В Воронеже повешен на царских вратах в церкви архиеп. Воронежский Тихон (Никаноров)
К 100-ЛЕТИЮ ПАМЯТИ
27.12.1919 (9.01). — В Воронеже повешен на царских вратах в церкви архиеп. Воронежский Тихон (Никаноров)
Свящм. Тихон Никаноров, архиепископ Воронежский (30.1.1855-27.12.1919/9.1.1920). В мiру Василий Варсонофиевич Никаноров, родился в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное образование он получил дома от отца, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, а после ее окончания в Петербургскую духовную академию. Окончил ее в 1881 г., в 1884 г. его утвердили инспектором Новгородской духовной семинарии, а уже через десять лет, в 1892 г. он стал епископом Можайским (викарием Московского митрополита).
Его часто, как было принято до революции, переводили с одной епархии на другую: Полоцк, Пенза, Калуга. В июле 1907 г. владыка Тихон стал управляющим знаменитого Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, славного истинным монашеским благочестием. В июне 1912 г. владыка был назначен епископом Калужским и Боровским. В мае 1913 г. последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа. Его келейник протоиерей Иоанн Житяев вспоминал:
«Архиепископ Тихон был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на раннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе… За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
6 декабря 1914 г. преосвященному Тихону выпало встречать прибывшего в Воронеж Императора. Будущие царственные мученики — Государь Император Николай II, его супруга императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга и Татиана посетили Митрофанов монастырь, объехали госпитали для раненых воинов, утешая солдат. Владыка Тихон был удостоен внимания и будущей преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
После свержения монархии владыке Тихону пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 г. за неподчинение власти он был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований, чему он и воспротивился. Синод заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.
В 1917-1918 гг. архиепископ Тихон участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании Патриарха Тихона. После Октябрьского переворота пришлось испытать на себе глумление большевиков, кощунственные вскрытия мощей, убийства пасомых. Январские события 1918 г.: анафема Патриарха Тихона революционерам и Декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства (точнее о ее ограблении) вызвали отклики и волнения по всей стране, Воронеж не был исключением. Так, 26 января 1918 г. в Воронеже большевиками был расстрелян крестный ход под стенами Митрофановского монастыря, погибло несколько человек.
Когда в октябре 1919 г. город был взят белыми частями армии Деникина, архиепископ служил панихиды по жертвам большевистского террора. Отбившие город большевики отомстили без суда и следствия: на третий день празднования Рождества Христова, 27 декабря 1919 года, когда владыка Тихон совершал богослужение в Благовещенском монастыре, во время Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора. Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил: архиерей, как «монархист и пособник белогвардейцев», должен быть ликвидирован. Тут же архиепископа Тихона (Никанорова) повесили на Царских Вратах собора на глазах у верующих. Мстительные зверства жидобольшевиков по всей области привели к убийствам еще около 160 священнослужителей.
В течение двух месяцев тело архиепископа Тихона запрещали хоронить. Только 2 марта 1920 года было совершено его отпевание и погребение его викариями епископами Владимiром и Модестом. Святителя похоронили в склепе этого же Благовещенского собора. В 1956 г., когда обитель была уничтожена, тело перенесли на городское кладбище, а в 1993 г. перезахоронили в восстановленном Акатовом монастыре Воронежа.
Священномученик Тихон был причислен к лику святых Новомучеников в 1981 г. Руссской православной Церковью за границей, в 2000 г. – Юбилейным Собором РПЦ МП.
Использованы сведения:
http://www.vob.ru/saints/shmc/tix_nikanor/main.htm
+ + +
Нередко подчеркивается, что архиепископ Тихон мог уйти из Воронежа с отступающими частями армии Деникина, но не сделал этого, остался со своей паствой и обрел мученический венец. Его судьба (как и убитых большевиками уже в годы «гражданской войны» многих тысяч других представителей «реакционного духовенства») показывает, что несомненно ожидало бы и тех епископов, которые активно поддержали Белое движение и даже провели в мае 1919 г. в Ставрополе Южно-Русский Священный Собор, на котором было образовало Временное Высшее Церковное Управление («ВВЦУ») Юга России. Это ВВЦУ находилось при штабе Главнокомандующего – сначала генерала Деникина, затем генерала Врангеля в Крыму. Эти епископы стали духовной властью в структуре Белого движения, «белогвардейской» Церковью, окормляющей Белое войско и дополняющей военно-политическую белую власть. Следовало ли этому духовенству отказаться от эвакуации вместе со своей паствой и остаться в Крыму, принеся себя в несомненную жертву мстительному террору Розы Залкинд и Белы Куна?
Кое-кто по сей день вменяет им в вину отсутствие такого подвига. Например, известные публицисты РПЦ МП о. Даниил Сысоев и о. Леонид Калинин не раз упрекали РПЦЗ в том, что образовавшие ее архиереи «бежали из России, бросив свою паству». Однако вправе ли такие публицисты требовать такого непременного, завершающего их «белое» служение, мученичества от духовенства Белой армии?
И дело тут не только в том, что эвакуировавшиеся епископы свою паству как раз и не бросили, а ушли в новый поход вместе с ней, считавшей тогда, что Белая армия в скором времени вернется на родину для продолжения борьбы. Дело тут прежде всего в том, что, порицая «белоэмигрантское» духовенство, Сысоев-Калинин выдают за «исповедничество» предательство Новомучеников митрополитом Сергием и его лояльным духовенством. Трудно себе представить, чтобы с этими патриархийными публицистами и с политикой митрополита Сергия мог согласиться священномученик Тихон Воронежский.
Источник: https://rusidea.org/25010906
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.