уже соблазнилась?) мистером Воландом, его «рыцарями», «тьмой», «адом»… Если так, то цель достигнута: Вы уже потенциально приобщены к высшим «знаниям», который дарует диавол «мастерам» – «каменщикам». А знания эти состоят в том, что в мире не один Бог, а два, оба равноценны, равносильны. Один – Бог Священного Писания, другой – тот, кого Писание и Церковь называет «змием», «диаволом», сатаной, падшим архангелом, люцифером. Но на самом деле он тоже «бог» и более того – он «великий архитектор природы», его царство – видимый мир, материя и «преисподняя». Между этими двумя богами идет борьба. Если в первом периоде истории человечества возобладал Бог Писания, то во втором периоде, не без помощи братьев-масонов и некоего всемирного «Иудейского царя», называемого Церковью антихристом, должен возобладать второй «бог» – люцифер, он же сатана. И пусть люди не пугаются: это церковники внушили им, что сатана и преисподняя нечто ужасное, страшное, античеловеческое; на самом деле это нечто прекрасное и благородное! Пусть люди не думают, что Бог Света и его Царствие Небесное – это нечто замечательное и доброе; на самом деле это нечто довольно жалкое и скучное! Подготовить людей к такому именно перевернутому восприятию вещей и призваны «мастера» из писателей и из иных творческих профессий.
Идеология «двух богов» и создание различных «перевертышей» (оборотней) на эту тему коренится в «еврейской Каббале» (не наш термин, – масонский), которую должен хорошо усвоить тот, «кто хочет стать мастером». Поэтому нет смысла далеко ходить за поисками философских истоков «Мастера и Маргариты», обнаруживая их в воззрениях альбигойцев, в средневековых театральных мистериях, в творчестве Г. Сковороды или англичанина Джойса. Вполне достаточно обратить внимание на идеологию «каменщиков» с их «Каббалой», и все станет на свои места.
Кому же верить – Православной Церкви или масонской антицеркви? У неискушенных людей такой вопрос вполне возможен, особенно после прочтения «Мастера и Маргариты». Призываем поверить М. Булгакову… У него в романе силы тьмы вынуждены подчиняться силам света! Определение вечной судьбы героев исходит не от «блистательного» Воланда, а от «жалкого» Иешуа и передается через смешного Матфея, которые пребывают в некоем великом и подлинно всесильном Горнем мире света. В этот свет, хотя и по воле воображения Мастера, но, в сущности, опять же по определению Иешуа, берется из «ада» несчастный «прокуратор Иудеи Понтий Пилат»! Значит, даже по Булгакову свет сильней тьмы!
Тогда, может быть, права Церковь, свидетельствующая, что во аде никакого вечного «покоя» нет, но вечные муки? Может быть, должен быть и Страшный Суд, где определенные люди ответят главным образом за то, почему они в своей земной жизни избрали сердцем тьму, а не свет, дьявольское, а не Божие? Почему читали с большим удовольствием М. Булгакова, чем Евангелие? Тогда, может быть, не стоит спешить превращаться в «мастеров» – ведунов и «маргарит»-ведьм?
Ей, дорогие читатели, не стоит! Диавол – не «бог»; он обманывает и здесь, как и во всем прочем, ибо он – «лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).
Канун Святой Пасхи Христовой, 1989 г.
г. Курск.
источник: http://vishegorod.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.