(к 128-летию со дня рождения)
Судьба Эзры Паунда — эмблематична, и чем стремительнее расширяется в современном мире власть глобализующей демократии, хищного мондиализма (поистине знаменуя «конец истории», с её некогда цветущим многообразием), тем более глубокий смысл приобретает фигура подлинного Поэта и — в силу это» го — действительно независимого Мыслителя.
Более того, сравнение с судьбой нашего, русского Поэта- мученика, Валентина 3/К (Соколова) — тоже брошенного в псин» тюрьму (после мучительно долгого пребывания в лагерной «клетке») и замученного в ней до смерти — демонстрирует чудовищное сходство методов демократии: как советской «социалистической», так и породившей её западной. Под лозунгом защитыты своих «ценностей», она готова растоптать и уничтожить человеческую Личность с присущей ей внутренней свободой. Нужно ли подчеркивать очевидную злободневность этой темы.
Личность и Демократия — для современного мира, в том числе и для нашего несчастного Отечества, которое из коммунистической тюрьмы переводят в пространство «виртуальной свободы». Где единственным божеством становятся — Деньги
Уникальность Эзры Паунда в том, что он — пожалуй, единственный из Поэтов XX века — не просто чутко откликался на бушевавшие вокруг него социальные и политические бури, но пошел в глубину, пытаясь разобраться в самих истоках этих спровоцированных нестроений, отталкиваясь от их настоящего двигателя.
«…У либералов (которые не все — ростовщики) мы спрашиваем: почему все ростовщики — либералы?
Тем, кто ополчаются против концепции автаркии, говоря -но это дорого стоит; зерно следует покупать там, где оно продается дешевле — можно напомнить, что именно импорт зерна из Египта по низкой цене погубил итальянское сельское хозяйство при античной империи.
…Спросите у американского журналиста, любого, какая свобода выражения оставлена ему «advertisers» (большими фирмами, которые закупают рекламные страницы в американской печати).
Государство может ДАВАТЬ В ДОЛГ. Флот, который победил в битве при Саламине, был построен на деньги, которые Афинское Государство одолжило судостроителям.
СТРАНА
КОТОРАЯ НЕ ЖЕЛАЕТ
ЗАЛЕЗАТЬ В ДОЛГИ
ОЗЛОБЛЯЕТ
РОСТОВЩИКОВ.
…Торговля привела к благосостоянию Лигурию, ростовщичество привело к тому, что она потеряла Корсику. Но, утрачивая смысл различия между торговлей и ростовщичеством, теряется смысл исторического процесса. В эти месяцы туманно начинают говорить о некой международной силе, так называемой финансовой, но было бы вернее именовать эту силу «узурократией», то есть господством объединившихся между собой и плетущих заговоры крупнейших ростовщиков.
…Если вы хотите искать причины нынешней войны, постарайтесь узнать, кто контролирует — и каким образом – мировые деньги.
…Человек, восторгаясь блеском металла, кует из него цепи.
Девятнадцатое столетие, позорный век ростовщиков, пошел дальше, создав своего рода черную мессу денег. Маркс и Милль несмотря на их внешние различия, согласны в наделении денег теми же самыми, почти религиозными свойствами. Дошли до того, что говорили об особой энергии, «сконцентрированной в деньгах», — как говорят о божественности освященного хлеба.
… Золото долговечно, но оно не размножается само по себе: даже если вы сложите вместе два куска золота — один в форме курицы и другой в форме петуха. Смешно говорить о плоде. Золото не пускает ростки, подобно зерну.»
Э.Паунд считал изучение экономики принципиально важным, чтобы понять механизмы, движущие человеком и обществом. Он писал в 1937 году: «Глубочайшая внутренняя жизнь человека зависит от денег. Почти никто не исследует природу этого… Но невозможно писать «Историю современной морали», игнорируя экономическую мотивировку. Или надо идти в глубину, или оставаться на видимости. При всем том, трудности, ожидающие того, кто хотел бы пролить немного света на это, — огромны. Непонимание — чудовищно. Экономика не есть что-то «холодное». Это вещь горячая, обжигающая, как голод или жажда. Она проникает во внутренности. «Quia pauper amavi» — жалуется Овидий.»
***
В 1997 году исполнилось 25 лет со дня смерти Э Паунда, который родился 30 октября 1885 года в Хелли, штат Айдахо (США), учился в Пенсильванском университете в Филадельфии. Рано начал путешествия по Испании, Франции и Италии, где в Венеции в 1908 году опубликовал свою первую книгу стихов, с итальянским названием «А Ьите 8реп1о». Жил в Лондоне и затем в Париже (10-е, начало 20-х годов), активно сотрудничал в литературных журналах, близко сошелся с авангардистами начала века: Вильям Батлер Иитс, Джеймс Джойс, Томас Стернз Элиот, познакомился с синологом Феноллоза — что пробудит его интерес к китайской культуре и Конфуцию. В 1925 г. Паунд переселился в Рапалло, откуда часто наезжал в любимую Венецию…
После первого поэтического сборника последовали другие («Маски», 1912; «Хью Селвин-Моберли», 1920) — в постоянных поисках новых выразительных средств. Крупнейший теоретик и практик поэтического модернизма, Паунд воплощает его в таких новаторских движениях, как имаджизм и вортичизм. Но делом его жизни, одним из высших достижений поэзии XX столетия, являются ПЕСНИ (Cantos), над которыми он работал с начала 10-х годов и до конца жизни, когда, после освобождения из псих-тюрьмы, он переехал в Италию.
После чудовищного заточения в «клетке гориллы», когда ему действительно угрожало сумасшествие, Э.Паунд написал цикл «Пизанских песен» (1948): их тоже относят к числу самых совершенных поэтических творений нашего века. На судебном процессе против Паунда в 1945 году, для доказательства его «умственной невменяемости» цитировались отдельные фрагменты из этого его щедевра…
Эзра Паунд скончался в Венеции 1 ноября 1972 года, на следующий день после того, как ему исполнилось 87 лет… Здесь он и похоронен.
На Симпозиуме в Равенне, посвященном теме «Данте и Паунд», журналист итальянской католической газеты «Авенире» беседовал с проф. Джиано Аккаме — экономистом и публицистом правого направления, автором книги «Эзра Паунд экономист. Против ростовщичества». Который, частности, сказал:
«Многие художники и поэты его времени сделали экономику темой эпического воспроизведения современного мира, — но в аспекте социального вопроса, классовой борьбы. Эзра Паунд -единственный, кто поставил в центр своей эпики — тему Денег. Самую неблагодарную, самую трудную. В частности, и поэтому к Паунду относились, как к умалишенному. Но сегодня мы понимаем, что он был в этом — гениальным предвестником. И вот почему.»
Современный итальянский экономист продолжает: «После падения Берлинской стены и мондиализации финансового либерализма (т.е. такой экономической системы, которая основывается на безудержной «свободной конкуренции», не допускающей чрезмерного вмешательства со стороны Государства), после валютных бурь, которые с 1991 года потрясают денежную систему, — после всего этого начали понимать, что проблема денег есть поистине проблема конца столетия: над всем миром нависает некий финансовый Чернобыль, взрыв спекулятивного «пузыря». Паунд, которого выставляют «фашистом», «проклятым», и в этом являет себя Поэтом, каким — по его представлениям -должны быть все поэты: чувствительными антеннами человечества.
И далее проф. Аккаме говорил: «Деньги появились в 7-м веке до Р.Х., возможно в Милете, — т.е. в тот же период и в том же городе Малой Азии, где родился Фалес, родоначальник философии. Одним словом, деньги — это один из результатов созревания мысли. Дело в том, что прежде при обменах пользовались кусочками металла, который нужно было всякий раз взвешивать. В Милете, начиная с 7 в., начали чеканить монету: она становится денежной единицей Государства, которое гарантирует её вес и стоимость. Одним словом, начинают сознавать, что деньги — средство слишком важное, чтобы оставить торговцам, частным лицам возможность устанавливать ее стоимость. Фактически, три тысячи лет именно Государство обладало денежным суверенитетом.
А теперь — нет? — задает вопрос журналист, и слышит в ответ: Начиная с 1694 года, времени создания Банка Англии, начинается новый процесс, малозаметный внешне — приватизация денег (обличением чего занимался Паунд). Денежный, валютный суверенитет переходит к банкирам, торговцам кредитами и валютой… Парадоксально то, что в то самое время, когда развивается демократия, народный суверенитет, — суверенитет денежный экспроприируется у Государства, воплощающего в себе народ, и конфискуется безответственными структурами, которые никак не обязаны отчитываться перед народом за свои действия, — такими, как центральные банки, типа Банка Англии.
Эзра Паунд был американцем. А в США проблема денег всегда была остро связана с демократией. В истории США целых два раза частные финансисты воспрепятствовали попытке создания Национального (Государственного) Банка, который был чеканил монету. Первым был Александр Гамильтон, министр государственного казначейства при Джордже Вашингтоне. Фактически, для оппозиции финансовым олигархиям, Америка имеет центральный банк — Федерал Ризёрв — только с 1913 года; позже даже, чем Италия, имевшая свой эмиссионный банк уже в 1894 г. Паунд открыто говорил о том, что нарушается статья американской Конституции, которая наделяет народных избранников суверенитетом для выпуска денег и определения стоимости валютного обмена.
Почему денежный суверенитет является решающим для Демократии? Да потому, что любое вздорожание на один пункт процентной ставки вызывает увеличение стоимости кредита, ссудного процента. А это значит — эконометрия может это точно вычислить — увеличение безработицы, банкротства предприятий, распад несостоявшихся семей, которые не в состоянии выплачивать ссуды.
Как говорил Э.Паунд: «при существовании ростовщичества, никто не может иметь прочный дом… Повышение ссудного процента вызывает далекие социальные последствия. Потому-то и не следовало бы оставлять финансистам — «ростовщичеству» -частную прибыль. Э.Паунд цитировал, в частности, папскую энциклику «Квадрагезимо анно», которая заклеймила, в 1931-м году, «зловещую и ненавистную власть крупного финансового капитала».
«Еще несколько лет тому назад — заканчивает свои объяснения проф. Дж. Аккаме — любой манёвр с учетными ставками согласовывался между Банка д’Италия (техники, специалисты центрального Банка страны) и Министерством государственного казначейства, — голосом демократической политической власти. Теперь этого нет. Более того, мы приняли ст. 117-ю Маастрих-ских соглашений, которая особым образом запрещает национальным политическим властям, избираемым народом, влиять на валютную политику центральных банков. И политики, выбранные народом, согласились с этим. Подобно Пилату, они умывают руки от крови тех праведных — трудящихся, граждан -которые остаются без работы».
***
Мы вспоминаем выдающегося американского поэта ныне, в связи с очередным «юбилеем» — 55-летия окончания 2-й мировой войны. Наше отношение к такого рода торжествам победителей мы выразили несколько лет назад, в номере альманаха /55-м/, целиком посвященном этой теме. В такой же перспективе обращаемся мы к судьбе и идеям Эзры Паунда, который принадлежит к стану побежденных в разыгравшейся трагедии.
Помянуть Э.Паунда мы хотим совершенно особым образом, — публикуя посвященные ему стихи известного русского поэта Николая Николаевича Брауна, написанные им… в политическом лагере на Урале за два месяца до кончины поэта американского. Не это ли — убедительное доказательство того, что «духовная связь между поколениями поэтов, черпающих из глубин вдохновения, неистребима» (Ник. Ник. Браун)?
ЭЗРА ПАУНД
Итальянский замок в Рапалло
Высоко на скале, где с потолков
Как летучие, но только белые, мыши, свисают
Старинные манускрипты, а на полках
Как сталагмиты, произрастают
Папки с трудами экономистов
Разных десятилетий,
Замок в Рапалло,
Где, словно капли, оползающие со стен
Подземной пещеры, медленно образуются
Строки прозрачного эпоса «Сашоз», песен, в которых поэт
Как Одиссей, в современность спускается в поисках духа эпох,
Словно в ужасный Аид, только много страшнее —
Там волны Леты так быстро бегут как потоки машин
В улицах Рима — наплывами автозабвенья
Или с заторами льдин, как в часы предвечерние пик
С запахом шины горелой, бензина, табачного чада
Или духо’в — безразлично, под своды стремительной жизни,
Словно в туннель с виадуками многих веков,
Где сторожат их при входе подобия псов кровожадных:
Слева — стоглазый и огненнозрачный Аргус,
Справа — прикованный Цербер с тремя головами:
Ложью зловонной, Наживой клыкастою и Бездуховностью
глухорычащей,
Строки прозрачного эпоса «Cantos», песен, в которых поэт,
Словно в Элизиум душ отлетевших, в прошедшее сходит;
Видит немало теней дорогих, что по сердцу скользят, вырывая
Вздох из груди, и немало других, что, как будто
Встав из могил, ледяными губами сосут
Лучшие соки души и насквозь прокусить
Как вурдалаки, стремятся те жилы на горле поэта,
Где вдохновения гены текут; и как будто Харон электронный
С длинным веслом гондольера его переносит куда-то,
Где вместо бульканья капель подземных так ясно слышны
Колокола детства, Колокола отрочества, Колокола юности:
Колокола на Рождество в штате Айдахо, -Откуда он родом, -Колокола на Пасху
В городе Кроуфордсвилле (штат Индиана), где он тогда
Преподавал романские языки, Колокола на Монмартре
В день именин,
Колокола довоенной Европы и неумолчно
Звучащее эхо его собственных
Статей, деклараций и манифестов:
«Поэзия — это разновидность вдохновенной
Математики; она дает нам уравнения, но не абстрактных
Фигур, треугольников, шаров …а уравнения Человеческих эмоций» (1910), «Социальная функция
Писателя заключается в том, чтобы сохранять
Язык нации живым и способным точно
Обозначать понятия» (1912), «Закономерно, что мне
Пришлось уехать за границу, чтобы начать
Печататься» (1913), «Если художник …извращает
Произведение в угоду вкусам своей эпохи …он
Должен быть …наказан согласно размерам
Его преступления», «Назначение искусства — давать Свидетельство о природе человека и условиях Его существования» (тот же 1913), «Ожиревшее
ростовщичество,
Трусливая и лицемерная политика, омерзительная
Финансовая система, садистское проклятие
Христианству — все это объединено с одной
Целью …в нашем так называемом «обществе» и Genus ANTRO-
ROS, этот избранник богов, подвержен
Тому же процессу.
Дойные коровы
В облике человеческом, стада принявших
Человеческий облик овец …ибо всех прочих
Они считают опасными. И так будет продолжаться, если
искусство
Не откроет правды, а оно …вырождается
В разглагольствование, стоящее на страже
Предрассудков» (1920), «Традиция — это красота,
Хранимая нами, а не путы,
Которые нас связывают…»
И тому подобное
Неумолчно звучащее эхо его собственных
Статей, деклараций и манифестов;
И, словно шопот эринний, стереофоническиобьемное Много-
кратноповторенное под сводами виадуков звучание Любимых
отрывков и строчек и строф,
Звучащих, как только под сводами ( -водами, -одами) могут
звучать
Древнеегипетская лирика
Гомер
Сафо
(Но не Эсхил с его напыщенной
Риторикой), а из латиноязычных поэтов
Катулл
Овидий
Проперций
Из раннесредневековых поэм —
«Песня о моем Сиде»
Из англоязычного эпоса —
«Морской скиталец»
Ирландские саги
Творчество трубадуров, где поэзия
Становится музыкой, а в позднем средневековьи —
Кавальканти
Бертран-де-Борн
Данте
Вийон
Лирика древних поэтов Японии и Китая, звучание
Любимых отрывков и строчек и строф,
Звучащих, как только под сводами (-водами, -одами)
И где-то неподалеку
Звучание собственных стихов, разделенных
Так же, как вся остальная поэзия, на три
Округлозамкнутые системы:
Мелопоэйи
Фанопоэйи
Логопоэйи и,
Как отдельные силуэты нот с человеческими профилями вместо
Черных кружочков внизу —
Мелькающие в разлинованном
Воздухе силуэты Фроста, Сэндберга, Карлоса Уильямса, как
метафоры
Их стихов и, как ноты большей длительности –
Силуэтообразные
Метафоры стихов открытых им
Элиота и Джойса и, словно космическинепостижимые
Еле слышные импульсы — звучание того мига, когда он
Вернул посольству билет на последний дипломатический
Поезд, уходящий в 1931 (чортова дюжина наоборот) из Италии,
И вполне конкретное щелканье магнитофонных клавиш
При перемотке записей его выступлений и позывные
Римского радио (звук слегка плывет) и его безудержный
Пафос радиооратора) обличающего
Войну как результат «заговора международной
Финансовой олигархии» и восхваляющего Бенито Муссолини
как
Поборника «подлинного народовластия» (щелканье
«стопклавиша»,
Перемотка вперед на несколько месяцев), «Рузвельт —
безумец,
Продавший конституцию нью-йоркским банкирам» (стоп, Перемотка вперед), «банкирам, создателям большевизма…»
(стоп,
Перемотка мысленная, к началу века), «Агрессивность
Севера,
Противостоящая здравомыслию Средиземноморья» (звук
поплыл),
И Харон электронный с веслом гондольера переносит
Его к подобию гекатомбы в виде пылающих обрывков
Кинолент с вводом немецких дивизий и продвижением Амери-
канцев с Юга, пылающей гекатомбы на крохотном
Островке
Посреди Леты,
Чьи волны так быстро бегут как потоки машин
В улицах Рима и, словно тень Орфея, —
Его тень в колючепроволочной клети, бормочущая
Первые строки своих «Пизанских песен»,
Тень под прожекторами,
Ожидающая смертной казни от вакханалии
Кривосудия и вниз по реке
Автозабвенья –
Обитый черной материей грот
С одиноким и потертым как кожаная кукла
Мефистофеля в комиссионном магазине
Сиденьем электрического стула, где пустота
Казнит пустоту,
За мгновенной судорогой которой почему-то
Слух застилает звучание только
Белоснежных полей небытия, белоснежных
Как простыни протяженностью в 13 (чортова, чортова
Дюжина снова) лет изоляции, — по приговору
пожизненной, —
В Вашингтонской лечебнице для душевно (в том числе)
больных
Имени святой Елизаветы до освобождения (по чужому Прошению) и возвращения
В итальянский замок в Рапалло
Высоко на скале, где, словно капли,
Сползающие со стен подземной
Пещеры, медленно образуются
Строки прозрачного эпоса «CANTOS», песен, в которых
поэт
Словно в Аид, в современность сошедший с надмирных
Вершин, недоступных для непосвященных — procul ite, Profani! –
поэт, добровольно изгнанником ставший, в конце Путешествия
преображается, словно пророк,
Что и во вздохе последнем, уже выходя из Аида
К вечной надмирности, Дух свой творящий спасает
И от Аргуса стоглазорекламного и от одной из голов
Цербера — от Бездуховности глухорычащей,
Поэт,
Который в своем интервью (взятом по случаю в марте
1963), сказал о себе и о песнях своих;
«Я понял все это через страдание.
Да,только изведав
Страдание».
Источник: Вече №65
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.