Союз Русского Народа в Ново-Николаевске и Сибири
В патриотической газете «Сибирская правда» от 30 марта 1908г., издаваемой тогда в Томске, появилось сообщение о возникновении в феврале 1908 г., то есть ровно 100 лет назад, в городе Ново-Николаевске отдела Союза Русского Народа, объединявшего тогда 30-40 единомышленников. Уведомление в Томск об этом событии датировалось 21 февраля 1908г. (по старому стилю – прим. авт.).
Организаторами и руководителями Ново-Николаевского отдела Союза Русского Народа (НОСРН) являлись местные купцы, предприниматели и домовладельцы И. В. Семенов (председатель отдела), К.А. Поляков, Р.М. Копылов, И.А. Мелихов (товарищ председателя отдела), Е.П. Клевакин, Г.А. Чернышов и другие. Это были представители образованных и состоятельных слоев населения, которые совместно работали с простыми православными рабочими людьми, занятыми трудом на мукомольном производстве, железной дороге и т. п. Членами отдела, как и в других городах Сибири, значились практически все сословия тогдашнего сибирского населения. Вскоре после своего создания отдел организовал собственную библиотеку, в которой была представлена патриотическая, православная и монархическая литература.
«Россия для русских, — такие заявления звучали на собраниях Ново-Николаевского отдела СРН, — ибо русские стояли, стоят и будут во веки стоять за свою веру крещеную, за своего Царя – помазанника, за свою великую родину».
В то время в России ведущими изданиями Союза Русского Народа были газеты «Русское Знамя», «Гроза», «Земщина», «Прямой Путь», «Вестник Союза русского народа» и др. В Сибири же такими газетами были «Сибирская Правда», издававшаяся в Томске, «Сусанин», издававшаяся в Красноярске, «Сибиряк», «Голос Сибири», издававшаяся в Омске, «Русский Восток», издававшаяся в Иркутске. Из редакторов того времени выделялся И. Домнин, «возвысивший свой голос против безумства революции и кадетов», переехавший в Омск из Европейской России и редактировавший ряд патриотических газет, включая «Голос Сибири». В Ново-Николаевске подготовительные работы по изданию своей газеты отдел СРН начал только в 1916году. Частные пожертвования на издание православных монархических газет делали купцы, священнослужители, мещане и некоторые представители Царской администрации.
Стоит заметить, что термин «черносотенство», применяемый в отношении к русским православным националистам и патриотам России, как прошлого, так и нынешнего времени, воспринимается неоднозначно. Во-первых, он не несет в себе прямой идеологической основы общественного движения и фактически не является самоназванием этого общественного движения. В отличие, например, от «коммунистов» или «либералов», в самоназваниях которых уже заложена своя идея, цель движения. Во-вторых, невежественные люди до сих пор связывают «черносотенство» только с погромами и не желают видеть культурно-идеологическую основу этого движения. Источником названия «черносотенцы» является еврейская революционная печать того времени, так в своей ненависти окрестившая самоорганизованные народные выступления 1905 года в защиту православной веры и самодержавной монархии, против крамолы и подрыва традиционных основ русского государства. Такими «черносотенцами» были простые патриотически-настроенные и политически активные русские люди, объединение которых стало ответной реакцией на сознательно организованные революционные действия и беспорядки, в которых они видели угрозу своему благополучию, сложившихся устоев жизни, освящаемых православной верой, защищаемых самодержавной властью, угрозу всему русскому народу. Себя они называли – «истинно русские люди», «русские патриоты», «союзники» (члены СРН), «твердо стоим за веру и Государя» и т. п.
У сибирских «союзников» того времени в идейном плане выявлялось значительное тяготение к московским монархическим организациям. Но одной из важнейших предпосылок их духовного и организационного объединения была политическая активность сибирского духовенства, священнослужителей местных епархий РПЦ. Например, Томский епископ Макарий выступал с рядом проповедей на политические темы: «Обратное движение в христианском мире», «Восстанем как один на защиту Веры, Царя и Отечества», «Слово в день коронации императора Николая II», «Объединимся!». Епископ Омский и Семипалатинский Гавриил призывал: « Мы должны отдать свое сердце, всю свою волю этому Союзу, чтобы Православная церковь, Самодержавный царь и Русский народ видели нашем действии своих верных членов отчизны. Теплохладность в нашем действии непохвальна и ведет к гибели начинающегося Русского дела». Более того, в Сибири православное духовенство занимало доминирующие позиции в русских патриотических организациях практически во всех губерниях и областных центрах.
Высшей точкой недовольства революционным движением стали погромы против мятежников и их сторонников, а отнюдь не против собственно евреев, прокатившиеся осенью 1905 года по многим городам Сибири – в Томске, Омске, Барнауле, Красноярске, Иркутске, Чите, Нижнеудинске, Енисейске, Бийске, на станциях Зима, Ижморская, Татарская и др., как правило, в ответ на их саботажные и террористические действия. В качестве примера приведу листовку «русских патриотов», написанную от руки простым карандашом и распространяемую в Томске в декабре 1905года, после того как революционеры провели забастовки, стачки, захватили оружие и ряд учреждений при полном попустительстве местных властей, парализованных известным манифестом 17 октября:
«Вчера крамольники постановили: убить архиерея, мулу, губернатора, полицию, казаков и солдат бомбами. А мещан, крестьян и чернь посажать в тюрьму и там отравить. Следователя Соболева просили побольше черни и мещан посажать в тюрьму, а почтовых подкупили не пересылать наших жалоб ЦАРЮ-батюшке и его указов нам.
Исток, Белозерье, новую деревню хочут спалить и пригородные деревни тоже.
Мечеть и собор взорвут бомбами или сделают театрами для митингов.
Неужели мы это попустим. Неужели мы свою совесть продали ЖИДАМ и ПОЛЯКАМ, как уже продали студенты, почтари и часть железнодорожных.
Собирайся НАРОД 6 декабря в 4 дня на площадь, кто с чем может.
Не бойся солдат. Они за НАС и за ЦАРЯ. Казаки тоже.
КРАМОЛЬНИКИ: Шипицын, Макушин, Бронер, Игишев, Мирошников, Анцыпов, Жемчужниковы, Марцыновский, Рута, Зенков, Веселков, Кирноз, Грацианов, Соболев и все жиды и поляки». (Листовка хранится в Новосибирском госархиве).
После того, как на площади собралось человек 200-300, толпа двинулась по улице. Навстречу им был послан вооруженный отряд студенческой молодежи человек 50-60 с целью удержать шествие, что лишь только подлило масла в огонь. В итоге, несмотря на вооруженное сопротивление и жертвы с обеих сторон, большинство революционеров и мятежников оказались блокированы в здании управления железной дороги, продолжая периодически стрелять из здания. К вечеру здание было подожжено и все «крамольники», находившиеся там, погибли. После трех дней избирательных погромов порядок был восстановлен.
На состоявшемся 15 июня 1908 г. в Томске совещании представителей Томского, Красноярского, Барнаульского и Ново-Николаевского отделов СРН по вопросам организации и тактики движения, выступил иеромонах Игнатий. В своем докладе он отметил, что основными направлениями деятельности СРН должны являться: 1) Усмирение мятежа; 2) Создание правой печати; 3) Культурная работа с устройством библиотек, читален и т. п.; 4) Выступления в защиту рабочих и крестьян; 5) Раскрытие преступлений правящей бюрократии; 6) Борьба с левой прессой и инородцами. (Газета «Сусанин» 2 авг. 1908г.)
Общее количество членов русских православно – монархических организаций, правых политических партий составляло более 11 тысяч человек, что представляется значительным для относительно малонаселенной тогда Сибири. В руководящих органах этих организаций было преобладание священнослужителей. Около 20 отделов Союза Русского Народа и Союза Михаила Архангела возглавляли священники или преимущественно входили в руководящие Советы отделов. Хотя, например, для Ново-Николаевского и Барнаульского отделов СРН был характерен иной состав руководящих органов.
Ново-Николаевский отдел СРН принимал весьма активное участие в общественно-политической жизни нашего города. Так, осенью 1909 года его члены собрали заявления от 113 чел., пострадавших от злоупотреблений чинов местного полицейского управления во главе с полицмейстером Б.П. Висманом и добились возбуждения против них уголовного дела, завершившегося судебным процессом и осуждением полицейских на 8 мес. арестантских рот. А 20 октября 1910 года по инициативе НОСРН открывается Ново-Николаевское общество взаимного страхования имущества от огня, председателем правления которого стал член Совета отдела Р.М. Копылов. Уже в 1911 г. организация имела 1073 члена, а ее годовой оборот тогда же составил 3 млн. рублей. Руководители НОСРН заботились о семейном достатке своих членов. В 1912 г. НОСРН организует потребительское общество в количестве около 200 человек, участники которого пользовались льготными условиями при покупке продовольственных и промышленных товаров в кооперативных лавках. В том же году Городская Дума предоставила русским православным патриотам из НОСРН бесплатное место под киоск для торговли монархической, православной и патриотической литературой на базарной площади (ныне пл. им Ленина, где он действует до сих пор, правда уже не бесплатно и не совсем в прежнем качестве – прим. авт.). Тогда же в письме министру путей сообщения НОСРН потребовал не допускать крещеных евреев-банкиров к участию в строительстве Алтайской железной дороги. Вообще, в течение своей деятельности НОСРН неоднократно призывал к ограничению участия евреев в экономической и политической жизни Ново-Николаевска для блага самих же горожан. При этом, за весь период деятельности Союза русского народа в Новониколаевске не случилось ни одного погрома.
В результате активной деятельности и растущего авторитета на выборах в Городскую думу 10.02. 1913 от НОСРН избирается 9 гласных во главе с Р.М. Копыловым. В этом же году деятели НОСРН предложили соорудить в Ново-Николаевске элеватор и снизить ж.-д. тарифы за перевозку муки, открыть городской банк.
С началом первой мировой войны НОСРН выступил с инициативой проведения сбора пожертвований для солдат-фронтовиков, и принял активное участие в организации патриотической манифестации (до 10 тыс. участников), требовал выселения немцев из города. Во время первой мировой войны отдел проводил сбор средств и имущества для действующей армии, взял под свою опеку 41-й сибирский стрелковый полк. Уже в августе 1914 г. связанные с мукомольным бизнесом члены Совета Ново-Николаевского отдела возбудили ходатайство перед Советом министров об организации закупки провианта и фуража для нужд армии и неурожайных местностей. По этому ходатайству Правительство направило своего уполномоченного в Сибирь для закупки хлеба. В октябре – ноябре 1914 г. в Ново-Николаевском отделе для нужд армии было собрано: 235 рубах, 119 кальсон, 584,5 аршина полотна и 175 р. 31 к. деньгами. В ноябре того же года Ново-Николаевское общество взаимного страхования имуществ от огня, руководимое «черносотенцами» из НОСРН, пожертвовало на военные потребности 8000 р., которые предполагалось направить на приобретение и пошив нательного белья и теплого обмундирования. Кроме материальной помощи, общество организовало закупку материи на сумму 13000 р. В марте 1916 г. это же общество приобрело облигаций военного займа на сумму 25000 р. и продолжало участвовать в экономической работе. На 1 января 1916 г. в Обществе взаимного страхования застраховали свое имущество 1672 человека. Запасной капитал достиг 50 646 р. 45 к. В ноябре 1916 года Ново-Николаевский отдел СРН послал телеграмму в Совет Министров с требованием не заключать сепаратного мира с Германией.
Между тем кризис русского национального православно-монархического движения, развившийся накануне первой мировой войны, в значительной степени сократил влияние патриотов на общественную и политическую жизнь Сибири. Их отход от активной политической деятельности негативно сказался на общественной и политической обстановке в Сибири.
Накануне февральской революции 1917 г. политической деятельностью занимался только Ново-Николаевский отдел Союза Русского Народа. Остальные организации полностью перешли на хозяйственную или образовательную работу (как в Иркутске, например). В результате чего в период революции «черносотенцы» не проявили себя каким-либо образом. Того антиреволюционного энтузиазма и подъема, какой был в 1905 году, уже не было.
И в ночь с 3 по 4 марта 1917 года вместе с офицерами гарнизона активные члены Ново-Николаевского отдела СРН, деятельность которых в целом имела положительный и полезный для города и народа характер, были арестованы.
Тем не менее, после февральской революции работа отдельных членов русских патриотических организаций и созданных ими учреждений не прекратилась. Так, на постановлении Ново-Николаевского городского Совета о введении 8 – часового дня свою подпись поставил один из лидеров Ново-Николаевского отдела Союза Русского Народа, и. о. председателя городского биржевого комитета Г.А. Чернышов.
В итоге можно сказать, что работа сибирских «черносотенцев» была достаточно эффективной в структуре формировавшегося в Сибири начала ХХ века гражданского общества. Причем, наиболее серьезное влияние было оказано на политически инертные слои народа – мещан и крестьян, которые получили посредством участия в работе правых организаций свой первый политический опыт и культуру. Работа по их духовному и политическому воспитанию проводилась посредством организации общих собраний отделов, разъяснения отдельных положений политических программ, организации народных чтений, работы чайных, читален, бесплатных библиотек, организации концертов, вечеров, хоровых пений, борьбы за трезвость. Их организации принимали участие в общероссийских и местных политических акциях, основными из которых являлись выборы в Государственную Думу и органы местного самоуправления. В системе местных выборных органов власти и местного самоуправления «черносотенцы» наряду с либералами составляли костяк политической системы Сибири.
Но, несмотря на активную деятельность Союза Русского Народа, политическая активность либеральных и социалистических организаций была преобладающей. Достаточно сказать, что либеральных газет и материалов в дореволюционной Сибири распространялось в разы больше, финансирование их было более организованным. Да и вообще либеральной идеей были заражены тогда весьма многие люди разных сословий, включая и губернаторов.
Взаимоотношения «черносотенцев» с властями были достаточно противоречивыми. С одной стороны, местные органы государственной власти более или менее активно поддерживали право-монархическое движение, с другой стороны, они периодически вступали друг с другом в достаточно серьезные противоречия, выливавшиеся в резкие формы. Реальные отношения «черносотенцев» с местными органами государственной власти, как правило, зависели от политических симпатий или антипатий главы местной администрации.
В идейном плане следует отметить, что совсем не верно характеризовать «черносотенные» организации только как монархические. Идеология русского православно-монархического национализма или «черносотенства» основывается на системном принципе единства, соподчиненности и взаимной обусловленности категориальных уровней духовности, организации и материальности, воплощенных историей русского народа в такие общенациональные основы, как Православие, Самодержавие и Народность, в чем и состоит собственно русская идея.
В этом смысле русский монархизм, как институт власти, не имеет особенного значения и смысла без опоры на Православие и русский Национализм, утверждающий дух и строй русской народной жизни. Без освящения Православия и поддержки Народной любви и преданности, он просто вырождается в замкнутую элитарную аристократическую диктатуру.
Соответственно и русский Национализм, как идейное течение, без духовной связи с Православием и стремления к устройству Самодержавной власти также неполноценен и вынужден заимствовать чуждую русским идеологию, например, язычества, фашизма, нацизма, коммунизма, либерализма с применением соответствующих организационных экономических и политических форм (ордена, штурмовые отряды, партии, республики, демократии и прочее). Русский народ без Православия и Самодержавной русской власти, как мы видим это на собственном коммунистическом и демократическом опыте, истребляется, деградирует и вымирает, независимо от экономических принципов хозяйствования и кратковременных достижений.
Если же мыслить Православие отделенным от поддержки Самодержавной русской власти и укрепляющих начал русской народной жизни, то без их удерживающей силы открывается скорый путь к воцарению «мошиаха» и приближению апокалипсиса.
Ни одно из этих оснований без другого и третьего не способно в любых формах создать сильную и самобытную Россию. Но вместе они, в их взаимоединстве и соподчиненности, поднимают Россию и приводят к торжеству Православной духовности, усилению Самодержавной монархической власти, свободе и благополучию Русского народа, в любое историческое время его существования. А вместе с сильной Россией, начинают процветать и окружающие ее иные народы и государства.
Отсюда в частности следует, что идеология «черносотенства» самобытна и не имеет ничего общего с идеологией фашизма, нацизма, коммунизма и либерализма, пришедших к нам извне со стороны Запада.
Спустя 100 лет в Ново-Николаевске, ныне в Новосибирске, воссоздан и действует Союз Русского Народа, как надпартийная общественно-политическая организация, открытая для всех людей с русским национальным самосознанием, желающих своим участием помочь возрождению России и Русского народа. Чтобы соответствовать чести принадлежать к Союзу Русского Народа и выполнить заветы наших деятельных предшественников, нам необходимо много потрудиться.
Председатель Совета Новосибирского (Ново-Николаевского) отдела Союза Русского Народа
Николай Николаевич Титов
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.