Святослав Григорьев — «Славянские страны современного мира — особенности нового этапа развития в начале XXI века»

В Москве с января 2010 года выходит научный журнал « Социальные силы славянского мира XXI века». Главный редактор издания – наш земляк крупный учёный-социолог, признанный лидер патриотического движения на Алтае, бывший вице-губернатор Алтайского края, член Независимой Общественной палаты АК, Святослав Иванович Григорьев.
Публикуем редакционную статью первого номера.


Святослав Григорьев - "Славянские страны

С.И. Григорьев,
доктор социологических наук, профессор, член-корр. РАО,
первый проректор Российского государственного
социального университета, заместитель председателя УМО
вузов России по образованию в области социальной работы
(г. Москва)

Славянские народы рубежа XX-XXI веков в условиях нового передела мира после поражения в холодной войне и распада СССР, мировой системы социализма, оставаясь самым многочисленным социокультурным сообществом в Европе (более 280 млн. чел.), приобрели во многом иной облик. При этом увеличилось до 12 количество славянских государств, что вновь подтвердило наличие в современном мире двух встречных доминирующих противоречивых тенденций: глобализации, международной интеграции и национально-культурной дифференциации, сохраняющей многообразие наций, этнокультурных сообществ.

Впрочем, новый передел мира, его новое структурирование для славянских стран создало больше проблем, чем позитивных тенденций. Возросла их экономическая и политическая, а также идеологическая разобщенность, что прежде всего, конечно, было связано с распадом СССР как системообразующей в славянском мире державы, а также масштабным кризисом русского мира, случившемся в ходе и по результатам двух глобальных социальных экспериментов — революций 1917 и 1991 годов, каждая по-своему нанесших серьезные удары по русскому национальному самосознанию и органичному социокультурному, безопасному национально-государственному развитию русского народа, создавшего в последние 300 лет в самое большое по территории государство, объединившего здесь более 100 наций и народностей, а также национально- этнических групп, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования.

Для обеспечения благополучия судеб славянских народов в XXI веке проблема сохранения и возрождения жизненных сил русского народа — ключевая задача. И не только потому, что это — самый многочисленный из славянских народов, что, конечно, тоже важно и надо учитывать. Не менее значимо в этой связи и то, что славянские народы уже многие века опираются духовно на великие ценности русской культуры, русского православия, традиций соборной общинной жизни русского народа — созидателя, защитника, объединителя.

Не случайно сегодня передовая общественность практически всех славянских стран вновь и вновь возвращается к тем фундаментальным ценностям и традициям, что объединяют, скрепляют славянский мир. При этом всегда так или иначе встает вопрос о сохранении и дальнейшем развитии русского мира, его духовно-культурного потенциала, цементирующего славянские народы.

Исторические судьбы славянства, воспитали в народах славянских стран неистребимую
тягу к свободе и независимости, любовь к своей отчизне в отличие от западного космополитизма, умение преодолевать трудности, рассчитывать на собственные силы и помощь соотечественников, близких по культуре народов, бороться и выживать в трудных социально-исторических ситуациях. И сегодня они вновь находятся в сложной, во многом драматической, трагической обстановке, требующей больших усилий, взаимопомощи, интеграции народов славянских стран, их вхождения в формирующуюся ноосферную цивилизацию управляемой социоприродной эволюции, идущую на смену традиционному потребительскому стихийно-эксплуататорскому обществу.

Исторически обстановка в славянских странах рубежа XX-XXI веков оказалась осложненной в главном тем, что они в результате разрушения социалистической системы после распада СССР, его поражения в «холодной войне», информационно-идеологическом и политэкономическом противостоянии со странами «золотого миллиарда» оказались отброшенными, как и Россия, в социально-историческое время эпохи первоначального капиталистического накопления, «дикого рынка» с соответствующей для него системой социальных отношений, личностной социальной культурой, ценностями и смыслами жизни граждан. На этой основе они оказались дезинтегрированными, противопоставленными друг другу не только духовно-идеологически, но и экономически, социально-политически.

И не случайно сегодня активные слои народов славянских стран ставят вопрос о преодолении их разобщенности. При этом должна быть обеспечена социальная, экономическая и политическая безопасность, духовно-культурное единство славянских государств, их народов.

Современные славяне — это 16 народов, национальных общностей, объединенных в 12 государств, а также общностью происхождения, истории, культурных традиций, образа жизни, близостью языков. Они проживают сегодня в таких государствах как Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша. Россия, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Украина, Хорватия и Чехия. В этой связи напомним, что в Европе это — самая многочисленная общность народов, близких по происхождению, культуре, языку.

В 1990-е годы во всех славянских государствах были приняты новые конституции, закрепившие не только изменения в государственном устройстве, но и в социально-экономическом и социокультурном развитии. Начался так называемый «переходный период» — от социалистической демократии к рыночно-либеральному общественному устройству западного типа, от плановой экономики к рыночному хозяйству, от доминировавшей общественной, государственной собственности к частной.

Такое развитие событий оказалось осложненным колоссальными потерями, трудностями общественного и государственного развития славянских народов, нарастанием проблем практически во всех сферах их жизни. Кроме того между ними оказались разрушительными традиционные экономические, политические, гуманитарные культурные связи.

На фоне таких событий ряд славянских стран пытаются компенсировать издержки
реформации последних двух десятилетий вступлением в Европейский союз. Некоторые
из них вошли в НАТО. Славянский мир оказался масштабно разобщенным и политически
и экономически, и социокультурно, духовно-идеологически, его социальные силы
сегодня явно ослаблены, требуют сохранения, усиления и защиты.
Эти задачи могут и должны решаться не только с учетом необходимости единения, взаимопомощи, интеграции славянских народов, но и защиты их национально-государственных интересов, развития самоидентификации народов и государств в славянском социокультурном пространстве. При этом остаются стратегически значимыми задачи сохранения и развития языков и культур славянских стран, образа жизни населения, его традиций, то есть сохранения единства и многообразия развития славянского мира, славянской цивилизации.

На этом фоне мы констатируем актуальную проблему — пока между славянскими государствами еще не установлены связи, общность, сотрудничество, присущие родственным народам. Не все политические силы славянских стран понимают диалектическую взаимосвязь между независимостью и славянским единством, их органическим, естественным развитием.

Эту проблему славяне видели и решали исторически корректно достаточно давно. Так, например, Н.Я. Данилевский писал: «Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни». Мудро, политически и социокультурно точна данная оценка! И мы ее должны учитывать, использовать во благо!

Более, чем за тысячу лет, прошедших с начала эпохи своего просвещения,
славянские народы накопили колоссальные интеллектуальные, культурные богатства.
Достаточно назвать такие имена как Л. Толстой. Ф Достоевский, Т. Шевченко, А
Мицкевич, А. Чехов, Н. Гоголь, К. Чапек, П. Чайковский, Ф. Шопен, А. Павлова, В.
Нижинский, Н. Михалков, В. Шукшин и др. Творчество этих и многих других деятелей
культуры славянских стран стало их общим достоянием, которое вызывает уважение и
восхищение во всем мире.

Сущность и основные особенности Славянской цивилизации, славянского
мира как особого социокультурного пространства раскрыл уже названный здесь Н.Я.
Данилевский (1922 — 1885 гг.) в своем широко известном труде «Россия и Европа». Как
автор концепции славянской цивилизации, ее идеолог он намного опередил других
культурологов, теоретиков локальных цивилизаций, таких как О. Шпенглер («Закат
Европы», 1918 г.), А. Тойнби («Исследование истории», 1934 г.), П. Сорокин с его
социокультурной динамикой и др.

Очевидно то, что «славянская взаимность», провозглашенная в XIX веке идеологами
славянской цивилизации, «дружба и сотрудничество братских стран», о которых
говорили в XX веке лидеры социалистических государств, должны сегодня возродиться
в новой форме и на новой основе, адекватной требованиям Времени, ориентирующем
нас на развитие ноосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции, преодолевающей издержки традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества. И все это, конечно, может быть согласовано с развитием стран европейского союза, провозгласившего своей целью обеспечение «равенства в разнообразии».

Более того, очевидно то, что сотрудничество славянских стран в
общеевропейском масштабе может и будет способствовать формированию
общеславянского культурно-образовательного и языкового пространства, укрепит
на новой основе их экономическое и гуманитарное взаимодействие, прежде всего с
Россией, ее громадным рынком товаров и услуг, ее колоссальным духовно-культурным
богатством.

А здесь свое слово должны сказать, прежде всего, интеллектуалы,общественность, работники учреждений науки, образования и культуры, социальной
сферы славянских стран, их социально ориентированный бизнес и политики. Именно
они способны сегодня начать, усилить процесс возрождения славянского единения,
которое призвано обеспечить цивилизованное сочетание, согласование процессов
глобализации и национального возрождения, усиление традиций славянского
сотрудничества, соборности, о которой так точно и проникновенно было в свое время
сказано поборником чешского и словацкого возрождения, поэтом и проповедником
Яном Колларом в его знаменитом трактате «О литературной взаимности между именами
и наречиями славянскими» (1836 г.).

Нам не надо бояться возможных обвинений в панславизме или «имперских
устремлениях», шовинизме. Права и свободы современного человека не могут
быть защищены без сохранения и развития народов славянских стран, где проживает
почти 300 млн. человек. Если мы провозглашаем свободу и благополучие человека и
общества в числе высших человеческих ценностей и задач XXI века, то должны открыто
обсуждать эти проблемы и цивилизованно, гуманистически, социально эффективно
действовать по их решению в славянском мире, составляющем значительную часть не
только европейского, но и евразийского, а также в целом мирового социокультурного
пространства.

Говоря в нашем журнале о проблемах возрождения и сохранения социальных
сил славянских народов XXI века, их единства сегодня и в будущем, об особой роли и
ответственности в славянском мире России, русского социокультурного пространства,
мы опираемся не только на российские традиции, но и заветы, опыт народов других
славянских стран, их великих деятелей, всегда понимавших это, живших ради сохранения
и развития славянской культуры.

Именно в этом направлении будет работать коллектив создателей и участников проектов
программы нашего журнала и как самостоятельного издания для населения, работников
культуры, образования и науки славянских стран, и как исследовательского центра —
социального института, механизма обеспечения единства, жизненных сил, социальной
безопасности славянских народов в XXI веке.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто неравнодушен к судьбам славянских
народов, развитию в славянском мире образования, науки, культуры, систем социальной
защиты, обеспечения благополучия человека, общества и государства. Время сегодня
требует возрождения, сохранения славянского мира!

СИ. Григорьев,

доктор социологических наук, профессор, член-корр. РАО,

первый проректор Российского государственного

социального университета, заместитель председателя УМО

вузов России по образованию в области социальной работы

(г. Москва)

Славянские страны современного мира — особенности нового этапа

развития в начале XXI века

Славянские народы рубежа XXXXI веков в условиях нового передела мира после поражения в холодной войне и распада СССР, мировой системы социализма, оставаясь самым многочисленным социокультурным сообществом в Европе (более 280 млн. чел.), приобрели во многом иной облик. При этом увеличилось до 12 количество славянских государств, что вновь подтвердило наличие в современном мире двух встречных доминирующих противоречивых тенденций: глобализации, международной интеграции и национально-культурной дифференциации, сохраняющей многообразие наций, этнокультурных сообществ.

Впрочем, новый передел мира, его новое структурирование для славянских стран создало больше проблем, чем позитивных тенденций. Возросла их экономическая и политическая, а также идеологическая разобщенность, что прежде всего, конечно, было связано с распадом СССР как системообразующей в славянском мире державы, а также масштабным кризисом русского мира, случившемся в ходе и по результатам двух глобальных социальных экспериментов — революций 1917 и 1991 годов, каждая по-своему нанесших серьезные удары по русскому национальному самосознанию и органичному социокультурному, безопасному национально-государственному развитию русского народа, создавшего в последние 300 лет в самое большое по территории государство, объединившего здесь более 100 наций и народностей, а также национально- этнических групп, имеющих за пределами
России свои национально- государственные образования.

Для обеспечения благополучия судеб славянских народов в XXI веке проблема сохранения и возрождения жизненных сил русского народа — ключевая задача. И не только потому, что это — самый многочисленный из славянских народов, что, конечно, тоже важно и надо учитывать. Не менее значимо в этой связи и то, что славянские народы уже многие века опираются духовно на великие ценности русской культуры, русского православия, традиций соборной общинной жизни русского народа — созидателя, защитника, объединителя.

Не случайно сегодня передовая общественность практически всех славянских стран вновь и вновь возвращается к тем фундаментальным ценностям и традициям, что объединяют, скрепляют славянский мир. При этом всегда так или иначе встает вопрос о сохранении и дальнейшем развитии русского мира, его духовно-культурного потенциала, цементирующего славянские народы.

Исторические судьбы славянства, воспитали в народах славянских стран неистребимую тягу к свободе и независимости, любовь к своей отчизне в отличие от западного космополитизма, умение преодолевать трудности, рассчитывать на собственные силы и помощь соотечественников, близких по культуре народов, бороться и выживать в трудных социально-исторических ситуациях. И сегодня они вновь находятся в сложной, во многом драматической, трагической обстановке, требующей больших усилий, взаимопомощи, интеграции народов славянских стран, их вхождения в формирующуюся ноосферную цивилизацию управляемой социоприродной эволюции, идущую на смену традиционному потребительскому стихийно-эксплуататорскому обществу.

Исторически обстановка в славянских странах рубежа XXXXI веков оказалась осложненной в главном тем, что они в результате разрушения социалистической системы после распада СССР, его поражения в «холодной войне», информационно-идеологическом и политэкономическом противостоянии со странами «золотого миллиарда» оказались отброшенными, как и Россия, в социально-историческое время эпохи первоначального капиталистического накопления, «дикого рынка» с соответствующей для него системой социальных отношений, личностной социальной культурой, ценностями и смыслами жизни граждан. На этой основе они оказались дезинтегрированными, противопоставленными друг другу не только духовно-идеологически, но и экономически, социально-политически.

И не случайно сегодня активные слои народов славянских стран ставят вопрос о преодолении их разобщенности. При этом должна быть обеспечена социальная, экономическая и политическая безопасность, духовно-культурное единство славянских государств, их народов.

Современные славяне — это 16 народов, национальных общностей, объединенных в 12 государств, а также общностью происхождения, истории, культурных традиций, образа жизни, близостью языков. Они проживают сегодня в таких государствах как Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша. Россия, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Украина, Хорватия и Чехия. В этой связи напомним, что в Европе это — самая многочисленная общность народов, близких по происхождению, культуре, языку.

В 1990-е годы во всех славянских государствах были приняты новые конституции, закрепившие не только изменения в государственном устройстве, но и в социально-экономическом и социокультурном развитии. Начался так называемый «переходный период» — от социалистической демократии к рыночно-либеральному общественному устройству западного типа, от плановой экономики к рыночному хозяйству, от доминировавшей общественной, государственной собственности к частной.

Такое развитие событий оказалось осложненным колоссальными потерями, трудностями общественного и государственного развития славянских народов, нарастанием проблем практически во всех сферах их жизни. Кроме того между ними оказались разрушительными традиционные экономические, политические, гуманитарные культурные связи.

На фоне таких событий ряд славянских стран пытаются компенсировать издержки реформации последних двух десятилетий вступлением в Европейский союз. Некоторые из них вошли в НАТО. Славянский мир оказался масштабно разобщенным и политически и экономически, и социокультурно, духовно-идеологически, его социальные силы сегодня явно ослаблены, требуют сохранения, усиления и защиты.

Эти задачи могут и должны решаться не только с учетом необходимости единения, взаимопомощи, интеграции славянских народов, но и защиты их национально-государственных интересов, развития самоидентификации народов и государств в славянском социокультурном пространстве. При этом остаются стратегически значимыми задачи сохранения и развития языков и культур славянских стран, образа жизни населения, его традиций, то есть сохранения единства и многообразия развития славянского мира, славянской цивилизации.

На этом фоне мы констатируем актуальную проблему — пока между славянскими государствами еще не установлены связи, общность, сотрудничество, присущие родственным народам. Не все политические силы славянских стран понимают диалектическую взаимосвязь между независимостью и славянским единством, их органическим, естественным развитием.

Эту проблему славяне видели и решали исторически корректно достаточно давно. Так, например, Н.Я. Данилевский писал: «Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни». Мудро, политически и социокультурно точна данная оценка! И мы ее должны учитывать, использовать во благо!

Более, чем за тысячу лет, прошедших с начала эпохи своего просвещения, славянские народы накопили колоссальные интеллектуальные, культурные богатства. Достаточно назвать такие имена как Л. Толстой. Ф Достоевский, Т. Шевченко, А Мицкевич, А. Чехов, Н. Гоголь, К. Чапек, П. Чайковский, Ф. Шопен, А. Павлова, В. Нижинский, Н. Михалков, В. Шукшин и др. Творчество этих и многих других деятелей культуры славянских стран стало их общим достоянием, которое вызывает уважение и восхищение во всем мире.

Сущность и основные особенности Славянской цивилизации, славянского мира как особого социокультурного пространства раскрыл уже названный здесь Н.Я. Данилевский (1922 — 1885 гг.) в своем широко известном труде «Россия и Европа». Как автор концепции славянской цивилизации, ее идеолог он намного опередил других культурологов, теоретиков локальных цивилизаций, таких как О. Шпенглер («Закат Европы», 1918 г.), А. Тойнби («Исследование истории», 1934 г.), П. Сорокин с его социокультурной динамикой и др.

Очевидно то, что «славянская взаимность», провозглашенная в XIX веке идеологами славянской цивилизации, «дружба и сотрудничество братских стран», о которых говорили в XX веке лидеры социалистических государств, должны сегодня возродиться в новой форме и на новой основе, адекватной требованиям Времени, ориентирующем нас на развитие ноосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции, преодолевающей издержки традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества. И все это, конечно, может быть согласовано с развитием стран европейского союза, провозгласившего своей целью обеспечение «равенства в разнообразии».

Более того, очевидно то, что сотрудничество славянских стран в общеевропейском масштабе может и будет способствовать формированию общеславянского культурно-образовательного и языкового пространства, укрепит на новой основе их экономическое и гуманитарное взаимодействие, прежде всего с Россией, ее громадным рынком товаров и услуг, ее колоссальным духовно-культурным богатством.

А здесь свое слово должны сказать, прежде всего, интеллектуалы, общественность, работники учреждений науки, образования и культуры, социальной сферы славянских стран, их социально ориентированный бизнес и политики. Именно они способны сегодня начать, усилить процесс возрождения славянского единения, которое призвано обеспечить цивилизованное сочетание, согласование процессов глобализации и национального возрождения, усиление традиций славянского сотрудничества, соборности, о которой так точно и проникновенно было в свое время сказано поборником чешского и словацкого возрождения, поэтом и проповедником Яном Колларом в его знаменитом трактате «О литературной взаимности между именами и наречиями славянскими» (1836 г.).

Нам не надо бояться возможных обвинений в панславизме или «имперских устремлениях», шовинизме. Права и свободы современного человека не могут быть защищены без сохранения и развития народов славянских стран, где проживает почти 300 млн. человек. Если мы провозглашаем свободу и благополучие человека и общества в числе высших человеческих ценностей и задач XXI века, то должны открыто обсуждать эти проблемы и цивилизованно, гуманистически, социально эффективно действовать по их решению в славянском мире, составляющем значительную часть не только европейского, но и евразийского, а также в целом мирового социокультурного пространства.

Говоря в нашем журнале о проблемах возрождения и сохранения социальных сил славянских народов XXI века, их единства сегодня и в будущем, об особой роли и ответственности в славянском мире России, русского социокультурного пространства, мы опираемся не только на российские традиции, но и заветы, опыт народов других славянских стран, их великих деятелей, всегда понимавших это, живших ради сохранения и развития славянской культуры.

Именно в этом направлении будет работать коллектив создателей и участников проектов программы нашего журнала и как самостоятельного издания для населения, работников культуры, образования и науки славянских стран, и как исследовательского центра — социального института, механизма обеспечения единства, жизненных сил, социальной безопасности славянских народов в XXI веке.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто неравнодушен к судьбам славянских народов, развитию в славянском мире образования, науки, культуры, систем социальной защиты, обеспечения благополучия человека, общества и государства. Время сегодня требует возрождения, сохранения славянского мира!