Архiепископъ Никонъ: Русскій народъ.
ОТ РЕДАКЦИИ: Настоящая статья принадлежит перу покойного заместителя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и духовника Русского Корпуса, Архиепископа НИКОНА, и написана им 1930 году, еще в бытность его редактором «Царского Вестника» и до принятия священного сана.
Русскій народъ.
Существуетъ наивное представленіе, правда, теперь поколебленное, что будто бы все самобытное русское — малокультурно, второсортно, провинціально и лишь то, что усвоено нами отъ народовъ «высшей культуры» — полноцѣнно и прогрессивно.
По тому представленію въ русскомъ обществѣ и даже въ русской наукѣ прочно установился взглядъ, что вся жизнь Московской Руси была невѣроятно отсталой и лишь только усвоеніе ею европейской жизни черезъ Петербургъ сдѣлало Московскую Русь Великой Россіей. Вотъ намъ нужно теперь разъяснять это колоссальное недоразумѣніе и исправить это грубое историческое невѣжество.
Конечно, наша Русь складывалась постепенно я послѣ пережатаго татарскаго ига была государствомъ во внѣшней культурѣ во многомъ отсталой. Однако, Московская Русь совершенно независимо отъ новаго Петербурга была призвaна органически и естественно сдѣлаться великимъ міровымъ государствомъ сь прочной духовной гегемоніей надъ всемъ міромъ. Скороспѣлыя Петербургскія реформы нарушили естественный ростъ Руси, разъединили населеніе на чуждые другъ другу классы, создали антинародную бюрократию и интеллигенцiю в заслонили отъ русскаго народа солнце его жизни Царя Батюшку. Вмѣсто того, чтобы господствовать надъ Европой, Россія впала въ духовное рабство и должна была пройти всѣ фазы этого рабства вплоть до чисто европейскаго коммунизма, явившагося послѣднимъ подаркомъ намъ Запада. Но вотъ теперь всѣ эти ошибки испытаны, кругъ замкнутъ и Россія должна будеть вернуться къ самой себѣ, къ своему природному пути, провозвѣстники котораго никогда не исчерпывались на Руси.
Еще Царь Іоаннъ III принялъ для Росси міровую задачу, а его преемникъ Іоаннъ IV практически вступилъ на путь органическаго превращенія Россіи въ міровое государство. Вѣдъ Римъ I и Римъ II — Византія была міровыми столицами, не знавшими себѣ соперниковъ, высоко поднявшими свою жизнь. Такой, по мысли Московскихъ Царей, должна была бытъ и ихъ наслѣдница Москва. Царь Iоаннъ IV издавалъ замѣчательныя книги «Царственный Лѣтописецъ», который устанавливалъ на своихъ страницахъ такую преемственность: Ветхозавѣтное Царство Истиннаго Бога, Христіанство, воцарившееся въ Римѣ, Византія — его преемница и Москва, наслѣдница вѣковъ, истинная столица міра и духовная повелительница народовъ, а Русскій Царь былъ единственнымь истиннымь Царемъ на землѣ… Своекорыстные презрѣнные бояре не поняли своего великаго Царя и помрачился его умъ въ борьбѣ съ ними.
Проходятъ 100 лѣтъ я на аренѣ русской исторія появляется великій государственный дѣятель и вдохновенный вождь Русскаго народа, Патріархъ Никонъ, который геніально задумываетъ превращеніе Россіи въ Новый Іерусалимъ, въ самодавлѣющiй центръ всѣхъ православныхъ народовъ, въ державу, какъ бы связывающую небо и землю. Но и этоть геній остается совершенно непонятымъ ничтожными современниками, его идем терпятъ внѣшнее крушеніе, а Русская жизнь становится на путъ рабской зависимости отъ того надъ чѣмъ ома призвана господствовать. Однако, идеи посѣянныя хотя бы нѣсколько вѣковъ тому назадъ не умираютъ , но причудливымъ ходомъ народной жизни получаютъ новую силу и новую красоту, если только нація остается достойной ихъ. И вотъ въ Русской жизни на протяженіи вѣковь удивительно н таинственно сохранялась преемственность этой идеи. Когда Россія казалось навсегда рабски подчинилась Европѣ вдругъ загорѣлся самоцвѣтнымъ огнемъ самобытный генiй Пушкина, за нимъ прошла огненная полоса славянофиловъ, наконецъ, возсталь на Русской землѣ удивительнѣйшій пророкъ Достоевскій. Они были живыми свидѣтелями того, что Русскій народъ не утратилъ своего призванія даже тогда, когда жизнь его шла по другому пути. Въ вѣковомъ спорѣ, теперь мы видимъ, оказались правы Московскіе Цари. Патрiархъ Никонъ, Пушкинъ, славянофилы, Достоевскій. Наши же западники — эти растлители Русскаго народа потерпѣли полное крушеніе, хотя и позорно не хотятъ въ этомъ сознаться. Впрочемъ черезъ ихъ растлѣніе Россія теперь подходятъ къ новому этапу своего бытія. Какъ ни горька Русская дѣйствительность, но Русскій народъ теперь, какъ никогда ранѣе на всемъ протяженія своей исторіи, близокъ къ духовной гегемоніи надъ міромъ. Россія вѣдь переболѣла тѣмъ, что такъ реально угрожаетъ всѣмъ народамъ. Нѣтъ ничего фантастическаго въ томъ, что послѣ всего пережитаго Русскій народъ окажется самымъ здоровымъ, самымъ сплоченнымъ и тогда Россія откроетъ новыя страницы міровой исторіи, столь удивительныя и прекрасныя, о которыхъ мы не можемъ себѣ отдать сейчасъ вполнѣ яснаго отчета. Россія вѣдь не будетъ государствомъ капиталистическимъ, шовинистическимъ и не будетъ вдохновляться государственнымъ эгоизмомъ. Она будетъ rocyдарствомъ свсрхнацiональнымъ и воплотитъ въ своей общественной жизни ученіе Христа.
На какихъ же элементахъ Русскаго общества, теперь совершенно растерзаннаго и частью даже растленнаго, можетъ обосноваться величіе Россіи? На народѣ. На тѣхъ простыхъ темныхъ мужикахъ, которые жгли и грабили помѣщичьи усадьбы, которые утратили человѣческій обликъ. На этомъ простомъ народѣ, на его просвѣщенныхъ и мужественныхъ выразителяхъ и будетъ обосновано величіе Россіи. Испытавъ по винѣ презрѣнныхъ западниковъ ложь государственной жизни, нашъ народъ обязательно вернется къ Русской правдѣ и будетъ преданъ ей непоколебимо.
Когда мы закончили эту статью, редакцiю случайно посѣтилъ простой малограмотный Русскій инородець и сказалъ: «Я получаю письма отъ своихъ эемляковъ изъ Россіи они пишутъ на нашемъ языкѣ и говорятъ — пустъ будетъ проклята та свобода, которую намъ дали Керенскій и Милюковъ, мы эту свободу съѣли съ кошачиной и собачиной и теперь отъ нея умираемъ, намъ нуженъ Царь». Нашъ посѣтитель умолкъ, а затѣмъ добавилъ: «моихъ двухъ братьевъ повѣесили большевики, хорошiе были парни… я знаю за что они умерли. Ох, какой будетъ умный нашъ народъ и какой Великий сдѣлается Россія, она будетъ сильнѣе всѣхъ государствъ я всѣхъ народовъ міра».
Царскiй Вѣстникъ Воскресенье, 17 августа (4 августа ст. ст.) 1930 г.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.