ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД — ТВЕРДЫНЯ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ

Князь А. Г. ЩЕРБАТОВ.

Православный приход

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД — ТВЕРДЫНЯ РУССКОЙ НАРОДНОСТИПосле всех испытаний, через которые прошла русская народность за последние годы, когда многие усомнились в ее жизнеспособности и самобытности, для русских людей, остав­шихся ей верными, пришлось искать поддержку только в том первоначале, из которого родилась русская государственность в котором она всегда находила новые и неоскудеваемые силы, а именно в Православной Церкви.

Каких бы совершенств ни достигали изобретательность и усовершенствования современной науки в деле государствен­ной обороны, но все-таки победа, как доказали все предыдущие войны России, останется за военачальниками, сильными духом, полагающими свою надежду не на качество оружия, не на чис­ленность войск, а на духовную мощь русской народности.

Какого бы совершенства ни достигал общественный строй других народов, выражающийся в том или другом виде государственного управления, но никогда он не будет могуще­ственнее государственного строя, обоснованного на церковном соборном начале, объединяющем верующих согласно учению Православной Церкви, в общении Св[ятых] Таинств.

Как бы ни развивалась наука обществоведения, учащая о способах обозначения общего благоденствия, никогда она не дойдет ни до высоты, ни до жизненности учения Православной Церкви о любви к ближнему.

Какое бы ни было учение современных государственных людей о способах объединения государственной мощи, ни­когда оно не превзойдет начала Русского Царско-Народного Самодержавия, когда это Самодержавие будет действительно народным, черпая свою силу и свою осведомленность непо­средственно из 40 000 Православных приходов. Обновление России и пробуждение русского народа осуществимы при условии оживления Православного прихода, не только церков­ного — в Церкви, но и общежитейского — вокруг Церкви.

Враждебные русской народности силы, все существую­щие недоумения и неясности — все исчезнет и подчинится рус­скому народному духу, проявившему себя во всей своей широ­те в Православных приходах.

Но для этого нужно, чтобы каждый Православный приход представлял из себя самобытную, самодовлеющую со всех сторон, обороненную от чуждых влияний твердыню русской народности.

Тогда и только тогда русская народность будет действи­тельно неуязвимой.

Когда каждый православный русский будет находить в своей приходской жизни полное удовлетворение всех своих потребностей духовных и жизненных, будет он иметь ясное представление о том, что он должен отстаивать и защищать.

Когда в Православном приходе осуществится полное со­отношение с высшим церковным и государственным управле­нием, тогда и Церковь, и государство будут стоять твердо на русских народных началах.

Из непосредственных сношений между высшим управле­нием и приходским самоуправлением создастся общенародная осведомленность о нуждах и задачах общегосударственных. Любовь к Отечеству будет не туманным чувством, а выраже­нием ясных и определенных народных мысли и воли.

Широкое начало самоуправления в приходе имеет еще одно наиболее существенное значение в том, что оно дает возмож­ность каждому по мере сил и способностей приложить свой труд к общему делу, участвовать в общем церковном и государствен­ном строительстве. Каждый, кто несет свою посильную лепту в дело благоустройства в храме Божьем, на помощь приходских бедным, на приходское народное образование, на приходскую лечебную помощь или на другое приходское общеполезное на­чинание, будет сознавать в то же время, что он участвует одно­временно и в устроении общегосударственного дела.

Для того чтобы Православный приход был бы действи­тельной основой государства, чтобы установить между ним и высшим правительством непосредственные сношения, чтобы он действительно удовлетворял всем духовным и жизненным потребностям населения, он должен быть оборудован всеми способами общественного самоуправления.

Православный приход должен быть не только церков­ным, но и осуществлять собой задачи местного земского са­моуправления — руководящего, а не руководимого уездным земством; он должен быть Отражением всех ведомств высшего правительства. С Министерством земледелия приход должен сноситься через приходское мелкое сельскохозяйственное общество, с правительственными учреждениями, ведающими народным образованием, — через Приходское попечительство и приходскую земскую управу, с Министерством финансов -через приходское учреждение мелкого кредита, с Министер­ством внутренних дел — через приходскую земскую управу, союзы взаимопомощи, потребительные общества.

Приходской земской управе должны быть переданы все общегосударственные канцелярские обязанности как по отбы­ванию воинской повинности, так и по статистике.

Каждый приход должен представлять из себя самостоя­тельный полицейский участок со своим собственным поли­цейским чином.

Православный приход при осуществлении его государ­ственного назначения должен расчлениться на следующие учреждения.

1. Приходское попечительство

Приходское попечительство узаконено Указом Св. Си­нода от 2 августа 1864 г., затем 18 ноября 1905 г. Св. Синодом учреждены Приходские советы.

Различие между первым и вторым в том, что в Приходские попечительства привлекаются к участию все прихожане и пред­седатель попечительства избирается ими из своей среды. В При­ходском же совете председательствует священник, и к участию в Совете привлекаются лица из прихожан по его приглашению.

В этом различии кроется существенная неправильность.

В Приходском совете вместо начала соборного, имеюще­гося в Приходском попечительстве, вводится подчиненность его приходскому духовенству.

Нисколько не в порицание сельскому духовенству, несо­мненных достоинств и заслуг которого нельзя не признавать, необходимо, однако же, отстаивать в приходском строе собор­ное начало, которое составляет главную жизненную и духов­ную силу Православной Церкви.

Недостаточно широкое осуществление в жизнь Указа 1864 г. и недостаточная жизнедеятельность существующих Приходских попечительств происходят не от несостоятель­ности самого законоположения, а вследствие отдаленности от приходской жизни архипастырей, признанных быть руко­водителями народной духовной жизни. Пример преосвящен­ного Серафима Орловского — лучшее доказательство того, что можно достичь живым отношением к делу. Если бы Св. Синод, тоже со своей стороны, не переставая указывал бы Высшему правительству на нужды Православных приходов и на необ­ходимость государственной помощи наиболее нуждающимся, то, несомненно, количество Приходских попечительств значи­тельно бы возросло и деятельность бы их оживилась.

Наиболее полное осуществление в жизни получил бы Указ 1864 г., если бы местные архиереи через посредство Св. Синода обратились бы к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ с ходатайством, чтобы Он, в силу Своей Самодержавной Власти, повелел бы не­отложно учредить во всех Православных приходах Приходские попечительства, возложить на них попечение о неспособных к труду и о народном образовании в духе Православной Церкви и попечительствам, не имеющим достаточно своих средств, оказать помощь из Государственного казначейства единовременно или постоянно, в ссуду или безвозвратно, сообразно с их положением. Задачи Приходских попечительств определены статьей 1-й Поло­жения о Приходских попечительствах (закон 2 августа 1864 г.).

Задачи эти следующие:1) благоустройство и благосостоя­ние приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, 2) устройства первоначального обучения детей и 3) благотво­рительные действия в пределах прихода.

Участие духовенства в Приходском попечительстве опре­делено статьями 2, 3 и 11. Священнослужители состоят непре­менными членами попечительства, и настоятель церкви заме­няет председателя попечительства в случае его отсутствия.

Необходимость свободного избрания председателя из ми­рян, согласно закону 1864 г., вытекает из того соображения, что приходской священник в большинстве случаев и без того обре­менен множеством занятий, что желательно привлечь к делу по­печительства наиболее влиятельных прихожан почетной долж­ностью председателя и что, наконец, не все священники вполне сознают необходимость общественного начала в церковном хо­зяйстве и весьма многие относятся к нему несочувственно.

Преосвященный Серафим Орловский своей деятельно­стью подал благой пример. Он лично объехал всю епархию, со­зывал в благочиниях съезд духовенства и влиятельных мирян, совместно обсуждал способы приходской деятельности и в один год достиг уже неожиданных результатов. При ясно определен­ной ВЫСОЧАЙШЕЙ Воле и при деятельном участии местных архиереев, несомненно, найдутся и средства из добровольных пожертвований для деятельности Приходских попечительств.

Но при этом нельзя упускать из виду Православные при­ходы, расположенные в местностях с редким православным на­селением, разбросанные среди иноплеменников и иноверцев или раскольников. Таким приходам необходима государственная по­мощь: с одной стороны, ввиду нищеты церковной обстановки (полуразвалившиеся деревянные храмы, недостаток облачений, сосудов, отсутствие песнопения, недостаток иногда даже необхо­димых веществ для совершения Таинства Причащения), с другой стороны, ввиду роскошной обстановки церковного богослужения других вероисповеданий с целью отвлечения от Православия.

Государственная помощь необходима для обеспечения ду­ховных потребностей нескольких миллионов православных по роду занятий, живущих вне приходской церковной жизни. Если армия боевая снабжена походными церквями и штатным духовенством, то не менее того нуждается в храмах и духовенстве не менее многочисленная миллионная армия железнодорожная. Главные станции должны образовать из себя железнодорожные приходы, иметь свои храмы, свое штатное духовенство.

Фабрично-заводские и промысловые рабочие тоже долж­ны иметь свои постоянные или походные храмы и свое штатное духовенство и должны быть распределены по своим собствен­ным приходам, приспособленным к их бытовым условиям.

Государственная же помощь необходима вообще для устроения православной церковно-приходской жизни. Сколько церквей, не имеющих церковного хора — необходимого условия церковного благолепия. Если содержание хора — дело прихода, то учреждение должности путешествующих регентов для обу­чения их должно быть из средств Св. Синода.

Церковный приход в более близком отношении к прави­тельству может иметь крупное государственное значение в деле помощи к труду неспособным, голодающим или нужда­ющимся вследствие стихийных бедствий и в деле народного образования.

Относительно помощи нуждающимся таковая будет дей­ствительна и возможно производительна, только когда она будет правильно организована в Приходском попечительстве. Для этого нужна, с одной стороны, помощь из Государствен­ного казначейства и, с другой стороны, правительственный контроль при определенном порядке отчетности.

Почти миллиард рублей, который издержан правитель­ством и земством с 1892 г. по настоящее время на голодающих, был бы наполовину сбережен и более полезно израсходован, если помощь населению была бы оказана через правильно и закономерно действующие Приходские попечительства под правительственным надзором.

Народное образование тоже только тогда будет правильно поставлено, когда оно будет поручено в Православных прихо­дах Приходским попечительствам. Только тогда народное об­разование будет действительно народным и согласно учению Православной Церкви.

В настоящее время замалчивается из-за партийной тактики противогосударственная и противоцерковная деятельность мно­гих земств в деле народного образования. Голос правды оста­навливается тем, что кто против земства, тот за петербургское чиновничество. Пора посмотреть на земство просто и правдиво. Опрос местного населения и сельского духовенства в особен­ности дал бы веские указания относительно враждебности мно­гих передовых земских деятелей к русской государственности и русской церковности, проявленной в особенности в деле на­родного образования. Направление это существовало не в от­дельных земских деятелях, но и в земских учреждениях целых губерний, и можно сказать, что большинство губернских земств было им заражено. Тот же опрос подтвердит, насколько вообще земская деятельность была чужда и отдалена от местных нужд и мало их удовлетворяла. Тем, кто указывает на полезную дея­тельность земства, можно представить и быстрый рост земско­го обложения, дороговизну земских предприятий и сооружений, несоответствие их жизненным условиям и потребностям насе­ления, погоню за показной стороной дела за счет деловой.

Если сравнить деятельность земства, как она отразилась на местах, с деятельностью отдельных священников или мирян с самыми скромными средствами, то достигнутые результаты будут далеко не в пользу земства. Из этого сравнения очевидно будет, что решение вопроса о местном самоуправлении не в той или другой постановке губернского и уездного земства, а в широком развитии самодеятельности в приходской жизни.

Земские деятели сами давно уже пришли к тому же убеждению и требуют учреждения законодательным путем мелкой земской единицы, но при условии подчинения им и отделения ее от прихода.

Действительно время настало для создания нового зем­ства, ничего общего с существовавшим до сих пор не имею­щего: земства действительно Русского и Народного, объеди­ненного вокруг приходской церкви. Такое земство и будет при возрождении Православного прихода не как случайного и добровольного, а как обязательного государственного органа местного самоуправления с определенными средствами из местного и государственного обложения, с определенными обязанностями и под правительственным контролем.

По ВЫСОЧАЙШЕЙ Воле найдутся средства для широкой деятельности Приходских попечительств относительно помо­щи нуждающимся, относительно первоначального народного образования и всех местных жизненных потребностей насе­ления. Путь же, по которому идет правительство в настоящее время, внося в Государственную Думу законопредположения относительно местного управления на началах еще большей подчиненности местной народной самодеятельности тепереш­нему земству и правительственному чиновничеству, — путь более опасный для русской народности, чем иноземные пре­образования, вводимые прежним правительством в высшем государственном управлении. В последнем случае русской на­родности опасность грозила сверху, в настоящем случае она метит в самый корень, открывая непосредственный путь к местной жизни чуждым ей началам.

2. Приходское земство

Земское самоуправление, чтобы действительно быть народным, должно быть обосновано на начале приходского самоуправления. Значение прихода, как основной ячейки на­родного местного самоуправления, не находится в непосред­ственной связи с приходом церковном и с Приходским попе­чительством, хотя несомненно соборное начало Православной Церкви и приверженность русского народа к Православию должны отразиться благотворно на общественном начале, ле­жащем в основании местного самоуправления.

Бесплодность и искусственная деятельность губернского и уездного земства в значительной части происходила от от­деления и иногда от враждебности чувству.

В приходском земстве духовенство и миряне будут уча­ствовать только [настолько,] насколько они плательщики зем­ских сборов.

Земско-приходское управление может быть единоличное или трехчленное по желанию приходского земского собрания. Оно же выбирает из своей среды членов Приходской земской управы.

Приходское земство ведает местным хозяйством в пределах, указанных уездному и губернскому земству в настоящее время.

Приходское земство не имеет права самообложения. Раз­мер земского обложения устанавливается один общий в за­конодательном порядке на основании доходности имуществ, определенной государственной всеобщей оценкой.

Уездное земское собрание состоит из гласных выборных по одному от каждого прихода. Оно распределяет между при­ходскими земствами уездные земские средства и производит самостоятельно расходы только общеуездные по полномочию, данному ему Общим собранием.

Каждое приходское земство самостоятельно расходует свои средства на школы, лечебную помощь, дороги, содействие сельскому хозяйству и т.п. Прихожане-плательщики имеют пра­во обжаловать действия приходского земства Губернатору.

Губернское земство должно быть упразднено, и вместо него при губернаторе учреждается Совет представителей от уездных земств для выяснения общих губернских земских за­дач и указания уездным земствам в этом направлении.

Из определенного процентного отчисления земских сбо­ров составляется общеимперский капитал на помощь наиболее нуждающимся земствам.

Учреждается общеимперский земский банк для кредито­вания земских учреждений на капитальные расходы, требую­щие долголетнего погашения.

Общеимперским земским капиталом и земским банком заведуют представители от земских учреждений, выборные на областных земских съездах под председательством лица по ВЫСОЧАЙШЕМУ назначению.

Приходское земство в осуществление ВЫСОЧАЙШЕЙ Воли, выраженной в Манифесте 26 февраля 1903 г.1, уничто­жит отчужденность теперешнего земства от начал русской на­родности.

Бывшие земские деятели, черпавшие свое положение из лживого присвоения себе положения представителей народ­ных нужд и требований, будут считаться не с молчаливой толпой и не с петербургским чиновничеством, а с действи­тельным Русским Народом, объединенным в своих приходах. Земское управление будет удешевлено сбережениями от до­рогостоящих губернских земств, от более дешевых окладов должностных лиц, ведущих земское дело одновременно со своим и вследствие большей близости к делу.

В приходском земстве люди будут выбираться по действитель­ным их достоинствам ввиду близкого знакомства всех между собою.

В приходском земстве будет больше единства и общности действий вследствие влияния церковного начала, меньшего круга действий и менее крупных размеров расхода.

В приходском земстве не может быть вопроса о сословности.

Приходское земство будет действительно Православным, Русским Народным, близким к земле местным самоуправлени­ем, началом и основой Русской Церковности и Русской Государ­ственности, так как, раз что вся земская деятельность будет про­исходить на глазах и при участии самих плательщиков, раз что в приходе будет целый ряд учреждений, находящихся в непосред­ственной связи с различными ведомствами высшего правитель­ства, то несомненно, что, с одной стороны, в русском народе распространится осведомленность о государственных задачах и о государственной деятельности, с другой, и правительство будет руководиться народными нуждами и требованиями.

В довершение полноты приходского земского строя необ­ходимо, чтобы правосудие Русского Царско-Народного Самодер­жавия осуществлялось бы в действительности простым и узако­ненном способом посредством установленного права за каждым приходским земством обращаться с челобитными по своим нуж­дам к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ во всех случаях, где хотя бы и не имелось нарушение законных чьих-либо прав, но где про­явление государственной власти в лице недоброжелательного чиновника или враждебного русской народности начала грозит началам русской народности и державности Русского Народа.

Народнохозяйственные общественные учреждения

Совершенно независимо от Приходского попечительства, ведающего церковным приходом, и приходского земства, веда­ющего средствами земского обложения, в приходе должен быть образован целый ряд учреждений народно-хозяйственного значения для взаимострахования и взаимопомощи между ис­правными домохозяевами и для обеспечения им удобного и до­ступного кредита имущественного и личного и помещения на хранение их сбережений.

Учреждения эти следующие:

1)   Мелкое сельскохозяйственное общество;

2)   Учреждение мелкого кредита;

3)   Общество взаимопомощи и потребительные обще­ства.

Учреждения эти не обязательные, как Приходское по­печительство и Приходское земство. Они возникают и дей­ствуют в силу добровольного соглашения нескольких лиц в приходе. Число членов не определено никаким соотношением к числу прихожан. Они могут возникать и действовать при наименьшем числе членов, необходимых для обеспечения вы­бора управления и общности дела. Их конечная задача — обе­спечить состоятельных хозяев от несчастных случаев в жизни путем взаимострахования, дать им необходимые оборотные средства для развития своего дела и путем общности дей­ствия удешевить покупку жизненных потребностей. Учреж­дения эти не имеют ничего общего с Церковным приходом за исключением только установления предела их ведения гра­ницами прихода. Общее участие в церковном приходе членов этих учреждений создаст близкое между собой знакомство, удобство сношений и хорошие отношения, созданные на поч­ве христианского учения.

1. Мелкое сельскохозяйственное общество

Мелкое сельскохозяйственное общество учреждается и дей­ствует согласно Нормальному уставу сельскохозяйственных об­ществ, утвержденных Комитетом Министров 28 февраля 1898 г

Число учредителей общества неопределенно и может быть не более трех лиц.

Задачи общества: 1) изучение сельского хозяйства, 2) рас­пространение по сельскому хозяйству полезных знаний, 3) вы­работка правильных способов ведения хозяйства, 4) сообщение сельским хозяйствам полезных советов, 5) устройство выста­вок, аукционов и 6) поощрение трудов и заслуг по сельскому хозяйству медалями и почетными наградами.

Разрешение на устройство общества выдается губернато­ром по представлении о том ходатайства.

Сельскохозяйственное общество имеет право обращаться за содействием в Департамент земледелия (адрес: Петербург, Департамент земледелия). Департамент обыкновенно оказыва­ет содействие в размере до 300 рублей ежегодно или деньгами на канцелярию, на устройство показательного поля, на устрой­ство склада или на ту же сумму высылает быка, барана, семена трав, веялку, плуг, сеялку, крестьянскую молотилку и т. п.

В настоящее время таких обществ существует более тысячи, и некоторые из них широко развили свою деятельность, так что ознакомление с ней будет поучительно для начинающих. В осо­бенности широко поставлено дело из Полтавской губернии.

Для успеха деятельности мелкого сельскохозяйственного общества достаточно одного преданного делу человека.

Даровая раздача семян трав или новых растений, прислан­ных Департаментом, и посев их угловым порядком на усадьбах в виде опыта бывает обыкновенным началом деятельности обще­ства. Когда члены его и местное население убедятся в выгодности новых посевов и их уже начинают производить в полях, тогда да­ровая раздача прекращается и общество переходит на комиссион­ную, покупая большим количеством и продавая по мелочам.

Этим путем полагается начало сельскохозяйственному складу, который еще расширяется покупкой и продажей зем­ледельческих орудий.

Оборотные средства склада составляются из пособий Департамента земледелия и земства, из отпускаемых Департа­ментом земледелия и земством из земского склада земледель­ческих орудий, из отпускаемых в кредит частными заводами земледельческих орудий и из займов у частных лиц.

Членские взносы идут исключительно на содержание канцелярии.

Склад увеличивает свои средства и покрывает текущие расходы из скидки, доходящей до 30%, которую ему делают фабриканты земледельческих орудий.

Когда население достаточно заинтересовано в деле улучшения сельского хозяйства, выдвигается вопрос об улучшении скотоводства. Департамент земледелия в этих целях отпускает племенных производителей даром. Госу­дарственное Коннозаводство (Петербург, Надеждинская, 13) дает жеребцов на временные или постоянные пункты. Пред­почтительнее просить жеребцов на временный пункт, так как в таком случае жеребцы присылаются с опытным конюхом, содержатся на счет казны и за случку берется крайне дешево: от 3 руб. 80 коп. до 5 руб. 80 коп.

Завершением деятельности мелкого сельскохозяйствен­ного общества следует считать ежегодное устройство сельско­хозяйственной выставки, на которой наглядно представлены достигнутые результаты, выставлены наиболее поучительные и убедительные способы улучшения сельского хозяйства. Во время выставок желательны устные сообщения сведущими ли­цами по разным отраслям крестьянского хозяйства.

Сельскохозяйственный склад при развитии своей деятель­ности легко может быть преобразован в потребительскую лавку с продажей всего необходимого в крестьянском обиходе.

Мелкие сельскохозяйственные общества — одно из наибо­лее могучих средств для увеличения народного благосостоя­ния увеличением производительности сельского хозяйства.

Из опыта отдельных мелких сельскохозяйственных об­ществ: 1) введением земледельческих орудий полевые работы облегчены в три и в пять раз и во столько же более произво­дительны; 2) урожайность посевов увеличена в два и в три раза; 3) установлено более правильное соотношение посевной к кормовой площади; 4) производительность сенокосов уве­личена в десять раз; 5) введены новые посевы в особенности кормовых корнеплодов, дающих громадное количество кор­ма и 6) убыточное для сельского хозяйства скотоводство пре­вращено в промышленное, дающее выгодный заработок на­селению в течение круглого года, перерабатывающего сырье в более ценные произведения животноводства и являющееся неистощимым источником богатства как отдельных хозяев, так и всего государства.

Если бы правительство решилось затратить сорок миллио­нов рублей на содействие открытию мелких сельскохозяйствен­ных обществ в 40 000 Православных приходах, то эти деньги вернулись бы в ближайшем времени сокращением расходов на продовольствие голодающим и необычайным ростом косвенных налогов от увеличения потребления богатеющим населением.

2. Учреждения мелкого кредита

Учреждения мелкого кредита: ссудо-сберегательные или кредитные товарищества имеют утвержденные Министер­ством финансов нормальные уставы.

При наличности не менее двадцати лиц и заявлении о желании учредить товарищество, представленном в отделение Государственного Банка в губернском городе на имя инспекто­ра мелкого кредита, инспектор обязан выехать на место, дать подробное объяснение о задачах и образе действия товарище­ства, убедиться на месте о кредитоспособности учредителей и самого товарищества и выхлопотать утверждение устава. За­тем он обязан приехать на место, открыть действия товарище­ства и ежегодно его ревизовать. На первоначальные обороты Государственный Банк дает в ссуду известную сумму денег в зависимости от числа членов и предвидимых оборотов товари­щества от одной и до нескольких тысяч рублей.

Разница между ссудо-сберегательными и кредитными то­вариществами в том, что в первых члены товарищества участву­ют в составлении основного капитала своими паями, уплачивае­мыми сразу или ежегодными взносами в течение 25 лет.

Участие членов паями имеет большое значение: 1) оно яв­ляется страхованием личных обязательств члена и общих обо­ротов товарищества, 2) каждый член, будучи пайщиком, явля­ется более заинтересованным в товариществе и считает себя в своей доле хозяином дела и 3) наличность паевого капитала дает в глазах населения более устойчивости товариществу, и в ссудо-сберегательное товарищество охотнее притекают вклады.

В кредитном товариществе основной капитал образуется от чистых остатков от оборотов. Члены товарищества заинте­ресованы только [в том], насколько они получили или имеют в виду получить денег в ссуду.

Кредитные товарищества пользуются меньшим доверием со стороны вкладчиков и потому требуют большего кредита со стороны Государственного Банка. Учреждение мелкого креди­та действует тем успешнее, чем меньше район его действия.

В приходе ссудо-сберегательное товарищество имело бы особенную устойчивость ввиду близкого знакомства каждого с хозяйственным положением своего соседа.

Малое число членов и вследствие того недостаточность оборотов для покрытия расходов по управлению возмеща­лись бы дешевизной управления и возможностью поручить делопроизводство или школьному учителю, или чиновнику почтово-телеграфного ведомства.

При учреждениях мелкого кредита во многих случаях устроены ссудные операции под хлеб, для чего построены склады-амбары на средства, отпущенные в ссуду в рассроч­ку Государственным Банком. Этим путем население выга­дывает до 20% на ценности продажного зерна, выжидая бо­лее выгодное время и продавая зерно определенной отделки и крупной партией Как это показал пример многих учреждений мелкого кредита, они являются средством не менее могучим для поднятия народного благосостояния, чем мелкие сельскохозяйственные общества. В особенности действительна деятельность этих учреждений там, где учреждения мелкого кредита действуют совместно с мелкими сельскохозяйственными обществами и где своевременно была им оказана денежная помощь со сторо­ны или правительства, или земства.

Если бы правительство решилось оказать широкое со­действие открытию учреждений мелкого кредита во всех 40 000 Православных приходах, то, истратив на это в виде ссуд 40 миллионов рублей, оно могло бы получить их обратно с процентами через два года и воздействовать решительным действием на поднятие народного благосостояния.

С учреждением 40 000 учреждений мелкого кредита деятельность Министерства финансов принуждена была бы быть Русской Народной, узнавая о положении народного хо­зяйства не от еврейских банкиров, не из донесений исправни­ков, а от самого населения.

Ни в чем не могла бы так выразиться в настоящее время бли­зость Царского Самодержавия к русской народности, как учреж­дением Всероссийского Банка для учреждения мелкого кредита, акционерами которого были бы учреждения мелкого кредита, а управляющий был бы по ВЫСОЧАЙШЕМУ назначению.

Несомненно, что близко время, когда петербургские кан­целярии поймут, что сила государственных финансов не в ино­странных капиталах, не в миллионерах, а в труде и сбережени­ях народных, собираемых копейками и рублями и выраженных в миллионных оборотах учреждений мелкого кредита.

3. Приходские общества взаимопомощи

Приходские [общества] взаимопомощи могут быть учреждены по соглашению неопределенного числа лиц в по­рядке, указанном законоположением 4 марта 1906 г. о союзах и обществах.

Согласно ст. 2, общества и союзы могут быть учреждены без испрошения на то разрешения правительственной власти с соблюдением правил, изложенных в дальнейших статьях. Согласно ст. 17 лица, желающие образовать общество, обя­заны представить письменное о том заявление губернатору или градоначальнику, который в случае встреченных им препятствий к образованию общества передает заявление на рассмотрение губернского или городского по делам об обще­ствах присутствия.

Общество взаимопомощи имеет своей задачей взаимное страхование своих членов в могущих быть несчастных случа­ях. Главные случаи, которые могут быть предусмотрены обще­ством, следующие: 1) на похороны, 2) падеж скота, 3) пожар или наводнение.

Всего более распространены до настоящего времени по­хоронные кассы. При выдаче на похороны 25 рублей членский взнос потребуется в 50 коп. ежегодно. Примеры других стран указывают, какое значение имеет для сбережения народных сил и увеличения народной производительности широкое при­менение страхования и в особенности взаимного страхования.

Приходские общества взаимопощи будут иметь сле­дующие выгоды перед земским срахованием: простота сно­шений, дешевизна управления и целесообразность расходо­вания остатков.

Суммы общества должны хранится или в учреждениях мелкого кредита, или в сберегательной кассе.

Заключение

Положение русской народности в настоящее время более опасное, чем когда-либо.

До последнего времени русская деревня жила своей са­мобытной жизнью, и хотя развитие путей сообщения и почтовых сношений и втягивало ее в общемировую жизнь, но до последней войны внешние влияния мало на ней отража­лись. После испытанных неудач пошатнулась в русском на­роде вера в правительство, руководящие сословия и даже в церковное управление. Враги России воспользовались насту­пившей расшатанностью, чтобы внести еще большее смяте­ние обещаниями неосуществимыми, сгущением красок в ис­пытываемых недочетах.

Неясностью изложения законов 17 октября 1905 г. и 17 апреля 1906 г. правительство усилило народную смуту.

В настоящее время вносится в Думу предложение об уничтожении сословного крестьянского управления и общин­ного начала в землевладении, что равносильно обезличению крестьянства.

Враги России воспользуются этими законами, чтобы провести в деревне своих единомышленников не в виде только временных посетителей, а в качестве постоянных обывателей.

Ввиду наступающей опасности русская народность, чер­пая указания из Высочайшего манифеста 26 февраля 1903 г., должна утвердиться в своих Православных приходах и оказать через них поддержку Царскому Самодержавию, тем самым давая ответ тем, которые в Царско-Народном Самодержавии видят лишь единовластие и произвол.

Все изложенное относится только к Православному рус­скому народу, народу Державному в пределах Империи, на­роду стомиллионному, от которого зависит будущность Рус­ского государства.

Иноверцы и иноплеменники, входящие в состав Импе­рии, получат свой особенный строй местного самоуправления, когда русская народность укрепится.

При русской народной терпимости устройство инопле­менников и иноверев будет соответствовать их вероисповеда­ниям и бытовым особенностям, насколько они не будут проти­воречить с общегосударственным управлением.

http://sherbatovo-hram.ru/articles_books/pravoslavnyj-prihod-tverdynya-russkoj-narodnosti-a-g-shherbatov.html