Труды двух братьев Николая Васильевича и Дмитрия Васильевича Болдыревых навсегда вошли в золотой фонд русской мысли. Главное и, как кажется единственное сохранившееся произведение Николая Васильевича, выдающегося представителя органического мiровоззрения «Правда большевицкой России», впервые в Интернете появилось на нашем сайте. «Школа Святой Софии» Дмитрия Болдырева, по определению архимандрита Константина (Зайцева) профессора-крестоносца и более мелкие его труды тоже у нас опубликованы.
Судьба их отца Василия Ксенофонтовича тесно связана с Барнаулом. Отрадно, что о нём и его деятельности в наших краях написал очерк крупный деятель нашего города, посвятивший ему всю свою сознательную жизнь в том числе и на ответственных постах Главы крупнейшего района и Председателя городской думы Сергей Васильевич Краснов. ( Ред.сайта АО СРН)
Болдырев Василий Ксенофонтович
Запись в метрической книге Христорождественской церкви села Дросково Орловской губернии свидетельствует – Василий Болдырев родился 23 апреля 1850 года. В семье Ксенофонта Яковлевича и его супруги Анны Федоровны это был не первый ребенок. Его крестной стала Татьяна Федоровна, супруга отставного Его императорского Величества лейб-кучера Федора Яковлевича Рыбина [1]. Утверждение некоторых авторов о том, что Болдыревы были «потомственными почетными гражданами Орловской губернии», не соответствует действительности. Законодательство Российской империи к сословию «почетных граждан» относило только городских обывателей. В то время как предки Болдырева происходили из служилого дворянского рода [2 с.7]. Отец его имел чин коллежского регистратора, а это давало право на личное дворянство.
По окончании гимназии, в 1869 г., Василий поступил в 1-е Павловское военное училище, созданное за шесть лет до этого из одноименного кадетского корпуса. В Петербурге училище считалось весьма престижным. Судя по тому, что спустя два года в чине портупей-юнкера его выпустили в лейб-гвардии Финляндский полк, учился юноша хорошо [3]. В полку, получив звание прапорщика гвардии, он год служил делопроизводителем полкового суда. В течение четырех последующих лет, уже поручик гвардии В.К. Болдырев, прикомандирован к Николаевской академии Генерального Штаба. В 1877 г. возвратился в полк, где принял командование ротой. Через четыре месяца, 12 октября, лейб-гвардии Финляндский полк участвовал в бою при болгарской деревне Горный Дубняк, там русская гвардия понесла огромные и неоправданные потери. Оставим анализ русско-турецкой войны 1877-78 гг. военным историкам. Отметим лишь то, что в этот день командир 1-ой роты поручик гвардии В.К. Болдырев получил тяжелые ранения [4]. За этот бой в июле 1878 г. он награжден орденом св. Анны IV степени с надписью «За храбрость», а в ноябре того же года, по окончании боевых действий, орденом св. Станислава III степени с мечами и бантом.
Возвратиться в строевую часть не позволили полученные раны. Наступил поворотный момент в жизни молодого офицера. Закончив лечение, он поступил в Военно-юридическую академию. Возможно, на такое решение повлияла его работа в полковом суде. В то время В.К. Болдырев даже не подозревал о том, что именно учеба в академии приведет его на Алтай. В мае 1881 г. окончил полный курс по первому разряду. За успехи в период учебы удостоен чина штабс-капитана. Был направлен в распоряжение Главного военно-судного управления, где получает назначение на должность помощника военного прокурора Петербургского военно-окружного суда. С приходом в военно-судебное ведомство его повысили в чине до капитана. В этот период Василий Ксенофонтович женился на дочери купца Василия Немчинова, Ольге. К 1886 г. она порадовала мужа двумя сыновьями – Николаем, впоследствии ставшим юристом, и Дмитрием, будущим известным философом. Жила молодая семья на казенной квартире в Аничковом дворце. Через несколько лет полковник В.К. Болдырев получил назначение в Казань, но выехать к месту новой службы не успел. Его возвратили на прежнюю должность – помощника военного прокурора, и оставили в столице. Там он прослужил до 1891 г., когда стал исполнять обязанности прокурора. К тому времени семья Василия Ксенофонтовича значительно выросла. В том же году у него родились двойняшки, которых назвали Василий и Ольга. С трехлетней дочерью Натальей в семье подрастало пятеро детей. Казалось, в таких условиях производить кардинальные изменения жизненного уклада совершенно ни к чему. Скорее всего, 41-летний полковник в ближайшем будущем стал бы военным прокурором Петербургского военно-окружного суда, но судьба распорядилась иначе.
30 сентября1892 г. полковник В.К. Болдырев прибыл к новому месту службы и вступил в должность начальника Алтайского горного округа. Авторы биографических статей об этом замечательном человеке чаще всего обходят стороной вопрос: А что, собственно говоря, подвигло его на такой шаг? В лучшем случае выдвигаются версии, далекие от реалий.
На самом деле, ситуация на Алтае к концу XIX века складывалась хуже некуда. Залежи руд, в лучшие годы приносившие императорской семье до 90% добываемого в России серебра и значительное количество золота, были исчерпаны. Убыточные рудники и заводы, переданные в целях экономии Министерству финансов, требовалось закрыть. Для развития сельского хозяйства и городов нужна была земля. Формально, её много. Но она находится в собственности Кабинета его императорского Величества – одного из подразделений Министерства императорского двора. Часть земель находилось в ведении Главного управления уделов того же министерства. Такая разобщенность мешала развитию российских территорий. Требовалась реформа управления землями Кабинета. Идею реформы продвигал Министр двора. В качестве экспериментальных площадок выбрали Алтайский и Нерчинский горные округа. Во главе преобразований стояли – руководитель Кабинета, уроженец Алтая Н.С. Петров, и руководитель канцелярии Министра двора В.С. Кривенко. Первый контролировал финансовую сторону проекта, второй кадровое обеспечение. Понимая важность стоящей задачи, Кривенко тщательно подбирал кадры исключительно из числа офицеров гвардии, которых знал лично. Среди них В.К. Болдырев, в прошлом гвардеец и его однокашник по Военно-юридической академии [5]. От предложения, поступившего из всесильного Министерства, отказаться было невозможно. Оставив в Петербурге семью, Василий Ксенофонтович прибыл в Барнаул.
При обследовании вверенной ему территории столкнулся с рядом проблем. Отмена крепостного права лишила Кабинет приписных крестьян – дешевой рабочей силы. Сами заводы требовалось срочно закрыть. Вместе с тем, крестьяне из Европейской части России стали массово осваивать свободные земли за Уралом, в том числе на Алтае. Энергично собрав информацию о реальном положении дел, выработав свои предложения, он отправился в столицу. Получив там одобрение плана действий и новые инструкции, возвратился в регион. Вот когда ярко проявились организаторские таланты В.К. Болдырева.
Через год Барнаульский, Павловский, Локтевский и Змеевский заводы были закрыты. Через четыре года остановили Гурьевский завод, а вот последняя плавка на Сузунском медеплавильном состоялась только в 1914 году. За успехи в службе начальника округа наградили орденом св. Владимира III степени.
Проблема с самовольным переселением требовала времени и немалых усилий. Она существовала едва ли не с открытия пути в Сибирь. Понять это нетрудно, ознакомившись с «доношениями» земских старост, хранящихся в сибирских архивах. Правда, масштаб был иной, и задача у Василия Ксенофонтовича была «не имать, и в кандалы», а выявлять и легализовывать, побуждая тем самым платить налоги. Именно в этих целях он создал статистическое бюро и назначил руководителем Н.М. Ядринцева, по его личной просьбе. Результатом кропотливой работы по устройству «самовольщиков» на местах и создания им условий для занятия сельским хозяйством стал заметный рост доходов округа. В министерстве двора оценили эти усилия, и в мае 1896 г. В.К. Болдырев пожалован в генерал-майоры. В том же году Алтайский горный округ как административно-территориальная единица прекратил свое существование, не дожив год до своего 150 летия.
Но саму юбилейную дату Василий Ксенофонтович умело использовал в интересах региона. По его просьбе Кабинет выделил средства на строительство в переселенческих поселках 30 школ.
Ещё одним результатом, в том числе деятельности В.К. Болдырева, явилось высочайше утвержденное в мае 1899 года Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев, водворившихся в Алтайском округе на землях Кабинета Его Величества. В нем говорилось, что земли Кабинета по особым актам отводились сельским и горнозаводским обществам. Крестьяне, владея предоставленными землями, ежегодно платили в казну оброчную подать.
Кабинет с пониманием отнесся и к прошению о передаче Обществу попечения о начальном образовании Аптекарского сада (ныне парк Центральный), и способствовал преобразованию Барнаульского окружного училища в реальное. По инициативе В.К. Болдырева на месте сгоревшего здания тюрьмы началось строительство Народного дома. К созданию проекта он привлек известного в России академика архитектуры И.П. Ропета, который выполнил работу бесплатно. В апреле 1893 г. в Барнауле более 40 горожан образовали вольное пожарное общество. Почетным председателем общества становится полковник В.К. Болдырев. А затем и ещё двух – любителей исследования Алтая и Общества попечения о начальном образовании. Эрудированный, коммуникабельный, отличающийся порядочностью в отношениях и взвешенностью решений, он сумел органично вписаться в среду местной элиты. В марте 1900 г. назначен заведующим Земельно-заводским отделом Кабинета его императорского Величества.
Барнаульцы по достоинству оценили труды на благо города этого прекрасного руководителя. 22 марта 1901 г. генерал-майор Василий Ксенофонтович Болдырев был высочайше утвержден первым в истории Барнаула «Почетным гражданином города». О том, с каким уважением он относился к этому званию, говорит такой факт. В начале 1914 г. в Петербурге на заседании земельной комиссии Кабинета планировали рассмотреть вопрос об отводе земельного участка под строительство в Барнауле сельхоз-института. На заседание в качестве представителя города решил пойти В. К. Болдырев. Выслушав рекомендацию начальства воздержаться от посещения, он ответил, что ему, как Почетному гражданину г. Барнаула, отказаться пойти никак нельзя. Комиссия с его участием решила выделить на названые цели 200 десятин кабинетской земли [6 с.2].
В апреле 1905 г. пожалован в генерал-лейтенанты, а спустя два года уволен со службы с мундиром и пенсией, но остался работать в Министерстве императорского двора без содержания.
Награжден восьмью российскими, двумя иностранными орденами и многими медалями. Генерал-лейтенант В.К. Болдырев покинул этот мир 8 декабря 1916 года в возрасте 66 лет.
Библиографический список:
1 А. Полынкин. Генерал Василий Болдырев – наш земляк.// [Электронный ресурс] – URL http://klub mastera.narod.ru/publ/tvorchestvo masterov/_ rasskazy_o_ljudjakh_zemli_pokrovskoj/general_vasilij_boldyrev_nash_zemljak/45-1-0-1975.
2 Болдырев Н.В., Болдырев Д.В. Смысл истории и революция/ Сост.,вступ., статья и примеч. М. Б. Смолина. – М.: Изд-во журнала «Москва», 2001.
3 1-е Павловское. Выпуск 11.08.1971 года. [Электронный ресурс] – URL https://ria1914.info/index.php/
4 А. Полынкин. Генерал Василий Болдырев – наш земляк.// [Электронный ресурс] – URL http://klub mastera.narod.ru/publ/tvorchestvo masterov/_ rasskazy_o_ljudjakh_zemli_pokrovskoj/general_vasilij_boldyrev_nash_zemljak/45-1-0-1975.
5 С. И. Григорьев, С. В. Куликов. В. С. Кривенко и министерство двора: забытый мемуарист в контексте истории забытого ведомства. // [Электронный ресурс] – URL https://magbook.net/read/43114
6 О сельско-хозяйственном институте./ Сибирская жизнь.1914. №13 от 17 января.
С. Краснов, краевед.
10.06.2021
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.