О советском патриотизме и национализме вообще
К. Иордан
Русским Зарубежьем усиленно обсуждается вопрос о советском патриотизме и различно комментируется появление в советской официальной печати статей, подогревающих национальные чувства. В жизни советской России и до последнем попытки возбудить у населения советский патриотизм, несомненно, было наличие известного пафоса, по существу являвшегося скорее дурманом и угаром, который давал силы переживать тяжести советского существования и, хотя бы отчасти, осуществлять невероятные задания власти. В настоящее время этот пафос мирового гражданина, раздувающего мiровой пожар, под влиянием выросших враждебных ему диктатур, а главное опасности внешней войны, загнан в свои географические границы и готовится к обороне. Естественно, что пафос мiрового пожара — удел ограниченного круга заматерелых коммунистов; это пафос наступательной войны, для которой идет непрерывная вербовка бойцов по всему мipy. Для войны оборонительной производится более широкая мобилизация в захваченном государстве, в оккупированной коммунистами России, масс чуждых понимания мiрового гражданства, но восприимчивых к понятиям „отечество» и „родина». И под этими лозунгами, не свойственными сознательному марксисту, но близкими каждому человеку, осуществляется оборона марксизма неприемлющим его народом… Вспомним, что 14 лет тому назад при наличия угрозы со стороны Польши хитроумная агитация людей смеющихся над идеей отечества все-таки подняла русских людей на борьбу.
Но этого воспоминания как раз должно быть достаточно для отрезвления от дурмана, навеянного неуместным в отношении СССР словом „родина», густо замелькавшим на страницах советской „Правды». Пора уже привыкнуть за 17 лет к изменениям в очередных большевицких лозунгах, изменениям. вызываемым очередными затруднениями в осуществлении все той же конечной цели—торжества материи над духом. Прекрасно учитывая современную политическую обстановку, психологию масс и нравственную расшатанность народов, свободные от всех „предразсудков» морали большевики без труда обманывают и особенно тех, кому, почему либо интересно быть обманутым. И современный их „патриотизм» уже дал блестящие для них результаты. Они уже не изолированы среди других держав и не должны всеми оставленные стоять лицом к лицу с внешним врагом. Их уже отождествляют с русским народом, к ним даже относят красивые слова о славянской взаимности и, кажется, вот-вот раздадутся адресованные к ним благодарственные речи за жертвы, принесенный… хотя бы в Восточной Пpуссии или на Карпатах! Выгоды такого положения, ввиду возможного вооруженного столкновения ясны без комментариев. Но что же удивляться иностранцам, когда сами русские люди Зарубежья, которые, казалось бы, должны быть непримиримыми анти — большевиками, так сказать, усматривают в деятельности советов осуществление каких-то русских исторических национальных задач… которые, будто бы, приведут к мирному, „эволюционному» перерождению советской власти!..
Да, советы в опасности, но опасность для них совсем не в самоподкрашивании национальными цветами, которые для них в данную минуту являются защитными. Истинному врагу советской власти не следует смешивать действительной опасности с той советской реакцией на эту опасность, которую мы сейчас видим. Война и война неудачная может быть концом советской власти. Неудачная война — вот условие, чтобы советский патриотизм превратился в реальную для большевиков опасность и в реальную для России полезность. Самоуспокоительная надежда на эволюцию и внутреннее перерождение власти под влиянием внешней опасности есть очередной эмигрантский самообман. Сколько уже опасностей пережила власть большевиков, сколько раз предсказывали различные авторитеты ее близкий конец, а видны лишь смены правительств и режимов где угодно только не в советской России. Вынесенная революцией, она не была сметена, вопреки всем законам, реакцией, преодолела внутреннее вооруженное сопротивление Белого Движения, пережила голод, неудачи пятилетки и, наконец, когда потребовали обстоятельства, спрятав на время в карман мировую революцию, получила признание великих и малых держав. Большевиков недооценили и, по-видимому, за 17 лет не научились понимать существо их власти. Только этим непониманием может быть объяснено приписывание большевикам каких либо уже осуществленных или ожидаемых заслуг перед русским народом. Это равносильно проповеди осуществления добра злом. Очевидно, нет ясности в основных понятиях морали, понятиях добра и зла; стерта между ними отчетливая грань и, следовательно, нет, иного руководства в жизни и деятельности, кроме как страсти и животный инстинкт. А это и есть главная сущность марксизма, идейное содержание советской власти. И насколько отдельные люди, общества, партии и целые государства руководствуются этими звериными началами, они являются сотрудниками большевиков в деле разложения мipa. Им не хватает только открытого признания скрытых пружин своей деятельности, чтобы стать правоверными марксистами.
Большевики широко пользуются подменой одних понятий другими, соблазняя этим людей, запутывающихся в противоречивых чувствах и часто невольно сеющих воду на мельницу сатаны. Так и в разговорах о патриотизме советов, о возрождающемся под их властью национализме и об осуществлении ими национальных задач едва ли всем разговаривающим и болтающим ясно, что они собственно под „патриотизмом», „национализмом» и „национальными задачами» подразумевают?! Необходимо дать себе ясный отчет, говоря о любви к родине, любви к своему народу, что понятия „любовь», „народ» также отскакивают от всего советского, как понятие „святость» от Вельзевула. Предоставляется судить каждому о степени абсурдности возможности сочетания национальных заданий, т. е. заданий, продиктованных любовью, — с деятельностью советской власти. Понятия „любовь», „народ» суть понятия духа, понятия метафизические и вне метафизики определены, объяснены и поняты быть не могут. До тех пор, тоскливые, порой даже жгучие эмигрантские мечты о московских калачах будут называться любовью к родине—будут продолжаться и разглагольствования о советских достижениях. До тех пор, пока не будет ясно понята разница между любовью и вожделением, душа, ищущая свободы и любви, будет соблазняема свободною любовью советов.
Понятие „народ» включает в себе метафизическое понятие личности. Народ существует, как целое, пока он являет собой единую личность, питающуюся одними метафизическими корнями. Никакие иные попытки определения этого понятия — территориальные, языковые — не дают удовлетворительных результатов. История еврейского народа является классическим примером, раскрывающим народ, как личность, и разбивающим все иные определения. Родоначальник народа человек — личность. Размножаясь, рождает он детей по крови, рождая их и по духу. Из единого ростка вырастает многоветвистое дерево, глубже и крепче врастают корни в питающую духовную почву и являют мipy единый духовный организм — личность— народ. Всё остальное лишь второстепенные признаки, среди которых кровь занимает почетное, но не решающее место. Еврей лишь до тех пор был сыном своего народа, пока его Богом был Бог Авраама, Исаака и Иакова. Смысл жизни народа, как и каждой личности, в служении той правде, до которой он дорос, которую осознал и вселил в своих верованиях. Служением своей правде, верностью своим богам обуславливается существование народа, как органического целого. Верный сын своего народа — верующий в народную правду и жертвенно ей служащий. Чтобы иметь свою правду, надо ее найти, она есть награда за неустанное искание Истины. Отсюда ясно, что народная правда не есть что-то раз навсегда данное, а постоянным исканием Истины совершенствуемое, углубляемое с духовным ростом народа. Развивается дерево и корни глубже и шире охватывают родную почву, иначе дерево засохнет. Народ, переросший свою правду, изверившийся в ней, в своем стремлении к Истине, или находит свою новую лучшую правду, или умирает, рассасываясь в других народах. Поэтому от совершенства народной правды, от близости ее к Истине зависит жизнеспособность народа, его внешняя мощь.
Возвещенная всем народам Благая Весть, новое откровение Истины, более полное и совершенное, чем все до сего дня существовавшее и существующее, осудило всех богов, отменило все правды. „Несть эллин, ни иудей, но всяческая и во всех Христос». Над язычеством засиял Крест и по всему мipy гремит доныне: „разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Это и есть то любовное, братское слияние народов в Истине, которое лишь мерещится соблазненным в сатанинском интернационале. Казалось бы, что с христианством, с отменой всех народных правд, пришел конец народам. Это не так, ибо в христианстве возвещена не новая частная правда, что значило бы рождение нового народа, а возвещена сама Истина, вмещающая все правды. Каждая личность со своей правдой находит себя в Истине. Каждая личная правда, очищаясь от всего чуждого Истине, раскрывается в христианстве чудным цветением. „И познаете истину и истина сделает вас свободными». В христианстве падают оковы, связывающие личность, и она является в своей индивидуальной, неповторяемой красоте.
Смерть народов — ложь интернационала; их жизнь и расцвет — истина христианства. К этой истине в своих исканиях пришел русский народ тысячу лет тому назад, и Крещением Руси Владимир Святой спас и утвердил русскую народность. С тех пор осуществление христианства стало единственным смыслом русской народной жизни. Служение Христу во всех формах государственной, общественной и личной жизни — вот устремление всех истинно национальных усилий. Это идейное содержание русской государственности.
Множеством грехов, множеством глубоких падений усеян исторически путь национальной Poccии. Сколько раз соблазнялась она своими вожделениями, ища в гордыне оправданий своих падений. Но самым страшным грехом русского народа навсегда останется грех наших дней — отдача власти над вверенной ему шестой частью света в руки врагов Христовых.
Тысячелетними святыми усилиями создавалась Святая Русь, сильная великим множеством своих верных сынов, святых праведников и мучеников, предстоящих ныне престолу своего Царя и Владыки и своим заступничеством укрепляющих истинное национальное чувство любви к своему народу в сынах воинствующих еще на земле за правду Христову. Святая Русь, наследница обетованного безсмертия, не погибнет, но может сдвинутся светильник с места его! Может быть отнят от народа недостойного, осудившего себя на гибель, и отдан народу другому, достойнейшему его. И эта действительная, реальная опасность, прежде всего, угрожает тем и из за тех, кто по скудости и убожеству своего мировоззрения не в состоянии отличить подделки от подлинности, кто ложь и обман интернационала готов принять за национальную Poccию.
Прага. 1935г.
Источник: «Вестник общества галлиполийцев» за 1935 год
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.