НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
Из журнала «Клич» за 1938 г.Нация и государство в современном
понимании по работам Н. Н. Алексеев: „Теория Государства» и И. А. Ильин: „Путь духовного обновления.
I. Кризис демократии.
С изумлением, сопровождаемым растерянностью и злобой взирает представительница отходящего в Лету старого мира — европейская и американская демократия на обращение Италии из второстепенной европейской державы в новую Римскую Империю и на стремительное возрождение на ее глазах, как феникса из пепла, поверженной Версальским договором во прах Германской Империи. Эта демократия не хочет признать, что в основе этой замечательной метаморфозы лежат глубокие причины идеологического порядка. Мировая война пробудила героическое начало и ответила новым светом угасавшее перед ней в народах национальное сознание. Наша революция довела до логического абсурда все материалистические установки, вбив осиновый кол в тот гроб, куда она вогнала осуществленный и прославленный* ею марксо — социализм. В свете новой идеологии, идеологии победоносного фашизма, изменились взгляды на нацию и государство, с чем мы и хотим еще раз ознакомить наших читателей. Это даст нам возможность понять, почему победа сопутствует новой идеологии, тогда как представители старой находятся в безпорядочном отступлении, близком к полной капитуляции.
*
Хорошо жилось и сладко спалось хозяевам старого мира — буржуазии до мировой войны. Роль государства была сведена до полицейско-охранительных функций „ночного сторожа», который впрочем, должен был весьма осторожно постукивать своей колотушкой, чтобы не тревожить сладкий сон плотно закусившего на ночь своего хозяина.
Впрочем, государство призывалось охранять гражданина не только во время его отдыха и сна, а особенно во время его бодрствования, когда он в порядке использования игры свободных экономических сил предавался служению Мамоне под девизом: „Время — деньги!»
Защита свободы личности, на охрану которой стало государство, была доведена до абсурда и привела к тому, что интересы общества, нации и государства отступили на второй план и все пошло на служение личному эгоизму. Так как при этом материальные блага явно предпочитались духовным ценностям, то все усилия охраняемой личности направлялись на служение золотому тельцу, тем более, что золотой ключ открывал двери к власти и неограниченному влиянию в политике.
В основе такого „демократического» взгляда на Государство лежала философия 18-го века и в частности Общественный договор Руссо, трактующий государство как свободный союз граждан, добровольно вступивших между собою и с властью в соглашение на предмет совместной жизни и подчинения общему авторитету. Хотя теория эта была отвергнута представителями исторической и органической школы в науке Государственного права, доказавшими, что историческое происхождение Государства не имеет с ней ничего общего, она, начиная с Великой Французской Революции и до настоящего момента владела умами демократии, которая теоретически до сих пор мыслит по Руссо, выводя из этой теории идею народоправства.
Между тем демократический опыт построения государства доказал чистейшую „фиктивность» самого „народовластья» и привел к невероятному падению авторитета государственной власти.
Народ в демократическом государстве — это голосующий корпус граждан, вся роль которого ограничивается избранием своих представителей. Так как „чистая», „свободная» формальная демократия состоит из отдельных индивидуумов, то последние по признаку единомыслия соединяются в вербующие их партии, которые всецело их поглощают, хотя ни в одной из конституций о партиях ничего не говорится. Между тем партийная олигархия, состоящая из вожаков всех партий, выделяет и образует из своей среды правительство. Это правительство лишь фиктивно ответственно перед парламентом. В действительности же оно через партийные комитеты и фракции руководит им. Смена и падение кабинета — результат партийной грызни и торга с переторжкой лидеров партий между собою на почве борьбы за власть, а иногда и из за дележки общественного пирога. Однако породившая партии неписанная конституция имеет в своей основе еще более темные стороны. За партиями в качестве настоящего и фактического обладателя власти стоит промышленная и финансовая буржуазия, в руках которой так называемое организованное общественное мнение и прежде всего „свободная» пресса. К последнему публика так привыкла, что ее ни капельки не коробит и не тревожит принадлежность руководящих „общественным мнением» газет как финансовым концернам, так и просто отдельным „королям» и „магнатам» самой печати, или другим владыкам капитала. Орган „Сити», печать лорда Ротермира, лорда Бивербука — вот организованное „общественное мнение» Англии, также как печать Херста и др. „магнатов» в Америке.
В Америке как нигде господствует замена власти демократии торжеством плутократии. Согласно разоблачениям некоего г. Лундберга, сделанным не без сочувствия самого президента Рузвельта, вся Америка (С. А. С. Штаты) в руках 60 семейств: Морганов, Рокфеллеров, Нимуров и др. миллиардеров. Если к ним добавить еще 90 семейств, то получится олигархия, пользующаяся по словам Лундберга куда большей властью, чем законное правительство и все государственные установления. В ее руках банки, тресты и вся печать. Она финансирует выборы и направляет внешнюю политику Соединенных Штатов. Все ей на пользу и на потребу. Во время известного кризиса средних классов состояние 60 семейств удвоилось. Ведя борьбу с президентом Ру-зевельтом, эта плутократия додумалась до открытого сбора средств в фонд, предназначенный для Рузевельта, с целью понудить его уйти в отставку, т. е. в своей борьбе прибегает к приемам, подрывающим авторитет верховной власти государства.
Забавно после этого читать речь Уинстона Черчилля, который для победы над тоталитарными державами предлагает „не деморализованной еще насилием части человечества (в том числе и Америке) объединиться вокруг великих идей демократии (?!).
* *
Если в самой Англии, как в стране исторического парламентаризма, слабость демократии выявляется главным образом не так во внутренних порядках как в капитуляции ее на внешнем фронте, с подрывом престижа и мощи Великобританской Империи, то в Америке и во Франции дело кроме того пахнет внутренним развалом. Во Франции на фоне политического и финансового кризиса, до крайности обострившихся социальных противоречий и провала в области международной политики, идет падение кабинета за кабинетом на почве борьбы многочисленных партий между собою. Правительство, как ведущая сила, как власть, отсутствует. Максимум на что оно может претендовать, но и то часто без пользы для дела, — это на роль какой то конфликтной комиссии или примирительной камеры между буржуазией с предпринимателями во главе и наступающим на них промышленным пролетариатом. Этот последний против Общественного договора Руссо выдвинул свое „евангелие» — учение Маркса с его классовой борьбой. Государство промышленный пролетариат собирается использовать лишь как средство и орудие борьбы с господствующим классом. В дальнейшем оно подлежит уничтожению и будет заменено бесклассовым обществом. Таким образом, если демократия отодвигает государство на второй план и готовит ему медленное умирание во имя свободы личности, которую оно должно охранять как полицейский или солдат, то пролетариат склонен немедленно покончить с государством и заменить его более совершенной для себя формой рабочего коллектива. Оба этих течения оказались враждебны государству, причем охранение свободы личности от посягательства на это государства в своем крайнем проявлении и отталкивании от него вылилось в Европе в анархизм и синдикализм.
Важно также отметить, что при кризисах, подобных переживаемому сейчас человечеством, побеждает всегда определенная идея, причем эта идея, по правильному утверждению проф. Алексеева, должна соответствовать духу данной эпохи и ее основному тону, ибо только тогда можно рассчитывать на власть. Мало этого, по мнению известного психолога Густава Лебона, только та мысль способна овладеть массами, которая воспринята не только рассудком, но и чувством.
Предки современной демократии, как английские пуритане, так и французские якобинцы своевременно отвечали этим требованиям. Им был свойствен пафос преобразования жизни, и ими владела определенная идея. Пуританизм прославлял Бога через завоевание и преобразование мира, считая, что миссия „избранного народа» (Израиля) перешла от евреев на англичан. Духом особой миссии — насаждения повсюду, не только во Франции, „Свободы, Равенства и Братства» и освобождения Европы от „тиранов» была проникнута французская революция, и даже ее „укротитель» Наполеон нес эти идеи на своих штыках.
Сейчас, как верно утверждает проф. Алексеев, „пафос строительства демократических государств погас. Демократия стала прославляться именно за то, что она не имеет никакого пафоса, что она индеферентна. Но это как раз и является знаком глубокого кризиса демократии».
Вот почему современная демократия и терпит сейчас такое крушение в столкновении с фашизмом. В лице последнего наступает идеократия, демократия уже ни во что теперь не верит.
***
Отрицательное отношение демократии и пролетариата к государству отразилось и на отношении их к Нации, как духовной категории, находящей обычное внешнее выражение в Государстве.
Как правильно отмечает в своей книге „Путь духовного обновления» проф. Ильин, в судорогах сомнений современный человек утратил веру, совесть, семью и понятие о Родине. Точно человек родится не в семье, а в инкубаторе, на луне, а не в определенном государстве, среди своей нации. Современный мир пронизан нигилистическими и интернациональными организациями. Рабочие интернационалы проповедуют, что солидарность хозяйственно — производящих классов должна весить больше, чем национальная или государственная принадлежность людей. Даже среди христианских течений современности появились сторонники большевицкого нигилизма с тенденцией считать человека каким то гражданином вселенной и утверждать, что патриотизм и национализм решительно не совместимы с духом христианства.
Как мы видим, человечество серьезно заболело и понадобились такие радикальные средства для его излечения и просветления как воина и наша революция, чтобы оно осознало и в новом аспекте оценило значение таких единений как Нация и Государство и, в лице своей элиты, — нового ведущего слоя, принялось за их восстановление и возрождение на новых началах.
II. Ренессанс Нации и Государства.
Фашизм не представляет собой подобно марксизму теоретическую схему, которая в своем приложении к жизни и приспособлении последней к этой схеме идет на насилие над жизнью, для того, чтобы „из царства необходимости совершить прыжок в царство свободы».
По правильному утверждению проф. Алексеева, „Социально-революционный миф о будущем земном рае привел Маркса к отрицанию государства в будущем человеческом обществе». Фашизм явился здоровой реакцией на эту изуверскую фантазию, автор которой, как настоящий типичный семит, вообразил себя новым настоящим Мессией. Фашизм, опираясь на восходящее к самым истокам истории органическое образование государства — как такого же естественного состояния человеческого рода, как его первичная ячейка-семья, стал самым решительным образом на защиту этой высшей формы человеческого бытия, выставив своим девизом: „Все в государстве, ничего вне и против государства».
При таком взгляде на всеобъемлющую роль государства, фашизм конечно не мог смотреть на него лишь как на внешнее выражение национальной силы и мощи, но признал государство „фактором духовного и морального порядка, хранителем и блюстителем народного духа, веками выработанного в языке, обычаях и вере», а также носителем и проводником в жизнь идеи социальной справедливости.
Согласно доктрине фашизма, Государство есть не только настоящее, оно также и прошедшее, но, главное, оно есть будущее. Вот почему при построении настоящего и для обезпечения лучшего будущего необходимо соблюдать преемственность со всем, что было лучшего и славного в прошлом. Это тем более необходимо, что при этом надо считаться не только со своими кровно — племенными свойствами и национально — культурным наследством, полученными от предков, но и с тем, что государство, по справедливому утверждению проф. Алексеева, не висит в воздухе, а тело его занимает определенное географическое пространство, называемое территорией. Место развития каждого государства оказывает большое влияние на структуру и форму власти, которая часто объясняется географическими свойствами территории.
В этом отношении интересно параллельно проследить образование двух великих империй : одной сплошной, распространившейся по Европейско — Азиатскому континенту; другой, разбросанной по владениям, разделенным морями. Строящаяся по континентальному принципу Российская Империя, исходя из чисто географической обстановки, все время была озабочена усилением мощи своего центрального государственного аппарата, а также регулированием своих взаимоотношений с подданными в порядке служило — тяглового характера. Отсюда самодержавие и постановка всех на службу или работу государству.
Совсем иначе конструируется Британская Империя, скорей напоминающая торговую компанию, т.е. связанную взаимными коммерческими интересами метрополию с колониями под гегемонией англо — саксов.
На русской равнине идет сначала мирное слияние финских и тюркских племен со славянами, потом собирание Москвой сначала земли русской, а затем земли татарской и, наконец, имперское расширение России до своих естественных границ. Из этого процесса необходимо исключить Финляндию, хотя и инкорпорированную в состав Российской Империи, но пользующуюся широкой государственной автономией, близкой к реальной унии, или к форме соединения квалифицированной известным германским государствоведом проф. Георгом Еллинеком как «Staaten Staat — Государство суверен и государство подчиненное, с своим особым строем и культурой.
В пределах остальной Империи выявляется тенденция и способность нашего народа сливаться с другими, впитывать в себя другие племена и быть на пути к несомненному созданию одного культурного целого, некоей единой наднациональной культуры, представляющей собою синтез из всех питающих ее национальных культур Российского континента. По правильному утверждению проф. Ильина в той же книге: „Путь духовного обновления», у нас „ведущему народу удалось выработать национальный акт (культуру) такой ширины и гибкости, а может быть и глубины, что он образует для ведомых народов как бы родовое духовное лоно, которое они могут видоизменять, по своему оплодотворяя и оживляя из него и свою духовную жизнь».
В результате редкое сочетание провинциальной культуры с общей и появление на верхах власти военноначальников — грузин, министров — армян, а среди элиты русской литературы Гоголя.
Другим путем шла Англия, строя свою Океаническую Империю. Тут на лицо многокультурность и многонациональность и расовая обособленность с презрением не к одним только чернокожим.
Отсюда нация в понятии англичан, французов и др., только они сами, без колоний, т. е. смешение национальности — понятия племенного и кровного — с нацией. Отсюда трактование нынешней Великобританской Империи как своего рода малой Лиги Наций.
**
Совсем на других основаниях строится понятие нации у нас. По мнению проф. Ильина, признак расы и крови не разрешает вопроса о Родине, ибо Родина есть область духа.
С ним совершенно согласен и проф. Алексеев, который провозглашает первенство идеи культуры сравнительно с идеей народности и национальности. В истории культурных форм играет роль не раса и не особая племенная склонность, но принадлежность к известному культурному типу. По мнению проф. Алексеева, Россия представляет собою наднациональное целое на национальных основах. Государство — мир с бытием соответственной культурной сферы.
Все эти понятия полностью нашли свое отражение в фашизме. Удачнее всего они выражены в ст. „Веристы» в № 16 „Клича» в ст. „Фашистское Государство».
«Что же представляет собою нация»? — ставит он вопрос, и отвечает: „Понятие это новое и не имеет ничего общего с понятием национальности, ибо последняя своим характерным признаком имеет единство крови и происхождения, почему национальность относится к расовым понятиям».
„Научным образом нация может быть определена как духовное волевое единство, находящее свое осуществление в государственной организации и чувстве государственности».
„Таким образом», заключает Вериста, „под именем нации нужно разуметь не механическое объединение отдельных граждан, а особый духовный организм с интересами, задачами и средствами более высокими, чем у отдельных личностей, союзов и племен ее составляющих. Поэтому всякий, кто влагается в этот организм своим разумом, чувством, работой, кто национальную историю, национальное творчество, национальные устремления и достижения признает своими и для них работает, тот считается сыном нации».
Совершенно правильно отмечает Вериста необычайную важность такого понимания нации для Российского фашизма, ибо, согласно этому пониманию, „каждый российский гражданин, независимо от племенного и расового его происхождения, волевым актом включает себя в состав нации».
На такой же точке зрения стоит и проф. Ильин, который пишет: „Признак расы и крови не разрешает вопроса о родине. Армянин может быть русским патриотом, турецким патриотом,
а может быть и армянским сепаратистом. У людей смешанной крови происхождение бессильно решить вопрос о родине». И дальше: „Есть люди не русские по национальности и даже плохо говорящие по-русски, но сердцем поющие и трепещущие вместе с Россией». И обратно есть люди русские по крови, происхождению, местопребыванию, быту, языку и государственной принадлежности, но предающие Россию, ее судьбу, ее жилище, ее тело, ее колыбель и самое ее во славу материализма и интернационализма».
III. Ведущий слой-отбор Нации.
Нам остается сказать еще несколько слов о роли ведущего слоя (элиты — естественного отбора нации), который фашизм противопоставляет демократии, опирающейся на избирательный бюллетень, а также о влиянии этого фактора на внешнюю структуру власти и ее характер.
Ссылаясь на известного немецкого философа Шпенглера, проф. Алексеев отмечает, что два основных принципа руководили немецким рыцарским орденом, элитой нации, покорившим восточно-прусские провинции, населенные племенем славянско-литовского происхождения — пруссами: 1) Принцип личной независимости, источником которого была феодальная гордость и 2) Принцип подчинения личного „я» сверх — личному. Отсюда замечательное сочетание, выразившееся в способности: Быть свободными, но одновременно уметь повиноваться.
Этим же духом проникнуты: германская армия, германский чиновник и германский рабочий. Он, оставляя каждого немца стойким, свободным, независимым и волевым в его личной жизни, вместе с тем приучил его сознательно приносить в жертву дисциплине и общим, особенно государственным интересам свое личное эгоистическое „я». На почве борьбы, которая из Бранден-бургской марки породила Великогерманию, выработался идеальный аппарат центрального управления, в котором все сверху до низу проникнуты долгом служения Фатерланду. На такой почве парламентаризм мог прививаться только искусственно и подражательно, и, как известно, потерпел в Германии полное крушение. Кровное единство нации при наличии указанной выше исторической традиции, логически привело в период кризиса к идеократии в виде национал — социализма, нашедшего гениального воплотителя в лице единого фюрера единой нации — Адольфа Гитлера, опирающегося на выделенный Нацией в порядке борьбы новый ее отбор.
Совсем на других принципах строила свою жизнь Океаническая Великобританская Империя. В центре ее был поставлен частный человек, на свой страх и риск ведущий борьбу за существование. Свободное общество — Английская торговая компания, Остиндская кампания, как мы знаем, захватила в свои руки Индию. Во главе власти, в качестве элиты представители торгово — промышленного класса — политические дельцы, и государство типа свободного общества долго не знает ни обязательной школьной повинности, ни социального обезпечения слабых и до сих пор не хочет знать обязательной армии. На такой базе исторически развивается английская конституция, которую проф. Алексеев совершенно правильно расценивает как продукт иррационального порядка и исторического творчества. Она не строилась по заранее обдуманному плану, как например плановая сов. республика с ее социалистическим строительством — вся мозгового теоретического происхождения. Английская конституция строилась как старые средневековые города, и представляет собою мозаику из укоренившихся вековых традиций и отдельных зафиксированных на бумаге основных положений, принятых в законодательном порядке (билей). Общей объединяющей все эти положения хартии нет, что дало возможность известному лорду Пальмерстону в шутливой форме предлагать миллион фунтов ст. тому, кто преподнесет ему хоть один писанный экземпляр английской конституции. Между тем эта неписанная конституция — самая прочная из всех конституций, ибо она зафиксирована не на бумаге, а в умах, сердцах и нравах.
Ясно, что это продукт исторического творчества английской нации и приспособлен к требованиям и взглядам последней. Между тем по закону подражательности, который больше всего господствует на свете, английская конституция, как модные костюмы английского джентельмена, стала образцом для запада, да и не для одного только запада. Она обратилась в отвлеченную нормальную систему, единственно отвечающую логике и справедливости, согласно которой везде в приличном и уважающем себя государстве должны быть король или президент при двухпалатной системе и ответственном перед парламентом правительстве. Не смущались тем, что вместо наследственных лордов и перов в верхнюю палату других наций засели назначенные высшие чиновники, или разжиревшие буржуа с солидным имущественным цензом. Что вместо двух исторических партий английского парламента мир узрел целую радугу их, которые например сейчас во Франции в ответственный момент ее существования являют всему миру зрелище позорной междупартийной склоки и борьбы, лишая Францию настоящей авторитетной власти. Что благодаря обращению английской конституции в изобретенную Монтескье систему равновесия властей, согласно которой ни одна из них: исполнительная, законодательная и судебная не должны иметь преимущества перед другой и все они связывают и контролируют друг друга, в порядке охранения конституции, — в С. А. С. Штатах, где эта теория осуществилась, президент Рузевельт не может справиться с социальным кризисом, ибо стоящий на страже федеральной конституции федеральный суд, придерживаясь формулы «Fiat justicia —реrеат mundos» (да здравствует юстиция, хотя бы погиб свет!) срывает все меры президента, вызываемые требованиями социальной политики.
К еще большим абсурдам и потрясениям привела конституция в азиатских странах вроде Турции, Персии и Китая. Родилась даже мысль, подчеркивает проф. Алексеев, что Англия умышленно прививала этим странам свой строй, доводя их этим до полного бессилия.
Нечего и говорить, что вся российская интеллигенция была помешана на конституции по английскому образцу с настоящим парламентом и ответственным перед ним министерством.
По свидетельству проф. Алексеева, наши последнего времени государствоведы, профессора Лазаревский и Кокошкин, за образец принимали запад, и, глядя на нашу государственность как на продукт европеизации, расценивали ее как копию, отстающую от своего оригинала.
IV. Ведущий слой в московской и имперской России.
Россия в образовании своего ведущего слоя шла своим особым путем. Если в Англии в 17 и в первой половине 18 века таковым была земельная аристократия, из сословных прав которой вытекали ее обязанности, то у нас, если обратиться к Ключевскому и Платонову, между служилым сословием московского государства шла разверстка одних обязанностей, с которыми не было связано каких либо прав, а преимущественно те или иные экономические выгоды.
Это, по мнению проф. Алексеева, очень показательно и дает ключ к пониманию прошлого и будущего, но Российская интеллигенция с брезгливостью относилась к своему историческому опыту и за образец норовила принять культурную Англию с ее конституцией, а не деспотическую Москву с ее Земскими Соборами. Данью этому является восхищение и сейчас английскими порядками не одного профессора Милюкова с его РДО, но, например, проф. Головина в его труде: „К чему стремится Великобритания», в котором он нам — Империи континентального типа — рекомендует для нового „собирания Руси» усвоить спенсеровские методы Британской Империи, построенной на Океаническом принципе: сначала дифференциация — самоопределение народов, а затем интеграция — федерирование их. Не разучились мы еще до сих пор поклоняться чужим „богам»!
Между тем проблема правящего служилого слоя, столь близкая к идее ведущего слоя у фашизма, лежала в основе политики выдающихся русских царей. Достаточно вспомнить Ивана Грозного, разгромившего княжат — представителей высшего боярского сословия и выдвинувшего служило — поместный класс на принципе служебных заслуг, а не родовитости. Этот класс сыграл выдающуюся роль по спасению Руси во время Смуты и пришел к власти вместе с династией Романовых. Из него, благодаря придворной близости к правящей династии и бюрократической выслуги, стало вновь образовываться претендующее по родовитости на власть дворянское сословие, пока Петр Великий, по примеру Ивана Грозного, которого он очень высоко ставил, не начал переводить московский служилый класс из правящего по происхождению слоя в служило — государственный и выдвигаемый по заслугам, т. е. за отличия по службе, а не за принадлежность к классу. Интенсивно шло и насыщение этого класса новыми элементами из „птенцов гнезда Петрова» в лице „пирожника» Меньшикова и других.
Профессор Алексеев приводит в своем труде положения, выдвинутые в этом отношении нашим Великим Императором, положения, которые и сейчас могут целиком лечь в основание системы ведущего слоя.
По историку Татищеву: „Петр великолепие единственно делами своими показывал и того же требовал от сотрудников».
Из Петровских указов Сенату: „Сказать всему шляхетству, чтобы каждый дворянин во всяких случаях, какой бы фамилии он ни был, почет и первое место давал каждому обер-офицеру».
„Знатное дворянство по годности считать. Мы не даем никому из них никакого ранга, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут».
Элита нации была подвергнута суровому воспитанию и обучению. С 15 лет дворян определяли в солдаты. Всем им было приказано обучаться по определенной программе, а необучившимся „недорослям» было запрещено жениться.
Как уже у нас неоднократно отмечалось в „Кличе», нам в создании и воспитании отбора не надо следовать чужим образцам. У Петра мы найдем образцы созидательной работы в этом направлении, ибо его „потешные» и „новики» прообраз современных итальянских „балила» и германской „гитлер-югенд».
Поэтому не подражать чужим зовем мы, когда приглашаем всех вступить на путь Российского фашизма. Этот путь имеет у нас глубокие исторические корни.
Заключение.
Свернув по исторической дороги на путь социального эксперимента в духе интернационального марксизма, наша революция прикончила национальную элиту страны и на место ее выдвинула наверх для осуществления задач III Интернационала и мировой революции чуждые нам элементы, густо прослоенные еврейской интеллигенцией. Борьба с этой головкой и ее преступной политикой и заполняет сейчас содержание русской жизни.
Мы вырвемся из коммунистических клещей и выйдем на проторенную нашей историей национальную дорогу лишь тогда, когда по примеру наших предков Подъяремная и Зарубежная Россия выделит из себя новый ведущий слой, который сумеет на исторических корнях возжечь новую победоносную идею, идею — меч, которая разрубит гордиев узел русской революции. Ибо как правильно говорит Феофан Затворник :
„Никогда не должно выходить на брань без побеждающей мысли, это как бы победное знамя… Она имеет силу воодушевлять и возносить человека над собою. И поэтому надобно как можно чаще проводить ее в сознание и доводить до чувства.»
Такой идеей мы считаем возрождение Российской Нации и Российского Государства на указанных выше основах и под девизом: „Бог, Нация, Труд» (социальная справедливость), с воссозданием новой государственности на принципе идейного и солидарного служения всех граждан Нации и Государству и на базе корпоративного строительства всех производящих сил страны.
С. Д.
*) Источники Н. Н. Алексеев: „Теория Государства» и И. А. Ильин: „Путь духовного обновления.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.