ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ: ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ И ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ: ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ И ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ

У святителя Николая Сербского нет ничего случайного и лишнего. Он всегда сосредотачивался на главном. Вот, в частности, в работе «Жатвы Господни» он поднял тему оккультизма в той части, которая касается учения о переселении человеческих душ, или реинкарнации.

Казалось бы, тема учения о реинкарнации — далеко ушедшего прошлого. Уже греческий философ Платон говорил и писал о том, что человеческая душа после смерти тела не умирает, а переселяется в другие живые существа.

Идея оказалась заразительной, ее придерживались и некоторые другие греческие философы после Платона, также представители школы неоплатонизма (III в. по Р.Х.). Она — одна из ключевых в индуизме, буддизме и некоторых других восточных религиях и философских школах.

Не сумели выдержать искушения учением о реинкарнации и некоторые известные учителя христианства ранних веков. Например, Ориген (ок.185 — ок.254) с его учением о предсуществовании человеческих душ (оно было достаточно оригинальным, отличалось от представлений платоников, индуистов и др.).

Не собираюсь делать обширный обзор по теме учений о реинкарнации, а отмечу, что зараза этого учения проникла также в христианскую Европу более поздних веков, а также в Россию. Произошла как бы реинкарнация учения о реинкарнации. Мечта обрести вечную жизнь во множестве повторных рождений пришла в российскую общественную мысль с модой на французского философа-мистика Луи Клода Сен-Мартена (1743-1803).

Учение о реинкарнации — сердцевина более широкого учения, называемого оккультизмом. Строго говоря, оккультизм (от лат. occultus — скрытый, тайный) — это не одно учение, а не вполне точно очерченный круг учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым». К таким учениям относятся эзотеризм и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия. С ними связаны гадания, онейрокритика (толкование сновидений), некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на суеверии и сохраняемые в тайне.

Впервые термин «тайная философия» (philosophia occulta) был употреблен в XVI веке немецким гуманистом, врачом, алхимиком, астрологом и натурфилософом Агриппой Неттесгеймским, а термин «оккультизм» был введён французом Элифасом Леви (1810-1875).

Так вот из всей пестрой смеси учений и практик оккультизма святитель особо выделил учение о реинкарнации душ, интуитивно полагая, что это в ХХ веке — особо опасная для христианства зараза. Вот и святитель фиксирует свое внимание на том, что его пастве не чужда идея реинкарнации:

— О чем беседуете, честные братья мои, могу ли я послушать, о чем говорите?

— Если и вправду Валаамова ослица заговорила по-человечески (Чис. 22:28), значит, оправдана вера буддистов в реинкарнацию, оправдана и подтверждена Библией»

Святитель коротко и убедительно объясняет своим «честным братьям» суть их заблуждений:

— Вы слышали об этом на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа?

— Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят. Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача — адских мук.

Неужели небесный Знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!

А то, что Валаамова ослица заговорила, так это не потому, что в нее реинкарнировалась душа человека, но по воле Божьей. Господь пожелал пристыдить дурного человека, наездника ее, через бессловесную тварь. И ослица, когда говорила человечьим голосом, конечно, не понимала, что говорит. Так же и ворон, который носил пищу пророку Илье в пустыню, не знал, кому и от Кого носит еду, хотя оккультисты всячески хотели бы, чтобы в том вороне была сознательная душа умершего человека.

«Честные братья» признаются, что они стали сомневаться в еретической природе учения о реинкарнации, потому что в ее защиту выступили некоторые авторитетные интеллектуалы и философы современности:

— Но как же могли ученые, даже некоторые русские философы признать такую ошибочную теорию?

Действительно в среде ученых, философов и литераторов конца XIX-XX веков появилась плеяда интеллектуалов, пытавшихся «на научной основе» обосновать теорию реинкарнации, веру превратить в «научный факт».

В Америке, например, появилось философско-литературное течение под названием «Трансцендентализм». Оно сформировалось в XIX веке представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (англ. Nature, 1836). Американские трансценденталисты, особенно Эмерсон, Уитмен и Торо, проявляли большой интерес к индийской философии перевоплощения и способствовали ее распространению в Америке. Некоторые из американских адептов идеи реинкарнации были талантливыми писателями и поэтами, облекая идеи философии перевоплощения в художественные формы. Особенно можно выделить поэта Уолта Уитмена (1819-1892).

В Европе наиболее ярким пропагандистом идеи реинкарнации выступал австрийский философ-мистик Рудольф Штайнер (1861-1925), основатель школы антропософии. А кого могли иметь в виду под «некоторыми русскими философами» собеседники Николая Сербского? Думаю, что в первую очередь Елену Блаватскую (1831-1891). Хотя, конечно, назвать ее «философом» трудно. К ней больше подходят другие титулы: оккультист, мистик, эзотерик, спиритуалист и т.п. Она считается главным идеологом современной теософии. Ее называют основателем теософии, но правильнее говорить, что это неотеософия. Потому что в эпоху раннего христианства уже существовали теософские учения, объединявшие гностицизм и христианский мистицизм.

Теософия Блаватской — гораздо более «гремучая смесь», включающая различные вероисповедания; «общим знаменателем» их является тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. При всем этом универсализме теософии видно невооруженным глазом, что учение Елены Блаватской опирается преимущественно на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). А в ней, как известно, одной из ключевых является идея реинкарнации душ.

Вот что мы читаем в «Философском словаре» о теософии Блаватской:

«Эволюция человека совершается путём многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания, и самопожертвованной жизнью, служением людям, становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. <…> Гносеологическая доктрина Теософии опирается на учения о карме, перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному «Я», и заключённому в высшем Триединстве «Атма-Буддхи-Манас». Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей». («Теософия» // «Новейший философский словарь».

Свою «лепту» в распространение идеи реинкарнации в XIX-XX вв. внесли также деятели литературы и культуры. Для некоторых реинкарнация не была некоей «научной теорией», а использовалась как художественный прием для выражения каких-то собственных мыслей автора. Но тем не менее эти «художественные образы» оседали в подсознании человека, «приобщавшегося к культуре», разрушая его христианское мировоззрение. К разряду таких произведений можно отнести роман Джека Лондона «До Адама», книгу ирландского романиста и поэта Джеймса Джойса «Улисс», роман Оноре де Бальзака «Серафита» и т.д. В некоторых литературных произведениях никаких реинкарнаций не происходит, но герои просто «философствуют» на тему переселения человеческих душ. Например, в романе Чарлза Диккенса «Дэвид Копперфильд», в романе Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», в романе Дениса Гербера «Ангел, стоящий на солнце» и т.д.

Точно также идеи реинкарнации устами героев своих романов доводил до своих читателей русский писатель Лев Толстой. О том, что Л. Н. Толстой верил в существование реинкарнации, доказывают слова его героев: «… Наши души были в животных и опять пойдут в животных…» (слова Сони в романе «Война и мир»); «Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила…» (слова Наташи в том же романе) и др.

«Властитель душ» граф Лев Толстой внес своими философствованиями по поводу происхождения и трансформации душ серьезную сумятицу в умы российской интеллигенции, которая и без того уже отходила (или отошла) от Бога.

Но вернемся к разговору святителя Николая Сербского с его паствой. На замечание «честных братьев», что приверженцами учения о реинкарнации стали даже некоторые ученые и философы, святитель отвечает:

— Могли, честные мои братья, что только не могут люди? И ученые, и простецы впадают в большие заблуждения, ибо они не знают ни Священного Писания, ни силы Божией. Ведь известно, что фальшивое золото блестит ярче настоящего. И хоть овальный камешек напоминает яйцо, но нет в нем жизни. Люди часто обманываются.

Так пусть заблуждения заблудших станут вам уроком и грозным предостережением. Уроком, чтобы не были легковерны и не верили людям, которые не знают и не любят вас, но чтобы верили Спасителю, Который знает вас от сотворения мира и любит так сильно, что пошел ради вас на смерть. Грозным предостережением же в том, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз, и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом — Суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку.

Еще раз хочу вернуться к моему исходному тезису: «У святителя Николая Сербского нет ничего случайного и лишнего». Святитель обладал прозорливостью и многое предвидел из того, что будет в нашем XXI веке. В том числе повальное увлечение людей идеями реинкарнации душ.

Еще сто лет назад русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) в своей известной работе «Религиозно-философские основы истории» сделал важное наблюдение: навалившиеся на Европу (и вообще западную цивилизацию) материализм и рационализм теряют свою привлекательность. Человек, пусть даже нравственно и религиозно деградировавший, испытывает потребность в чем-то «духовном». Но возвращается он не к христианству, а к мистике и разным формам оккультизма. Отсюда и реинкарнация идеи реинкарнации в конце ХХ — начале XXI вв.

Растущий интерес европейцев и американцев к восточному оккультизму очевиден. Об этом еще подробно писал христианский подвижник Серафим Роуз (1934-1982) в своих работах «Православие и религия будущего» (1975); «Православный взгляд на эволюцию» (1978); «Душа после смерти» (1980) и других.

В Европе периодически проводятся исследования в рамках проекта «Изучение Европейских ценностей» (European Values Study). Авторы соответствующих докладов с удивлением для себя констатируют большой рост популярности среди европейцев идеи о реинкарнации. Примечательно, что при этом растет и процент атеистов среди европейцев. Идея реинкарнации им не интересна, она воспринимается лишь «верующими христианами».

Не отстают и американцы: согласно опросу Гэллапа, проведенному в 2005 году, каждый пятый американец старше 18 лет верит в то, что после смерти его душа обретет новое тело. Причем доля их неуклонно растет. Так, исследование компании Yankelovich Partners показало, что в 1976 году в реинкарнацию верили 9% американцев, а в 1997 году — уже четверть населения страны.

В начале нашего века европейскими лидерами по степени зараженности идеей реинкарнации, как показывают опросы общественного мнения в рамках проекта European Values Study, являются следующие страны: Литва (44%), Исландия (41%), Эстония (37%), Швейцария (36%). Меньше всех верят в возможность пожить в другом теле жители Восточной Германии (12%).

А что Россия? По данным European Values Study, верят в переселение душ 32% жителей нашей страны. Это при том, что подавляющая часть граждан России — 63% по данным ВЦИОМ — православные.

Антонина Захарова в статье «Подходящее тело для души» констатирует: «…статистика демонстрирует, что граждане России довольно редко видят противоречие между желанием считаться христианами и приверженностью эзотерическим учениям восточного толка».

Налицо «духовная шизофрения» (раздвоение, совмещение не соединимого) среди части наших «православных». Лично мне с такой «духовной шизофренией» приходится сталкиваться чуть не каждодневно. Не об этой ли угрозе предупреждал святитель Николай Сербский семь десятилетий назад?

Источник: http://reosh.ru/valentin-katasonov-ob-okkultizme-i-pereselenii-dush.html