Неожиданный поворот принимает расследование убийства корейского студента

Неожиданный поворот принимает расследование– Вот еще не успел ничего убрать после обыска, – вздыхая, разводит руками настоятель Вознесенской церкви, что в Научном городке Барнаула, отец Георгий Титов. – Рано утром 30 апреля, в семь часов, жена залетает: «У нас обыск!» Гляжу – во дворе человек шесть-восемь, некоторые – в масках. Старший – майор милиции Сергей М. – вручает мне постановление суда о проведении обыска. Действительно, подписано судьей, а в бумаге разъяснение, что, мол, проводится обыск в рамках расследования убийства корейского студента…

Версия 1-я: криминальная

Как известно, Кьенг Бьенг Гил был убит в феврале этого года в Барнауле, подозреваемые в убийстве были задержаны по горячим следам и уже признались в преступлении. А некоторые из них в ходе следствия заявили, что в круг их общения входил и отец Георгий (Титов), настоятель Вознесенского храма, что в Научном городке. Сам батюшка и не отрицает своих взаимоотношений со знакомым обвиняемых, Мишей В., который, по его словам, пытался направить своих друзей-скинхедов в правильное, православное русло. Об этом и рассказал нам отец Георгий, с которым мы встретились спустя три дня после обыска, который был проведен в его доме и в Вознесенском храме накануне Первомая.

По словам батюшки, именно в рамках расследования уголовного дела об убийстве молодого южнокорейца у него, как у свидетеля (а не подозреваемого или тем более обвиняемого), и провели 30 апреля милиционеры обыск, изъяв в ходе него компьютер и несколько журналов.

«Мне сразу предложили предъявить материалы экстремистского содержания. Я таковых не вспомнил, тогда и начался обыск, который проходил вполне корректно, даже с шутками. Изъяли в итоге несколько старых журналов, компьютер со всеми данными. Замечу, что я активно сотрудничаю с православно-монархической прессой, поэтому мне важно знать идеологию оппонентов, а значит и иметь их труды», – заявил отец Георгий, который, к слову сказать, является одним из руководителей Алтайского отделения православно-монархической организации «Союз русского народа» и не скрывает своих националистических взглядов. Правда, по его словам, эти взгляды ничего общего с экстремизмом, расизмом, антисемитизмом и ксенофобией не имеют.

Впрочем, видимо, у следствия иное мнение, а потому и возникла версия, что убийство корейского студента совершено не пьяными хулиганами, а некой организацией националистического толка. Причем отец Георгий, возможно, является ее идейным вдохновителем. «Это полный бред!» – считает священник. С ним солидарны и его прихожане, обратившиеся с жалобой к прокурору края Якову Хорошеву и считающие подозрения правоохранительных органов необоснованными. «Деятельность отца Георгия Титова публична, убеждения его общеизвестны. Поэтому мы просим в указанные законом сроки дать официальный ответ о том, чем вызваны такие чрезвычайные меры, как обыск (даже храма), со стороны правоохранительных органов», – написали прихожане Вознесенской церкви в прокуратуру 2 мая, вскоре после проведенных обысков. Кстати, как выяснилось в ходе обысков, проводились они с ведома владыки Максима – епископа Барнаульского и Алтайского. Вот тут-то и возникает версия вторая.

Версия 2-я: внутрицерковная

С епархиальными властями, в первую очередь – с владыкой Максимом, у отца Георгия давний конфликт, хотя он и является до сих пор руководителем юридического отдела епархии, а значит посвящен во многие «епархиальные тайны». Правда, еще более двух лет назад батюшка заявил, что не приемлет методы руководства, практикуемые Максимом, и даже пригрозил приоткрыть некоторые секреты епископского «менеджмента». А в декабре 2008 года и вовсе поставил ультиматум, объявив, что выходит из подчинения епископу Максиму. Тогда во внутрицерковный скандал оказались вовлечены правоохранительные органы, мобилизованные чуть ли не на штурм оплота «раскольников» – Вознесенской церкви. Тогда его настоятелю отцу Георгию, удалось отстоять храм благодаря поддержке прихожан. Сегодня же, если все-таки устав в нынешнем его виде будет принят, он и этой своей опоры может лишиться.

Ведь нынешнюю эскалацию напряженности местные наблюдатели связывают с неприятием отцом Георгием и его сторонниками нового устава приходских советов, предложенного Московской патриархией РПЦ. Если коротко: раньше высшим органом прихода являлось приходское собрание, а теперь – епархиальный иерей, т. е. епископ. Более того, тем или иным приходом может напрямую руководить сам патриарх. Помимо этого за некоторые нарушения одного из прихожан епископ может исключить всех членов прихода и назначить на их место новых. Были определены и сроки принятия нового устава в приходах РПЦ – до октября этого года. Среди епархий даже начались чуть ли не соревнования: кто быстрее примет новый порядок. В Кемеровской епархии решили перерегистрировать уставы уже к нынешней Пасхе, на Алтае решено было собрать протоколы приходских собраний в качестве проявления лояльности, а уж к октябрю их перерегистрировать.

Говорят, что таким образом внутри РПЦ выстраивается своя «властная вертикаль», схожая с той, что выстраивается светской властью. Однако одно дело мирская, светская жизнь, другое – церковная. По мнению отца Георгия, такими нововведениями нарушается базовый принцип Православной церкви   – принцип соборности, который является краеугольным камнем православия. Приход Вознесенского храма и отец Георгий воспротивились этому новому порядку и заявили, что выполнять его требования не будут. Причем о своей позиции заявили в Интернете.

Сложилась патовая ситуация: что делать дальше, никто не знает. «Я не хочу об этом думать, но против своей совести идти не могу», – заявляет пассионарный батюшка-правдолюб. Между тем местные наблюдатели не исключают, что приход Вознесенской церкви при крайнем развитии событий может выйти из-под юрисдикции Московской патриархии. Разумеется, в этом случае частный факт личных взаимоотношений иерарха и его подчиненного в одной из провинциальных епархий РПЦ принимает скандальный и – самое неприятное – политический оборот. Правда, не исключено, что на самом верху в конце концов все-таки будет найдено какое-то компромиссное решение в отношении предстоящей церковной реформы.

Не секрет, что отец Георгий пользуется известным авторитетом не только среди прихожан Вознесенской церкви, но и среди части православной интеллигенции Барнаула. Поэтому особенно важно объективное и беспристрастное расследование всех обстоятельств этого дела, возможной причастности (пусть и опосредованной) или же непричастности к этому громкому убийству известных на Алтае и за его пределами деятелей, в том числе и церковных. Никоим образом не вмешиваясь в сугубо церковные дела, тайну следствия или «страшные» секреты правоохранительных и прочих компетентных органов, хотелось бы тем не менее напомнить следующее: Церковь у нас отделена от государства. Хотелось бы верить, что об этом помнят и те, кому положено это по долгу службы.

Артем КУДИНОВ

P.S. барнаульская епархия и следственное управление СКП по алтайскому краю отказались от комментариев по этому вопросу газете «№ 1».

По материалам сайта http://asfera.info