Проф. И.А.ИЛЬИН: Проблема сильной власти

ОТ РЕДАКЦИИ: Ранее на нашем сайте была опубликована была статья о. игумена Геннадия (Эйкаловича) «О власти». Печатаемая ниже статья известного зарубежного мыслителя проф. И.А.Ильина в некотором отношении является как бы продолжением статьи о. Геннадия, ибо она подводит нас вплотную к весьма существенному вопросу о том, каковой же должна будет быть государственная власть в освобожденной от коммунизма России?

Есть государственная власть, а самообман и обман. Власть не импонирующая—не власть. Власть социально бессильная—источник крушения.

Все это тем вернее и тем важнее, чем больше объем и размер государства (территория и население), чем сложнее состав государства (нации, исповедания, социальные классы), чем грандиознее его задачи.

Поэтому: организующий в России слабую власть подрывает бытие русского государства и полагает начало распадению страны. Русская государственная власть или будет сильной или ее не будет вовсе.

 

Однако сильная власть не есть тем самым—ни бюрократическая, ни централизованная, ни военная, ни полицейски-брутальная. Бесспорно: легче всего создать сильную власть, как произвольную, бюрократическую, централизованную, воинскую, полицейски-брутальную. Но именно эти соблазны, эти легчайшие пути могут и должны быть избегнуты.

России нужна власть сильная, но дифференцированная. Сильная, но выдержанно-правовая. Сильная, но не просто и не только бюрократическая. Сильная, но децентрализованная. Воински закрепленная, но лишь в виде последнего аргумента. Полицейски огражденная, но не преувеличивающая компетенцию полиции.

Первая основа этой силы духовно-психическая: властвующему необходим волевой заряд; сознание своей силы, сознание своей правоты и призванности; отсутствие страха перед массой; наличность творческого, национально-идейного замысла.

Вторая основа политико-дипломатическая: независимость власти от международного или оккупационного давления; независимость власти от каких бы ни было временщиков, закулисных группировок, тайных пленений, внутренних линий и т.п.

Третья основа—верность воленаправления; оно должно ликвидировать уродства и бессмысленности коммунизма, снять все преграды созданные коммунистической революцией, развязать творческую инициативу народа. Отсюда—всенародное признание, все возрастающее с течением времени.

Четвертая основа—это искусство импонировать, политический такт (описанный на стр. 20-21 Спутника Христианина Националиста).

Пятая основа—это наличность достаточного, верного и предметно действующего принудительного (полицейского, воинского и судебного) аппарата.

Наконец, шестой основой силы является формально-государственное строение власти.

Сильная власть должна быть свободна от внутренних противопоставлений: верховная власть не должна противостоять никаким не верховным органам,— ни действительным (вроде «ответственного министерства», «парламента», «федерального совета», «государственного совета»), ни фиктивным (вроде «народного суверенитета»). Всякие такие противопоставления вредны, ибо подрывают силу власти.

Не может и не должно быть вообще двух или трех первоисточников власти. Власть принадлежит главе государства, возглавляющему (лично или через своего представителя) всякую коллегию—законодательную, исполнительную, судебную, воинскую. Главе государства должны принадлежать все права английской короны в их юридически установленном, хотя политически почти не осуществляемом объеме (Сидней Лоу 219-221). Но в России эти права должны принадлежать главе государства реально и эффективно.

Согласно этому верховную власть следует мыслить себе в будущей России не как подчиненную народу или законодательной палате, а как самостоятельную правовую творческую реальность, пребывающую в главе государства, возглавляющем весь строй государства.

Законодательная власть осуществляется им и теми органами, которые согласно конституции привлекаются им к этому делу. Также обстоит и с другими властями,— исполнительной и судебной.

Формально это явится «самодержавием», юридически присушим английской короне.

Спасти Россию от внутреннего распада и внешнего расхищения сможет только такая власть, а потому она возникнет и создастся независимо от того, хотим мы этого или нет.

Но дух и жизненный строй, которые имеют насытить и наполнить собой эту диктаториальную форму должны совместить в себе и осуществить все те черты, которые обычно восхваляются, как якобы присущие демократии, и которые в действительности сводятся к творческой самодеятельности лучших народных сил, несущих лояльное и жертвенное служение государству. России нужна не подавляющая диктатура, а пробуждающая, воспитывающая и вовлекающая. Не просвещенный абсолютизм, а полновластие лица оформляющего подлинно аристократический всенародный отбор людей: диктаториальная аристо-демократия или всенародно-несомое единовластие.

Это означает, что русское государство не следует представлять себе, как «дуалистический» строй. Нужны не две силы: власть палаты или народа и власть правящего главы, а одна сила: власть правящего главы, ведущего народ, страну и все учреждения. Не должно быть никаких установлений, тягающихся о власти: если они возникнут, то это будет начало распада.

Нужно единство: глава ведущий палату, глава ведущий правительство, глава ведущий армию, глава ведущий суд, глава ведущий самоуправление (местное и национальное). Нужно дифференцированное единство,а не кое-как склеиваемое и балансирующее множество.

Далее, сильная власть экономит во времени, в пространстве, в энергии, в составе лиц и в структуре учреждений. Власть полномочная и ответственная, должна присутствовать на местах. Но система центральных учреждений не должна воспроизводиться на местах (как при федеративном и сов. строе). План учреждений должен быть ясен, прост, не обременен дроблением полномочий; полномочие должно восприниматься, как обязанность и должно быть неразрывно связанным с ответственностью.

Таким образом, может и должна быть обеспечена в общих чертах сила государственной власти в будущей России. Эта сила будет столь же внешней, сколько и внутренней, имея гарантии и в государственной форме, и в народной психологии, и в воле-направлении власти.

Источник: № 397/1984 «Наши Вести»