Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения установлен в память о возвещении Архангелом Гавриилом – благовестником тайн Божиих – Пресвятой Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя міра.
Когда в последние годы существования Ветхозаветной Церкви приблизилось время вочеловечения Спасителя, нужно было, чтобы нашлась чистейшая, непорочнейшая, святая Дева – сосуд, достойный воплотить Сына Божия. Таковым сосудом была Божиим промыслом подготовлена Мария, отрасль святых праведных Иоакима (из рода Царя Давида) и Анны (сестра Анны Елизавета была матерью Иоанна Предтечи). Жили они в Назарете, однако по обету, данному родителями, дотоле бездетными, вымоленная ими у Господа дочь Мария была ими посвящена Богу и с трех лет была отдана жить при Иерусалимском храме.
Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, по обычаю ей следовало оставить храм и выйти замуж. Но Мария сказала священникам, что от рождения посвящена Богу и желает всю жизнь соблюдать девство. Поскольку к этому времени родители ее умерли, а при храме ей более оставаться было нельзя – Она была, по научению священников ангелом, обручена ими ее благочестивому родственнику из Назарета, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида. Ему было наказано принять Марию, заботиться о Ней и хранить Ее девство. Возвращение в Назарет никак не изменило Ее молитвенной и праведной жизни.
Четыре месяца спустя в доме Иосифа в один из весенних дней Мария по обыкновению была занята чтением – на этот раз книги пророка Исаии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». И тут явился ей Архангел Гавриил со словами:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна ты между женами!..» – и благовестил о грядущем чудесном рождении от Нее Сына Божия, Который освободит людей от греха, научит их любви к Богу и друг к другу.
Со смирением пречистая Мария приняла эту весть, но невольно вырвался у Нее вопрос: «Как будет это со мной, когда Я мужа не знаю?» – Ангел Ей объясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и рождаемое свято и наречется Сыном Божиим». – «Се раба Господня: да будет Мне по слову твоему!».
Совершилось это Благовестие в Назарете – потому «Имя Назарета священно для христианина. Христа называли «Назарянином». Это прозвище было написано и на Древе крестном, на котором Он пострадал за нас. А последователей Христа называли «назореями»» («Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы»).
Отмечать этот праздник стали с IV века. Праздник совпадает с Великим постом или приходится на Светлую Седмицу (до среды включительно). Поэтому продолжительность празднования его неодинакова. Если Благовещение случится до Лазаревой субботы, то Церковь празднует его три дня, если в эту субботу – два, а если в Страстную или Светлую Седмицы – один день. Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой. Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году (если дотоле просуществует мiр).
Пост же в дни Благовещения ослабляется. По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже в Страстную пятницу. Ради него в этот скорбный день совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а пост несколько ослабляется.
Благовещение было до революции одним из самых светлых, весенних праздников. Существовал благочестивый обычай – в праздник Благовещения на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц из клеток в знак того, что все живое радуется освобождению от греха и вести о пришествии Бога. Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою душу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил в проповеди к этому празднику:
О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу!
Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!..
Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, – любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель…
Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности.
+ + +
В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на наружной стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о «самописанной» иконе, Царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы к башне была пристроена деревянная часовня, а башню стали называть Благовещенская.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 г. соорудила храм во имя Благовещения, в честь сей чудотворной иконы, так, чтобы внешняя сторона башни, на которой явилась икона, находилась внутри церкви, а башню превратили в колокольню. Церковь Благовещения стояла в низменной набережной части Кремля, издревле именуемой Подолом. В ХIV-ХV веках здесь располагались дворы, принадлежавшие, главным образом, знатному боярству. В начале ХV века западный угол Подола, примыкавший к кремлевской стене, отошел в великокняжеское владение.
После смерти Великого Князя Василия Дмитриевича его супруга Софья Витовтовна построила на этом месте Житный двор, существовавший до середины ХVIII века. Церковь стала называться Благовещенская на Житном дворе. В 1932 г. при «реставрации» Кремля церковь была разобрана и восстановлена башня с флюгером вместо креста. Однако башня сохранила свое название – Благовещенская.
+ + +
Другие двунадесятые и великие богородичные праздники:
8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы
25 марта / 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы
15/28 августа. Успение Пресвятой Богородицы
1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
21 ноября / 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Источник: http://rusidea.org/?a=25040701
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.