Хосе Антонио Примо де Ривера.

 НОВЫЙ СВЕТ В ИСПАНИИНам нужны две вещи: нация и социальная справедливость. У нас не будет нации, пока каждый из нас считает себя носителем особых интересов какой-то группы или партии.

У нас не будет социальной справедливости, пока каждый из классов хочет в борьбе навязать свое господство — другим.

Поэтому ни либерализм, ни социализм не могут дать нам тех двух вещей, которые нам нужны.

Либерализм — это, с одной стороны, режим без веры, режим, который делает предметом свободной дискуссии всё, вплоть до основных проблем, касающихся судеб Родины. Для либерализма нет ни абсолютной истины, ни абсолютной лжи. Истина — это в каждом случае то, что решено большинством голосов. Таким об­разом, для либерализма не имеет значения, если народ согласит­ся на самоубийство, лишь бы это предложение было принято со­гласно правилам закона о выборах.

А поскольку, чтобы действовал закон о выборах, необходимо стимулировать существование партий и натравливать их друг на друга, либеральная система это система постоянного разлада, по­стоянное отсутствие народной веры в глубокое единство судьбы.

С другой стороны, либерализм — это издевательство над несчас­тными. Он провозглашает замечательные права: свободу мысли, сво­боду пропаганды, право на труд… Но эти права просто предметы роскоши для баловней судьбы. Бедняков либеральный режим не за­ставляет работать из-под палки, но принуждает их к этому голодом. Отдельный рабочий, имея на бумаге все права, вынужден выбирать либо голодную смерть, либо принять условия капиталиста, какими бы жесткими они ни были. При либеральном режиме жестоким из­девательством над мужчинами и женщинами, которые работают до изнеможения по 12 часов в день за мизерную плату, звучат заявле­ния о том, что по закону они «свободны».

Социализм увидел эту несправедливость и имел основания вос­стать против неё. Но социализм был обесчеловечен в недружелюбном мозгу Маркса, превращён в жестокую холодную доктрину классовой борьбы. С тех пор он стремится не к социальной справедливости, а к удовлетворению застарелой жажды мести, к замене вчерашней тира­нии буржуазии диктатурой пролетариата.

Чтобы достичь этого, социализм, кроме того, искореняет в рабочих почти всё духовное, потому что боится, что, если оста­вить его в живых, пролетарии тоже расслабятся под влиянием буржуазных духовных испарений. Поэтому в рабочих уничтожа­ют религию, любовь к Родине… в крайних случаях, как в Рос­сии, — даже семейные чувства.

Либерализм разделяет и возбуждает нас своими идеями, со­циализм вырывает между нами ещё более глубокую пропасть экономической борьбы. Что остаётся и при том, и при другом режиме от единства судьбы, без которого ни один народ не яв­ляется народом в собственном смысле слова?

Поэтому загорелось в Европе и пылает уже и в Испании пламя новой веры, веры, для которой на земном, гражданском уровне пер­вая истина такова: народ — это живое, неделимое, всеобъемлющее целое с особой миссией, которую он выполняет в мире. Благосостоя­ние каждого из тех, кто входит в состав народа, это предмет не его личного, а коллективного интереса, который общество должно глу­боко осознавать как свой. Ни один справедливый личный интерес не чужд интересам общества. Следовательно, недопустимо, чтобы кто-либо подрывал основы общества, руководствуясь частным инте­ресом, интеллектуальным капризом или самомнением.

Эта новая вера дала, например, в Италии более чем 40 млн. её обитателям возможность сносно жить на небольшой по терри­тории, бедной земле. И, что еще важней, вызвала в народе веру в самого себя, творческий порыв и энтузиазм.

Испания, заражённая этим пылом, не будет подражать Ита­лии, она будет искать саму себя в своей собственной душе, как Италия искала себя в своей. И вера, которая загорится во всех испанцах, позволит нам спастись всем вместе и спасти Испанию.

Наша Фаланга» носительница новой веры, снова сделает Ис­панию нацией и установит в ней социальную справедливость, даст ей хлеб и веру, достойную жизнь и радость имперского со-знания.

Статья была написана в мае 1934 года

для выходившего в Сарагосе еженедельника

«Эспанья Синдикалиста», но не было опубликована.

Стрелы Фаланги