Доктрина фашизма: что мы можем взять полезного?

Этот текст я написала в связи с заседанием одного из множества клубов по обсуждению актуальных политико-экономических вопросов, существующих в Финансовом Университете, куда меня пригласила М.Л. Альпедовская, профессор кафедры экономической теории.

Сегодня в нашей стране (как, впрочем, и во всём человечестве) ведётся активный поиск новых форм общежития. К этому вынуждает общий кризис прежнего мироустройства. Капитализм и связанная с ним либеральная демократия зримо разлагается и неизбежно должна быть заменена чем-то новым. Речь идёт одновременно и о форме государственного устройства (о том, что в старину именовалось «образ правления»), и о том, что марксисты называли общественно-экономической формацией, об экономическом укладе, и о бытовом укладе, о способах расселения народа по территории, и многом другом. Одновременно ведётся активный религиозный поиск, во многом в форме идеологического поиска, т.к. для современного человека религия чаще всего принимает форму идеологии; собственно, идеология – это и есть светская религия.

Совершенно ясно, что всё новое вырастает на почве творчески переработанного материала прежних идей, методов, форм. В такие периоды люди с особым интересом обращаются к прошлому и пытаются найти там источники вдохновения для нового исторического творчества. Речь, разумеется, не идёт о возвращении к прошлому или о его копировании, реставрации: это невозможно, как дважды войти в одну реку. Речь идёт лишь о том, чтобы почерпнуть в прошлом плодотворные идеи.

Одним из крупных политических учений и одновременно государственных и общественных практик является доктрина фашизма. (Именно так называлась статья для энциклопедии, написанная итальянским философом Джованни Джентиле, впоследствии издававшаяся в виде брошюры под именем Муссолини).

Эмблема итальянской национальной фашистской партии (Partito Nazionale Fascista). 

Слово «фашизм» в русском словоупотреблении стало ругательным и срослось с представлением о германском нацизме и тех непомерных жестокостях, которые чинили гитлеровцы в СССР во время войны. На самом деле, видов фашизма в истории было много, и многие из них не были жестоки и бесчеловечны; например, во время правления Салазара в Португалии вообще отсутствовала смертная казнь.

Надо отметить, что превращение названия своих политических оппонентов в ругательство очень мешает пониманию существа их учения и политической практики. Таким ругательством во многих кругах является слово «коммунист» («комми», «коммуняка»).

Известный итальянский философ Юлиус Эвола писал в книге «Фашизм: критика справа»: «Фашизм подвергся процессу, который с полным основанием можно назвать мифологизацией. Поэтому отношение к нему большинства носит скорее эмоциональный и иррациональный, чем интеллектуальный и критический характер».

Я буду ориентироваться на доктрину и практику итальянского фашизма – как первого и классического его «издания».

Прежде всего надо помнить, что фашизм – это не только и не столько «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала», согласно утверждённому в Советском Союзе определению Георгия Димитрова (1934 г.). Разумеется, какую-то сторону этого многообразного явления Димитров ухватил, но этим дело не исчерпывается.

Фашизм – это интуитивный поиск третьего пути. Это попытка соединить капитализм и социализм, избежав их крайностей и, по возможности, сохранив сильные стороны. Не случайно при появлении итальянского фашизма к нему с интересом и с сочувствием отнеслись такие глубокие (при этом совершенно противоположные по своим воззрениям) философы как Иван Ильин и Николай Бердяев.

В Италии начала двадцатых годов, стране периферийного капитализма, шли очень бурные процессы и активный поиск пути. В 1921 г. известный писатель Луиджи Пиранделло написал пьесу – «Шесть персонажей в поисках автора»: персонажи есть, они томятся, напряжённо ждут, когда придёт тот, кто их куда-то направит и заставит действовать. И «авторы» явились: в 1921 г. создаётся Компартия Италии, а в 22-м – происходит знаменитый Марш на Рим и приход к власти Муссолини. А через два года Николай Бердяев пишет самое, возможно, известное своё произведение – «Новое Средневековье», где пророчил коренное изменение жизни и, между прочим, положительно отзывался об итальянском фашизме.

Что полезного мы можем взять в доктрине фашизма?

1. Первостепенная организующая, направляющая роль государства. Государство – это не ночной сторож, не арбитр в спорах хозяйствующих субъектов, а высшая инстанция, от которой всё зависит. Гегель определял государство как «обретший форму народный дух». Джентиле, гегельянец, придерживался такого же воззрения. При этом в отличие от тоталитаризма, чей лозунг «ничего вне государства, ничего против государства и ничего помимо государства», фашистское государство не пытается проникнуть во все поры народной жизни, а сосредотачивает внимание на создании общей атмосферы, на воспитании народа, «анархического по природе», как характеризовал Дуче своих соотечественников. Дж. Джентиле говорил об «этическом государстве». (Любопытно, что в наши дни С.С. Сулакшин развивал идею «нравственного государства»).

Отметим, что Эвола в семидесятых года прошлого века писал, что современное либеральное государство гораздо больше вмешивается в повседневную жизнь и регламентирует её, чем это делал фашизм.

2. Главная задача государства – воспитание народа как нации воинов в духе «верноподданного служения, понимаемого как честь» (Ю.Эвола). «Каждый ‒ воин великой армии, даже если он работает на поле или в конторе», ‒ учил Муссолини. Главный руководящий лозунг: «Авторитет, порядок, справедливость». Надо помнить, что фашизм создали фронтовики Первой Мировой, которым близки эти идеи.

Помню, в начале 1990-х годов, когда были ещё живы свидетели той эпохи, одна старая итальянская учительница рассказывала мне, какое внимание уделялось при «Режиме» учителям и школе, как была поднята роль народного учителя и как продвинулось тогда образование. Сегодня, по её мысли, ничего подобного нет и близко.

Идеология общего дела и благородного рыцарства труда. Русская Идея3. Единство, а не борьба предпринимателей и наёмных работников. Государство понимается как единая корпорация, где совместно работают все: и директор, и инженер, и уборщица. Каждый имеет свой круг обязанностей и свою ответственность. Предприниматель понимается как «первый работник», организатор и руководитель деятельности полезного для народа и государства предприятия.

Спекулятивная собственность, положение рантье ‒ не признаётся. Деятельность предпринимателя признаётся и уважается только тогда, когда она направлена на благо общего – народа и государства.

Были попытки организовать участие рабочих в прибылях предприятия (т.н. «соучастие»), но эта идея неизбежно столкнулась с необходимостью участвовать также и в убытках и не получила развития.

Надо отметить, что метафора фабрики – чего-то большого, механического, работающего как часы ‒ для описания общественного устройства в то время была широко распространена. Людям старшего возраста памятны слова Ленина из брошюры «Государство и революция», где вождь описывал непосредственное будущее после захвата пролетариатом власти:

«Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката».
Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». (Ленин, ПСС, т. 33, с.100).

Любопытно отметить, что идея корпоративизма лежала в основе деятельности советских профсоюзов, хотя об этом не принято было говорить.

Когда-то ещё студенткой я работала в качестве переводчицы-сопровождающей делегаций итальянский профсоюзов, которые приезжали в Советский Союз по приглашению ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов – это я поясняю для молодёжи). В советских профсоюзных организациях, например, завода состояли и рабочие, и инженеры, и руководители предприятия, и его вспомогательный персонал, и медработники заводской поликлиники, и вообще все, кто был связан с этим предприятием. Советские профсоюзы не боролись против руководства, а совместно с руководством старались улучшить общую работу и облегчить положение работников. (Разумеется, идея и её реализация, как и во всём и везде, почасту сильно различались, но по замыслу советские профсоюзы были именно таковы). Итальянцы удивлялись и говорили мне, что это очень похоже на то, как это было у них при фашизме. Я, в свою очередь, удивлялась не меньше – настолько, что даже и расспросить как следует не сумела: фашизм, по моим тогдашним представлением, был символом абсолютного зла.

Представляется, что идея единства предпринимателей и наёмных работников особенно плодотворна для России, где прибавочный продукт ограничен в силу холодного климата и больших расстояний. Наша страна требует единства, а не борьбы разных слоёв общества: у нас нет лишнего ресурса, чтобы расточать его во внутренней распре.

4. Экономическая автаркия. Автаркия была, можно сказать, визитной карточкой экономической политики Муссолини. «Без экономической независимости независимость самой страны находится под угрозой: даже народ, обладающий высокими воинскими доблестями, можно сломить экономической блокадой», ‒ писал Дуче в 1937 г. Прежде всего ставилась задача самообеспечения хлебом. Для этого осушались болота, введённые в оборот земли раздавались многодетным и малоземельным крестьянам. Проводились обширные мелиорационные работы. Создавались госкорпорации – энергетические, химические, т.е. в тех отраслях, которые необходимы всей экономике в целом, но инвестиции в которые окупятся «не в этой жизни». Это грамотная политика, которая была бы полезна и у нас.

Формировалась т.н. «автаркическая этика»: abstine et substine – «воздерживайся и заменяй», т.е. обходись без чего-то, а другое заменяй на отечественные аналоги.

5. Миф. Фашизм чрезвычайно подчёркивал происхождение итальянцев от древних римлян с их высокими воинскими доблестями, патриотизмом и всегдашней готовностью к защите отечества. «Древний Рим – это наш миф», ‒ говорил Муссолини. В русском языке «миф» ассоциируется с вымыслом, с чем-то таким, что противостоит реальности («мифы и реальность»). В контексте доктрины фашизма «миф» – это некое коллективное верование народа о своём происхождении и своих замечательных свойствах. Это плодотворная идея. Нам тоже было бы полезно сформулировать возвышающий народ «миф» о нашем происхождении и замечательных подвигах предков. Этому следует учить в школе, это должно лежать в основе массовой культуры. Между прочим, и в архитектуре следует придерживаться традиционного русского стиля, который воплощает народный идеал красоты.

6. Важнейшей задачей считалось размножение народа. Вступление в брак, рождение детей поощрялось материально и морально. Иногда это делалось назойливо и раздражало народ. Так, первый закон, который отменили после падения режима Муссолини, был т. н. «закон о холостяках», требующий ото всех молодых людей вступления в брак по достижении определённого возраста; приходским священникам было велено содействовать тем, кто не способен найти себе пару самостоятельно.

Между тем сама идея очень верна и нуждается в развитии. Следует отметить, что в Италии, католической и крестьянской по преимуществу, поощрить рождаемость было гораздо проще, чем в современной России, где давно произошёл демографический переход, достигнута эмансипация женщин, сильны идеи феминизма.

Режим Муссолини просуществовал около двадцати лет. За это время Италия (северная, во всяком случае) сильно модернизировалась, индустриализовалась.

Вскоре после Второй Мировой войны культивировалось крайне критическое отношение к «Режиму»; полагаю, не без помощи американцев. Это естественно: любой призыв к долгу, порядку и дисциплине всегда встречает затаённый ропот, а всякая отмена дисциплины встречается с одобрением, почти с ликованием. Но впоследствии в Италии установилось взвешенное отношение к фашизму и лично к Дуче. Сохраняется фамильная гробница Муссолини, есть партия, продолжающая его идеологию, внучка Дуче много лет была сенатором.

Мне кажется, нам следует присмотреться к тому ценному, что содержится в идеологии и практике фашизма, чтобы употребить то и другое к нашей пользе.

Между прочим, социологи говорят, что в Португалии всё более популярной становится фигура Салазара, особенно среди молодёжи. Об этом я не только читала: мне с восхищением рассказывал о Салазаре парень из школы спасения на водах в городке Кашкаиш близ Лиссабона. Так что присмотреться к фашизму очень стоит.

20.09.2023

Автор: domestic_lynx
Источник: https://domestic-lynx.livejournal.com/255567.html

См. ранее статью того же автора:
Идеология общего дела и благородного рыцарства труда. О корпоративном государстве и трудовой морали.

Стоть напомнить, что корпоративизм основывается на христианском (католическом) социальном учении, что подробно рассмотрено в статьях прот. Георгия Титова.

Ранее на нашем сайте о фашизме:
Фашизм – возвращение к «ветхому» Риму (беседа на всероссийском «Радио-1 Останкино», в эфире 5.9.1995)
«Миссия русской эмиграции», гл. 10. Фашизм: надежды и разочарования…
гл. 11. Вторая мiровая и вторая гражданская
16. Крушение кумиров: демократия и фашизм
17. Из «новоградской копилки»: корпоративизм и социальное христианство
Виталий Даренский. Главная ложь ХХ века
Владимир Махнач. Что такое фашизм. Почему нас пугают фашизмом
И.А. Ильин. О русском фашизме (1928)
Священник Георгий Титов. Корпоративизм как основа христианской монархии.
Протоиерей Георгий Титов. Идеологические концепции австрийского социального католичества накануне «Ständestaat»
Прот. Георгий Титов. Австрийский христианский корпоративизм
Протоиерей Георгий Титов. Третий путь австрийских христиан
Cвященник Георгий Титов. О книге Корнелиу Кодряну «К моим легионерам»
О.А. Милевский. В поисках «третьего пути»: Л. А. Тихомиров и Б. Муссолини (опыт сравнительного анализа концепций государственного строительства)
Сергей Олегович Елишев. Салазаровская Португалия
С.В. Протасенко. Идеология франкизма — при Франко и после
20.11.1975. ‒ Умер Глава Испанского государства Франсиско Франко, спаситель испанского народа от красного террора
М.В. Назаров. Перезахоронение праха Франко как фальсификация истории
Владимир Махнач. Что такое фашизм. Почему нас пугают фашизмом
Е. Фёдорова. Павел Флоренский: заветы «руководителя национал-фашистского центра». К 85-летию памяти
22.06.1941. — Нападение гитлеровской Германии на СССР в день Всех Святых, в Земле Российской просиявших
9.05.1945. — «Праздник победы» – чей, кого и над кем…
М.В. Назаров. Ложь о войне порождает «ревизионистов», «реваншистов», «отрицателей» и «неонацистов»
М.В. Назаров. Это страшное слово «фашизм»
Что означает гевалт в РФ про «возрождение нацизма-фашизма» на Западе (сентябрь 2023)