Объединение РПЦЗ и МП РПЦ не только предательство, как его совершенно правомерно определили лучшие умы Зарубежной Руси. Пресловутое «объединение» это также перелом, очищение, катарсис, особенно в области православного осмысления роли Церкви в обществе, переоценки значимости и роли тех или иных лиц.
Нетрудно заметить, что с начала девяностых годов прошлого столетия церковная публицистика полностью попала под влияние таких как Лавр Шкурла и «инока» Всеволода Филипьева.
Оба были экстремальными случаями посредственности, личностной серости, вероисповедальной теплохладности и творческой безталанности. Первый никогда ничего не писал и потому ничего не оставил после себя. Не только нет его проповедей, но даже примитивных бытовых записок или мнений по каким-либо церковным вопросам.
Второй, Филипьев, писал много. Статьи, обзоры, богословские разъяснения, свято-отеческие переложения, стихи на религиозную и политическую тематику. К сожаленью, плодовитость Филипьева отражалась в его крайне низком графоманском уровне. Его личная нечистоплотность, лицемерие и двойственность не могли быть скрыты от внимания православного читателя.
Увы, эти двое, Шкурла и Филипьев на какое-то время заняли положение лвластителей умов╗ – то ли по иронии судьбы, то ли по попушению Господню, то ли по сценарию их закулисных хозяев. Результат их работы известен: зарубежное русское богословие было низведено до уровня примитива, официальная историография РПЦЗ остановилась, сама церковно-православная культура подверглась гангренозному гниению. Выдвижение в РПЦЗ на первый план таких лиц, как Марк Арндт, Михаил Донсков, Серафим Ган, Кирилл Дмитриев, Виктор Потапов, Александр Лебедев, Гавриил Чемодаков, Иларион Капрал и других подобных- яркий симптом такого гниения.
После мая 2007 года, однако, на наших глазах произошло чудо, которое мы едва-едва начали осмыслять сегодня. От мертво-гниющего Синода РПЦЗ (Л) отошли так называемые лосколки╗ Зарубежной Церкви. Неожиданно в самих недрах Зарубежья оказалась жива богословская мысль, боговдохновенная традиция Христовой Церкви. Первыми ростками можно назвать статьи мирян: проф. Г.М.Солдатова, Н.Казанцева, В.Мосса и др. Казалось бы полностью убитая церковная публицистика возродилась в ранних выступлениях протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого, а затем в ярких, живых, блестящих статьях еп. Иосифа (Гребинки) и в последнее время – в таких же выдающихся выступлениях еп. Андрея (Маклакова).
Оба последних стали звеньями непрерывной цепи истинно-православного учения, миссионерского горения и убеждения, твердости в отстаивании православных идеалов. Это идет от старой доброй русской школы 12-19 веков, а в минувшем веке – от церковной теории и практики Зарубежных светочей: Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), Митр. Анастасия (Грибановского), Святого Митр. Филарета (Вознесенского), Святого Иоанна Шанхайского, архиеп. Аверкия (Таушева), архим. Константина (Зайцева), от трудов протопресв. М. Помазанского, прот. Михаила Польского, прот.С. Слободского, И. Концевича, И. Андреевского, Н. Тальберга.
Искусно подготовленный и проведенный обрыв этой традиции при первоиераршестве митр. Виталия (Устинова) вышеупомянутыми Шкурлой, Филипьевым и некоторыми другими, не достиг своей цели. Прежде всего потому, что оказалась нить, связующая эпохи, – труды еп. Григория (Граббе), которые в прошедшее пятилетие получили огромное признание среди истинно-православных.
Сегодня мы можем только восхищаться прозорливостью и канонически точным обоснованием выводов владыки Григория по самым животрепещущим вопросам церковной жизни. Прямое влияние его, например, на еп. Андрея (Маклакова) неоспоримо – владыка Григорий был идейным вдохновителем создания Русской Православной Автономной Церкви и духовным наставником тогда еще иеромонаха Андрея.
Духовное наследие еп. Григория (Граббе), вобравшее в себя полноту отечественного дореволюционного и зарубежного эмигрантского богословия, прослеживается в умных, горячих, православно-страстных статьях еп. Иосифа (Гребинки), на наш взгляд, одного из самых интереснейших и серьезнейших представителей свято-отеческой публичной словесности начала 21 века.
Но и это не все. К изумлению многих, возрождение духовной публицистики дало всходы и в закабаленной России. На первом месте мы поставим статьи-откровения мирянина Вадима Виноградова, которые регулярно выходят в электронном издании «Верность» (гл. ред. Г.М. Солдатов), в газете «Наша Страна» (гл. ред. Н.Казанцев), распространяются по десяткам интернетских сайтов, блогов, порталов.
Читая Виноградова, любой православный восхищается чистотой слога, глубиной подхода, той свободой мысли, которая присуща этому автору. Нередко задаешься вопросом: где живет он? Неужели в том самом цинично-бездуховном мире путинской Системы, в котором люди подвергаются гонениям за веру в Бога, их церкви подвергаются поджогам, грабежам, вандализму, самих их избивают, оскорбляют, судят судом неправедным.
Парадокс, но это так. Вадим Виноградов, знаменитый на весь православный мир кино-режиссер, публицист и мыслитель, по-видимому, слишком крупная фигура, чтобы шавки путинско-гундяевского толка осмелились броситься на него. Его статьи, как и фильмы, пронизаны таким ярким и чистым светом веры в Христа, что еретикам-безбожникам МП РПЦ просто нечего сказать в ответ. Мы же в Зарубежной Руси можем только хвалить Господа за Его безмерную щедрость: даны Вадиму Виноградову и талант русского слова, и дар исповедничества, и смелость истинно-православного христианина.
Прочитайте, а если уже читали, то перечитайте его статьи: «Плач об унии», «О новомучениках и исповедниках российских», «Скрижаль ХХI век», «Христова Пасха, принесшая свободу», «Часики патриарха»…
Последняя начинается с того, чем в обычной повседневной публицистике авторы заканчиают свои статьи – выводом: «Часики патриарха – это малюсенькое внешнее отражение всеобъемюлющей любви мiра теми, кто давал обещание служить Богу, кто знает, что мiръ во зле лежитъ, знает, что кто любитъ мiръ, в томъ нетъ любви Отчей, но у кого забота века сего и обльщенiе богатствомъ заглушили любовь Отчую, заглушили обещание не любить мiръ. И привели к тому, что вместо служения Богу, как обещались, стали служить мiру, прикрывая это служение, служением, якобы, Богу. Вот, что вскрывают часики патриарха…»
Голос В. Виноградова – это голос неугасшего православия в порабощенной отчизне. Таким он является в своей кинематографии, таким остается в своей церковной публицистике. По большому счету, он художник русской культуры. Это означает, что он не просто наблюдает, оценивает, принимает или отвергает ценности русского культурного слоя. Он – создает эти ценности, наращивает их. Впитывая великое наследие Святых Отцев, он отдает нам его в очищенном и одухотворенном приумножении. Такими были Св. Митр. Макарий Московский и протопоп Аввакум, Св. Митр. Филарет Московский, и Александр Пушкин, Николай Гоголь и Федор Достоевский.
Его статья «Монархия, XXI век» стала, не побоюсь признаться, краеугольным камнем в переосмыслении всех основных жизненных положений для тысяч русских. Ее перепечатывают и перечитывают по обе стороны океана. О ней говорят и спорят, ее популяризируют. Почему? Потому что в этой статье В. Виноградов изложил суть православного видения человека, гражданина, христианина.
Как обычно, автор сразу ставит проблему перед нами. Он начинает:
_Я живу только для России!-К несчастью сегодня к этому взгляду присоединится немалое число честных и мужественных людей, православных в нынешнем понимании этого слова, живущих не только в РФ, но и за её пределами.
В то время, как для русского православия 1000 лет до ХХI века всегда было только одно единственное: Для того мы и живём, чтобы любовью соединиться с Господом на веки! Или различные варианты этого: Жизнь не для того, чтобы что-нибудь здешнее для здешнего сделать, а для того, чтобы научиться при всяком случае уничтожать свою волю перед Высшею.
И вот, настало время: Я живу только для России!
Подкрепляет такую цель жизни и патриарх МП, подтверждая: Вера России – в саму Россию. Заметьте, не в Христа, а в Россию!»
Как замечательно точно и безстрашно автор указал абсурд нынешнего состояния МП РПЦ, которая служение свое отводит от Господа, переводит в подчинение государству, чиновникам, стране, которую по странному неведению кое-кто до сих пор называет Россией.
Виноградов знает нашу историю прекрасно. Он понимает ее исключительно по-христиански. Естественный путь для русского православного человека – это отказ от мирского, это приятие Христова. С самого начала нашего приобщения к великой Истине, со «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона (ок. 1050 года) – это был тот единственный путь, которым мы пошли, как народ, потом как нация, как могущественная держава, а в наше время Ц как малое стадо Христовых послушников.
Так замыкается цикл. От двенадцати и потом семидесяти – к миллионам. А в наше апостасийное время от миллионов – снова к немногим, имеющим смелость и талант, а главное, веру в Господа, нашего Спасителя. Таким является Вадим Виноградов, творчество которого символизирует новый подъем в руском православии.
Катаклизм 2007 года в русском православии высветил этот ход истории. Сошли на нет былые кумиры. Они не создавали нашу православную культуру, они пользовались ею, пожирая ее, насыщая свои утробы, отвращая православный люд от Света. Но Свет Господень снова рассекает глубины тьмы.
За упадком, как правило, следует взлет. Мы сегодня становимся свидетелями, как из самой пропасти, куда скатилась, сползла РПЦЗ, бывшая когда-то неколебимым столпом вероисповедания и исповедничества, поднимается новая заря Зарубежной Руси. Звучат новые имена все той же прекрасной, животворной свято-отеческой традиции Русского Православия. И значит, будет возрождение нашей Зарубежной Церкви.
Нью-Йорк,
Июнь 2012 года.
источник: www.portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.