Путь воткинцев

17-го августа исполнилось 94 года со дня восстания воткинских рабочих против советской власти. Подняв знамя борьбы, 15-я Воткинская стрелковая дивизия вписала немало ярких страниц в историю Русской армии. Подвиг тех, кто осенью 1918г. бросался в безпатронные атаки на Липовских высотах и пропитал кровью снега Волочаевки, навсегда остались ярким доказательством того, что не выбирал народ «рабоче-крестьянскую» власть, а сопротивлялся ей до последней возможности.

Их ценили Верховный Правитель и духовенство Белой Сибири, исходя из двух начал: Веры и Государственности. «Святая», — говорил Главный военный священник Сибирской армии А. Русецкий – «Не выходя из боев целых семь месяцев, она, как исключительно добровольческая, ни от кого не получала обмундирования, поэтому три четверти стрелков всю зиму были в том, в чем пришли в ряды армии. Только необычайная вера в правоту дела и искреннее желание победить зло удерживали на позициях этих героев в 30-40 градусные морозы».

Первую годовщину восстания воткинцы отметили в с.Бачелино (120 км. южнее Тобольска). Был сделан смотр обновленной дивизии, зачитан Приказ о награждении 1.027 солдат и унтер-офицеров георгиевскими наградами. 696 человек получили кресты (7 человек 1-й степени, 22 человека — 2-й, 667 — 3-й и 4-й ст.). Также, от полковника до капитана, по предоставлению союзников, несколько офицеров получили английский орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order), а от штабс-капитана и ниже — «Militari gross». Высшей наградой союзников, для некоторых солдат, стала медаль «Distinguished Conduct medal». Многие офицеры были произведены в очередной чин.

По скудным данным одной из частей дивизии было вручено Георгиевское знамя. Знамя представляет собой белое прямоугольное двухстороннее полотнище с нашитыми в форме Андреевского креста георгиевскими лентами в узком прямоугольном обрамлении. На левой стороне изображен черный двуглавый орел с золотым мечом в правой лапе, пылающей гранатой в левой и овальным медальоном с изображением Святого Вел. Георгия Победоносца на груди. Сверху и снизу рамки видны надписи славянской вязью: «СПАСЕНИЕ РОССIИ // В ЕЯ ПОБЕДЕ». Что было начертано и на монаршем стяге, развивавшимся на Ставке Государя в Великую войну.

Правая сторона аналогична левой, но на георгиевских лентах представлен терновый венец. На него сочными красками наложен черный Георгиевский крест с цифрами в его горизонтальных лучах 19 // 19 желтого цвета. Замыкает атрибутику, наложенный щит с обрамленными в колосьях буквами аналогичного цвета «ВОТ.Д».

Не в проблеске славы актуальным для исследования остается вопрос – противоправных деяний солдат и офицеров, вытекающих из-за упадка экономики страны, обнищания и падения нравственности народа на театре военных действий в Тобольской губернии осенью 1919г.

Еще при переходе уральских гор, когда Сводный кавалерийский отряд тов. Томина, нарушил коммуникации, стал нарастать брожение и хаос в частях дивизии. Самыми жестокими мерами белых воткинцев пресекались намерения сдачи врагу. Так, 11-й роте 1-го (57) Воткинского полка было приказано из д.Шамары перейти в д.Коптелы современной Свердловской области. При подходе к деревне, разведкой было выяснено, что она занята противником.

Фельдфебель В. Андреев заявил: «Вот и хорошо! Как они подойдут, мы снимем фуражки и скажем: «Здравствуйте товарищи!». На ответ командира роты, — что у него есть для красных пулеметы, фельдфебель возразил, сказав, что «с двумя пулеметами тот ничего не сделает».

Андреев был арестован и позднее военно-полевым судом дивизии приговорен к расстрелу. Однако за него заступился командир батальона, охарактеризовав его как «храброго человека не способного на измену». 16-го сентября расстрел был заменен на 15 лет каторжных работ. После подачи апелляции, фельдфебеля помиловал Начальник дивизии полковник Юрьев.

В Тюмени «за агитацию против Колчака» были расстреляны активные участники восстания братья Гилевы. 15-го сентября, за изнасилование девушки в д.Солдатской, на месте преступления были расстреляны всадники конного дивизиона И. Глухов и В. Писарев. Полковник Юрьев приказал начальникам всех частей дивизии поступать таким же образом с «негодяями, позорящих честь русского солдата и возбуждающих к нам неприязнь местных жителей».

Ранее — часть рабочих Бачелинского лесопильного завода во главе с финнами Сюзи и Раккисом, при подходе наступающих красных к селу, готовились выступить против воткинцев с оружием, но были выданы. Оба финна были казнены, еще трое – осуждены на каторжные работы. К каторжным работам на четыре года был осужден и крестьянин Суприн, хранивший без разрешения огнестрельное оружие.

В конце августа воткинцами были подавлены выступления крестьян в деревнях Затон и Новая. Старший лейтенант В. Макаров свидетельствовал: «Был сделан десант, когда большевики отрезали обоз Воткинской дивизии. Наши ворвались в деревню, убили каких-то людей, воткинцы начали грабить и затем привели каких-то мужиков, объявив, что это пленные. Среди этих пленных была женщина, которой Юрьев сказал весьма обидные для нее физические сравнения. Впрочем, обращение с ними воткинцев заставляло желать лучшего».

Известно, что были расстреляны пять человек, в т.ч. и Дарья Рыбрякова, за то, что «своими указаниями и подстрекательством содействовала красным и присоединившимся к ним односельчанам, в поимке пытавшихся вырваться наших обозников».

С честью выйдя из роковой сибирской эпопеи, когда около 2.000 воткинцев были отмечены Знаком Отличия «За Великий Сибирский поход». Дивизия была переформирована в отряд, затем в полк, продолжив борьбу с партизанами в Забайкалье.

Поздней холодной осенью 1922г. Дальневосточная армия уходила в небытие. Другого выхода у них не было. За спиной был Тихий океан. Не разбитая и не сломленная судьбой, не отдавшая без боя ни клочка последней русской земли, уходила в изгнание Армия.

С захватом РККА ст. Галенки было отсечено все Поморье и бои приобрели только оборонительный характер. Кавалерия воткинцев прикрывала отход частей из Никольск- Уссурийска по дороге через Красный Яр на Нежино и Барабаш. 2-го ноября при остановке в Красном Яре воткинцам вновь пришлось столкнуться с упоенной военным счастьем красной конницей Уборевича. В этом арьергардном бою был убит всадник учебной команды, старший унтер-офицер Константин Рогов, смерть которого была последней жертвой воткинцев в четырехлетней борьбе с III Интернационалом.

С. Простнев

источник: https://pereklichka.livejournal.com/179850.html?ysclid=lxzv3c42lc182126466