Скончался русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус

14.01.1929. — Скончался русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус

Сергей Александрович Нилус (25.8.1862-1/14.1.1929) – русский духовный писатель. По воспоминаниям современника, «это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа – нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима». Сергей Александрович был высокого роста, очень представительный, с большой окладистой бородой и сильной проседью, с выразительными карими глазами. Дома он носил русскую рубашку и высокие сапоги и, несмотря на скромную эту крестьянскую одежду, походил типом на русского боярина.

Родился Нилус в небогатой помещичьей семье в Москве. Детство, отрочество, юность будущего писателя проходили в нарастающем отчуждении общества от церкви. Доброта матери, няни, непрерывно творивших благое ближнему со скромностью, свойственной только христианам, уклад родового имения Золотарево (Мценский у., Орловская губ.) не дали погаснуть в душе неясно сознаваемой любви к Богу.

По окончании гимназии и университета С.А. Нилус несет службу чиновника в различных местах Империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне. Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло в Троице-Сергиевой лавре, у нетленных мощей его небесного покровителя прп. Сергия Радонежского.

Окончательное обращение православного в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к св. отцу Иоанну. Нилус говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на сердце. «Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним Всевидящим и Невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости: горделивое сознание не унижает в тайной исповеди перед Всемогущим того, что человеческое ничтожество называет своим «достоинством». Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости – это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди… Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным».

Так, в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства. В 1903 г. в свет выходит первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая пять изданий. «О, благословенная моя Оптина!» Ей, «Калужскому Сарову», из шести томов своих сочинений Нилус посвятил четыре. Здесь, на берегу тихой омутистой Жиздры, вместе с женой Еленой Александровной Озеровой (1855-1932), близким по духу человеком, провел он пять лет… Разбирая богатейший оптинский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев Оптинских. Эти материалы составили два тома – «На берегу Божьей реки» и книги «Сила Божия и немощь человеческая» и «Святыня под спудом»… В 1905 г. во 2-м изд. своей книги “Великое в малом” Нилус осуществляет публикацию «Сионских протоколов». Публикация этого документа вызвала широкий резонанс в России и міре… В это время он вступил в Союз Русского народа.

После отъезда из Оптиной в мае 1912 г. Нилусы живут на Валдае, где усердием Патриарха Никона был воздвигнут Иверский Богородичный монастырь. Здесь С.А. Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества – апокалиптические события грядущего времени. «О том, чему не желают верить и что так близко», – таким эпиграфом он предварил самую провидческую свою книгу “Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле” (“Близ есть, при дверех”), увидевшую свет в 1911 г. и выдержавшую четыре издания. Последнее, предпринятое в январе 1917 г., было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено.

Революция застала Нилуса в Малороссии, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Было все: гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже. За чтение его книг расстреливали, но Нилус, укрепясь молитвою, не впадал в уныние, а хранимый Самим Господом, продолжал писать о проявлении Воли Божией – о чудотворениях, о спасительной силе покаяния, о Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу второй части книги «На берегу Божьей реки».

[Отметим также, что благодаря Нилусу увидели свет знаменитые записки Н.А. Мотовилова о его встречах и беседах с прп. Серафимом Саровским, передающие также его пророчества о будущем России. Важно знать и тот факт, что С.А. Нилус не признал «Декларацию» митрополита Сергия Страгородского от 29.7.1927 о лояльности большевицкой власти. – Ред. «РИ»]

Кончина писателя последовала в канун блж. памяти прп. Серафима Саровского, которого Сергей Александрович так чтил и для всенародного почитания которого так много сделал. Погребен С.А. Нилус был возле храма в селе Крутец (в семье настоятеля этого храма о. Василия Смирнова, расстрелянного потом в 1937 г., прожил он последние годы своей земной жизни) Александровой Слободы. Ныне верными почитателями памяти С.А. Нилуса установлен осьмиконечный крест на могиле этого выдающегося русского духовного писателя.

А.Н. Стрижев (в сокращении)
http://rus-sky.org/

См. также статью В.И. Старикова «Легендарный Нилус».

+ + +

В среде неправославной С.А. Нилус известен в основном как публикатор «Протоколов сионских мудрецов» (хотя он был не первым, кто их напечатал). С научной точки зрения, текст этот сомнительного происхождения (найдены предшествовавшие текстуально совпадающие публикации, не имевшие отношения к евреям; да и подлинным заговорщикам нет необходимости столь цинично излагать на бумаге программу своего преступного заговора – даже если текст этот вполне соответствует наблюдаемой нами действительности).

Однако совпадение описанных «планов» с реальностью было настолько впечатляющим, что многие искренне воспринимали «Протоколы» как подлинный документ — и потому он сыграл огромную роль, особенно как объяснение Великой войны и революции в России. Евреи до сих пор всячески стараются изъять «Протоколы» из библиотек во всем міре как опасную книгу – как будто этим можно заставить людей закрыть глаза на историческую реальность. По нашему убеждению, здесь именно обратная причинная зависимость: не «тайна беззакония» ширится в мiре, потому что так запланировано в «Протоколах сионских мудрецов», а наоборот: «Протоколы» очень близко к истине отражают это развитие и методы «тайны беззакония» в жанре своеобразной антиутопии (что очевидно также на основании психологического и филологического анализа текста).

С научной точки зрения использовать этот текст нет необходимости еще и потому, что существует достаточно много безспорных еврейских источников – от «Талмуда», «Шулхан аруха» и «Таньи» до мемуаров еврейских деятелей и даже еврейских энциклопедий – подтверждающих жидонацистскую идеологию глобального еврейского господства, достигаемого в т.ч. и провокационными средствами и ведущего к царству мошиаха-антихриста.

Не публикацией «Протоколов» дорог нам Сергей Александрович Нилус. А своим искренним и мужественным сопротивлением этой темной силе зла, сокрушавшей тогда православную Россию по грехам нашим.

М.Н.

источник: www.rusidea.org