Архиепископ Аверкий (Таушев): О СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ

Архиепископ Аверкий (Таушев): О СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ

На первом месте в этих церковных делах стоит, конечно, почти полная утрата нами духа подлинной ,,соборности”, который должен лежать в основе нашей церковной жизни. Наша церковь — ,,соборная”,
что так ясно подчекнуто в Символе веры. И это слово ,,соборная” вовсе не равнозначуще слову „вселенская”, как это у нас часто толкуется под влиянием латинского Запада: „соборная” это перевод
греческого слова „кафоликос”, а для понятия — „вселенская” есть совсем другое греческое слово — „икуменикос”.
Учение о том, что наша Церковь — соборная прекрасно раскрыто св. Апостолом Павлом в 12 главе его 1-го Послания к Коринфянам, где он говорит, что Церковь — это тело Христово, а мы, верующие — члены этого тела (смотри ст. 12-21), а также  послании к Ефесянам в 1 главе ст. 22-23, в 4 главе ст. 4-16 и к Колоссянам в 1 главе ст. 18-29.

Церковь — „соборная”, потому, что она „собрана”, состоит из разных составных частей, представляющих собою вместе одно целостное единство — один цельный организм, одно тело, глава коего сам Христос. Вот почему Церковь нельзя рассматтривать, как какую-нибудь обычную светскую организацию, и в ней совершенно неприменима ни одна из светских форм правления — в ней неуместна и неприемлема ни диктатура, чья бы то ни было, ни олигархия (правление немногих), ни демократия. Она состоит из разных составных частей : епископата, клира и мирян, и все эти составляющие ее части должны находиться в ней в полной гармонии друг с другом, как члены человеческого организма в человеческом теле.
Понимание „соборности” не поддается никакому формальному определению: оно поэтому весьма трудно дается человеку, не живущему подлинной церковной жизнью. Да и вообще „дух соборности”, как и все возвышенные истины нашей св. веры, постигаются не умом, а верующим сердцем. Истинная „соборность” ничего общего не имеет с „демократией” — со столь модным теперь стремлением мирян, часто совсем нецерковно-настроенных и даже маловерующих и просто неверующих, властвовать в Церкви. Но подлинная „соборность” решительно исключает и всякую „диктатуру” в Церкви. Необходимо хорошо знать и помнить, что самое понятие власти в Церкви весьма отлично от мирского понимания власти. Об этом ясно учит Слово Божие. Когда к Господу Иисусу Христу подошли два из ближайших Его учеников Иаков и Иоанн и просили, чтобы Он дал им сесть одному по правую Его руку, а другому — по левую в Царствии Его, т. е. — разделить с Ним власть Его над миром, Он сказал им: ,,Не знаете, чего просите” . .., и подозвав остальных учеников, сказал в назидание всем: ,,Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так : кто хочет между вами быть большими, да будет вам слугою. . . ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Матф. 21, 21-28 и Марк. 10, 35-45).
Духовная власть, пастырская власть — это не господствование, не властвование, а служение — служение великому делу спасения людей.  В полном согласии с этим наставлением Господа Иисуса Христа учит св. Ап. Петр: ,,Пасите еже в
вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки (не для гнусной корысти), но усердно, ни яко обладающу притчу (не господствуя над наследием Божиим), но образи бывайте стаду) (1 Петр, 5, 2-3).
Духовная власть основывается не каком-либо внешнем, насильственном принуждении, а только на высоком духовном авторитете пастыря, почему св. Ап. Павел и увещевает пастыря: ,,Образ т. е. „пример” ) буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою” (1 Тим. 4, 12).
Церковь всегда решительно осуждала пастырей, которьте пытались подражать в своей жизни, в своем поведении мирским начальникам, называя это ,,дымным надменнием мира” и подчеркивая разницу между мирским начальствованием и пастырским служением.
Нет учения в нашей Церкви и о чьей бы то ни было „непогрешимости”. Непогрешима только вся Церковь в целом, поскольку хранимая Духом Святым она не может вся отступить от истины. Отдельные же члены Церкви могут погрешать, хотя бы то были даже епископы, или патриархи, или целые соборы епископов, кроме того Собора, который принят всем вселенским сознанием Церкви, как Собор Вселенский, выражающий это вселенское сознание, или Истину, хранимую Церковью.
Вот это Истина — чистая и неповрежденная Истина: она нам всего дороже на свете!
Вот почему не может и не должно быть никакой и ничьей диктатуры в Церкви. Вот почему даже такой пламенный ревнитель епископской власти, как высшей власти в Церкви, священномученик Киприан, Епископ Карфагенский, которому принадлежит знаменательное изречение: „Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви”, — одновременно говорит: „Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере”, а пресвитерам своим пишет: „С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа”.
Всех нас волнует вопрос о более правильном и, по возможности, совершенном управлении нашей Русской Зарубежной Церковью, и на этой почве происходят у нас некоторые споры и разделения, разногласия во мнениях.
. . . Привлечение мирян к активному участию в церковной жизни в духе соборности, как мы знаем, вполне оправдало себя в наступившие исключительно тяжкие годы гонений на Русскую Церковь.
Кто как не верующие миряне спасали нашу святую веру и Церковь от безбожников и от так называемых „живоцерковников” и „обновленцев” ?
А что было бы, если бы верующие слепо не рассуждая, пошли бы за своими пастырями, пресвитерами и епископами, изменившими своей вере, отрекшимся от нее или ставшим „живоцерковниками”, и „обновленцами” ?
Тяжкие времена, переживаемые нашей Церковью, далеко не изжиты, — впереди, может быть, еще более тяжкие времена! — а потому крайне важно сохранение в нашей Церкви „духа соборности” — гармоничного сочетания и единодушного действования, в полном согласии с канонами, епископата, клира и мирян, основанного на взаимной христианской любви и доверии.
(Слово на Епархиальном Собрании в 1966 г.)
Архиепископ Аверкий

Источник: «Знамя России», Апрель, 1 9 7 4, № 357

https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/istinnoe-pravoslavie-i-sovremennyj-mir/21