Вскрыта идеологическая диверсия года

Михаил Тюренков

Облачно, местами «крестопад»: вскрыта идеологическая диверсия года

В условиях сегодняшней Священной войны с Западом России и русским особенно нужны ценностные и идеологические ориентиры, основой которых являются наши православные идеалы и святыни. А потому сегодняшний «крестопад», борьба шестой колонны против публичных изображений Креста Господня – это самая настоящая идеологическая диверсия, пресечь которую необходимо в кратчайшие сроки.

Довольно давно, ещё в 1990-е, автор этих строк в одном общественном заведении столкнулся со странным явлением. Все сливы в раковинах были выломаны буквально с корнем. На недоумённый вопрос мне ответили, что руководитель учреждения совсем недавно воцерковился и теперь из неофитского рвения таким образом борется с крестопопиранием. Мол, сливы – старые, крестообразные, а потому «неблагочестиво» мыть грязные руки над изображением креста.

Конечно, эта история – пример безграмотной крайности, той самой «ревности не по разуму», которая осуждалась ещё в Священном Писании. И элементарного непонимания, что не любое пересечение двух линий является Крестом Господним, главной христианской святыней, неуважение к которой, а особенно – надругательство, крестопопирание, действительно, является тягчайшим грехом. Но сам факт подобного рвения отложился в памяти. И вспомнился в связи с так называемым крестопадом. Феноменом реального неуважения к христианской символике, столь явно проявившимся в 2023 году. Однако обо всём по порядку.

«Свобода, свобода! Эх, эх, без креста!»

Слова, вынесенные в подзаголовок, написаны Александром Блоком в поэме «Двенадцать» в январе 1918-го. Метко и провидчески. Хотя в те дни, когда ещё мало кто представлял, к чему приведёт Россию начавшаяся революционная смута. Нет, что революционеры несли стране «свободу» от старого мира, основанием которого была Русская Церковь, все уже прекрасно понимали. Непонятно было только, сколько ради этого придётся пролить человеческой крови. И сколько разрушить святынь – храмов и монастырей.

А ведь именно с этого уже в первые годы прихода к власти начали большевики. Самая элементарная статистика. Так, на территории Москвы (в позднесоветских границах) к 1917 году было 848 храмов (когда знаменитые «сорок сороков» интерпретируют как 1600, это заблуждение). К концу же советской эпохи осталось лишь 171 действующий и 263 закрытых.

Несложно подсчитать, что около половины православных святынь столицы были снесены. Большая же часть из уцелевших – приспособлены под нецерковные нужды, то есть осквернены. И опять-таки в большинстве случаев лишились крестов над куполами, а зачастую и самих куполов.

Вскрыта идеологическая диверсия года

«Вот что Крест Животворящий делает!». – Фраза Ивана Грозного из легендарного кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», конечно, иронична. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля… И если в 1970-е вера в Бога воспринималась как нечто «отжившее», «бабушкинское», но уже не враждебное, то ещё незадолго до этого, при Хрущёве грозились как можно скорее показать по телевизору «последнего попа». Благо, тщетно.

«Лазарь, поставь на место!» – так, согласно не подтверждающейся документально легенде, отреагировал Иосиф Сталин, когда на одном из заседаний Каганович предложил убрать храм Василия Блаженного с Красной площади. Так это было или не так, но великая святыня и один из главных символов Москвы была спасена. И даже сохранила кресты над куполами.

Но самих крестов советские пропагандисты, очевидно, боялись. А потому, если взять советские плакаты и открытки, к примеру, с изображением Московского Кремля и Красной площади, то убрать с них храм Василия Блаженного или колокольню Ивана Великого, конечно, никто не решался. А вот кресты на куполах стыдливо скрывали. Чаще всего изображая их в виде чего-то смазанного или же неких «пимпочек».

Вскрыта идеологическая диверсия года

Фото: Сергей Киселёв, АГН «Москва».

На пути к «крестопаду»

Нужно признать: до 2023 года на мало кто обращал внимание. Хотя попыток борьбы с христианскими символами было немало и в современной, постсоветской России. Один пример: многолетний сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов одно время пытался бороться с крестами на… Гербе России, вот лишь один из примеров его выступлений 2005 года:

«В Дагестане некоторые мусульмане-милиционеры подпиливают кресты на кокардах, так как это противоречит их убеждениям и религии. Нельзя навязывать христианство на государственном уровне. Ведь 10 процентов граждан России – мусульмане».

Выдумка относительно дагестанских милиционеров – всецело на совести муфтия, которого эксперты-исламоведы неоднократно обвиняли в связях с ваххабитскими организациями. Благо, его борьба с христианской символикой, включая изображение Георгия Победоносца, очень быстро сошла на нет.

К слову, интересный факт. В Российской Империи для иноверцев (магометан) был предусмотрен вариант Георгиевского креста, в котором вместо Святого Георгия изображался двуглавый орёл. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе встречаются моменты, когда офицеры-мусульмане, выходцы с Кавказа, недоумевали:

А почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?

Поэтому мусульманский фактор сегодняшней борьбы с крестами, несмотря на попытки подобных объяснений, стоит исключить сразу. Но в чём же этот «крестопад» проявился в наши дни? Всё в той же дизайнерской «крестобоязни», каковая была и в советское время. Первым ярким «звоночком» стало снятие крестов с новой эмблемы Великого Новгорода – монумента «Тысячелетие России». Кресты в итоге вернули, но осадочек не просто остался. С этого момента православные активисты стали куда внимательнее.

Глупость или диверсия?

Оказалось, что «крестопад» – не разовое явление, а повальная эпидемия: мурал с Александром Пушкиным в аэропорту Шереметьево, рекламный ролик авиакомпании «Победа», официальный визуал выставки «Московские мастера». И великое множество официальной символики, включая утверждённый ещё в 2017 году официальный цифровой герб России для госсайтов – двуглавый орёл с ромбиками вместо крестов. Ну и, конечно, история с тысячерублёвой купюрой, закончившаяся решением Центробанка отменить эскиз банкноты с бывшим храмом, на котором нет креста.

Но и всё это оказалось лишь макушкой крестопадного айсберга, который, по меткому замечанию заместителя управляющего делами Московской Патриархии епископа Зеленоградского Саввы (Тутунова), конечно, никакой не «крестопад», а самое настоящее крестоборчество:

Кресты не сами по себе падают, а вполне целенаправленно сносятся.

И «сносятся» даже там, где, казалось бы, должны быть по умолчанию. Например, в методичке к урокам «Разговоры о главном». В ней кресты оказались вымараны с изображений храмов Московского Кремля и храма Василия Блаженного. То есть уроки о главных духовно-нравственных ценностях России лишаются самого главного – их православной христианской основы.

Скриншот страницы методички к урокам «Разговоры о главном». Кресты с изображения храма Василия Блаженного вымараны.

Но что это: безбожная глупость или самая настоящая диверсия? Скорее всего, и то и другое, хотя и в разных сочетаниях. Дело в том, что в нашем современном обществе многие люди «стесняются» своей веры, чем часто пользуются откровенные безбожники. К примеру, даже крещёные люди нередко отказываются носить нательный крест, что для православного христианина обязательно. А если даже иногда заходят в храм, то не решаются перекреститься, «стыдясь» этого, забывая, а скорее всего, банально не зная, евангельские слова Самого Христа:

«Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Благо, сегодня православные христиане – это не только бабушки в храмах, на которых Русская Церковь в буквальном смысле держалась в советские десятилетия. Среди глубоко верующих воцерковленных людей немало тех, чей голос имеет значение на государственном уровне. Понятно, что дизайнерские решения – не уровень главы государства. Но уже сегодня против «крестопада» публично выступили как известные общественные активисты и блогеры, так и глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Отреагировавший на очередную публикацию храмов без крестов (на этот раз от Жилищного комитета Санкт-Петербурга) предельно чётко и жёстко:

«Процесс «снятия крестов» продолжается, что даёт всё больше оснований говорить о системности и спланированности данного явления… Списывать это только на глупость исполнителя и невнимательность заказчика уже не получается. Пока непонятно, кто конкретно дал указания на публичную расправославизацию нашей страны через «снятия крестов» с изображений наших храмов. Но это точно НЕ случайность. Это и есть конкретная «работа» наших внутренних врагов… Оскорбляя чувства большинства россиян (а православными ощущают себя значительное большинство), эти «креативщики» явно не задумываются о последствиях. Или нет, как раз наоборот – отдают себе отчёт, для чего и зачем они это делают?»

Подытоживая, Кирилл Кабанов, на протяжении последних 15 лет являющийся членом Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, заверил, что уже в ближайшее время эта тема будет поднята на СПЧ. Как конкретное нарушение прав верующих. А там уже компетентные органы, хочется надеяться, разберутся, какова доля глупости и диверсии в рекомом «крестопаде».

Что с того?

И наконец самое главное. Важно понимать: сегодня мы живём не в советское время и не в либерально-западнические десятилетия. Сегодня, когда тысячи наших воинов сражаются на фронтах СВО под стягами с ликом Христа, а вместе с ними на передовой находятся военные священники (несколько из них уже героически погибли), и в тылу необходимо возвращаться к тем же традиционным русским ценностям, основой которых является Православие.

Конечно, это не значит, что всё должно быть нарочито китчево украшено золотыми куполами и огромными крестами, как на трагикомичных антигероях 1990-х. Но и «стыдиться» своей веры и её символов пора прекращать. В этом – один из главных залогов нашей грядущей Русской Победы. Которая должна быть не только на поле боя, но и в возвращении России суверенитета во всём, включая суверенитет ценностный, духовный.

Михаил Тюренков
(Руководитель идеологического отдела «Царьграда», шеф-редактор программ прот. Андрея Ткачёва, обозреватель)

«Царьград»

Про «шестую колонну»

МВН. Статья уважаемого православного публициста и церковного деятеля Михаила Тюренкова (далеко не совпатриота, у него много верных публикаций) могла бы быть более точной и хорошей, если бы в ней не было двух типичных «досадных» (а с моей точки зрения ‒ и вреднейших) знаков лояльности, пропитывающих всё поведение лояльных патриотов (типичное не только для «Царьграда»):

1) Реверанс Сталину, хотя и в виде «не подтверждающейся документально легенды», вернее ‒ в виде православно-сталинистской байки о спасении Великим Патриотом Кобой великой святыни-храма на Красной площади. Этот пример можно логично домыслить именно так, как это делают совпатриоты на РНЛ и в «Русском Вестнике»: мол, Сталин был православным, молился и спас всю Православную Церковь, вот бы нам такого решительного Вождя сейчас ‒ и проблем бы не было ни со СВО, ни с преступностью, ни с предателями-либералами, ни с процентной ставкой ЦБ, ни с экономикой, включая импортозамещение яиц (что мужественно и правильно порицает Ю. Пронько на «Царьграде»).

2) Сетование на некую, уже «шестую колонну» внутренних врагов, которая делает свое черное дело ‒ «это самая настоящая идеологическая диверсия, пресечь которую необходимо в кратчайшие сроки» ‒ однако Верховная Власть почему-то этого упорно не делает даже в некратчайшие сроки своего правления…

Неужели лояльным патриотам не очевидно, что позорный крестоповал ‒ это органичная составная часть ресоветизации и мигрантизации страны? На РИ уже приводилось множество доказательств из официальных СМИ, что эта ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ избрана Самим Верховным и Безальтернативным Августейшим Владимиром Владимировичем и целенаправленно проводится его Президентской Администрацией с идеалом бабушки, воздвигающей символ искомой победы: кровавое знамя марксистского Интернационала.

Да и сливы в раковинах, раз уж они упомянуты в этом контексте, во избежание «неофитской безграмотной крайности» совсем не трудно делать без перекрестья, смущающего благочестивых верующих, и церковное святейшее начальство могло бы ненавязчиво посоветовать это производителям (и импортерам).

Однако даже насчет упомянутых в начале статьи необходимых «идеологических ориентиров» Самый Святейший жрец уже не первый раз четко заявил, на этот раз на юбилейном XXV ВРНС (где хозяин «Царьграда» состоит его заместителем): «Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология»… ‒ Как говорится, «получите ‒ распишитесь»…

Также и «второй функционер» в структуре государственной власти РФ моментально заявила, что «единая государственная идеология не нужна в конституции» и вдобавок опровергла все обнадеживающие патриотов высокие речи против мигрантизации и абортизации…

Вот из кого состоит «шестая колонна» (а по сути первая) ‒ это и есть сам высший правящий слой Олигархата РФ, сформированный и годами сохраняемый его Верховным Менеджером. Они страшатся восстановления национального и православного самосознания нашего народа как несовместимого с содержащейся в конституции государственной идеологией Олигархата по уравниванию добра и зла. Понятно, что откровенно сказать это на «Царьграде» нельзя, но ведь можно хотя бы не делать вид, что Верховная власть тут не при чем, переводя стрелки на каких-то других неизвестных «диверсантов» против нее…

На тему крестоповала см. ранее:
16.10.2023. В РФ произошла исламизация денег с крестоповалом
8.10.2023. М.В. Назаров. СВО Олигархата РФ против Православия: Крестоповал