Пять лет назад в Дании, в копенгагенском издательстве «Гюльдендаль» вышла в свет книга Миккеля Киркебека «Шальбург: патриот-изменник». Труд представляет собой довольно подробную, написанную живым языком биографию Кристиана Шальбурга – офицера датской королевской лейб-гвардии. Это имя само по себе известно практически каждому датчанину, имеющему представление об истории своей страны в XX веке. Однако известно было по большей части именно имя, а не сам человек его носивший. И все благодаря тому, что в память Шальбурга, воевавшего против советских войск в составе дивизии СС и погибшего в 1942 году на Восточном фронте, спустя почти год после смерти его именем было названо особое войсковое подразделение – «Корпус Шальбурга», жестко подавлявшее борьбу участников датского Сопротивления против немецких оккупантов. В связи с этим к самому Шальбургу большая часть демократически настроенного населения Дании все послевоенные десятилетия относилась с отвращением. Нельзя сказать, что, после опубликования книги о Кристиане Шальбурге, все датчане резко изменили свое мнение о нем, но зато многие прочитавшие книгу поняли, что он не был «исчадьем ада», и в сложнейших исторических обстоятельствах оставался человеком чести и долга, как он сам их понимал. Жизнь в очередной раз оказалась гораздо сложнее черно-белых политических представлений о ней…

Тут читатель вправе спросить автора этого текста: «А какое нам – жителям Алтайского края – дело, до какого-то датского эсэсовца, умершего 70 лет назад?» Отвечаю.

Кристиан Шальбург – наш земляк, православный христианин и наполовину (так и хочется сказать – на большую половину) русский человек. Родился Кристиан в Змеиногорске в 1906 году. Его отец – Август Теодор Шальбург, приехал в Сибирь из Дании, и занимался на Алтае предпринимательской деятельностью в сфере молочного производства. Предки старшего Шальбурга были немцами, переселившимися в Данию в XVIII веке. А по матери Кристиан Шальбург был русским дворянином; матушка его – Елена Старицкая – принадлежала к известному, старинному роду. В Змеиногорском доме Шальбургов говорили по-русски, поэтому и родным языком мальчика был русский.

Вероятно, в годы Первой мировой войны семья Шальбургов уехала из Сибири, перебравшись сначала в Царской Село, а оттуда в Петроград. Там ему покровительствовала особа из царской семьи. Речь идет о сестре императора Николая II великой княгине Ольге. По-видимому, это покровительство возникло через мать юного Константина – Елену Старицкую, чьи предки были Рюриковичами – потомками основателя первой династии правителей Руси.

Впрочем, и в столице Шальбурги задержались ненадолго. Революционное лихолетье заставило их уехать в мирную и спокойную Данию в 1918 году. Константину тогда было всего 12 лет, но он не забыл годы детства своего в любимой им России. Жизнь своей семьи в Российской империи он воспринимал, как «потерянный рай». Как настоящий русский дворянин, Константин Шальбург в Дании стал убежденным монархистом, а известный русский политический памфлет – «Протоколы Сионских мудрецов» он прочитал еще в одиннадцатилетнем возрасте. Впоследствии у него никогда не было сомнений в том, что октябрьский переворот – это, по сути дела, еврейский заговор против России. Он был убежден, что ростовщический еврейский капитал – виновник обеих мировых войн, а в «жидо-большевизме» видел главную угрозу всему христианскому миру. Впоследствии, в письмах жене с фронта он писал, что сражается не против русских, а против евреев.

Там же в Дании оказались в послереволюционные годы многие представители российских августейших семей, в том числе вдовствующая императрица Мария Федоровна, и ее дочь великая княгиня Ольга, которая продолжала опекать юного Кристиана. В итоге, в 1924 году Кристиан решил принять крещение по православному обряду и великая княгиня Ольга стала его крестной матерью. Позже ее крестниками стали сестра Константина Шальбурга – Вера, и его сын Александр, родившийся в 1934 году.

В святцах русского православного храма в Копенгагене имеется запись о крещении Константина Феодоровича Шальбурга. Так русская душа победила в нем немецкий дух, и впоследствии товарищи Константина по партии, и сослуживцы по службе в гвардии вполне обоснованно считали его более русским, чем датчанином. При этом Шальбург имел некоторые связи и с датским королевским двором.

В 1925 году Константин Шальбург решил посвятить себя военной карьере, и поступил в королевскую гвардию. Им не в последнюю очередь руководило жгучее желание бороться против большевизма. В 1930 году он записал в своем дневнике: «Мы считаем, что вера в Бога, верность царю и любовь к Родине – единственное, что спасет нашу страну… Мы все виноваты в том, что царь был убит. Мы искупим свою вину, положив свои жизни за Родину. Мы просим Господа простить нас за ту кровь, которую мы прольем, и мы молим его о победе креста над Антихристом». В рядах лейб-гвардии он числился до самой своей смерти, даже в годы своего участия во Второй мировой войне. И до конца своих дней Константин Шальбург оставался глубоко верующим человеком…

В 1929 году Шальбург женится на дворянке Хельге фон Бюлов – полудатчанке-полунемке. Дома они теперь говорили по-датски. Венчание состоялось в том же русском храме, где Шальбург крестился. Еще до свадьбы Константин сказал будущей жене, что борьба за освобождение России для него превыше всего, и что она, если любит его, должна с этим смириться. В том же 1929 году Шальбург получил гвардейский офицерский чин.

В свободное от службы время он активно участвовал в политической жизни Дании, и его врожденные лидерские качества вскоре реализовались и на этом поприще. Во второй половине 1930-х годов он возглавил молодежное движение Датской национал-социалистической рабочей партии. Датская молодежь искренне любила своего молодого вождя. Вечерами, у костра, он рассказывал подросткам о России, о большевиках, о еврейских кознях и преступлениях, об убийстве царской семьи и зверствах жидов-комиссаров. Некоторые воспитанники Шальбурга еще живы, и автору его биографии все они согласно утверждали, что он был харизматической личностью и достойным уважения человеком.

В 1938 году Шальбург вступил в «Российское Национальное и Социальное Движение» – русскую эмигрантскую организацию с центром в Германии, объединявшую тех, кто не смирился с поражением Белого движения в гражданской войне в России. Константин с нетерпением ждал возможности отправиться в крестовый поход против большевиков. Такая возможность представилась ему в конце 1939 года, когда СССР напал на Финляндию. Тогда многие добровольцы из стран Северной Европы отправились на помощь «Красавице Суоми», категорически не желавшей «принимать» у себя «гостей» из Красной Армии. Но Шальбург оказался у финнов с некоторым опозданием, и вскоре после его приезда в эту страну было заключено советско-финское перемирие. Однако повоевать он успел, показал себя отважным воином. Как опытный офицер, Константин Шальбург в Финляндии обучал военному делу датских добровольцев, среди которых было много и лейб-гвардейцев. Далеко не все датчане-волонтеры были национал-социалистами, а некоторые из них впоследствии даже участвовали в движении Сопротивления на родине.

В Финляндии в 1940 году Шальбурга настигла весть о том, что немцы оккупировали Данию. Он был очень возмущен тем, что датская армия практически не оказала сопротивления немцам, и как датский патриот, считал это национальным позором. Сам он был готов воевать с немцами. Но случилось то, что случилось… И после долгих размышлений, Константин пришел к выводу, что именно Германия осталась единственным надежным оплотом против коммунистической агрессии в Европе. Датская королевская семья не претерпела никаких стеснений и унижений со стороны германских оккупантов, оккупационный режим не оказывал серьезного давления на мирную жизнь в Датском королевстве, и у лейб-гвардейца Шальбурга не было серьезных причин занимать антигерманскую позицию. Поэтому в сентябре того же 1940 года он вступил в СС и надел немецкую форму, оставаясь формально на датской военной службе.

В составе дивизии СС «Викинг», где служили добровольцы из Скандинавских стран и Голландии, он с июня 1941 года храбро воевал против советских войск на Украине, заслужив Железные кресты второй и первой степени. 9 ноября 1941 года ему было присвоено звание штурмбаннфюрера СС.

Получив отпуск, он вернулся к семье и к своему удивлению обнаружил, что многие датчане на улице плюются, встречая соотечественников в униформе СС. Это поразило Константина до глубины души. К тому же многие друзья от него отвернулись, а дети великой княгини Ольги – Гурий и Тихон – категорически отказались служить в дивизии «Викинг», не смотря на настойчивые уговоры Шальбурга. Ни сама великая княгиня, впрочем, ни ее дети, не осуждали Константина за его выбор, но следовать за ним не желали.

В 1942 году немцами был сформирован добровольческий корпус «Дания», и его командиром 1 марта этого года стал штурмбанфюрер СС Шальбург. Эта войсковая часть вскоре отправилась на фронт и была брошена в прорыв порядков советских войск вокруг Демянского котла в Новгородской области, где в окружение попали крупные силы вермахта и СС. В ходе этой операции Константин Шальбург погиб 2 июня 1942 года. Он был накрыт огнем советской артиллерии при попытке вынести на себе с поля боя раненого датского солдата. Ему было всего 36 лет. В тот же день он был похоронен в селе Бяково близ Демянска. Рейхсфюрер СС Гиммлер, знавший Шальбурга лично, присвоил ему посмертно (задним числом с 1 июня) звание оберштурмбаннфюрера.

Книга Миккеля Киркебека была написана на основе документов из датских и немецких архивов, в том числе и архива семьи Шальбургов, а также многочисленных бесед автора с участниками событий. После выхода в свет книга получила в Дании хорошие отзывы в прессе и радио и долго числилась в списке бестселлеров как номер один…

 

Кристиан Шальбург (справа) с братом и отцом в Петрограде