С 1-го по 5-е февраля 2013 года проходил Архиерейский собор РПЦ-МП в Москве. С точки зрения независимого наблюдателя я хочу высказать некоторые свои заключения о том, что это было на самом деле.

Собравшиеся архиереи РПЦ МП внесли такие изменения в Устав своей организации, что больше ее никак нельзя называть Русской Православной Церковью.

Как известно, Русская церковь в течение долгого времени отстаивала свое право называться поместной. Это, наконец, было закреплено тем, что Церковь добилась права проводить Поместные соборы, на которых осуществлялась настоящая церковная власть: решались богословские проблемы, ставились и находили решения церковные вопросы самого разного свойства.

 

Согласно уставу Русской церкви, Поместные соборы имели место по собранию архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Именно им, Поместным соборам принадлежала высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви.

Так, на Владимирском Соборе 1274 года была принята «Кормчая Книга» Св.Саввы Сербского, имеющая первостепенное значение для церковного права. На Стоглавом соборе 1551 года была проведена систематизация всех правовых норм Русской церкви, были установлены правила избрания церковного суда, определены границы дисциплинарных взысканий с монахов и мирян, утверждены нормы монастырских владений, устроен порядок помощи образованию и попечению о сирых и бедных.

Поместный собор 1590 года, проходивший после учреждения патриаршества на Руси, утвердил избрание патриарха Иова и принял грамоту Константинопольского патриарха о титуле преемников патрирха русского.

С того времени на Поместных соборах выбирались патриархи. Это продолжалось вплоть до злосчастного правления Петра Первого, который своей императорской властью ввел новый порядок: управление Церковью было отдано светской власти, Правящему Синоду во главе с обер-прокурором Синода.

Почти двести лет Русская церковь жила вне канонического порядка, одной из ключевых пунктов которого был выбор Патриарха. Жила без Патриарха, управлялась правительственными чиновниками. Неважно, что многие из обер-прокуроров и их сотрудников были искренне верующими и знающими церковное право людьми. Нарушение канонов во многом вызвало то разъедающее и разлагающее действо, которое претерпела Церковь. В конце концов, она перестала быть той боговдохновленной и богозащитной силой, умаляющей силу зла, укрепляющей дела добра, умиротворяющей людей от пагубных воздействий, спасающей их в мире соблазнов, лукавства и греха.

Восстановление патриаршества на Поместном соборе 1917-1918 годов было огромным достижением для всех православных. На этом соборе был определен порядок избрания, правах и обязанностях патриарха. Установлено положение о Священном Синоде и Высшем церковном совете, о местоблюстителе патриаршего престола, о епархиальном управлении, о приходах, монастырях и монашествующих, о правовом положении Церкви в государстве.

События 1918-1922 годов, гражданская война, красный террор, изгнание лучшей части русского общества, в том числе и выдающихся представителей Церкви за пределы России, а в дальнейшем непрекращающаяся война советской власти с Православием, разделили Церковь на тех, кто остался там, и тех, кто оказался в Русском Рассеянии, в эмиграции. В дальнейшем, декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года о лояльности Церкви по отношению к безбожной власти коммунистов расколола и российскую часть Церкви на две части – на тех, кто не принял декларацию и ушел в катакомбы, и на тех, кто согласился на сотрудничество с антихристовой властью.

В Русском Рассеянии провидением Господним церковные устои сохранились и была воссоздана церковная структура, которая в конце концов дала Русскую Православную церковь зарубежом (РПЦЗ).

Девяносто лет Русская Православная церковь зарубежом жила одной надеждой: когда падет коммунизм в России, будет собран Поместный собор, на котором произойдет окончательное уврачевание и избытие разделения. Именно так объясняли нам лицемерно и лживо митр.Лавр (Шкурла), архиеп. Амвросий (Кантакузен), о.Виктор Потапов, архимандрит Лука (Мурьянка), еп.Марк (Арндт), архиеп. Кирилл (Дмитриев), еп.Михаил (Донсков), епископ Евтихий (Курочкин), о. Александр Лебедев и др. в начале 2000-х годов, объясняя поворот церковного корабля на смертоносные рифы РПЦ МП.

В 2007 году объединение РПЦЗ и РПЦ МП ими было проведено. Это было крушение РПЦЗ и поглощение ее Московской патриархией. Никакого Поместного собора не состоялось, никаких отказов от экуменизма и сергианства со стороны РПЦ МП не было заявлено, никакого уврачевания разделения не произошло.

Напротив, та часть РПЦЗ, которая пошла за предателями Зарубежной Церкви, потерпела сокрушающее фиаско. Ряды клириков были пополнены выпускниками советских вузов, в приходы были введены «новейшие» эмигранты, для которых старые русские традиции оказались тарабарщиной, которые воспевают Путина, тоскуют по СССР, а многие, солгав американским властям, были членами КПСС.

Другая часть Зарубежной Церкви осталась верной традициям Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), приснопамятного Митрополита Анастасия (Грибановского) и Святого Филарета (Вознесенского). Это так называемые «осколки», однако как бы их ни называли, они исповедуют не сергианский вариант веры, а учение Христа и высказывают анти-сергианское неприятие МП.

Более пяти лет прошло с тех пор, как Лавр Шкурла и Алексей Редигер подписали контракт. За прошедшее время, можно сказать, все утрялось и определилось. Если мы осмелимся перефразировать Писание, то овцы отошли к Господнему стаду, козлища – к тому, кто их послал.

И вот Архиерейский собор РПЦ МП 2013 года, который войдет в историю, но совсем не так, как планировали его устроители из МП.

На нем присутствовали и представители предательской части РПЦЗ. В президиум собора вошел митрополит Иларион (Капрал), принявший эстафету и первоиераршество от Лавра Шкурлы. Также в Москву улетели архиеп. Михаил (Донсков), известный тем, что на него анафему наложил сам Митрополит Виталий, четвертый Первоиерарх РПЦЗ. А также викарный еп. Иероним (Шо), чьи нетрадиционно окрашенные похождения молодости стали предметом обсуждения в широких кругах церковной общественности.

Мы могли бы ожидать от сих церковных светочей выступлений и отстаивания интересов Зарубежной Церкви. Или по крайней мере, защиты канонических основ Православия.

Однако этого не произошло. Судя по официальным отчетам шо-капралы-шо-донсковы с сопровождающими их лицами вели себя тихо и послушно. Несмотря на то, что в ходе собора произошел так называемый «ползучий путч». В ходе этого путча сам институт Поместного собора как высшего органа церковной власти был уничтожен. На его место пришел Архиерейский собор, новый высший орган церковной власти в РПЦ МП.

В главе 3 измененного устава РПЦ МП, в пункте 1 записано: «Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом».

Что же касается Поместного собора, то за ним сохраняется высшая власть только в вопросе избрании нового патриарха, а также «предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви».

Первый и последний раз автокефалию РПЦ МП предоставляла лет 40 назад – так называемой Православной Церкви Америки, или ПЦА (по-английски – ОСА). Кто еще в исторически обозримом будущем захочет получить автокефалию от этой паразитарной и безысходно коррумпированной организации, связанной с криминальным режимом Кремля, трудно предположить. Думаю, что никто. Думаю, что и в самой ОСА не раз кусали себе локти, что когда-то поддались Никодиму Ротову, митрополиту-полковнику КГБ.

Так и получается, что следующий Поместный собор состоится только по смерти Кирилла Гундяева. А поскольку Кирилл Гундяев человек далеко не старый, подзаряжается здоровьем на горнолыхных трассах в Швейцарии, а задания Кремля выполняет ответственно, то и прожить может еще лет 30-40. И это означает, что никакого Поместного собора нынешнему поколению советских людей не видать.

Другими словами, Архиерейский собор 2013 года (АС-2013) узурпировал власть в РПЦ МП. Точно так же, как узурпировал власть ленинский ЦИК, а затем Политбюро ЦК, сначала банда сталинских палачей, а позже жалкая кучка дряхлеющих маразматиков, начинающих войну в Афганистане без понятия, где этот Афганистан находится и зачем нужна эта война.

Этой антиканонической узурпации в МП никто всерьез не противостоял. От зарубежья шо-капралы-шо-донсковы с сопровождающими их лицами тоже помалкивали. Таким образом, каноничность РПЦ, подвергаемая сомнению в силу ее организации Сталиным в 1943 году, спустя 70 лет и вовсе сошла на нет – нет Поместных соборов с их полнотой власти, нет и церкви. Есть некая организация МП, мало напоминающая подлинные православные церкви.

Более того, эта организация официально отказалась и от своей национальной принадлежности. В Главе 1, пункт 1 нового Утвержденного устава МП сказано ясно и без разночтений:

«Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью…» Но это же абсурд: русская является многонациональной. Это все равно, что заявить: вот деревянное топорище, состоящее из металла, щелочей, кислот, инертного газа, плазмы и воды. Таким образом, утверждением многонациональности организации МП прошедший АС-2013 отменил национальную ее принадлежност

Напомню, в чем долгое время и с упорством одержимых обвиняли нашу старую добрую РПЦЗ – в русскости. Надо было подписать контракт с МП, и обвинения сняты. Теперь все они – многонациональны. Но никак не русские!

Однако что действительно вызывает ощущение полного краха РПЦЗ: на Архиерейском соборе, включающем епархиальных и викарных архиереев МП, голоса РПЦЗ больше слышно вообще не будет, как это и произошло на АС-2013.

По сути, отменив за Поместным собором высшую церковную власть, политтехнологи РПЦ МП провели замечательный гамбит, и главное, что вовремя. С этого дня РПЦЗ, не имея даже возможности выйти на Поместный собор, полностью поглощена РПЦ МП. Более того, нет оснований больше вообще говорить о РПЦЗ, так как ее «архиереи» потеряли свое право говорить на Поместном соборе.

Конечно, их будут приглашать на АС-ы. В общем порядке: для отчетности, для аттестации, для наказаний или поощрений, для продвижений по службе и смещений с постов. Но канонических, со времен Вселенских Соборов, прав «князей церкви» у них больше не будет. Утратив свою организационную самостоятельность, РПЦЗ потеряла право также и называться «Русской Православной церковью зарубежом». Теперь она представляет собой всего лишь заграничные приходы и епархии МП, то есть стала ЗПЕ-МП, каковое название я и предлагаю теперь закрепить за этой организацией.

Уже с 2007 года многие поняли, что разницы между заграничными приходами РПЦ МП и приходами РПЦЗ нет никакой. Говоря языком химии, произошла диффузия двух субстанций, то есть взаимное проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Результат – этот самый ЗПЕМП, состоящий из многонациональных шо-капралов-шо-донсковых и прочих.

После того, как верховная власть в РПЦ МП утверждена за АС, архиерейские соборы ЗПЕМПа, по определению, должны быть упразднены за ненадобностью и на «канонических» основаниях. Например, канонами не позволяется на одной и той же территории открывать две епархии. В силу того, что все решается на АС в Москве под председательством «патриарха» МП, дубликаты их ЗПЕМПом попросту не требуются, да и лишняя трата денег.

Уже сейчас, как сообщается, ЗПЕМП страдает от недостатка финансов. Требуется, например, 3 миллиона долларов для Джорданвилля. Представьте себе, это тот самый Джорданвилль, который кормил Зарубежную Церковь, был центром русского богословия, исповедничества, монастырского опыта!

Требуются также огромные суммы для поддержания других приходов. Головная организация МП раскошеливаться, похоже, не думает. А зачем? ЗПЕМП обречена на медленное умирание.

Затем и было проведено поглощение ее многонациональной и малоканоничной организацией под названием Московская патриархия. Шо-капралы-шо-донсковы с сопровождающими их лицами будут отправлены на покой. Им на смену прибудут новые, такие же многонациональные.

 

Источник: ВЕРНОСТЬ — FIDELITY № 184 — 2013