Общеизвестно, что в США политическая граница между республиканцами и демократами условна – мировые банковские системы стоят и за теми, и за другими, и все же разница есть. Проще говоря: в крупных городах – демократы (они же либералы), в глубинке – республиканцы – сторонники традиционных ценностей. А если совсем уж просто: в числе первых – кто побелей, в числе вторых – кто почернявей…

Сегодня демократы в результате изменений в настроениях избирателей уже не образуют большинства в американском парламенте. Обаме в ходе его второго президентского срока будет крайне тяжело проводить свои социальные законопроекты при голосовании.

Что не нравится среднему республиканцу в поведении мистера Обамы? Не одно только то, что он терпимо относится к гомосексуалистам и прочим  «чадам Содома». Он боится, прежде всего, того, что за личным обаянием и думой о благополучии неимущих прячется  крокодил, готовый сожрать производительные потенции американского общества и обложить непомерной данью рядовых американцев, стремящихся «работать, а не бездельничать», существуя на пособие.

Если ты живешь на соцпособие (welfare) и твои доходы соответственно не превышают суммы, колеблющейся в пределах шестнадцати-двадцати тысяч долларов в год, то тебе надо заплатить символические несколько долларов за то, за это, какие-то десять-пятнадцать долларов за госквартиру и т.п. – и гуляй, пей себе пиво.  Но если ты простой трудяга из глубинки и твои  доходы ненамного выше этой черты, на тебя обрушатся налоги, которые вместе с коммунальными платежами и всякого рода взносами отнимут половину того, что у тебя есть. Работать в этой ситуации просто нет никакого смысла. Зачем – если ты станешь беднее, чем если бы жил на welfare? Есть, конечно же, смысл, когда ты зарабатываешь много, но если твой доход – две с половиной тысячи баксов в месяц… А таких немало.

Сегодня в Штатах на соцпособия, по некоторым оценкам, живет около сорока миллионов человек, и при Обаме их количество только росло. Так, где же справедливость? –  вопиет белое простонародье…

Так рассуждает консервативный избиратель в «одноэтажной Америке», страшно недовольный «неумеренным поощрением нахлебников». А тут еще эти демократы постоянно пытаются протолкнуть какие-нибудь реформы здравоохранения, принятие которых приводит к еще большему отъему денег у «трудового населения» в пользу «люмпенов». Странно было бы полагать, что демократы при Обаме вполне себе беспристрастно регулировали и банковскую отрасль. Ведь банки и дают им деньги на избирательные кампании…

В общем полный бардак, говоря по-нашему и думая по-американски… Обама – идеалист, он абсолютно неубедителен, пора возвращаться к прежним приоритетам. Караул — система начинает буксовать…

Слово «социализм» по-прежнему табу за океаном, а в том виде, в котором описывает американскую систему соцобеспечения, оно и по сути не вполне оправдывает себя. Межклассовые противоречия растут. Есть в этом деле и национальный момент – и весьма значительный, но американцев приучили к политкорректности, и они привычно скажут, что бездельников полно и среди белых – хотя бы и подумали другое. Такая вот свобода слова, такая вот фигура речи…

Когда мексиканец переселяется в США и за приличные по его меркам деньги собирает яблоки или апельсины, он сам и его семья какое-то время пребывают в полном восторге. Такой жизни на родине они не видали. Но его дети – уже американцы, и они с негодованием замечают, что оказались на нижней ступени социальной лестницы и что у них абсолютный минимум возможностей. Пусть кому-то и удастся пробиться в университет – это исключение. Правило — в том, что дети эмигрантов убеждены, что подвергаются унижению, что страна, в которой они родились, обходится с ними несправедливо. Так растет социальное недовольство, так формируется этническая преступность.

А это, в свою очередь, наталкивается на недовольство простого люда, приехавшего в эту страну намного раньше. Но консерваторы  в Америке — это, конечно же, не только рядовые трудяги в средних штатах. Их полно и среди лоббистов ВПК, и среди промышленных магнатов, немало и в чиновничьей среде.

Притом что консервативную часть электората, как и демократов, почти в равной степени опекают либеральные СМИ, многие из консерваторов-республиканцев, как и мы у себя в России, всерьез обеспокоены деструкцией ценностей традиционной культуры. Им не нравится, что вещательные трибуны захвачены еврейством (об этом доказательно  — с примерами и статистикой – пишет бывший конгрессмен Дэвид Дюк, davidduke.com) и прилежащим либерализмом, поощряющим вседозволенность и безнравственность.  Им не нравится, что подросток может нахамить любому взрослому на улице, послав его на четыре буквы (что было совершенно немыслимым четверть века тому назад). Им не нравится, что всякую попытку ограничения своего господства и культурного диктата либералы называют ограничением прав человека или посягательством на его национальное достоинство.

Мы привыкли винить Америку неоконсерваторов в геополитической, идеологической и культурной экспансии – и в этой критике мы часто правы. Но надо отдать должное: и за океаном есть немало людей, готовых противопоставить молоху сионо-империализма, инстинктам потребительства и хищничества свою общественную позицию. Их мнение формирует себе выразителей в лице Пэта Бьюканена, Рона Пола, кандидатов в президенты разных эпох, публициста Дэвида Дьюка, выступавшего  когда-то с генералом Макашовым в диалоге единомышленников на страницах «Завтра»  (№ 41, 1999).  Эти – лучшие из традиционалистов Америки. Все они протестовали против «нового мирового порядка», против войны в Ираке, засилья «транснаци» в руководстве, финансах и деловой сфере США, против «израилизации» американской внешней политики. Не во всем с ними можно соглашаться – они, к примеру, слабо представляют себе эволюцию социализма в России и очень часто «плывут» по нашей истории, но это лишь повод к диалогу, не получившему развития в свое время.

Есть и другие силы. Гражданское общество за океаном как умеет противостоит злу глобализма. Так публицисты приводят факт создания в США общественной ассоциации «Америка, свободная от телевидения». К акциям «телевоздержания» и другим формам бойкота ТВ там присоединяются десятки тысяч школ и даже руководство штатов. Жаль, что у нас об этом мало кто знает.

В общении со средним американцем консервативных взглядов неожиданно обнаруживаешь для себя едва ли не полное сходство в понимании природы вещей и житейского смысла. Во всяком случае, между нашим отечественным традиционализмом (неважно – тяготеет ли он к ценностям давнего прошлого или недавнего) и их консерватизмом нет такой пропасти, как между нашим традиционализмом и нашим либерализмом.

Следует, безусловно, оговориться, что как минимум половина их психологии коренится в протестантизме, а это опять же идея избранничества, ветхозаветного расизма и детерминированности всего на свете. В нынешнем протестантизме с его идеей превосходства западного культурного типа лицемерия не меньше, если не больше, чем в папстве накануне Реформации.  Но даже и с учетом этих обстоятельств, как бы суммируя все разнонаправленные вектора, остается приличный сегмент, в котором обнаруживается единство их и нашего традиционализмов. Америка все еще мировой гегемон, и на шкале цивилизационного лицемерия их капитализм отмечен выше нашего. Вместе с тем нельзя отказать ему в том, что и он черпает из того же источника – из общечеловеческой трудовой этики, из тех же основополагающих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

И все же основной массив их традиционализма все еще формируется теми, кто не способен различать оттенки и пребывает в плену предубеждений. Увы, по странной логике вещей, те, кто нам ближе по мировосприятию, в большей мере склонны считать нас своими врагами… Но почему? Неужели только в силу внутренней логики развития их ВПК, смыкающегося с «республиканством»? А не потому ли еще, что потесненные демократы всегда готовы намеренно осложнить отношения с Россией в подконтрольном им СМИ-формате — и списать это на счет «твердолобости и агрессивности» внутренних традиционалистов?

Так что же нам, сторонникам позитивной морали, мешает сплотиться в «интернационал традиционалистов» — или в «интернационал националистов», сказать поярче? Не та ли третья сила в лице либералов (либертариев), пекущаяся о правах человека, общечеловеческих ценностях, а равно о собственном иммунитете и комфорте — и берущая на себя роль мирового посредника и толкователя смыслов?

Интернет чуть упрощает ситуацию, и опросы показывают, что их молодежь относится к нам лояльнее, чем старики, но в Америке по-прежнему знают о нас то, что им говорят о нас те, кто никогда не постесняется соврать к собственной выгоде.  И врут ведь где только возможно – устанешь цитировать.

Россия тратит миллиарды долларов на  пропаганду, но польза от этих трат довольно невелика покуда. И никакой г-же Нарочницкой, призванной госмыслью на борьбу с информационным злом, не удастся эффективно влиять на эти процессы — до того момента, пока не будет осознано одно немаловажное обстоятельство…

А именно – что и России самой, и всему остальному миру, конечно же, необходим эффективный «интернационал традиционалистов». Но что при этом нужно отказаться от воинствующей антикоммунистической риторики и брезгливо-трусливых оглядок на прошлое и осознать нечто важное про себя. Хотя бы с нашей стороны для начала… Что не нужно бояться проблем и столкновений, которые будут возникать в процессе поиска… Что нужно пытаться развивать этот диалог, не впадая в идеализм «перестройщиков». Что нужно развивать его – при всей скудости средств и первоначальности задач. И, конечно же, не нужно бояться соприкосновений с умеренными либералами на другом краю силового поля – проявляя бдительность и не переходя к объятиям. Либерализм, безусловно, все еще не готов отринуть ветхозаветные доктрины человеконенавистничества и расового превосходства (из «Второзакония», «Ездры» и т.п., не говоря уже об антихристианстве талмудизма) и все еще пугается живых материй, но он не инопланетянин, и втайне их взыскует.

Если бы рядовому консерватору за океаном  удалось объяснить, что наши почвенники или даже сторонники социалистического выбора по сути, по психологии, по метафизике своей во многих случаях вполне адекватны тем, кто тоскует по прошлому классическому капитализму в Америке, это было бы первой победой на пути к достижению взаимопонимания. Сложно убеждать или разубеждать в чем-то богатых фарисеев от республиканства. Но эти не в счет, нужно идти в американский народ, обращаться к людям труда. Сделать это непросто, но думать в этом направлении необходимо.