spraedlivij-mnogopolusnij-miroporiadok-nevozmojenspraedlivij-mnogopolusnij-miroporiadok-nevozmojen

Глубокие перемены в международном положении в мире после 11 сентября сего года (2001- ред). несомненно назревали задолго до этой даты. Прошлое всегда чревато настоящим, а настоящее будущим, хотя современники в основном этого и не замечают. Вернее, своевременно не распознают и не расшифровывают всех признаков назревающих событий, которые так или иначе всегда проявляются.

В связи с этим, сегодня можно отметить два интересных вопроса, тесно связанных с современным положением в мире, которые были затронуты на 17-ом Кадетском Съезде в Канаде.
Как известно, на этот Съезд прибыл министр иностранных дел Российской Федерации И. С. Иванов, который выступил с обстоятельным докладом о современном международном положении. После доклада И. С. Иванов ответил на ряд вопросов кадет. В частности, были затронуты: структура современного миропорядка и положение на Косове (где, под протекторатом НАТО, албанскими террористами было уничтожено или сильно повреждено более тысячи православных церквей, монастырей и памятников мировой культуры).

Министр отметил, что он на состоявшемся перед Кадетским Съездом Общем собрании Организации Объединенных Наций, как и на других дипломатических встречах, неоднократно указывал на несомненное существование колоссальной террористической организации, распространяющейся от Косова до Филиппин, с центром в Афганистане. К сожалению, тогда иностранные международные дипломаты не обращали должного внимания на эти предупреждения, каковые сегодня подтверждаются, хотя многие еще и не решаются сделать необходимых логических заключений по этому комплексу вопросов, особенно когда это касается таких «табу», как Чечня, Косово и Босния.

Тогда же И. С. Иванов особенно настаивал на необходимости установления «равноправного многополюсного миропорядка». Затем, в диалоге, этот миропорядок был уточнен как «справедливый». Конечно, тогда, в очень короткое время, предназначенное для этого выступления, невозможно было уточнить более подробно структуру такого «справедливого многополюсного миропорядка», долженствующего прийти на смену не только прежнему т. н. «двухполюсному миру», но также и сегодняшнему «новому мировому порядку», с одним единственным полюсом.

Последовавшее затем неожиданное развитие международного положения ясно показало, что эти «полюса» (в множественном числе) в мире действительно существуют, причем с несомненной религиозной окраской. Конечно, нельзя слишком схематически упрощать такие сложные явления. В «Кадетском письме» уже давно отмечались некоторые геополитические теории североамериканских мыслителей, как например Фрэнсиса Фукуямы, о якобы уже наступившем конце истории, и Самуэля Хантингтона, утверждавшего, что конец истории еще не наступил, ибо еще предстоят большие столкновения между сегодняшними культурами или цивилизациями. (Недавно Хантингтон написал, что сегодня он бы предпочитал взять обратно эту свою теорию, ибо она может многих вводить в заблуждение, что мусульманские экстремисты являются легитимными представителями всего мусульманского мира).

Однако, если сегодня все вынуждены согласиться с несомненным наличием и других «полюсов», кроме самого большого современного полюса «Северо-Атлантической цивилизации», то до сих пор отсутствует ясность не только о количестве таких полюсов, но и об их контурах.

Сегодня несомненно, что решительное влияние на дальнейший ход истории, наряду с Атлантической цивилизацией, продолжает оказывать также и мусульманский мир, хотя в нем тоже несомненно имеются свои разделения. Но, если говорить о многополюсном миропорядке, то очевидно, что эта многополюсность никак не исчерпывается только лишь двумя вышеназванными полюсами. Кроме того, такая редукция многополюсности до двухполюсности, помимо ее несоответствия с реальной действительностью, была бы также весьма дискриминационной по отношению ко всем остальным полюсам, а значит, несправедливой. Так что, вместо «справедливого многополюсного миропорядка», опять бы утверждался «несправедливый двухполюсный миропорядок»,только в ином составе, чем прежде.

Переходя к самому корню всей этой проблематики, нужно ясно и отчетливо сказать, что справедливый многополюсный миропорядок абсолютно невозможен без признания реального наличия в мире православного полюса. Автор этих строк в свое время предложил оформить этот православный полюс под условным названием «Православно-Византийского союза». Об этом уже писалось в «Кадетском письме», а также было конкретно отмечено после выступления министра иностранных дел РФ на 17-ом Кадетском Съезде.

Среди прочих возражений против этого предложения было высказано мнение, что не следует создавать еще одну лишнюю группировку в мире, а надо стремиться к нивелировке всех государств и стран в рамках ООН. Этот аргумент можно было бы принять во внимание только лишь в том случае, если бы все остальные существующие геополитические группировки самораспустились. Однако, этого не только не происходит, но некоторые из таких старых группировок даже пытаются энергично продвигаться на геополитические и экономические пространства других регионов мира.

Кроме того, само по себе название «Византийский союз» или «Византийская лига» вызывает часто реплику: «Византийских следов сегодня в мире уже больше нет». Однако, все культурные люди в мире знают, что это не так. Притом, не только в культурной области.

В прошлом десятилетии мир был свидетелем многих инициатив для политического объединения разных православных славянских современных государств. Особенно такие тенденции стали сильно проявляться в результате антиправославной агрессии в Косове. В данном случае, чрезвычайно важно отметить, что такие тенденции по сути не имели ничего общего с так называемым «славянофильством» 19-го века, а на самом деле были православно-византийскими тенденциями, ибо православные славяне принадлежат к византийской культуре.

Славянофильство же было своего рода расовой идеологией, стремившейся к объединению славян, главным образом по расовому признаку, а не по признакам религиозным, культурным или государственно-политическим. Например, идея славянофильства находила поддержку среди чешской протестантской интеллигенции. А написанный чехом славянский гимн «Гей славяне» даже стал государственным гимном коммунистической Югославии.

Конечно, в православно-византийский мир входят не только лишь одни православные славяне, но также и другие страны и области. В первую очередь греки, а затем и румыны. (Последние говорят на романском языке и считают себя потомками римских поселенцев). Именно эти две страны проявили и проявляют несомненную политическую солидарность с жертвами антивизантийской дискриминации на Косове. Но и в ряде неправославных стран имеются весьма важные области, исторически тесно связанные с византийской культурой, хотя некоторые из них сегодня уже престали быть православными.

В прошлом году я прочел в Буэнос-Айресе доклад на испанском языке «Византия в Италии», в котором я подробно описал процессы вытравливания византийской культуры и византийской государственности на территории Италии, после откола Римской церкви от Православия в 1054 году. Это вытравливание первоначально проводилось, главным образом, с помощью двух геополитических инструментов: франкских и норманских военных агрессий. Эти агрессии были вызваны не только религиозным расколом, но также и трагическим отходом папства от принципа симфонического разделения между государством и Церковью. Стремление папства к светской власти, помимо власти церковной, как уже раньше неоднократно указывалось в «Кадетском письме», было блестяще описано Ф.М. Достоевским в его «Легенде о Великом инквизиторе» и горько оплакано Данте Алигиери в его «Божественной комедии».

Этот исторический каинов яд продолжает действовать и поныне. Также сегодня продолжают существовать в иных формах все те же «франки» {Германия, Франция и вообще Европейский Союз) и все те же «норманны» (Англия и США). Больше того, все они сегодня объединились в одну общую организацию, под названием НАТО, тесным союзником каковой уже давно стал негласно и сам папа, как об этом многократно свидетельствовали многие компетентные авторы. Да и сегодняшний конфликт Запада с мусульманским миром был уже предвосхищен тогда же, сразу после раскола, развязкой так называемых «Крестовых походов», четвертый из каковых и подорвал само существование Византийской империи, разграблением и осквернением Константинополя в 1204 году. А через тридцать лет, другой, местный «крестовый» поход попытался то же самое проделать и с православной Россией, нападением на ее первую столицу Новгород. (Необходимо отметить, что в свое время Византия, а затем и Россия, сумели достичь известного «статус-кво» с мусульманским миром).

Однако, несмотря на все эти махинации и агрессии, византийская культура продолжала не только существовать, но и дальше блестяще развиваться. Тот же Ф. М. Достоевский является одним из ее гениальных представителей. (Современные иерархи Сербской Православной Церкви неоднократно величают Ф. М. Достоевского в своих посланиях «великим пророком».) В свое время, эта культура даже смогла дать толчок западноевропейскому так называемому «Возрождению», хотя это возрождение было сразу же искажено мутациями в направлении языческого, а не христианского возрождения. Этот толчок тогда пришел в северную Италию из соседней византийской провинции Калабрия.

До середины 11-го века, Калабрия была одной из 31-ой провинций Византийской Империи. Это была провинция (тема) номер 2, со столицей в Ригионе (сегодня Реджио Калабрия, напротив Мессины, недалеко от легендарных Сциллы и Харибды). В Ригионе была основана апостолом Павлом первая христианская община на европейском материке, во время его путешествия из Святой Земли в Рим. (До этого им была основана христианская община в Сиракузах, в Сицилии). Провинцией номер 1 была Ломбардия, на противоположной, адриатической, стороне итальянского «сапога», со столицей в Бари. Тогда в Калабрии процветала православная византийская культура. Она даже считалась второй «Святой горой»: на ее территории находилось около 400 православных монастырей. Некоторые из них занимались изданием рукописных книг на греческом языке.

После моего доклада о «Византии в Италии» были продемонстрированы цветные слайды византийских зодчества, фресок и мозаики в Равенне, бывшей столице западной Римской империи, а затем и византийского экзархата в Италии. Тогда же мне было высказано пожелание развить эту тему, а также описать более подробно византийское наследие на юге Италии, в Калабрии.

Милостью Божией, вскоре после этого мне представилась возможность поездки в Европу, в которую было включено также и восьмидневное посещение Калабрии, в начале октября сего 2001 года.

Прибыв в столицу Калабрии — Реджио Калабрия, мне сразу же удалось связаться с местными византинологами. Первый из них, профессор Джиакомо Олива, меня сразу же поразил. Когда я ему рассказал о моем предложении создания Византийского союза (или Византийской лиги), он мне ответил, что подобное предложение было уже сделано представителями калабрийской интеллигенции несколько лет тому назад. Тогда, Европейскому Союзу было предложено создать в его рамках Византийский сектор, состоящий из Греции, Румынии, Калабрии и России. Профессор Олива сказал, что это предложение тогда не было принято, под предлогом того, что Россия не входит в Европейский Союз. Румыния же не представляет затруднений, ибо она уже является кандидатом для вступления в Европейский Союз. А России еще, мол, далеко до этого.

Конечно, такая отговорка абсолютно несостоятельна и необоснованна, ибо в Европейский Союз, например, с самого начала входит Англия, каковая одновременно является учредительницей и членом бывшего «Британского содружества народов», сегодня просто — «Содружества народов», другие члены которого не состоят в Европейском Союзе. Да и Франция тесно связана с некоторыми своими бывшими колониями в Африке, которые также не входят в Европейский Союз.

Профессор Олива считает, что усилия для создания «Византийской Лиги» нужно непременно продолжать. Он меня также просил дальше говорить и писать об этом. Вообще, он считает, что Россия в этих процессах должна играть особенную роль.

Дальше он рассказал, как греческо-византийское население Калабрии более пяти веков защищало греческое богослужение в своих монастырях и храмах. После признания папой в 1061 году норманской инвазии Калабрии, эта провинция оказалась под папской церковной юрисдикцией. Но лишь в 17-ом веке ей удалось окончательно ликвидировать греческое богослужение в Калабрии, и заменить повсюду литургию Святого Иоанна Златоуста римской мессой. Сегодня греческая литургия в Калабрии снова разрешена, но от 400 монастырей не осталось ни одного. (Униатская Вассилианская конгрегация была введена в 1579 году, но сегодня униаты тоже исчезли, как мавр, сделавший свое дело).

Однако, несмотря на все это, волей Божией в Калабрии сегодня снова начали служить литургию Святого Иоанна Златоуста. На месте разрушенного монастыря Святого Иоанна Феристиса, в местечке Бивонджи, в 1994 году был снова восстановлен православный греческий монастырь, в составе греческой Итальянской Митрополии, в юрисдикции Константинопольского Патриархата. «А в горном местечке Джераче служит русский эмигрант, отец Димитрий Макаров, родившийся в 1921 году в Шанхае», говорит профессор Олива.

В свою очередь, профессор Доменико Минуто, член калабрийского Комитета византийских исследований, дает своего рода первоначальную программу Византийской лиги:

1. Страны и области, не принадлежащие к традициям северо-западной Европы, и в первую очередь страны юго-востока Европы, ведущие свои культурные традиции от византийской культуры, должны требовать и настаивать, чтобы их специфическое мировоззрение тоже принималось во внимание в рамках сегодняшней «глобализации». Ведь такая «глобализация» не будет подлинной, если в ней будут монопольно господствовать только лишь воззрения народов северо-западной Европы. (Я спрашиваю профессора, понимает ли он под северо-западной Европой франко-норманские структуры, продолжающие существовать и по сей день. Профессор отвечает, что да, конечно, например, сегодняшние европейские структуры в основном являются франко-норманскими).

2. Самой важной целью византийского содружества должна быть повсеместная защита памятников византийской культуры от современного варварства. Например, на Эгейском побережье Малой Азии около трех тысячелетий процветала эллинская культура. Фактически там зародились не только философия и наука как таковые, но и сама европейская цивилизация. Там и сегодня продолжают стоять разрушенные и разрушаемые памятники христианской византийской культуры. После этнической чистки греческого населения в начале 20-х годов прошлого века, с попустительства Англии, и после варварских разрушений, совершенных младотурками, сегодня наступает, утверждает профессор Минуто, следующий этап осквернения: превращение разрушенных православных святынь в туристические притоны для времяпрепровождения современных варваров — туристов. В очень многих местах византийского мира происходили и происходят и дальше подобные варварские разрушения и осквернения (Кипр, Хорватия и Босния, Косово, Западная Украина). Мы не смеем молчать по этому поводу, но должны оставлять для истории свидетельства нашего протеста.

3. Византийская культура и сегодня может дать много хороших и положительных ответов на разные современные проблемы, в том числе и в области экономики. Об этом необходимо иногда напоминать. Например, древняя Римская Империя тоже была своего рода экономически «глоба-лизированным» миром. Все жизненные соки этого мира шли в одном направлении: в сторону Рима. Из Африканских провинций и из Египта направлялась пшеница, из Калабрии — вина, оливковое масло и керамическая посуда для них. Когда этот «глобализованный» рынок рухнул, то в Калабрии, уже во времена Византийской Империи, крах этого глобализованного рынка не обернулся крахом рынка вообще, ибо на месте одного-единственного глобального рынка возникло множество местных рынков.

В данном случае невозможно в одной статье передать всего содержания этих и других разговоров в Калабрии на данную тему. Также невозможно описать в данный момент и все разговоры, наблюдения и впечатления во время моего объезда всей Калабрии на автомобиле.

В заключение можно лишь отметить, что в маленьком приморском городке Бова Марина, в центре южного побережья Калабрийского полуострова, до сих пор все названия улиц и площадей обозначены не только на итальянском, но также и на греческом языке. По этому поводу, сопровождавший меня гид пояснил: «Это последнее географическое убежище Византии в Калабрии, после тысячелетнего уничтожения».

Однако, это лишь видимое последнее убежище. Кроме видимой действительности, в сегодняшнем мире, утверждает профессор Минуто, есть очень много реальных действительностей, которые скрыты от общего внимания, ибо сегодняшний несправедливый миропорядок все еще пытается не допустить их проявления, кристаллизации и формального признания.

Пока этого не произойдет, в мире не будет никакого справедливого многополюсного порядка.

Источник: www.graal.org.ua