ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И ПУТЬ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ
(комментарии на эксцерпты из сборника философских статей «Традиция и Русская цивилизация», М., 2006 (Philosophy)

Основы православного традиционализма

Для начала определимся с терминологией, которой необходимо пользоваться в рассуждениях о путях развития любых народов (этносов) и цивилизаций. Основных терминов относительно немного: этнос, суперэтнос, сверхценность, цивилизация, империя, традиция, антисистема и консервативная революция.

И так… Этнос – это группа людей, которые приобрели сознание общей самоидентификации под воздействием общей природной среды, общей истории и взаимодействия с внешним миром.
Суперэтнос – группа этносов, резко отличающихся между собой по культуре, быту и географическим условиям проживания, но объединенных общей Сверхценностью.

Сверхценность – это «душа народа», нематериальное ядро любой цивилизации, набор ключевых истин, которых придерживается общество. Сверхценность неизменна и неизменяема, она не может быть углублена, дополнена или модернизирована. Позволительно только ее комментирование и упрощенное изложение. Сверхценность русского народа – Православие.
Цивилизация – это уникальный иерархичный набор форм, которые принимает общество в своем служении Сверхценности. Каждая цивилизация – совершенно самостоятельный и независимый субъект истории, не закрытый, впрочем, от внешних влияний. Цивилизации равны и самоценны, каждая совершает собственный путь – один из многих маршрутов, которыми идет человечество. История человечества измеряется судьбами цивилизаций.

Естественный срок жизни цивилизации – 1000-1500 лет, но ее существование может прерваться и раньше в результате внешней агрессии, активности антисистем или из-за природных катастроф.
Например, Первая Православная цивилизация – Византийская империя – умерла практически естественным путем. Она осветила собой 11 веков мировой истории, однако в результате одряхления за последние 250 лет своего существования растеряла не только практически все свои исконные территории, но и свою Сверхценность (реализовав унию с католицизмом за полгода до падения Константинополя под натиском турок).

Вторая Православная цивилизация – Российская империя – пала жертвой подрывной деятельности либеральной и коммунистической антисистем, понапрасну растратив свои жизненные силы в интеллигентских «радениях» и «самобичеваниях», в бессмысленных попытках «переформатирования» российской действительности на западный лад, в кризисный период не найдя в себе духовных сил для противостояния агрессии адептов апостасии.

Для мультиэтничных цивилизаций наиболее адекватной, устойчивой к внешним воздействиям, внутренним смутам и природным катастрофам политической формой существования является империя.
Империя – это мультиэтничное, демографически устойчивое, крупное по территории централизованное государство с ярко выраженным иерархическим устройством и доминирующей идеологией, обладающее политической, экономической и военной мощью, играющее ведущую роль в своем географическом регионе.

Традиция – постоянная связь между внематериальной Сверхценностью, «управляющей» цивилизацией, и вполне материальным обществом; это способность суперэтноса к осознанному самоограничению и целенаправленному действию. Наличие Традиции – это обязательное, минимально необходимое условие существования цивилизации. Цивилизация не связанная с нематериальными планами бытия в принципе нежизнеспособна. Традиция как условие существования цивилизации отлична от традиций, которые являются всего лишь совокупностью повторяемых на протяжении длительного времени обычаев, навыков, социальных стратегий и персональных тактик выживания. Значительный объем традиций обеспечивает цивилизации хорошую устойчивость, но все они вместе на порядок менее важны, чем Традиция. Отдельными традициями цивилизация может пожертвовать в условиях своего кризиса или отказаться от отживших традиций, препятствующих развитию общества, но, отказавшись от Традиции или Сверхценности, цивилизация перестанет существовать или превратится в цивилизацию-зомби – этнографический материал, имитирующий живую цивилизацию.
Смерть цивилизации наступает в двух случаях: когда умирает Сверхценность и когда умирает Традиция. В первом случае на месте цивилизации остается «неотформатированная» этническая масса, «этнографический материал»; во втором случае остается маркированный «этнографический материал», способный вернуться в состояние цивилизации при восстановлении старой Традиции или в случае создания новой традиции для служения старой Сверхценности.

Социальная ксенофобия – инстинкт самосохранения на уровне этноса и суперэтноса. Сверхценность и Традиция определенным образом «причесывают» ксенофобию, превращая ее из дикого зверя в цепного пса. Управляемая политической элитой ксенофобия является благом для общества, это один из признаков здоровья социального организма. Человек, сознательно отказывающий от своей принадлежности к определенной цивилизации и претендующий быть гражданином мира, автоматически становится для нее чужаком.
Поэтому следует четко различать российских интеллектуалов от интеллигентов. Российская интеллигенция, в отличие от интеллектуалов (профессионалов умственного труда), – вся полностью представляет собой чужеродное тело во плоти Русской цивилизации. Для того чтобы в полной мере стать интеллигентом, необходимо утратить национальную и религиозную принадлежность, отказаться от лояльности по отношению к собственному государству и стать гражданином мира. Таким образом, у интеллектуалов в России есть выбор – либо они русские, либо они интеллигенты.

Одним из наиболее опасных врагов любой цивилизации являются антисистемы (либерализм, коммунизм, национал-социализм и т.п.), размывающие и искажающие Сверхценности и разрушающие Традиции. Они отрицают возможности выбора различных путей развития цивилизаций и навязывают всем «единственно верный» социальный рецепт.
Глобальная реакция на наступление антисистем именуется консервативной революцией.
Консервативная революция – восстановление божественных начал в мире, усиление иерархической структуры, укрепление Традиции или создание новой Традиции на месте разрушенной антисистемой.
Консервативная революция – единственный здравый ответ на проект антисистемной либеральной глобализации. Это не столько реконструкция общественного бытия, сколько его очищение.

Суть необходимой современной России консервативной революции – христианская реконкиста, собирание и концентрация Православия во всех сферах жизни. Процесс должен проходить медленно, основательно, без радикальных трепыханий, конфессионального терроризма и антиглобалистских мятежей (хотя в целом антиглобализм – дело хорошее и полезное). Основные методы – пропаганда, просветительство, личный пример, творческая реализация в христианском духе. Основные сферы действия – культура, наука, образование и воспитание, СМИ и лишь отчасти и по возможности – политическое поле (создание общественных организаций и политических партий). Предпочтительнее – врастание православного народа в собственное государство. Православные чиновники должны распознавать «своих», помогать им и рассчитывать на их поддержку в не афишируемой (до поры до времени) борьбе против антисистемных проектов. В конечном счете, необходимо восстановить монархию и сословия, упразднить систему разделения ветвей власти, федеративное устройство государства и представительную демократию. Источник власти не мифическая «воля народа» и не менее мифический «естественный закон», а воля Бога, познаваемая через волю Государя. А пока необходимо внедрять в сознание людей идею переходного этапа «хранительства» президентом власти Государя до восстановления монархии в России и возвращения ее к своему традиционному имперскому состоянию.

Новая Русская цивилизация (Третья Православная) возникнет при условии возникновения новой Традиции служения сохранившейся Сверхценности. Она возникнет, когда русскую Сверхценность – Православие – признает большинство русских людей как предмет деятельного служения и подчинится этой Сверхценности во всех сферах жизни. Этого еще не произошло, но надежда имеется.

Константин Филатов