Альберт ПОТАПОВ: Киселёв для православных

Сторонников много не бывает… Эта максима становится жгуче актуальна для любой политической системы, которая либо оказывается перед необходимостью элементарного самосохранения, либо нуждается в частичном изменении своей социальной опоры в силу качественных сдвигов своего курса. Так действовали большевики после нападения Германии, вынужденно ослабив удавку, наброшенную ими на Церковь. И уже оправившись от испуга, руками Хрущёва возобновили показ пролетарской «кузькиной матери» священству и мирянам. Схожие реверансы в адрес православных подданных последовали уже от Горбачёва, которому нужны были союзники в его попытке замахнуться на роль великого реформатора.

Нечто подобное мы наблюдаем ныне, когда Кремль, вдруг, научился говорить с «верными чадами» Церкви на их языке. Гипнотические пассы Киселёва — продукт для хардкор мясоедов, чьи души, не поморщясь, переварят любой пропагандистский фарш. Для тех же, чья жизнь утончена практикой воздержания и поста, потребна совсем иная агит-кулинария. Молотобойные речитативы Первого канала здесь надлежит умягчать певучей протяжностью материнской озабоченности, а желчные клеветы НТВ панировать амвонной гомилетикой. Справиться с этой задачей ключевые в арсенале Кремля медиа не могли — их репутация внутри страты «регулярно практикующих верующих» пахнет дурно. Поэтому в качестве «Киселёва-лайт» были избраны СМИ, в чьей верности Преданию наиболее активная часть паствы РПЦ уже давно не сомневается. И здесь ещё с 90-х годов ведущая роль принадлежит радиостанции «Радонеж», умело сочетающей умиротворяющую назидательность с дозированным алармизмом. Как и всякое «религиозное» СМИ, «Радонеж» традиционно дистанцировался от оценок действий Кремля. Если в его эфир допускались персоны, не питающие ни малейшего пиетета к руководству РФ, то их «громы и молнии» были нарочито безадресны; либо, если фамилии назывались, то лишь в режиме спасительных благоувещаний: мол, опомнитесь, господин президент.

Было бы неверно думать, что Кремль вовсе никак не использовал этот медиа ресурс. Так, в 90-х, в период накалённого противостояния апокалиптически настроенных верующих внедрению ИНН, радио «Радонеж» развенчивало беспочвенные фобии своей аудитории устами диакона Андрея Кураева, разъясняло миролюбивую политику правительства от имени главы Министерства по налогам и сборам. Но это были единичные случаи, ещё не складывающиеся в цельное панно.

Заметное изменение тактики произошло в 2011 г, с началом кампании по выборам президента. Именно тогда «Радонеж» был впряжён в упряжку кремлёвских медиа как полноценный пропагандистский инструмент. По истечении 11 лет функционирования путинской системы власти она подрастеряла сторонников. Надежды, которые взрастила фигура Путина в 2000 году в сердцах многих наших сограждан, среди которых были, как ни забавно, даже отдельные русские националисты, к тому моменту уже изрядно увяли. Последовательное продолжение политики ельцинизма, базирующейся на угнетении экономики страны в угоду крупным монополистам и финансовым спекулянтам, на деморализации граждан и потакании инфернальным инстинктам, на русофобии и политическом оскоплении русского этноса — лишало путинское государство поддержки всех умственно зрячих людей. Наиболее колоритным признаком сужения «электоральной базы» власти стали массовые протесты москвичей рубежа 2011-2012 гг, уставших сносить твердокаменную ложь Кремля, с наглостью карманника фальсифицировавшего результаты волеизъявления на выборах в Госдуму. Утратив доверие жителей мегаполисов, центральная власть пришла к необходимости замены «аккумуляторов».

Сквозь лупу Администрации Президента именно православные были увидены как тот электоральный плот, на который возможно было перенести ногу, когда плотик богемно-урбанистического «роялизма» разваливался. Православный уличный активизм решено было поставить на службу сиюминутным гешефтам власти в её попытке нейтрализовать протест городского обывателя. При этом никто не сомневался в том, что православные способны на сильные жесты — пример контратаки на нечестивцев из центра Сахарова в 2002 г. был весьма убедителен. Одновременно хрестоматийное «благоразумие» православных подданных надлежало использовать как ту золотую гирю, каковая уполномочена удержать избирательные весы в пределах фетишизированной «стабильности». На замену взбрыкнувшим белым воротничкам — всем этим офисным дармоедам, только симулирующим участие в наращивании валового продукта, а в действительности наращивающих только объём брюзжания в Фейсбуке — Кремль призвал аудиторию радио «Радонеж» и телеканала «Спас».

К тому моменту систематически практикующие участие в жизни Церкви православные ещё не попадали в жернова прокремлёвского гипноза. Любителей геополитики и сторонников борьбы с «атлантизмом» уже давно приводил на поклон к Спасской башне Дугин. Вздыхающих по усам Сталина очаровывал главный иллюзионист всех патриотов Проханов, в благоговейном экстазе указующий на джугашвилевский прищур Путина. У безнадёжных в своём «антигосударственном» скепсисе адептов гипотезы об «оккупации России» исторгал янтарную слезу депутат Фёдоров, потрясая «кандалами» Путина и давая облизать очередную записку от «просящего помощи» президента, «пленённого» пронатовскими дворковичами. Лишь православные, это несгибаемое племя, в чьи иссушённые постничеством умы не впитывались благовония кремлёвского меди-парфюма, оставались не приведены к присяге на верность вождю. Как можно терпеть граждан, чья лояльность не засвидетельствована? Однако прежде, чем вырвать у них молитву во славу путинизма, надлежало тщательно «отмиссионерить» их сознание, дабы затем водрузить там трон «раба на галерах».

Именно тогда в эфире «Радонежа» началось чтение заклинаний, чья нехитрая логика уже была известна всем зрителям Первого канала: Путин — спасительная плотина на пути грязных вод прозападного революционного безумия, грозящих смыть священные калории путиномики в клозет Макдональдса. Ничего нового не изобреталось, поскольку авторы этой тактики сочли аудиторию «Радонежа» не обладающей ни малейшими преимуществами перед адептами Киселёва. «Тот же пипл, только в платках и с бородой».

В числе тех, кто вызвался подвизаться за «того, кому нет альтернативы», втирая его благословенный пот в мозги слушателей, оказались бессменный ведущий «Радонежа» Виктор Саулкин, о. Александр Шумский, о. Артемий Владимиров. Саулкин, ещё недавно сетовавший на деградацию «армии и флота», всеобщее одичание и похотливую разнузданность ТВ – пел совсем другую песнь. Оказывается, в богоспасаемой стране нашей всё не столь уж и печально. А изберём «Владимира Владимировича» — будет весьма благоуханно и благочестиво. Священник А. Шумский эксплуатировал традиционно характерные для части православных конспирологические установки, хватая коварную «руку Запада» и прощупывая мошну его транснациональной олигархии. Любимый многими Артемий Владимиров являл чудеса моральной гибкости и подозрительное для филолога притупление языкового чутья: изыскивая аргументы, способные электорально воодушевить паству, наш хризостом заявил, что при президенте Путине нас ждёт «позитивное улучшение»…

Остаётся гадать, насколько вольны были эти мастера слова в своих пропагандистских потугах. Однако некоторые из них не смутились обвинить тогда Зюганова в том, что он, дескать, является ставленником США, разочаровавшихся в Путине. Вместо доказательств — «вот те крест». Столь фантастические домыслы весьма похожи по своей развязности на клевету, изрыгавшуюся кремлёвскими СМИ в период выборов 1996 г. Времена идут, но приёмы у информационной обслуги власти не меняются.

Кремль ничего, по сути, не менял, в мировоззрении аудитории «Радонежа», «Русской народной линии», «Народного радио» и им подобных СМИ. «Вы полагаете, что в бедах России виноваты масоны и Бильдербергский клуб? Да, конечно! Мы тоже так считаем. Но для того, чтобы разгадывать их козни, надо быть к ним поближе. Именно поэтому мы пьём с ними на брудершафт в Давосе. США расчленили нашу Родину и манипулируют нами? О, да! Но Путин им сопротивляется, поэтому крайне нуждается в вашей помощи. Вы не любите Ельцина и Гайдара, видя в них исчадие ада? Ну, Господь им судья, все мы грешны (и вообще, Антоний Великий на себя советовал взирать, не забывайте)… Но Путин их наследие преодолел, мы живём в новой России. Помните, о ней Ильин писал? Во-во, её то и созидает Путин». Иными словами, разработчики пропагандистского захвата новой целевой аудитории тривиально используют все установки сознания условных «православных», опираются на любые политические клише этой публики. Но, как надрессированный менеджер по продажам, любые тезисы и возражения завершают указанием на «нашего президента», заверяя получателей этих пилюль в том, что Путин является решением всех перечисленных проблем. Эдакий универсальный рецепт, способный примирить с ужасами бытия даже параноика.

При этом наблюдается сходство с Киселёвым в главном: содержанием всех аргументов, призванных загнать паству в стан славословящих кесаря, являются действия Кремля за границами РФ. Восприятие слушателей/читателей всех этих «патриотических» СМИ приклеивают к окулярам «внешней политики», умалчивая о политике по отношению к собственным гражданам. И объяснение этому лежит на поверхности – Кремлю нечего предложить православным в качестве показателей «воскрешения России», если брать в расчёт такие критерии как величина имущественного расслоения, структура питания, доступность высокотехнологичной медицинской помощи, уровень пенсионного обеспечения, доступность жилья, уровень оплаты труда. Русский народ остаётся до неприличия беден. А к среднему классу, согласно последним подсчётам швейцарского банка Credit Suisse, может быть отнесено не более 4,1 % граждан страны. Внешняя политика – это красивая ширма, которой загораживают внутреннюю разруху, вызванную сознательным пренебрежением правящим классом правами и интересами большинства граждан.

Дозы священного эликсира поступают в умы слушателей «Радонежа» регулярно. Так, В.Саулкин возносит осанны Кремлю в каждом своём выступлении, не заботясь об аргументах. Он берёт их готовыми у Первого канала, сдабривая лишь интонациями почти житийного в своей «каноничности» сердечного умиления. Его голос струит почти слёзную благодарность мирозданию за возможность произносить само имя «первого лица». При этом вся деликатность и согбенность позы сходит на ноль, как только в эфир прорывается слушатель, осмелившийся сомневаться в благотворности происходящего в России. Саулкин, не прибегая к процедуре идентификации духов, без обращения к «внутреннему человеку» и не испрашивая старцев – попросту запрещает позвонившему говорить: «Не смейте клеветать на Владимира Владимировича». Очень милое проявление соборности, да.

Но партию основного кремлёвского подмастерья в эфире этой радиостанции играет священник А.Шумский, уже упоминавшийся выше. Вкратце все его суггестивные ужимки можно свести к следующим максимам:
1. Путин – столь же велик как Сталин
2. К власти Путина привёл «объективный процесс позитивных изменений» в стране
3. Путин – Богом данный правитель, выполняющий царскую функцию

Реверансы в адрес почитателей Сталина здесь понятны – среди слушателей «Радонежа» много тех, у кого сравнение современной России с её образцом периода сталинщины порождает объяснимую ностальгию. Мол, тогда был «порядок», бюрократы трепетали и потому служили народу, а спекулянтов вообще расстреливали. Оправданно ли сопоставлять действующего президента и Сталина? Нет, ибо они типологически антагонистичны друг другу: Коба был авантюристом, хотя и очень расчётливым, и верил в социалистический идеал. Путин – скорее бюрократичен, чем революционен, и уж конечно не верит в то, о чём задабривающе воркует в «общении с народом». У него нет никаких идеалов кроме идеала бизнеса. Ибо государство для него и его окружения – это бизнес-проект. И вся философия и практика последних 25 лет об этом живописно свидетельствует. РФ как государство роднит со сталинским Союзом две черты: 1) абсолютное неприятие политической субъектности русского этноса. Борьба с «правым уклоном» в политике остаётся для Путина главным завещанием Сталина; 2) правовой нигилизм, низводящий право до «воли правящего класса». На практике это выражается в том, что все законы, вплоть до Конституции, в РФ фиктивны. Они декларируются, но исполняются только там и тогда, где и когда это выгодно правящей бюрократии.

Попытка иерея Шумского списать факт получения Путиным высших государственных полномочий на действие неких «объективных сил» — заведомо несостоятельна. Хотя бы потому, что история эта ещё не успела покрыться слоем густой архивной пыли. И все хоть сколько-нибудь внимательные хронисты политического процесса в современной России помнят, что власть Путину трясущимися руками вручил «дедушка» Ельцин. Путину, тем самым, было поручено охранять завоевания скороспелого постсоветского капитализма. Он должен был гарантировать неизменность экономической модели, в которой наиболее прибыльные, экспортно ориентированные предприятия были отданы узкому кругу лиц, сформированному из «талантливых» комсомольцев и сверхлояльных отраслевых тузов. Путин лишь творчески дополнил эту конструкцию, инкорпорировав в класс новых собственников своих приятелей. Система же в целом сохраняется им нетронутой, удерживая 80% граждан в бедности и нищете.

Третий тезис рясоносного апологета Кремля выдаёт в его авторе безнадёжного визионера. Надо долго медитировать над портретом «нашего президента», не спать ночами, изредка прикладываясь к изображению в надежде услышать указующий шёпот, чтобы в итоге узреть в полковнике КГБ — данного Богом царя. В 2001 г. Путин в интервью Би-Би-Си на вопрос «Вы верите в Бога?» ответил весьма нетривиально: «Я верю в человека». Нет, это ожидаемо от бдительного советского чекиста, который обязан противостоять попыткам вербовки. В том числе вербовки, напомаженной самой любвеобильной религиозностью. Однако подобный ответ странен для «данного Богом» почти царя. Помнится, апостол призывал дать ответ о своём уповании каждому — кротко, но прямо, без лукавства. Ответ Путина именно что лукав. Разумеется, мы не можем запретить Шумскому верить в «ниспосланность» ВВП. Ум человека — послушная скотинка. Его можно заставить жевать любую мякину, если это успокоит сердце. Похоже, выдуманное Шумским для собственных нужд идеологическое плацебо примиряет его с трупным запахом путинской стабильности. Однако нам эти галлюцинации не помогут, как не помогли они на рубеже 80-90 гг., когда некоторые увидели «освободителя от тирании» в Ельцине.

Любопытно, как иерей Шумский объясняет неприятие выстроенной за последние 25 лет политико-экономической системы русскими националистами. «Они, — диагностирует Шумский, — впали в антигосударственничество. Они находятся в оппозиции самому государству». И это верно: в отличие от Шумского, Саулкина и прочих воспевателей «державности», русские правые оценивают государство как инструмент, призванный служить создавшей его нации. Но в силу специфики генезиса государства РФ, созданного не русскими и не для русских, весь его механизм служит тем, кому судьба русских, их настоящее и будущее, безразлична. Русских преследуют за любые попытки к политической самоорганизации. И сам этноним «русский» в политике табуирован, создание политических партий на основании принадлежности к русской нации — запрещено. Если для Шумского государство — самодостаточная ценность, то для русских националистов, равно как для всех вменяемых граждан — средство достижения кратко- и долгосрочных целей. И если это средство становится непригодным, если оно, паче чаяния, набрасывается с плотоядным рыком на тех, кому обязано быть слугой — его следует сдать в ремонт.

Шумский, равно как все «патриоты», курящие Кремлю фимиам своих речей и статей, обожествили государство, впав в ересь этатизма. Они пали перед кесарем, спутав средство с целью. Однако долг христианина состоит в том, чтобы никогда не подменять высшие ценности — низшими. Как писал блестящий в своих формулировках историк Владимир Махнач, правильная иерархия ценностей в области общественно-политической такова:
1. Церковь
2. Нация
3. Держава
Идя по стопам идеолога петровского бюрократизма Ф.Прокоповича, апологеты Кремля с «Радонежа» забыли, кто кому призван служить.

Источник: http://ronsslav.com/albert-potapov-kiselyov-dlya-pravoslavnyh/