Религия и общественная жизнь
В. Д. Катков
Широкое развитие среди некоторых слоев общества социалистических учений вызывает ео ipso1 вопрос о значении религии в общественной жизни. Это естественно. По законам человеческого мышления всякое утверждение подразумевает отрицание чего-то другого и всякое отрицание — утверждение. А так как социализм есть учение глубоко отрицательное по отношению к религии, то вопрос о значении религии в общественной жизни выдвигается сам собой в силу уже одного факта распространения социалистических доктрин.
Скрыть глубокий антагонизм религии и социалистических учений можно только перед наивными и невежественными людьми. Ярлык же «социализма», наклеиваемый часто на учения, опирающиеся на религию, как например, в так называемом «христианском социализме», есть ложный или условный ярлык, не соответствующий существу дела. Социализм в истинном смысле слова есть учение антирелигиозное, в частности — антихристианское.
Так, вопрос о религии и ее значении для жизни приобретает новое значение и новую силу в наш маловерный век, наперекор стремлениям забыть о ней, представить ее в виде отжившего фактора жизни, до которого, де, как до «частного дела», ни одному «умному» человеку не может быть дела, а государству — и всего менее.
В социализме воспитывают у нас теперь молодежь в средней и высшей школе при помощи, содействии или попустительстве наших горе-педагогов и руководителей учебного дела. К социализму притягиваются простые люди, одурачиваемые разными «пропагандами» и наделяемые за это титулом «сознательных», то есть на деле «наиболее обманутых». В последнее время число этих одураченных чрезвычайно возросло, так как в обмане социалистические пропагандисты — виртуозы, и не напрасно сказано в Евангелии, что сыны «века сего» догадливее, то есть находчивее и изворотливее, сынов «света».
Противорелигиозные стремления, внушаемые социализмом своим «сознательным» последователям, картинно очерчены в одном стихотворении Генриха Гейне, цитируемом часто Бебелем и его «товарищами». Им, де, социалистам, нет никакого дела до «неба». Его они «предоставляют ангелам и воробьям» (Deutchland, Wintermarchen Kaput I).2 Их взоры устремлены постоянно на землю, на земное существование и земные блага: хлеб, вино, розы, мирты, красивые женщины, удовольствие, сахарный горошек, торты и пирожное… И мы знаем, что во всех этих вещах Гейне и основатели и пророки социализма (Маркс, Энгельс, Лассаль, Бебель) понимали толк, любили их и ставили выше всего прочего: как учили, так и жили. Лишения и страдания других не мешали им (как Гейне и Лассалю) вести жизнь отвратительнейших виверов и наживать миллионы (как Энгельс и Бебель) или находить весьма нечистые, чисто иудейские средства пользоваться состоянием других (Гейне, Лассаль).
Какое дело всем этим пророкам «новой, лучшей» будто бы жизни до «праздных и беспокойных вопросов» человеческого духа, когда и дух этот «одна метафизика», и все в сущности сводится к вопросам «желудка». Были бы полны и правильно расставлены корыта, а до всего прочего им никакого дела нет… Где же тут место для религии?
Если нравственная физиономия певцов и проповедников социализма, вроде Гейне и Лассаля отталкивает всякого человека, выросшею в «отсталых»» воззрениях христианской морали о чистоте И порядочности, то, с другой стороны, их политическая деятельность свидетельствует весьма ярко об отсутствии у них понимания общественной жизни и той складки государственного ума, которая Одна и может сделать из человека полезного общественного и политическoгo руководителя народа.
То обстоятельство, что они оказывали и оказывают часто большое влияние на толпу и на расшатанную в своих нравственных устоях полуинтеллигенцию, не служит, конечно, доказательством полезности их общественной деятельности. Толпа — плохой мыслитель и самый дурной политик. Лгать же перед толпой, льстить ей и этим выслуживать ее благорасположение — не великое искусство для человека, не обремененного моралью, санкционированной христианский религией.
Таким образом, уже из сказанного видно, что религия, об упразднении которой так много хлопочут пророки социализма, имеет по отношению к общественной жизни большое значение в двух направлениях: 1) со стороны ее понимания и 2) со стороны ее улучшения.
В этих двух направлениях мы и рассмотрим значение религии.
Ad 1. Не будучи наукой, не заменяя и не упраздняя ее, религия имеет величайшее значение для человека науки: для понимание мира и жизни.
Мудрость человеческая заключается в том, чтобы знать относительную ценность вещей. И ничто в мире не содействует достижению этой мудрости так, как религия. В этом случае ее заменить никто не может. Только религия помогает нам найти непреходящие, вечные и высшие ценности. Только она одна способна разоблачить перед нами суету и обманчивость многих вещей, которые для близорукой толпы являются конечными побуждениями деятельности.
Только религия обеспечивает нам ту гармонию стремлений и миросозерцания, которая ведет нас к познанию истинного соотношения общественных сил и даров индивидуального духа. Уравновешивая борющиеся стороны индивидуальной и народной души, религия выдвигает на вид те ее дарования, которые обыкновенно упускаются из виду при одностороннем рассудочном взгляде на мир и на жизнь, который почти неизбежно образуется у людей, хотя и ученых, но лишенных той мудрости, которую может дать выстраданная человечеством вера. Религия апеллирует не только к уму, но и к характеру людей: мужеству, способности деятельной любви, самоотвержению.,, Требования ее шире требований науки и горизонты, ею открываемые, шире, полнее и ближе к реальной жизни, чем горизонты пауки и якобы науки.
«Сыны века сего» бывают догадливее «сынов света», но не бывают мудрее их. Религия поистине мать разума. Религия — это вечная попытка решения важнейших вопросов мира, жизни и духа. Она всегда будила человеческую мысль, всегда питала ее и направляла на самые важные пункты. В недрах ее зачались и развились светские науки. Она же была матерью и философии. Источник мудрости «сынов света» — в их разобщении с миром.
Способность отрешаться от мира и рассматривать практические вещи общественной жизни сверху, с религиозной точки зрения, дает людям мудрость, которая не доступна человеку, потонувшему совершенно в мелочах житейской деятельности, всегда узкой и односторонней.
Религия ставит практического деятеля и мыслителя над миром и дает этим ему самый беспристрастный и верный взгляд на вещи этого мира внизу, равно как и руководительство в них. «Для кого земные вещи безразличны, — говорил некто, — тот может пользоваться ими лучше, чем другие».
Только маленькие люди боятся маленьких вещей, только трусы в нерешительности останавливаются перед опасностями этой жизни, и только люди, непросвещенные религиозным светом, придают вещам этого мира ценность, не соответствующую их действительному значению в мировой истории. Душа, лишенная света религии, похожа на растение, лишенное солнца. Она чахнет. Она не видит того, что всего важнее в общественной жизни, и придает несоразмерно огромное значение кажущимся ценностям. Поэтому и суждения ее в вопросах государственных в социальных полны ошибок и великих несообразностей, как мы это видим у социалистов различных оттенков: от социал-бандитов с окровавленными разбоями «на пользу человечества» руками до мирных и близоруких социал-невежд.
Люди, поставленные судьбой у кормила правления и чувствующие всю трудность правления людьми, равно как и всю связанную с ним ответственность, всегда и везде, сознательно и невольно, отдавали дань уважения религии, как советнице и воспитательнице мудрости в делах государственного управления. Случайные исключения из этого только подтверждали силу и верность общего правила.
На столетнем юбилее академии наук в Берлине, праздновавшемся несколько лет тому назад, император Вильгельм II обратился с речью к собравшимся лучшим представителям немецкой серьезной науки и темой этой речи избрал самый важный вопрос: об отношении между наукой и религией. Указав великие и богатые милости, которыми государственная власть всегда осыпала академию и представителей науки, он взывал к их долгу искать Бога в своих исследованиях, напоминая об опасностях атеистического материализма. Культ Величайшего Разума и «Солнца Правды» объединяет религию, науку и этику.
Ad 2. Без религии не может быть ни истинного понимания, ни истинного прогресса в общественной жизни.
Ставя перед человеком идеал высочайшего нравственного совершенства, религия является первой покровительницей и первым стимулом нравственного прогресса. Грязная жизнь по образцу Гейне и Лассаля и по примеру социалистических грабителей, убийц и развратников, никогда не найдет себе оправдания религиозной морали. Такую неблагодарную работу она предоставляет исповедникам «научного» социализма, оставляя за собой защиту нравственной чистоты, мира, бескорыстия, любви и самопожертвования.
Религия дает человеку глубокое понимание его обязанностей к обществу и мужество выносить невзгоды жизни на пути к достижению воплощения нравственного идеала в общественных отношениях. Они обращается к внутреннему человеку и требует от него улучшения и возвышения характера, без чего никакие внешние организации сами по себе не в состоянии дать людям счастье. Внешняя организация еще не производит перемены в человеческом сердце. Без внутренней дисциплины не может оказать помощи никакой внешней государственный и общественный строй.
В этом отношении религии к социальным и политическим вопросам — важнейшее отличие и важнейшее преимущество ее перед социалистическими учениями. Ничто не действует так разрушительно на прогресс в общественной и государственной жизни, как лежащая в основе социализма тенденция ослабить чувство личной ответственности, каждого ответственного лица и свалить всю вину на неблагоприятные внешние отношения: на социальное и политическое «устройство» страны, отсутствие априорно придуманной «конституции» или «обобществления средств производства».
Религия правильно видит основной недостаток общественной жизни в недостатках и страстях отдельных людей: в их жадности, корыстолюбии, зависти, эгоизме, тщеславии, честолюбии, лени, пьянстве, неблагоразумии, невоздержанности, отсутствии терпения и пр.
Все эти нравственные недостатки исключены из программы социалистов. Социализм не дает людям никакого духовного идеала. Вместо идеализма религии, социалистические учения дают доступные толпе материалистические цели (вино, торты и пирожное стихотворения Гейне); и этот не духовный характер стремлений, это отсутствие высших идеалов составляет величайшую опасность общественной жизни нашего времени.
Да поможет нам Бог пережить скорее эту тяжелую эпоху нравственного, социального и политического упадка и возродить Родину к новой жизни на вечно юных началах религиозной морали!!!
1 (лат.) тем самым.
2 Германия, Зимняя сказка
Источник: Катков В.Д. Христианство и государственность. – М.: Издательство «ФИВ», 2013,
1907 г.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.