B 1920-21 годах, вся Россия была охвачена крестьянской войной против советской власти. Доведённое произволом красных оккупантов до отчаянья, крестьянство, ранее занимавшее по отношению к ленинцам нейтралитет (ибо даже представить себе не могли, чем на деле обернётся прятавшаяся под столь привлекательными лозунгами власть большевиков), поголовно поднялось на борьбу с засевшими в Кремле коммунистами. Современные леваки любят выдавать повстанческое движение 20-х годов за некое проявление «русского бунтарского духа», якобы подтвеждающее их безумные теории классовой розни и склонность русского крестьянства к социализму, но на деле мы видим, что события 20-х годов, это припозднившееся присоединение всей массы крестьянства к общенациональному сопротивлению русского общества коммунистической оккупации, то есть к Белой борьбе (однако, начиная с 1917 года во всех Белых армиях всегда сражалась значительная доля крестьян). Как мы видим, в повстанческих формированиях представлены все классы русского общества, сплочённые одной целью — сбросить иго ленинской банды. Более того, зачастую крестьянские повстанцы провозглашали откровенно монархические лозунги, на что в истории Белой борьбы решались только генералы Дитерихс и Унгерн. Да, большинство крестьянских восстаний проходило под лозунгом «за советскую власть без жидов и коммунистов», но это говорит лишь о политической безграмотности российского крестьянства и совершенном непонимании того, кто такие коммунисты и что такое «советская власть». Опять же, даже такие восстания были лишены риторики социальной розни и не имели своей целью ни «уничтожения буржуев», ни «мировой революции», а были лишь адекватным ответом крестьян на большевистский террор. Плечом к плечу с восставшими крестьянами сражались против большевиков и русские офицеры, зачастую выходцы из дворянства, и интеллигенция, и казаки — весь русский народ. К теме крестьянских восстаний, проходивших под лозунгом восстановления монархии мы уже обращались, сегодня вспомним ещё несколько примеров.

Вьюнско-Колыванский мятеж (июль-август 1920 г.)
Не позднее 7 июля 1920. Воззвание И.Е.Александрова к крестьянам Новониколаевского уезда: ‘Товарищи крестьяне! Нами и соседними с нами волостями, городом Колываном и почти всеми волостями, начиная от г. Томска, грабители-коммунисты от власти сброшены. Просим организоваться, формировать партизанские отряды, выступать проти них всем, кто с чем только может. Товарищи, помогите и убедитесь, что только мы все организованно можем подавить коммунистов. Формируйте отрялы поскорее и бросайтесь на коммунистов, и занимайте соседние селения, двигаясь вперед. Ждем, товарищи крестьяне,
P.S. Командирам полков: для передачи соседним волостям, чтобы они поскорее организовались и встали все на защиту себя’
Доклад отдела управления Новониколаевского уездного исполкома советов в отдел управления Сибревкома

г. Ново-Николаевск. 11 августа 1920 г.

…Колыванское восстание, начавшееся 6 июля с.г., в короткий срок (2 дня) охватило до 10 волостей Ново-Николаевского уезда несколько соседних волостей Томского уезда. Восстание подготовлялось конспиративными группами офицерства и местного контрреволюционного элемента, забравшегося в глухие таежные утлы (пасеки, заимки, острова с рыбацкими хижинами и т.п.)…

…Будучи по своему составу чисто монархической, офицерская организация до восстания определенныхлозунгов не бросала, ведя общую растравляющую работу, используя каждый промах местных органов власти, базируясь на собственническом инстинкте крестьянина, особенно в продовольственном вопросе и вопросе трудовой повинности. В начале восстания были брошены лозунги: «Бей коммунистов, жидов». Были выброшены белые флаги. В среде интеллигенции (на захваченном ими пароходе «Урицкий») и кулацкой части деревни еще 6 июля велась агитация под лозунг «За царя Михаила, за единую, неделимую Россию во главе с монархом». Впоследствии (8 июля), учитывая настроение восставших крестьянских масс, вылившееся в явную враждебность как к белому флагу, так равно и к разговорам о Михаиле, повстанческое ядро, образовав повстанческий окружной временный исполком, широко бросило лозунг «За советскую власть без коммунистов». Характерны попытки, кстати неудачные, и в кулацких группах и в массе популяризовать лозунг «За Учредительное собрание, за буфер от моря до Урала»…

Заведующий отделом управления уезда Голиков Секретарь [подпись неразборчива]
РГВА Ф. 7. Оп. 5. Д. 144. Лл. 1, 2. Машинописный подлинник. Цитируется по: Сибирская Вандея. Документы. В 2-хт. / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. Том 1 (1919-1920). — М., 2000. С. .342-343.

Оперативная сводка действий Северо-западной группы советских войск.

г. Ново-Николаевск. 1 августа 1920 г.

Ровно в 24 часа 10 июля с. Тырышкино было окружено 2 и 4-м отрядами и занято 2-м отрядом под командой товарища Емельяненко. По занятии села немедленно были освобождены все арестованные коммунисты, восстановлена власть советов. Разверстка, служившая одной из причин восстания, исполнена крестьянами в минимальный срок. Хлеб большими обозами потянулся в гор. Колывань на ссыпные пункты. Никаких недоразумений в связи с разверсткой не возникало. Крестьяне обратились к мирному труду.

Большая часть бандитов была захвачена в самом селе и выловлена в ближайших окрестностях его, меньшая же часть панически бежала в с. Вахрушево, Подгорное и Чаус. Вместе с многочисленными трофеями, взятыми в с. Тырышкино, захвачен главный штаб с белым знаменем с надписью «Партизанский отряд» и со всеми делами отрядов бандитов, с приказом о мобилизации с 18 до 45 лет и главарями банд начальником штаба Александровым и его заместителем Мальцевым…

Командующий сводной северо-западной группой советских войск, командир и военком 2-го запасного стрелкового полка Гиршович

Начальник штаба [подпись неразборчива]
ГАТО. Ф.р. 521. Оп. 1.Д50.Л. 1 а. Машинописный подлинник. Цитируется по: Сибирская Вандея. Документы. В 2-хт. / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. Том 1 (1919-1920). — М., 2000. С 309.

Ишимское восстание. 1921 год.
Доклад военного комиссара советской группы войск района Омск – Тюмень Корнякова начальнику политуправления войск Сибири «О работе на повстанческом фронте Омск –Тюмень».

Б.м. 9 марта 1921 г.

В политическом отношении повстанцы опирались главным образом на недовольство крестьянства продовольственной советской работой, старались выказать себя защитниками от коммунистов. Определить конечную их цель невозможно. И, как видно, ясно выраженной, строго определенной, однообразной даже для руководителей [цели] не имелось. В большинстве [случаев] оставался принцип советской власти, но сразу же волостям предоставлялось право переизбрать советы и провести туда такой элемент, который активно бы поддерживал повстанцев. Большинство воззваний базируется на советы, но без коммунистов, называя себя действительными представителями народа. Иногда попадались воззвания с эсеровскими лозунгами, но ярко выраженной их программы не видно. В массе распространялось одно слепое недовольство без указания какого-либо конечного исхода. Очень часто лозунги доходили до монархических, и даже появляются трехцветные знамена.

РГВА Ф. 16. Оп. 2. Д. 88. Л . 29. Машинописный подлинник. РГВА Ф. 28149. Оп. 1. Д. 1. Л . 26. Машинописный отпуск. Цитируется по: Сибирская Вандея. Документы. В 2-хт. / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. Том 2 (1920-1921). — М., 2001. С. .373.

Политический отчет Тюменского губкома РКП(б) за февраль – март 1921 года.

г. Тюмень. Апрель 1921 г.

Политическая окраска восстаний сначала была довольно-таки пестра, но затем, с занятием белыми Тобольска, значительно выровнялась по линии эсеровщины. Вот наиболее характерные лозунги:

1. «Долой коммунистов, да здравствует советская власть»,

2. «Свободная торговля»,

3. «Да здравствует Временное правительство, долой коммунистов и хлебные разверстки»,

4. «Смерть коммунистам, да здравствует советская власть»,

5 «Да здравствует Учредительное собрание»,

6. «Долой коммунистов, не нужно товарищей»,

7. Наконец, наиболее колоритное: черное знамя с надписями белыми буквами «С нами Бог и царь Михаил-II».

Гораздо выдержаннее и прямолинейнее лозунги в Тобольском районе (царство эсеров и отчасти кадетов):

1. «Долой коммунистов, да здравствуют хлеборобы»,

2. Власть должна принадлежать всему народу, а не одной какой-нибудь группе или партии»,

3. «Да здравствует свободный труд в свободном государстве»,

4. «Только та власть прочна, которая защищает власть трудящихся»,

5. «Да здравствует свободная Сибирь, да здравствует свободная Россия».

Но наиболее характерным и общим является лозунг: «Долой коммунистов, да здравствует советская власть» или «Да здравствует общенародная власть, но без коммунистов». Другие черносотенные лозунги наблюдались в отдельных местах, когда оголтелое кулачество не выдерживало тона и ускользало из-под руководства своих более толковых вожаков. Этот практический лозунг находил себе практическое применение (помимо вполне понятного поголовного уничтожения коммунистов) в строительстве повстанцами новой своей власти.

Секретарь Тюменского губ. к[омите]та РКП Сергей Аггеев
ЦЦООСО.Ф. 1494. Оп. 1 .Д. 41. Лл. 16-23. Машинописный подлинник. Цитируется по: Сибирская Вандея. Документы. В 2-хт. / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. Том 2 (1920-1921). — М., 2001. С. 688.

 

Источник: http://kaminec.livejournal.com