Доклад на конфренции Русской Православной Церкви за границей (Одесса, 8.8.2012) Георгий Титов Пути РПЦЗ в современном мiре
Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Всечестные отцы, братия и сестры!
Думаю, что тема конференции «Пути РПЦЗ в современном мiре» связана и с темой пути человека к Богу, поэтому, прежде хочу немного рассказать о себе.
Практически воцерковление шло одновременно и взаимосвязано с познанием сути России.
До этого был больше западником с сочувствием к крайним западным идеологиям, к тем которые противостояли коммунизму и демократиям во Вторую мiровую войну. К тому же с ними было, во всяком случае для меня, проще ознакомиться. Помню Цецилию Кин, довольно хорошо изложившую мысли Юлиуса Эволы и других итальянских «реакционеров». А. Бланк писал о германских консерваторах и т. п.
Их взгляды, даже в пересказе, не могли не вызвать сочувствия и убеждённости в их правоте как по сравнению с коммунизмом, так и по сравнению с либеральной демократией, которую мы тогда знали чисто теоретически. Осуществление же её в Росси превзошло самые смелые пессимистические ожидания. Русских же мыслителей не знал по условиям жизни. СРН представлял больше просто как “антисемитскую” организацию. Поэтому, как альтернативу советскому строю для России, при понимании того, что Запад стоит не на хороших устоях, видел в западном же консерватизме.
Не могу не отметить толчок, сделанный передачей Радио Канада Евгения Соколова, – это было интервью с русским эмигрантом Н.Н. Воейковым о корпоративизме, где он рассказал о наших русских артелях и русском хозяйственном и социальном укладе и указал на сходство их с постулатами Нового Государства Салазара в Португалии. Не всё плохо и у нас. Такую же роль уяснения основ русской жизни из западных по сути источников сыграл и подготовленный М.В. Назаровым сборник «Ранние идейные поиски российских солидаристов» (в 1930-е годы). С открытием железного занавеса перед умами людей стал читать Бердяева, Соловьёва и т.д. Они произвели огромное впечатление, несколько позже К. Леонтьев и Л. Тихомиров.
При всём том к Церкви относился настороженно и в силу впитанного всё-таки в результате советской пропаганды отношения к Ней как чему-то маргинальному несовременному даже стыдному. Кроме того, недоверие к священству было посеяно рассказом отца о случае в Киргизии, когда он встретил там после своего окончания мединститута знакомого студента, сосланного туда по доносу священнослужителя.
Тем не менее, под влиянием (однодневным) Игнатия Лапкина в 1988 году впервые пришел в храм и с этого момента стал посещать богослужения. По мере усвоения православного вероучения открылось, что дорогие для меня мысли и идеи имеют источники в православной догматике. Так, леонтьевское единство в многообразии – в догмате Св. Троицы. Так, раскрытие Тихомировым значения монархической государственности с научных и философских позиций имеет и твёрдое каноническое обоснование. Открылась прежняя Россия, по-другому стали восприниматься рассказы отца, дядей, тётей, посторонних людей знавших ту Россию. Реквием по Руси уходящей – «Кануны» В. Белова. Так аромат прежней жизни вкупе с данной ещё с юности от Бога памятью о смерти привёл к её источнику – Православию. Конечно же, это путь к признанию необходимости принятия Православия. Само же восприятие Христа в сердце – это особый разговор.
И это, я думаю, путь многих к Православию. Что я этим хотел сказать? Что душа человека по природе христианка и, поэтому с благодарностью и удовлетворением откликается на истины Христовой веры. Если есть в человеке жажда Истины, то она удовлетворяется только подлинной Истиной, подлинным христианством. Следовательно, православным вероучением. Может ли Московская Патриархия удовлетворить эту потребность?
Безусловной истиной являлся для каждого русского человека тот факт, что коммунизм и советская власть – это антихристианское богоборчество в идеологии и преступная русофобия в политических методах. Было понятно, что в условиях советской действительности выражение несогласия грозило репрессиями, поэтому церковники молчали. Но когда эта власть рухнула, представители Церкви с таким же энтузиазмом поддержали рождённую от прежней новую антирусскую власть и не осудили своё поведение в советские времена.
Православная Церковь должна научить человека правильной духовной жизни, показать ему правильный путь спасения, вводящей его в жизнь вечную и блаженную. Но, правильная духовная жизнь невозможна без знания о расстановке сил в мiровой борьбе добра и зла, об исходящих от сил зла соблазнах и опасностях для души человеческой. Знание мiровой расстановки сил – условие правильной духовной жизни. На мой взгляд, это двуединая цель Православной Церкви, точнее видимо, Её иерархии и клира. Способна ли к этому официальная Патриархия? Если бы была способна, то смысл существования РПЦЗ был бы потерян.
Но со времён Декларации митрополита Сергия, где он оказавшийся у руля власти в официальной структуре Церкви на Родине, выразил свою полную поддержку богоборческому правительству, указал что «Всякий удар, направленный на Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознаётся нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза “не только из страха, но и по совести”, как учил нас Апостол (Рим.XIII,5)». Напомним, что «варшавское убийство» – это акт возмездия, совершённый русским юношей Борисом Ковердой над одним из палачей нашего народа, цареубийцей Войковым. И как можно православному христианину повиноваться и служить не из страха, а по совести той власти, которая своей целью поставила «искоренение религиозных пережитков», то есть искоренение православной веры в людях и до своего конца эту цель преследовала?
Быть лояльной к власти не за страх, а по совести, значит не просто повиноваться ей, но внутренне принять её цели и задачи. Даже, может быть, внутренне не принимая атеистическую установку власти, церковники должны были воспитывать прихожан в духе приятия построения коммунизма, пролетарского интернационализма и т.п. По крайней мере – не противостоять им и не критиковать их. Упоминание о духовных силах, противостоящих Церкви Христовой, было опасно. Естественно, что при таких условиях задача устроения правильной духовной жизни не решалась. Система ценностей подвергнутого пропагандистской обработке православного человека часто искажалась, что искажало его духовную жизнь. Например, были патриархийные прихожане (сам свидетель), которые под влиянием советской пропаганды считали св. прав. Иоанна Кронштадтского каким-то злодеем-мракобесом. В последнее время религиозную окраску получила так называемая «великая победа» с последующим возможным введением её в область священного Православной Церкви.
В таких условиях эту задачу сохранения истинного Православия отчасти выполняла так называемая Катакомбная Церковь и очень слабо доносившийся из-за границы голос РПЦЗ – не обязательно в лице иерархов и священнослужителей, но часто просто мiрян, принадлежащих РПЦЗ. Однако официальная Церковь в своей главной задаче, как её охарактеризовал в одном из интервью патриарх Алексий,– до людей Чашу с причастием, не исполняла своего назначения введения людей в блаженную вечность. При извращённой духовной жизни с неправильными приоритетами и искажённой картиной духовного мiра Чаша может быть и к осуждению недостойного ее человека. Поэтому, одной из важнейших задач РПЦЗ, в первую очередь иерархов и клира, является выработка чёткого представления о противостоящих Христу силах в мiре, об их центре и способах действий. «Мы отчётливо чувствуем в современном мiре действие системы зла, контролирующей общественное мнение и координирующей действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов» – как сказано в послании Архиерейского Собора РПЦЗ 1993 года. В силу миссии Церкви как «столпа и утверждения Истины» Она призвана обличать этот центр зла и его деятельность по всему мiру. Особенно учитывая, что нынешняя иерархия МП и сейчас продолжает благословлять «труды» правящей верхушки по обезкровливанию и деморализации русского народа. Отказ Патриархии чётко и недвусмысленно осудить Декларацию и само сергианство создаёт оправдательную основу для подобного образа действий в настоящем и будущем.
Решается ли эта задача в нынешней РПЦЗ? Думаю, да, – хотя, возможно, и в недостаточной мере. Она решается в мiровоззрении иерархов и священства, мiрян самой РПЦЗ, но не доносится до народной массы. Однако безнадёжный пессимизм в этом отношении не имеет права на существование, пока РПЦЗ в России во всю мощь не заявила о своём существовании и не донесла до ушей народа своё вероучение и видения мiровой расстановки сил добра и зла хотя бы в главных чертах, с подчеркиванием выгодных для нас отличий от МП в глазах очень большого числа людей. Мы обижаемся, что нас мало и нас не слышат, но ведь нет и достаточно громкого голоса, чтобы его слышать. Вера же, по словам апостола, от слышания ( послание к Римлянам св. Апостола Павла. Глава 10, стих 17. 17).
По опыту знаю, что многие православные люди, несогласные с болезнями МП, просто даже не знают о нашем реальном существовании или имеют о нас искажённое представление. Поэтому я не согласен с теми, кто, например, говорит о том, что не нужно сотрудничать с “Кредо.Ру” и другими “не нашими” СМИ. Как я с удовлетворением понял из разговоров с вл. Агафангелом, он самым серьёзным образом намерен приложить все усилия к делу, которое можно было бы назвать внешней миссией Церкви, если бы оно не происходило среди родного народа. Сейчас, на мой взгляд, главная ударная сила РПЦЗ – это журнал «Русский Сигор» под великолепным редакторством вл. Агафангела. Журнал по духовной высоте не имеет аналогов в российской прессе. Надо приложить все усилия к его распространению. Таким же рупором православного учения в приложении к общественно-политическим вопросам является и издательство, и одноименный сайт «Русская идея» М. В. Назарова. Есть и другие, менее известные ресурсы, например, сайт нашего московского прихода Новомучеников и исповедников российских некоторые публикации которого, однако, не соответствуют идеологии РПЦЗ и этим часто создают о нас неверное представление в глазах возможных единомышленников.
Немного расскажу об опыте Барнаульской общины. На мой взгляд, удачным оказался опыт моего вхождения в оппозиционную Независимую общественную палату Алтайского края. Оппозиционные организации (отделения партий, независимых профсоюзов и т.п.) выступили в мою поддержку. В рассылке по электронной почте рассказывалось о наших проблемах, была издана газета тиражом 10 000, где был и материал о нашем приходе, публикуются наши материалы и на сайте НОП АК. Организовано несколько интервью вл. Никона в солидных информагентствах Алтайского края, публиковались мои материалы и о нашем приходе вплоть до краевого телевидения. Сами издаём полуторатысячным тиражом газету «Вознесенский источник» коего вышло 7 номеров. Имеется сайт прихода, многие материалы публикуем и на сайте отдела Союза Русского Народа. Уже заказан материал от агентства «Алтапресс» о поездке в Одессу. Вообще нам надо больше работать со СМИ. В огромной мере от этого зависит успех нашего дела.
Если мы хотим исполнять свою миссию по спасению людей, то надо понимать, что очень часто какой-то частный вопрос, не главный в деле домостроительства спасения человека, является для них решающим. Так, очень многие в Патриархии критерием правильности и спасительности пути считают противодействие введению электронных документов. Нам надо дать очень чёткое афористичное и вместе с тем убедительное толкование по этому вопросу, компетентно отделив суть проблемы от нетрезвомыслия и кликушеских спекуляций. Точно также и по вопросу монархии, – указав, как мне кажется, на то, что мы являемся принципиальными монархистами. Однако в силу того, что самодержавная православная монархия – атрибут воцерковленного общества, а им, как говорится, и не пахнет, то главная задача – это устоять среди апостасийного мiра, по крайней мере не принимая участия в творящихся апостасийных явлениях.
Михаилом Викторовичем Назаровым в его книге указывалась в качестве миссии РПЦЗ обличение апостасийной верхушки МП и помощь здоровым силам в исцелении. Надежда на исцеление МП содержалась и в «Положении о приходах Российской Православной Свободной Церкви» (принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей 2/15 мая 1990 г.). Собственный опыт убедил меня, что МП как структура вряд ли поддаётся исцелению. И чем дальше, тем надежды меньше. Путь для здоровых сил – присоединение к РПЦЗ, наиболее приемлемая форма которого предложена ижевскими священниками.
Некоторое значение имеет в России и богослужебная практика. Я понимаю тех людей, которые восприняли церковность в формах РПЦЗ, она, эта форма, им безконечно дорога. Но простой народ любит благолепное чинное красивое богослужение, некоторое его упрощение в РПЦЗ, происшедшее от условий жизни за границей, не всегда воспринимается положительно. Хотелось бы обратиться к Первоиерарху с просьбой о допущении на приходах, перешедших из МП, богослужебной практики, ориентирующейся на дореволюционные образцы, а не на РПЦЗ.
Не надо ли пересмотреть традиционную для РПЦЗ линию на безусловный приоритет епископата в соборных решениях? Примеры Малороссии (братства), МП, да и самой РПЦЗ, когда только один епископ остался верен подлинному Православию, говорят сами за себя. Получилось так, что сейчас мiряне более консервативны, во всяком случае в МП, где ситуацию я более-менее знаю.
Одним из проявлений модернизма в МП, как справедливо указывали многие в РПЦЗ уже после 2007 года, является русификация церковно-славянского языка (см. статью протопресв. Валерия Алексеева “Русская Церковь как табула раса для «Ветхого Рима»” в №3 “Русского Сигора” за 2010 год). Почему же когда встал вопрос о приёме в РПЦЗ барнаульской общины о. Иоакима Лапкина, где в богослужении используется даже не русифицированный церковно-славянский, а самый настоящий русский язык, по всему было видно, что и она будет принята, если изъявит желание?
И ещё об одном важном аспекте. «Мечтательством является и расчленение России. Злостное то мечтательство, если имеется задание образовать отдельные государства, ибо этим путем упразднялась бы сама возможность восстановления Удерживающего, который не может быть ни белорусским, ни украинским; каковыми не может быть и Третий Рим», – говорит арх. Константин (Зайцев) в своём безсмертном «ПОДВИГЕ РУССКОСТИ ПРЕД ЛИЦОМ ЗРЕЮЩЕЙ АПОСТАСИИ». Ещё раз хочу сказать, что мы не имеем права отказаться от воплощения в жизнь своих идеалов, ссылаясь на последние времена, пока наш голос не прозвучал по всей Руси великой. Знаю, что мне скажут, что Вы батюшка, сами русский националист, если член СРН. Да националист, но другого рода. Общерусский. Такой, каковыми являлись, к примеру, члены Киевского отдела СРН, ни в коем случае не отказывающиеся от своей малоросскости, но сознающие себя и общерусскими националистами.
Возражение вызывают у меня и проскальзывающее в разговорах мнение о большей испорченности народа нынешней России сравнительно с другими. Раньше я сравнительно легко парировал такие утверждения, указывая на то, что в России, к счастью, невозможна, к примеру, шлюха с именем Богородицы, как “Мадонна” на западе, или как выступление украинской певички Русланы без исподнего перед аудиторией, пока не было ещё у нас и министров вроде Вестервелле. Сейчас, после «всемiрной славы» группы с названием в переводе «Бешенство матки» и ее защиты даже некоторыми православными деятелями, это делать труднее, но перечисленные примеры остаются в силе. Народ познается, в том числе и по степени допустимости оскорбления его нравственного чувства.
Да, вследствие длительного господства коммунистического ига наш народ изломан, двоедушен. Но при советской власти он не был подвержен, как верно отмечает отец Константин (Зайцев), «заполненностью жизни суррогатами действительных ценностей, которые в свободном мipe съедает духовное существо человека. До последнего времени советский человек в этом смысле пребывает в условиях благоприятных: железный занавес закрывал от него «свободный» мip, свою свободу употребляющий на духовное самоедство. Советский человек продолжал иметь, пусть потаенное, но тем более духовно насыщенное, «нутро», которым, в сущности, жил». Западный человек прямодушен и целостен, мы, возможно, двоедушны, но вторая наша душа ещё не раскрыта. Иначе бы не было смысла в двоедушии. А раскрыть ее и привлечь в истинную Церковь можно только нашей предельной откровенностью.
Одесса, 8.8.2012
Источник: www.rusidea.org
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.