Поводы и причины разрыва Вознесенского прихода с Московской патриархией.

Поводы и причины разрыва Вознесенского31 августа в офисе информационного агентства «Политсибру» настоятель Вознесенской церкви Барнаула священник Георгий Титов дал конференцию СМИ Алтайского края.27 августа приход был принят в молитвенное общение с Русской православной церковью заграницей, той ее частью, которая не воссоединилась с Московской патриархией. Священник стал клириком РПЦЗ, и уже получил указ за подписью Высокопреосвященного Софрония, архиепископа Санкт-Перебургского и Северо-Русского временно управляющего Ишимско-Сибирской епархией РПЦЗ(А). Поводом для перехода целым приходом в другую юрисдикцию стал отказ верующих принять типовой приходской устав, спущенный из МП.. На приходских собраниях его обсуждали дважды, и оба раза верующие заявляли, что целый ряд положений устава не позволяют его принять. Согласно новому уставу, например, высшим органом прихода является не приходское собрание, а правящий архиерей. По мнению людей это противоречит православному догмату соборности Церкви, православной канонической традиции и даже действующему ныне Уставу РПЦ МП. Ни владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, ни кто-либо из членов епархиального совета не пожелали пойти на прямой контакт с верующими и рассеять их заблуждения, если таковые имеются. Зато активно оказывалось административное давление на настоятеля храма о. Георгия Титова. Сначала указом епископа Максима в июне он был лишен должности юриста епархиального управления, затем Указом от16 августа смещен с должности настоятеля. Правда, последнему указу уже не было смысла подчиняться, поскольку на собрании прихода от 14 августа приходское собрание проголосовало выйти из юрисдикции Московской патриархии. Так вкратце охарактеризовал ситуацию отец Георгий Титов во время пресс-конференции. Он постарался раскрыть и причины, заставившие прихожан принять столь радикальное решение. Дело в том, что два года назад Вознесенский приход публично – была публикация в газете «Славянский мир» — поддержал заявление владыки Диомида, епископа Чукотского, призвавшего общецерковно рассмотреть вопрос о декларации 1927 митрополита Сергия, местоблюстителя патриаршего престола, в которой заявлялось о безоговорочной поддержке богоборческой власти. В настоящее время эта соглашательская позиция нашла развитие в неосергианстве, то есть в сотрудничестве с нынешней, только внешне благоприятствущей целям Церкви власти. Большую тревогу церковного народа вызывает и участие Московской патриархии в экуменическом движении, все более активизирующиеся в последнее время. «Экуменизм, – заявил на пресс-конференции о. Георгий, — еретическое учение, которое в ряде поместных православных церквей получило соответствующую оценку. Постоянные прихожане Вознесенского храма единодушны в оценке этих проблем».

Журналистов заинтересовало, останется ли храм в собственности общины при переходе в другую юрисдикцию. В данном случае в беседу вступили прихожане Вознесенского храма. Т.П. Харина рассказала, что храм строился исключительно благодаря усилиям и на средства прихожан, никакой помощи от епархии и, тем более МП, никогда не было. Будете ли вы ходить в храм, если он останется в собственности Барнаульской епархии Московского патриархата. Ответ был лаконичен: «Что нам там делать?». Добавим, что семья Хариных внесла очень большой вклад в строительство и благоукрашение храма, продав в свое время дачный участок, вся выручка пошла на церковь. «Да таких примеров у нас много», — заявила Т.П.Харина. Много вопрос было и о личности епископа Барнаульского и Алтайского Максима и особенностях взаимоотношений с ним о. Георгия Титова. Отец Георгий сказал, что он старался не обслуживать интересы епископа, если это противоречило его совести. Например, два года назад он отказался заниматься оформлением участка в лесной зоне под Барнаулом, который оформлен лично на В.М. Дмитриева, — имя владыки в миру, — так как при застраивании участка были нарушены условия ранее оформленного договора. Приходилось юристу епархии о. Георгию Титову и улаживать другие противоречия с законом, допускаемые епископом Максимом. Так, перезахоронением первого епископа Барнаульского и Алтайского Антония очень заинтересовалась прокуратура Алтайского края. Епископ клялся и божился при этом крестясь, перед епархиальным юристом, что не имеет к этому отношения. А ведь все происходило под его руководством, хоть и без личного присутствия.

Был и такой вопрос: — Я отношусь к тем людям, которые крещены, венчаны, но в храм ходим редко, скорее, забегаем поставить свечку. Нам очень сложно разобраться в этой ситуации, но несогласие, вражда в Церкви очень волнуют. Мы не можем, как ваши прихожане сделать выбор. Как нам быть?
О. Гергий: — Как подскажет совесть. Скажу лишь, что догматических расхождений у РПЦЗ и РПЦ МП нет. Невозможно обвинить зарубежную церковь и в расколе. Наш переход в РПЦЗ – смена юрисдикции, — не более. О причинах мы рассказали.
— Не находите ли вы параллели между укреплением властной вертикали в политике государства и в церковной структуре.
— Наверное, параллель есть. Вот только насчет безусловной покорности власти как обязанности христианина, вследствие почти столетнего гнета богоборческой власти и явлений неосергианства в настоящее время я бы не согласился. Сам постулат «Нет власти не от Бога» переведен неверно. Более точный перевод: «Не та власть, что не от Бога». Существенная разница. А в остальном – читайте послания ап. Павла.
Организатором пресс-конференции выступила Независимая общественная палата Алтайского края, членом совета которой стал священник РПЦЗ о. Георгий Титов.

Максим Тихонов