ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?

К нашему удивлению среди прихожан, а возможно и священнослужителей Московской Патриархии, до сего времени бытует неверное толкование апостольских слов «Несть власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». Вот образчик такого «глубокого» понимания:» «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Петр. 2.13-14). Поэтому Церковь повелевает возносить молитвы «за царей и за всех начальствующих» (1Тим.2.1-2).


Вопрос, за какого царя и властителя призывал молиться Тимофея Павел? Кому покорным призывал быть Петр? Тогда, когда еще не было православных монархий. Не за Нерона ли, великого гонителя Христиан? Смотрите, не представитель ли Павел «советской церкви», вместе со святым Григорием, патриархом Константинопольским».  Очевидная нелепость толкования их как обязанность христианина «не за страх, а по совести» повиноваться любой власти, в том числе и  воровской и развращающей народ, блестяще опровергается приводимыми нами текстами. Приходится в очередной раз констатировать дремучую духовную безграмотность лиц, присылающих нам свои «обличения» по этому вопросу. Но что говорить, о безграмотности духовной, если нет и просто грамотности. Иссякает Патриархия талантами, вместо таких людей как о. Михаил Капранов, Константин Филатов в Барнаульской епархии появляются, в качестве «полемистов» совершенно непригодные к какой-либо умственной работе люди. Так, далее в том же послании следует : «А коли Патриархи в кОвычки взяли, то о. Георгий, не лучше ли вам было рукоположиться у Агафангела? В кОвычки берут бо «титулы» самочинцев».
Ребята, ну нельзя же так! «Опускаете» не только епархию и патриархию, но и Православие!

Из лекций доктора филологических наук Т. Мироновой.

Как понимать важнейшие цитаты Священного писания.

ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?

Сегодня многих русских, осознающих, что над Россией царит иго, пожирающее русский народ, смущает и останавливает в их праведном гневе и мужественном сопротивлении расхожая христианская формула со ссылкой на апостола Павла. Я цитирую: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению».
Вот так, дескать, что заслужили, то и послал Господь. Теперь терпите. И противятся люди православные всей душой, и понимают, что слова эти против здравого смысла и даже простейшего инстинкта самосохранения. И сознают, что покорность властям убивающим и растлевающим наших детей, это самоубийственное безумие, а вот терпят: Бог-де велел.

Но, ведь, это разрушительное для нашего самосознания правило, всего лишь неправильный русский перевод Священного писания. Перевод лукаво подсунутый нам как фундамент наших православных воззрений на власть и государство. Подсунутый давно, в пору переводов Священного писания на русский язык Библейским обществом в IXX веке.

Давайте же по первоисточнику, церковно-славянскому тексту Нового Завета, восстановим действительный взгляд православия на власть. У апостола Павла в Послании к Римлянам даётся формула, которая по-русски обычно, действительно, переводится так: «Нет власти не от Бога», или ещё более обобщённо: «Вся власть от Бога». На этом и зиждется ложное предписание, якобы, христианской покорности любым властям, безбожным, богоборческим, иноверным, губящим народы.

Но в церковно-славянском тексте не так сказано. Здесь изречено следующее: «Несть власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». А это означает буквально: «Не есть власть, если не от Бога», т.е. не признаётся властью власть, если она не от Бога. Подлинные власти от Бога учреждены. Ведь, слово «сущий» здесь означает именно «подлинный, истинный, настоящий». Вспомните старинное русское выражение: «Сущая правда». Вспомните нашу молитву к Пресвятой Богородице: «Сущую Богородицу, Тя величаем». Здесь тоже «сущая» означает подлинную, истинную.

Следовательно, не всякая власть от Бога, или не всякой власти следует покоряться, а только власти утверждённой Богом, христианской, а потому подлинной. И только противление таким властям считает святой апостол Павел «противлением Божьему повелению». Таково исконное представление православия об отношении к власти. А будь оно иным, то никогда русские не одолели бы ига татарского, нашествия польского, нашествия французского, вторжения немецкого. Православное сопротивление безбожной власти благословляется самим Господом, уничтожившим страх перед властителями. Я цитирую Евангелие от Луки: «Когда приведут вас на сборище власти и владычества, не заботьтесь, как и что говорить. Святый Дух научит вас в тот же час, что подобает сказать. Это и по сей день остаётся непреложным правилом православного человека, для которого служение Богу безусловно выше служения властям. И действует он так, как поступали святые апостолы, обличавшие властителей и говорившие им: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, неже Бога».
Русская православная церковь всегда следовала этим заветам. Вот слово о власти святого преподобного Иосифа Волоцкого. Вслушайтесь в его слова: «Царь есть Божий слуга для милости и наказания людей. Если же царь царствует над людьми, а над ним самим царствуют скверные страсти и грехи, сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость и, злее же всего, неверие и хула, такой царь – не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию и лукавству, даже если он будет мучить тебя, или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям».
Так говорил святой Иосиф. И эти слова на Руси никогда не расходились с делом. Святой преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского сражаться против Ордынкой власти. Святой преподобный Иринарх Переяславльский призвал к себе князя Дмитрия Пожарского и обещал Божью помощь в изгнании Польской власти из Кремля. Уже в 20-м веке святой патриарх Тихон рассылает к народу призыв о сопротивлении большевистской власти: «Скажи народу, если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем, и Святая Русь погибнет с нами!»

К сопротивлению безбожным большевистским властям призывал тогда архиепископ Андроник, расстрелянный позже большевиками: «Умоляю всякого русского, кто ещё хоть малость сохранил веру в Бога и любовь к многострадальной погибающей Родине, умоляю всякого встать на защиту церкви и России!»
Святые Гермоген, Тихон, Андроник, они противились властям инородным, иноверным, безбожным и за то обрели от Господа венцы мученчества. Так почему же, имея в нашей церкви великие примеры стояния в вере Господу и любви к нации, мы должны сегодня смириться с властью чужеродных, безбожных властителей. Это лжесмирение подкрепляется ещё и ссылкой на святого апостола Павла!
В годы большевистских гонений возникла молитва о спасении России: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прости беззакония наша! Молитвами Пречистыя Твоея Матери спаси страждующия русские люди от ига безбожной власти! Аминь.
Возможно ли было молиться об этом нашим предкам, если бы они верили, что коммунистическая власть – от Бога. А как быть тогда с властью Антихриста? Его, стало бы, тоже когда-нибудь придётся признать Божьим слугой? А, ведь, нас и готовят покориться власти Антихриста. И обосновывают это изо всех сил. ДА НЕ БУДЕТ!
Будем помнить подлинные слова святого апостола Павла: «Несть власть, аще не от Бога», что значит: «Не власть, если не от Бога». И будем действовать сообразно этим словам.
Так почему же сегодня православное христианство в России предстаёт в облике овечьей уступчивости, с помощью которой, как уверяют нас, только и можно победить зло? Широко известны слова Господа Иисуса Христа: «Аз же глаголю вам не противитися злу, но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую». И эти слова, только эти слова выдаются за единственно верный закон жизни христианина. И сопротивление злу силой рассматривают тогда чуть ли не как покушение на Божьи Заповеди. И у человека, ищущего веры, стремящегося справедливость и милость Божию водворить по образу Небес в своей земной жизни, возникает естественное недоумение. Ведь повелением подставить щёку его призывают уступать дорогу злу! А что такое душа, привыкшая всё время уступать диявольскому натиску? Это душа без силы творить добро. Это душа без воли следовать за Господом. Не христианин, а пустое место.
Смотрите, враги православия тычут нам в глаза наше, якобы, обязательное непротивление злу силой, и нас же клеймят за это рабами, а веру нашу, порой, издевательски именуют религией рабов, хотя выражение «раб Божий» разумеет не уничижительную покорность, а очень высокий смысл. «Раб Божий» – это работник Христу, труженик Господу. И в подспорье идее непротивления злу обычно приводят другие слова Господа своему ученику, кинувшемуся с мечём на пришедших иудеев: «Возврати меч свой в место его, вси бо приемшие меч, мечем погибнут». А толкование этих слов формулируется в православной Толковой Библии так, что у христианина опускаются в бессилии руки:«Христос, произнося эти слова, запретил всем людям иметь меч и употребять его в качестве защиты или производства насилия».
Перед нами опять пример неправильного перевода, нацеленного на обессиливание христиан, на воспитание из них покорного стада для будущего пастуха Антихриста. Дело в том, что слово «приемшие» меч по-церковно славянски и по-русски не означает просто «взять», оно означает «взять первым, начать». Сравните русское выражение «приняться за дело». Оно значит «начать работу». Вот и приемший меч – это тот, кто взял его первым. Это напавший с оружием. И такой человек, по слову Господа и по свидетельству нашей истории, непременно от меча и погибает. Бог не даёт победы агрессору.
Правда же в том, что Господь запретил нам такое противление злу силой, которое есть дело личной мести нашему личному врагу. Врагам же Божьим и врагам Отечества, силе сатанинской не противиться – есть грех великий, ибо две главные заповеди Христовы: заповедь любви к Богу и любви к ближнему. Другие Евангельские слова об оружии и о вооружённом сопротивлении злу, их намеренно замалчивают сегодня, а они как раз и являются для нас законом противодействия врагам именно силой.
Так, Господь Иисус Христос накануне смертных своих страданий заповедует ученикам быть готовыми к тяжёлым временам без Него на земле. И непременно вооружаться, а у кого нет денег «да продаст ризу свою и купит меч». И пусть никто не смеет перетолковывать буквального смысла этого великого изречения.
Вооружённая героическая борьба за Христа, против христоненавистников и богоборцев освящена здесь устами Самого Господа. Наше русское православие искони понимало необходимость меча, разящего Божьих врагов. Потому и первый из Архангелов, Михаил, предстаёт на наших иконах воюющим, вооружённым с головы до ног. Потому народ наш взял в герб свой святого Георгия Победоносца в образе его ожесточённого сражения с драконом. Наши благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, флотоводец Фёдор Ушаков, шедшие против врагов Отечества огнём и мечём, прославлены во святых не за кротость и смирение перед агрессорами, но за священную решимость побивать врага. Не только города православной Руси, но и сами монастыри русские, их насельники, постриженные в ангельский образ, становились, подобно Архангелу Михаилу, оплотом истребления вражьих сил. Это было и в смутное время, когда Свято-Троицкая Сергиева обитель продержалась в польской осаде, в кольце пятнадцати тысячного войска, год и три месяца, потеряв две трети своего монашеского гарнизона. Крест и меч, милосердие и мужество, – вот что составляет монолит православной веры, которую сегодня стремятся расшатать, обезоружить христиан хитроумными разглагольствованиями, убедить из в пагубности воинского подвига для христианской души.
Излюбленная тема псевдохристианских проповедников о мире всего мира, ради которого нас опять-таки призывают не прикасаться к оружию, стать толерантно-вежливыми, улыбчиво-единомысленными. Ведь, это же ради мира на земле! И с кем? Со всеми врагами Христа и нашего Отечества.
Да разве единомыслие всегда одинако благо? Ведь, по слову Иоанна Златоуста, великого нашего святителя, «и разбойники бывают между собою согласны». Христос жёстко полагает перед нами своё слово о разделении, а не о единении мира. Господь предупреждает нас, чтобы и не думали, что пришёл Он дать мир на земле: «Аз придох воврещи не мир, но меч». Меч, что значит по-славянски «рассекающий, разделяющий между добром и злом». Меч, водворяющий добро на земле и поражающий злобу, – вот священное оружие православных. И только тогда, огнём и мечём, поразив врагов Господа, выгнав со своей земли врагов Отечества, мы водворим подлинный мир в России и сможем стяжать истинно дух мирен, спасая тысячи и тысячи наших ближних православных братьев христианской уступчивостью, непротивлением и любовью. И да будет Воля Господня, яко на небеси и на земли!

Архиепископ Аверкий (Таушев). «БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ НАМ, ГРЕШНЫМ!»

Мы уже дожили до того поистине страшного и жуткого времени, когда почти все уже капитулируют перед победно-шествующим в мiре богоборческим сатанизмом, кое-где еще так или иначе маскирующимся, ради удобнейшей подготовки царства Антихристова, когда должна будет начаться уже неприкрываемая кровавая борьба во всем мiре с истинной верой и Церковью Христовой

Ведь страшно подумать! Не только все православные поместные церкви, но даже инославные христианские исповедания, пользующиеся пока, казалось бы. полной внешней свободой, фактически уже капитулировали перед богоборческой советской властью, поскольку они признают законной церковью русского народа московскую патриархию, являющуюся орудием ее, вступают с ней в сношения, приветствуют ее иерархов, ездят к ним сами и приглашают их к себе и поддерживают с ними дружественные отношения, как бы с представителями подлинной русской церкви.

Только одна наша русская Зарубежная Церковь пока еще стоит на пути у этого богоборческого сатанизма. Вот где и кроется причина той страшной злобы, которая в настоящее время готова со всей силой обрушиться на нее!

Предпринимается все возможное, чтобы сломить позиции Русской Зарубежной Церкви. В самое последнее время выпущена в свет даже целая книга с целью доказать «неканоничность» ее существования. Вероятно, и сам Антихрист, когда явится, будет так же искусно орудовать канонами. Раньше у нас славились таким обращением с законами иные мастера, почему и явилась в нашем народе остроумно-ядовитая поговорка: «Закон — что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Вот точно таким же образом теперь недобросовестные люди, продавшие свою совесть врагам Христовой веры, орудуют и церковными канонами. Но все их построения рушатся сами собой, ибо они основаны на порочной, не выдерживающей никакой критики с точки зрения и здравого смысла и учения истинной Церкви предпосылке, будто «советская власть есть власть от Бога».

В самом деле. Разве можно богоборческую советскую власть, насильственным путем утвердившуюся на нашей несчастной Родине, считать властью Богоустановленной и относить к ней слова св. Апостола Павла в его послании к Римлянам гл. 13, стихи 1-5: «Нет власти не от Бога».. ?

Для ясного решения этого вопроса, необходимо внимательно прочесть все эти слова св. Апостола от начала до конца полностью, вдуматься в их глубокий смысл, вопросив свою совесть насколько сказанное св. Апостолом может идти к советской власти, а затем обратиться к нашим древним церковным авторитетам, дабы узнать, как они понимали и толковали эти слова, ведь и римо-католики и все безчисленные сектанты для оправдания своих заблуждений прибегают к текстам из Священного Писания, вырывая из контекста отдельные фразы и толкуя их там, где это им выгодно, слишком буквалистически, без сличения и согласования с остальным текстом.

Итак, что же говорит св. Апостол Павел:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»

Вот теперь, процитировав эти слова и внимательно вдумавшись в них, вопросим самую элементарную, не искривленную человеческую совесть — совесть человека хотя бы немного знакомого с богоборческой сущностью коммунистической советской власти, не только отрицающей самое существование Бога, но и сознательно и ожесточенно борющейся с верой в Бога, со всякой религией, — могут ли эти слова быть отнесены к советской власти?

Конечно, нет!

Как может быть «властью от Бога» та власть, которая с Богом борется, поставляя при том свою борьбу с Богом за искоренение всякой религии одной из главных целей своей деятельности?

Разве мы не знаем, сколько зла причинила богоборческая советская власть Русской Земле, сколько невинной крови она пролила, скольких русских людей сделала несчастнейшими из смертных, сколько великих исторических святынь русского народа разрушила и осквернила, как надругалась она над душой православного русского человека, сколько всякой мерзости, низости, гнусности и самого разнузданного хамства внесла в русскую народную жизнь, искусственно вызывая и взвинчивая в душах всевозможные порочные и преступные инстинкты, возбуждая зверя в человеке, в том самом русском человеке, который так славился прежде своим смирением, кротостью, милосердием и самыми добрыми истинно-христианскими качествами души?

Можно ли, после всего этого и зная все это, решиться сказать о начальствующих лицах советской власти, что они «страшны не для добрых дел, но для злых»?

Можно ли сказать о советской власти: «Хочешь ли не бояться ея? — Делай добро, и получишь похвалу от нея»?

Не звучит ли все это самой злой иронией?

Можно ли о советском «начальнике», который непременно должен быть безбожником, ибо этого требует от своих сочленов «компартия», сказать, что он «есть Божий слуга, тебе на добро», что он «носит меч» как «отмститель в наказание делающему злое»?

Не будет ли это кощунством — издевательством над священным званием «Божия слуги»?

Вот чего не может не ответить на поставленный нами в самом начале вопрос о Богоустановленности советской власти здоровая, не «сожженная» еще человеческая совесть, совесть, не привыкшая еще к разным казуистическим изворотам.

Но как же и почему все же св. Апостол Павел выражается так, что «нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены»? Не значит ли это, что и советская власть, несмотря ни на что, все же должна быть разсматриваема, как «власть от Бога»?

Обратимся к высокоавторитетному для нас толкованию этих слов Апостола Святыми Отцами Церкви. Что говорят они по этому поводу?

Вот, как толкует, например, эти слова великий вселенский учитель и святитель св. Иоанн Златоуст:

«Власти учреждены от Бога… Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божией премудрости. Потому Апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но разсуждает вообще о существе власти… Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношей, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником… А безначалие везде есть зло и бывает причиной безпорядка… Ведь от властей для государств бывают безчисленныя блага: если упразднить их, все погибнет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжище и ничто другое, но все ниспровергнется, так как более сильные поглотят более слабых…» (Творения, т. IX, стр. 774-77).

Как из вышеприведенных слов святого Златоуста, так и из дальнейших его разсуждений совершенно ясно, что св. Апостол говорит здесь не о «всякой» власти, в смысле безразличия того, в чьих бы руках власть ни находилась, а о самом институте власти, как таковом — о том, что самый институт власти установлен Богом ради упорядочения жизни людей, что государственная власть, по своей идее, есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, или безначалия, грозящей нежелательными потрясениями и разрухой для человеческого общества.

Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас Отец Церкви преп. Исидор Пелусиот. Указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает:

«Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. II, письмо 6-ое).

Кажется, сказано вполне ясно. И отсюда должно быть понятно, что богоборческая советская власть, вполне подпадающая под понятие «злодея-беззаконника, восхитившаго сию власть», как власть не законная, а захватническая и насильническая и держащаяся кровавым террором, не может ни в коем случае почитаться «властью от Бога», которой надо повиноваться «не только из страха наказания, но и по совести»: ей, по выражению преп. Исидора, только «попущено изблевать сие лукавство», но не больше.

Можно ли, после всего вышесказанного, относить к советской власти заповедь св. Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4), как делает это современная московская патриархия и все ее сторонники?

Мы уже убедились с достаточной несомненностью, что советскую власть, как власть «злодея-беззаконника», нельзя разсматривать в качестве законной, Богоустановленной власти, за которую надлежит христианам возносить «молитвы, прошения, моления и благодарения». Никак не идет тут и сравнение советской власти с властью языческого императора, в пределах Империи которого жили и действовали св. Апостолы и первые христиане. Власть языческого римского императора была для тогдашнего мiра вполне законной, правовой властью, действительно обезпечивавшей порядок и благоустроение тогдашнего человеческого общества (Вспомним хотя бы знаменитое «Римское право», легшее в основу всей современной юриспруденции и доселе непревзойденное!).

А если христиане все же подвергались тогда гонениям со стороны этой языческой власти, то отнюдь не потому, что эта власть была богоборческой, по самому существу своему, подобно современней власти советской, а лишь потому, что эта языческая власть не знала христианства, которое было в тогдашнем языческом мiре явлением совершенно новым, неслыханным, непонятным. При том о христианстве ходили самые неблагоприятные слухи: христиан обвиняли в безбожии за то, что они не хотели приносить жертв языческим богам, их подозревали в тайном разврате, в убийстве детей и вообще в разного рода преступных и предосудительных действиях, считая их человеконенавистниками.

Совсем другое дело — современная власть советская. Она-то прекрасно знает, что такое христианство, и сознательно гонит его, именно за то прекрасное, за то возвышенное, за то доброе, что оно собою являет. Вспомним хотя бы столь характерное заявление официального советского органа «Безбожник», приуроченное к празднику св. Пасхи:

«Христианская церковь учит, что Пасха — праздник любви, братства… Христианские священники в дни Пасхи говорят верующим: «Простите друг другу обиды, обнимите друг друга, простите врагам вашим». Партия считает это учение совершенно неприемлемым для народов: Пасха христианская сеет в народных массах вредные идеи» (1 апреля).

И это понятно, ибо коммунизм, как известно, сознательно противопоставляет христианской любви классовую ненависть, а потому он так непримирим к истинному христианству, воплощаемому в истинной Церкви.

Если и могут быть какие-либо сравнения, то советскую власть можно скорее всего сравнить с властью Иулиана-Отступника, ибо и она — власть отступническая. А как это хорошо известно, христиане IV-го столетия молили Бога не о благопоспешении Иулиана-Отступника, а о его скорейшей погибели. Об этом молился и такой прославленный Отец Церкви, как Вселенский Учитель и Святитель Св. Василий Великий. Об этом мы читаем в «Житиях Святых» под 24 ноября («Страдание св. великомученика Меркурия») следующие знаменательные строки:

«Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующаго на небе, Возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила, спустя значительное время, на следующую свою воинскую службу. Когда Св. Василий Великий молился пред иконой Пресвятой Богородицы, — при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, — чтобы злочестивый царь Иулиан-Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятой Богородицы, образ св. Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем: А в то самое время Иулиан-Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас же после того сделался невидим. Окаянный Иулиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь, обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа: «Ты победил, Галилеянин!» — умер со злобой на устах. Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам Св. Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего святого победоносного великомученика от церкви торжествующей к церкви воинствующей на казнь богопротивного Отступника Иулиана, на защиту святой веры и православных христиан» («Жития Святых» на рус. язык за Ноябрь месяц).

А разве не превзошли современные гонители веры Христовой отступники-большевики во много-много раз Иулиана-Отступника? И только такой молитвы они и достойны — молитвы о скорейшей погибели их богопротивного владычества и прекращения их неистового мучительства. Всякая иная молитва о них звучит просто кощунственно.

Но как лукав нынешний век и как часто теперь под собственные низменные страсти и чисто-шкурные интересы подводятся мнимые идеологические обоснования! Здесь именно и кроется основной источник наших разногласий в данном, казалось бы, столь ясном вопросе, как и во многих других, подобных же.

Вот и вновь приближается Великий пост — время покаяния. Во всех грехах своих должны мы каяться, но более всего должны мы каяться в грехе богоотступничества — самом страшном и обольстительном грехе современности, совсем лишающем нас надежды на спасение, ибо он отнимает у нас самую возможность покаяния и во всех остальных грехах обычной человеческой немощи, если только, проверив тщательно свою совесть, мы обнаружим, что грешим им хотя бы в самой малой степени, поддаваясь духу времени. И сознавая, как многочисленны теперь раскинутые повсюду вокруг нас вражьи сети, будем усерднее вопиять мытаревым гласом: «Боже, милостив буди нам, грешным!»