Об «антицерковном майдане» в свердловском Екатеринбурге
Комментарии в СМИ по этой проблеме можно разделить примерно на три основых вектора: 1) одни ставят акцент на спровоцированной т.н. «пятой колонной» антиправительственной «репетиции майдана»; 2) сама «пятая колонна» напирает на пренебрежение власти мнением народа, применением против него грубой силы и вообще возмущается правовым произволом в стране; 3) третьи выступают «в защиту Церкви и веры», сетуя, что значительная часть народа всё еще остается невежественными атеистами.
Все три составляющих тут имеются. Однако попробуем расположить их в правильном соотношении.
1. Власть, несомненно, сама провоцирует многие подобные конфликты эгоистичным пренебрежением к народу. В числе заметных: пенсионный, мусорный, неплатежи повышаемых жилищно-коммунальных услуг, «выборы без выбора» с манипуляциями (митинги 2011-2012), т.н. закон о «любви к чиновникам», регулярно обостряющийся миграционный конфликт как причина этнической преступности, у которой якобы «нет национальности», и вообще принижение государствообразующего русского народа (см.: «Россия для русских» – или Россия для нерусских?). Вместе с падением уровня жизни все эти причины суммируются в одном поле нелюбви и недоверия к власти.
Власть генерирует поле подобных конфликтов уже своей государственной идеологией, которой якобы нет (согласно действующей ельцинской конституции РФ), но на самом деле ‒ это всем очевидная идеология компрадорско-олигархического режима со всеми вытекающими из него указанными следствиями и протестами против них. Такой режим игнорирует интересы населения, решая свои проблемы за счет «затягивания поясов» народу, и насаждает идеологию джунглей как нормы ‒ и с целью самооправдания, и для разложения народа, чтобы удушить его сопротивление (лавина чужекультурных мигрантов преследует и эту цель).
Сопротивление такой государственной политике возникает естественно в неравнодушной части народа, но, обвиняя в протестах некую своекорыстную «пятую колонну», финансируемую «из-за бугра», власть не желает видеть, что сама же провоцирует ее поддержку от всего недовольного населения. (см.: Кто создает «пятую колонну» в РФ).
2. При этом «духовная власть» в РФ жречески благословляет олигархат по принципу «Нет власти не от Бога». Такая «проповедь Православия» дискредитирует его в глазах многих порядочных людей, и Церковь отталкивает от себя протестующих, вместо того, чтобы направлять их энергию в оздоровительных целях с предъявлением правильных требований к неправедным правителям. Поэтому далеко не все протестующие, весьма разношерстные, настроены именно против строительства православного храма, скорее они против политики власти в целом, в том числе и против конформистского церковного руководства, которое в этом храме будет молиться за благополучие данной власти. Из-за этого авторитет РПЦ МП в населении заметно упал за четверть века, и такой городской протест против строительства храма далеко не первый в РФ.
3. Разумеется, стихийные протесты могут провокационно использовать в своих политических интересах враги российской государственности как таковой ‒ независимо от сущности государственного строя и облика правителей. Именно это демонстрирует нам сейчас конфликт в Екатеринбурге. Там антиправительственная составляющая заметно превосходит якобы местную «защиту зеленых насаждений» и т.п. Свой вклад в это вносят и прибывающие «гости» из столичной «демократической оппозиции», и оппозиционные сети, нагнетая напряженность.
4. Однако религиозная составляющая екатеринбургского конфликта тоже налицо. В защиту храма искренне выступают благочестивые верующие, им в основном противостоят люди с другими ценностями и приоритетами в жизни. К сожалению, главные «советские достижения», на которых нынешние правители пытаются строить свою преемственную легитимность от СССР, ‒ это не столько научно-технический прогресс (в других странах он оказался успешен и без уничтожения целых слоев своего народа) и не «Великая-Победа-на все-времена» (где сейчас ее плоды?). Главное «советское достижение» ‒ это плоды «лучшей в мiре системы образования»: историческое безпамятство, утрата русского национального самосознания и атеизм.
К сожалению, и нынешняя система образования в РФ в гуманитарных областях, формирующих мiровоззрение новых поколений, основана на советской историографии, сдобренной западничеством в той мере, в какой оно совпадает с советским материализмом как марксистской формой западничества.
Такому населению храм действительно не нужен и может раздражать не только церковным конформизмом, но и «мракобесием». Сквер с клумбами «советским людям» приятнее.
5. Давайте рассмотрим духовную суть проблемы: жители протестуют против строительства храма св. мученицы Екатерины, в честь которой в 1723 г., в царствование Екатерины II, был основан и назван город, переименованный в 1924 г. большевиками в честь другого покровителя ‒ цареубийцы Свердлова. В 1991 г. городу было возвращено его историческое имя, но лукаво: он остался столицей вышестоящего административного уровня ‒ цареубийственной «Свердловской области».
В этом смысле столица «Свердловской области» может считаться символом нынешнего государственного строя РФ, кощунственно-преемственного от СССР:
‒ как место убиения Помазанника Божия, чего принципиально осознать и осудить постсоветские правители не желают, почитая имя цареубийцы;
‒ церковным властям это тоже не мешает, даже когда Крестный ход в день убиения Царской Семьи идет мимо памятников богоборцам по улицам с именами цареубийц;
‒ как символ Великой криминальной революции в виде помпезного Ельцин-центра;
‒ как символ зависимости от благосклонности «наших американских партнеров» с самым крупным в РФ американским консульством.
К этому еще символически добавляется и этот бунт жителей против воссоздания храма небесной покровительницы своего города… Вряд ли это останется без последствий…
Напомним, что Собор св. великомученицы Екатерины в Екатеринбурге был сооружен при основании города в его центре, на левом возвышенном берегу реки Исети на Екатерининской площади (ныне «площадь Труда»). День святой Екатерины (24 ноября ст.ст.) был одним из главных городских праздников. Это был официальный нерабочий день, у храма после богослужения долго происходили народные гуляния. В храме давали присягу горные инженеры, ‒ это была основная, градообразующая профессия, а когда в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона (его пожаловал Император Александр II), тут стали давать присягу и призывники в армию.
Собор был взорван коммунистами в 1930 г., на его расчищенном месте устроили сквер с фонтаном «Каменный цветок».
18 августа 1991 г. в месте, где располагался алтарь взорванного собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в день памяти святой Екатерины. К 275-летию Екатеринбурга в 1998 г. рядом с памятным крестом была построена каменная часовня с пятью куполами.
18 марта 2010 г. Екатеринбургская епархия при поддержке губернатора Свердловской области А.С. Мишарина объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на прежнем историческом месте ‒ на нынешней площади Труда: часовню предполагалось оставить как пристроенную часть храма. Протестов населения не было. Однако заседание градостроительного совета при свердловском губернаторе не пришло к единому мнению, и в марте 2016 г. епархия отказалась от планов восстановления собора на прежнем месте (из-за «исторической ценности» фонтана с серпами-молотами и пентаграммами по периметру).
В сентябре 2018 г. градостроительный совет согласовал концепцию строительства собора на другом берегу реки Исеть ‒ на Октябрьской площади возле Театра Драмы ‒ епархия согласилась (похоже, ей всё равно было, где строить свой новодел). С 13 мая 2019 г., когда был возведен забор для начала строительства, там начались массовые протесты активистов, которые повалили забор, но были разогнаны ОМОНом с задержанием 26 человек.
Президент Путин, «демократично уважая мнение народа», распорядился провести опрос горожан о строительстве храма. Мэр города Высокинский заявил, что подготовка к строительству приостановлена и ее не возобновят до конца проведения опроса жителей. Сам опрос будет проводиться на сайте мэрии и улицах города в ближайшие три недели. Как проводятся такие «опросы», нам уже не раз демонстрировали и с «именем Победы», и с именами аэропортов, и с 70 % одобрения Сталина…
Но ведь когда храм взрывали, коммунисты опроса не проводили… И когда сооружали Ельцин-Центр (неподалеку от места данного конфликта), опроса тоже не проводили ‒ а это тоже своего рода храм-памятник заключительному «советскому достижению»: «святым годам» (выражение Н. Ельциной) номенклатурной Великой криминальной революции.
5. Самым справедливым решением было бы восстановление прежнего собора в честь святой покровительницы города на прежнем историческом месте. Это было бы восстановлением исторической справедливости, что превыше всех прагматических соображений, скверов и фонтанов. И если нынешняя власть считает себя преемственной от «советских достижений», ‒ то восстановление должно производиться за государственный счет. И не только в «Свердловской области». Для получения Божьего покровительства в нынешнее смутное время всю страну нужно очистить от богоборческого наследия и, по возможности, восстановить разрушенное на земле и в душах людей. И в первую очередь ‒ в Церкви, как к этому призывают благочестивые священники: «Верните Христа в Церковь!» (Обращение протоиерея Георгия Докукина).
Но, наверное, для этого нужна другая государственная и духовная власть…
М.В. Назаров
17.5.2019
Источник: https://rusidea.org/250944101
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.