ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ОПТИМИЗМЕ И КЛАДБИЩЕНСКОЙ СТАТИСТИКЕ

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ОПТИМИЗМЕ

Среди всех национальных проектов и далекоидущих планов самым, пожалуй, безнадёжным смотрится проект «Демография». Президент и министры, кажется, делают всё, чтобы мы с вами быстрее размножались, а в итоге Росстату приходится натягивать реальные цифры на поставленные задачи.

Я не раз писал о катастрофической демографической ситуации в России, которую уже невозможно не замечать. Хроническое превышение смертности населения над рождаемостью создаёт так называемую «естественную убыль» (язык с трудом поворачивается называть её «естественной», на самом деле она рукотворная и противоестественная).

За время существования нового государства Российская Федерация (1992–2018 гг.) естественная убыль населения страны составила более 13 миллионов человек. Это примерно столько, сколько Россия потеряла за годы Великой Отечественной войны. В последнее десятилетие естественная убыль населения камуфлировалась чистой иммиграцией, в результате чего происходил некоторый рост численности населения в стране. Но вот в 2018 году было зафиксировано падение численности населения России на 93,5 тыс. человек. На 1 января 2019 года, по данным Росстата, в России проживало 146,8 млн человек. Это на 1,6 млн человек меньше, чем в момент рождения государства Российская Федерация.

Власть вынуждена реагировать на негативные демографические тенденции. Так, 7 мая 2012 года президент В. Путин подписал указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№606). Спустя ровно шесть лет, 7 мая 2018 года, президент РФ подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№204). Во втором из названных документов, хорошо известном большинству читателей (он мощно распиарен нашими СМИ), сформулированы девять национальных целей, при этом на первом месте оказалась цель в области демографии. Кроме того, в майском указе 2018 года дано поручение правительству по реализации 12 национальных проектов (программ), одной из них (первой по порядку) опять же стоит программа в области демографии.

Постараемся вникнуть в цели демографической политики российского государства, средства её реализации и оценить результаты. С момента подписания майского указа 2012 года скоро уже будет семь лет, так что оценивать не только можно, но и нужно. В указе было записано: «В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753; б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет».

Вредительство вместо выполнения

Самое удивительное, что майский указ президента 2018 года подписывался без подведения итогов выполнения майских указов 2012 года (кроме упомянутого выше указа по демографии было ещё 10 других). Поэтому подводить итоги указа №606 будем самостоятельно. Для этого у нас под рукой имеются данные Росстата.

Что касается показателя, называемого «суммарный коэффициент рождаемости» (СКР), то не может не умилять точность, с которой авторы указа №606 определили его значение на шестилетнюю перспективу. До тысячной доли!
В 2012 году, когда подписывался указ, показатель, согласно данным Росстата, был равен 1,691. На настоящий момент данные по этому показателю за 2018 год Росстатом ещё не обнародованы. Последние цифры — за 2017 год: показатель составил 1,621. Таким образом, в 2012–2017 гг. наблюдалось движение вспять.

Власти, видимо, поняв, что «переборщили» в 2012 году с показателем СКР, в новом указе №204 убрали не только тысячные, но и сотые доли в числе и скромно сформулировали цель на 2024 год: «Увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7». Если немного округлить ту цифру, которая стояла в указе 2012 года, то задача на 2024 год состоит в том, чтобы хотя бы сохранить рождаемость на уровне 2012-го. А это означает, что никакого прироста населения в стране, скорее всего, не будет (в 2012 году естественный прирост населения в России оказался равен нулю).

Теперь о другом целевом показателе указа 2012 года — «ожидаемая продолжительность жизни» (ОПЖ). Как я уже отметил выше, указ №606 поставил цель обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет.

С моей точки зрения, показатель ОПЖ — очень странный. По крайней мере, для документа уровня президентского указа. Намного более понятным для широких масс трудящихся был бы показатель общей численности населения (или прироста численности населения). Ещё более важным и понятным мог бы стать показатель естественного прироста населения (превышение рождаемости над смертностью), выраженный в абсолютной величине (тыс. человек) или в относительном виде (в расчёте на тысячу жителей). Но зачем-то в указ вставили именно показатель ОПЖ.

Считаю, что это результаты бюрократических игр. Естественного прироста населения в стране в ближайшее время трудно ожидать. Скорее нам грозит естественная убыль (ещё раз повторюсь, она мне кажется противоестественной, т. к. создана искусственно, с участием нашей компрадорской власти). А чиновникам не хочется отвечать за эту убыль. Вот они и подставили лукавый показатель ОПЖ, не отражающий фактическое положение, которое можно проверить, а прогнозный. С прогнозами всегда проще. Во-первых, ими манипулировать легко. Во-вторых, за неисполнение таких показателей наказать тяжело.

Сходим на кладбище?

Данный показатель — нового поколения. Вот у меня на полке стоит статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1962 году». Там такого демографического показателя, как ОПЖ, нет. Есть куча других, отражающих численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост и т. п. Есть и такие таблицы, которых сегодня никто в Росстате уже не составляет. Например, «Число лиц, доживающих до определённого возраста, из 100 тыс. родившихся». Таблица дана в разбивке по возрастным группам с интервалом в пять лет — от нуля (новорождённые) до 100 лет (кстати, таковых в СССР в 1961 году было зафиксировано 1611 на 100 тыс. родившихся). Эти данные были очень важными для планирования народного хозяйства и для определения пропорции между работающими и неспособными работать (иждивенцами), для планирования пенсионного обеспечения. Обращу внимание, что это были не прогнозы, а показатели, отражающие фактическое демографическое положение в стране.

Мода на прогнозный показатель ОПЖ пришла к нам из-за границы в 1980-е годы. В справочниках «Народное хозяйство СССР» Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР появились таблицы под названием «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Показатели рассчитывались на основе формул и носили прогнозный характер. Вот, например, показатели ОПЖ в последние годы существования СССР, по данным ЦСУ (число лет): 1986 г. — 69,6; 1987 г. — 69,8; 1988 г. — 69,5; 1989 г. — 69,5. Сколько на самом деле проживёт человек, знает один Бог. И проверить прогнозные оценки статистиков никто не сможет.

Росстат даёт следующие значения данного показателя: на 2016 год — 71,9 года, на 2017 год — 72,7 года, на 2018 год — 72,6. Вроде бы выше, чем в последние годы существования СССР, но ниже того, что было определено указом 2012 года (74 года на 2018-й). Ещё раз подчеркну, что показатель ОПЖ — «резиновый», его можно корректировать в нужную сторону. Внутреннюю кухню приготовления этого показателя мы не знаем, но, видимо, Росстат не решился совсем уж чрезмерно нагло врать. Так что формально указ 2012 года и по показателю ОПЖ также не выполнен. Но никто из чиновников не пострадал.

Почему бы статистическим службам не давать более понятный и точный показатель, который можно было бы назвать «фактическая средняя продолжительность жизни» (по состоянию на соответствующий год) или что-то в этом роде? Именно фактическая, а не прогнозная или ожидаемая. В качестве эксперимента предлагаю пойти на кладбище и сделать подсчёт средней продолжительности умерших, скажем, в 2017 году. Или в любом ином году. У вас даже в грубом приближении не будет ничего близкого не только к 70 годам, но, боюсь, даже к 60.

А всё потому, что, даже по мнению специалистов, показатель ОПЖ оказывается существенно выше средней фактической продолжительности жизни тех, кто уходит в мир иной. Более того, специалисты уверены, что все данные по фактической средней продолжительности жизни у Росстата имеются, но публиковать их «не велено».

Не дать дожить до пенсии

Именно манипулируя завышенными и неверифицируемыми показателями ОПЖ, власти стараются убедить нас в том, что человек стал в условиях «демократической» России жить намного дольше, чем в «тоталитарном» Советском Союзе. И что поэтому пора отменить «устаревшие» нормы пенсионного возраста, установленные в СССР. Но это всё — цифровые и каббалистические манипуляции, призванные добиться того, чтобы человек вообще не доживал до пенсионного возраста. В правительственном законопроекте о повышении пенсионного возраста (в пояснительной записке) о продолжительности жизни говорится: «В целом значительно увеличилась». Но что вкладывают в эти слова, насколько она увеличилась, никто не знает и не объясняет.

Специалисты прекрасно понимают, что показатель ОПЖ, которым размахивают чиновники, пробивающие пенсионную реформу, имеет слабое отношение к реальной жизни. Вот, например, Оксана Дмитриева, экс-глава Минтруда, бывший депутат Госдумы (1993–2016 гг.), депутат заксобрания Петербурга, отмечает, что средняя продолжительность жизни мужчин на сегодняшний день — 64 года, и то очень неустойчивая. «Как можно повышать пенсионный возраст до 65 лет? Даже тогда, когда на пенсию мужчины выходили в 60 лет, разница между возрастом выхода на пенсию и продолжительностью жизни мужчин была самая маленькая среди всех стран, у которых есть пенсионное законодательство, — четыре года», — отмечает Дмитриева. А что касается ожидаемой продолжительности жизни, то сегодня она, по оценкам Дмитриевой, всего на два года выше, чем в середине 1960-х гг.

И вновь вернёмся к майскому указу 2018 года. В нём второй национальной целью определено «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет)». Авторов указа №204 не очень смущает, что задание майского указа по данному показателю не было выполнено (вместо 74 лет всего 72,6 года). Они с оптимизмом смотрят в 2024 год, устанавливая планку ОПЖ в 78 лет, и с ещё большим оптимизмом — в 2030 год с планкой в 80 лет. Закономерность очевидная: чем дальше от сегодняшнего дня, тем выше планка, тем больше оптимизма.

Кажется, чиновники окончательно заигрались в «демографический оптимизм». Они сами пребывают во «второй реальности» (есть такое понятие в философии и социальной психологии) и в такую же «вторую реальность» хотят погрузить всё общество. Более того, у них уже готовы проекты отчётов на 2024 год по части выполнения национальной программы по демографии, прописанной в майском указе 2018 года. Не верите? Зайдите на сайте Росстата в раздел «Демография». Внутри указанного раздела имеется подраздел, называемый «Демографический прогноз». Там уже «нарисованы» показатели ОПЖ на 2024 год. Причём показатели заготовлены на все случаи жизни. Воспроизвожу данные позиции «ожидаемая продолжительность жизни» на 2024 год:

  • Низкий прогноз — 73,89
  • Средний прогноз — 75,03
  • Высокий прогноз — 78,04.

Итак, если вдруг президент России в далёком 2024 году потребует чиновника Ляпкина-Тяпкина «на ковёр» с отчётом, то тот захватит с собой папочку, на которой написано «Высокий прогноз», и бодро отчитается по «полной национальной программе». Спектакль отчётов об исполнении указаний президента в России за четверть века отработан до мелочей.

 

Фото: www.globallookpress.com

https://tsargrad.tv/articles/o-demograficheskom-optimizme-i-kladbishhenskoj-statistike_188298

Автор: Катасонов Валентин Юрьевич