Иеромонах Иоанн (Курмояров) с комментарием М.В. Назарова
Министру обороны Российской Федерации, Генералу армии Шойгу С.К.,
от заштатного клирика Новосибирской и Бердской епархии РПЦ,
иеромонаха Иоанна (Курмоярова)
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Сергей Кужугетович, учитывая тот факт, что возглавляемое Вами Министерство Обороны РФ являлось заказчиком и одновременно куратором строительства Главного Храма Вооруженных Сил в Подмосковной Кубинке, в парке «Патриот», обращаюсь к Вам с просьбой навести порядок в данном культовом сооружении. В частности, прошу Вас, содействовать тому, чтобы в этом храме были удалены некоторые фрески, явно не вписывающиеся в православную традицию храмовых росписей, а также изображения, прямо противоречащие этой традиции и православному вероучению, оскорбляющие чувства верующих православных людей. Также прошу Вас содействовать тому, чтобы эти оскорбительные или просто неуместные в православном храме изображения были заменены на изображения святых Православной Церкви, выполненные в строгом соответствии с канонами православной церковной храмовой живописи и мозаичного искусства.
Прежде чем привести список изображений, которые подлежат удалению из Главного Храма Вооруженных сил, хотел бы отметить тот факт, что всегда с уважением относился к подвигу нашего народа, сумевшего сломить хребет немецко-фашистским захватчикам. Более того, я сам, во время своего служения на Украине, подвергался преследованиям со стороны украинских националистов и СБУ за открытую демонстрацию георгиевской ленточки. Точно также я с уважением отношусь к воинскому служению, т.к. вырос в семье военнослужащего (мой отец прослужил 27 лет в рядах Вооруженных Сил, и был уволен в запас в звании подполковника, с должности заместителя командира дивизии). Поэтому я заранее отвергаю все обвинения в непатриотизме и в неуважении к памяти погибших советских воинов.
Однако, это не означает, что мы не должны считаться с чувствами верующих православных людей и разрушать тем самым строй церковной жизни. В этом смысле я уверен, что Вы бы не позволили себе подобные действия, например, в мусульманской мечети или еврейской синагоге, хотя и мусульмане, и евреи также внесли свой вклад в победу над фашизмом. Мы все понимаем, что в этом случае в мусульманской среде или среди евреев поднялся бы такой шум и протесты, что подобные фрески были бы удалены из их культовых сооружений на второй день. И никто бы не стал обвинять, ни мусульман, ни иудеев в непатриотизме и неуважении к памяти погибших советских воинов. Но почему же в Министерстве обороны с такой легкостью позволяют себе оскорблять религиозные чувства верующих православных людей?
Итак, прошу Вас убрать из православного храма, следующие изображения:
1. Сотрудников НКВД, т.к. именно органы НКВД являлись тем карающим аппаратом советской власти, который безжалостно расправился с тысячами священников и мирян, расстреливая их без суда и следствия или ссылая в лагеря. Именно поэтому согласно православной иконописной традиции, сотрудники НКВД и даже просто красноармейцы изображаются на иконах и фресках исключительно в качестве гонителей христиан (фактически в качестве бесов), а потому их изображения явно неуместны среди героев и праведников в православном храме. Скорее их место на западной стене храма горящими в аду!
2. Изображение советских воинов, подавляющее большинство из которых были либо коммунистами, либо кандидатами в члены КПСС, либо комсомольцами. В этом смысле нельзя забывать о том, что руководство советской армией осуществлялось под строгим надзором Коммунистической Партии Советского Союза, пропагандирующей атеизм и борьбу с религией. Так, например, в Программе Коммунистической Партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС в 1961 году говорится следующее:
«Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах».
И это не единственный случай в советской истории. И до и после XXII съезда, в решениях ЦК КПСС неизменно уделялось внимание повышению действенности атеистического воспитания. Так, например, в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.) выдвигалось требование повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками.
Напомню, что в Вооруженных Силах СССР (где я также служил военнослужащим срочной службы) велась активная антирелигиозная, коммунистическая пропаганда. Этот вывод подтверждает, например, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил СССР от 1975 года, где в частности сказано, что: «Высокая воинская дисциплина достигается: — воспитанием у военнослужащих коммунистического мировоззрения…».
Конечно, я понимаю, Вы скажете, что в прошлом тоже изображали неканонизированных Церковью людей (чаще всего правителей)? Но они хотя бы были христианами! Впрочем, и эта практика выглядит с точки зрения православного вероучения сомнительной, т.к. и в прошлом люди тоже часто ошибались. Тем более сомнительной выглядит практика изображений в Православном храме, в качестве праведников, людей, не имеющих ни малейшего отношения к Православной вере. Кстати, сегодня подобные методы активно используются украинскими националистами, которые изображают в раскольнических храмах своих национальных героев, не являвшихся православными христианами. Православная Церковь всегда осуждала подобную практику. Так почему же осуждая порочную практику наших соседей, мы сами пошли по этому пути?
3. Советских полководцев, большинство из которых были членами КПСС и открыто демонстрировали свою беззаветную веру в коммунистические идеалы. Так, в частности, маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своих воспоминаниях подчеркивал ведущую роль КПСС (а не Православной Церкви или Бога) в победе над фашизмом: «Всесоюзная Коммунистическая партия действительно была подлинным вдохновителем и организатором нашей победы… Народ и его армия видели в коммунистах и ленинской партии образец высокого советского патриотизма и преданности интернационализму». А вот и прямое высказывание Георгия Константиновича, касающееся его веры: «…Прошли долгие годы. Забыты трудности гражданской войны… Но никогда не изгладится из памяти то, что каждым из нас руководила ТВЁРДАЯ ВЕРА в справедливость идей, которые провозгласила ленинская партия в дни Октября…».
Вот я и спрашиваю Вас, что делает этот заядлый коммуняка на фресках Православного храма, да еще в образе героя? У нас у верующих православных людей, другие герои, это мученики и исповедники, юродивые, святители и преподобные и т.д., посвятившие свою жизнь служению Церкви или явившие миру подвиг во Имя Христа Спасителя и никто из них, никогда не скрывал своей веры (по крайней мере после обращения в христианство), а тем более не исповедовал атеизм до самой смерти!
4. Прошу также убрать фреску с изображением якобы облета Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери в 41-м году. Байка об этом облете впервые появилась в скандальной, антиправославной книге «Россия перед Вторым пришествием». И очень печально, что Вы купились на эту глупую псевдо-православную утку. На самом деле не существует никаких документальных свидетельств подобного облета столицы. Да и сама эта басня полня нелепостей и противоречий. В частности, Тихвинская икона Божией Матери осенью-зимой 41-года находилась на оккупированной территории. Надеюсь, Вы проконсультируетесь по этому поводу с церковными историками, которые дадут Вам полный отчет о подложной сущности этого мифа.
5. Точно также странным выглядит изображение в православном храме и на барельефах, его опоясывающих, оружия массового поражения: пулеметов, автоматов, танков, минометов, зенитных установок и т.д. Безусловно в древности, и на иконах, и на храмовых фресках изображали личное оружие воинов. Однако оружие массового поражения не может относиться к этому списку.
6. Прошу также убрать и советские ордена с изображениями советских и коммунистических, а, следовательно, и атеистических символов (серпа и молота, красного знамени и красноармейцев и т.д.).
7. И последнее: прошу Вас отказаться от практики строительства храмов по профессиональному признаку (моряков, саперов, летчиков, ракетчиков, десантников и т.д.). В Православной Церкви нет традиции строительства храмов по специальностям, ибо такая традиция характерна для языческих культов. Вот и возникает вопрос, а не появятся ли потом у нас храмы учителей, водителей троллейбусов, ученых, пожарников и т.д. В христианской Церкви не принято делить людей ни по национальному, ни по профессиональному признаку. Конечно, на это мне могут возразить, что подобные вещи были и раньше, что в Кронштадте есть, например, главный храм Военно-Морского флота и т.д. Однако:
Во-первых, Кронштадтский Собор построен не в лесу, а потому его спокойно могут посещать верующие люди и там может быть сформирована христианская община, чего нам всем сейчас так не хватает. По сути, ведь, христианские храмы так и должны строиться, т.е. не по указке сверху, а сложившаяся христианская община должна строить себе храм, чтобы причащаться там Тела и Крови Христовых.
Во-вторых, разговоры о том, что такой общиной будет весь состав Вооруженных Сил, считаю неубедительными, т.к. среди военных есть и буддисты, и мусульмане, и атеисты, коих, уверен, большинство. Как они могут быть членами христианской общины? В этом смысле мои опасения подтвердила и церемония освящения храма, на которой причастилось несколько женщин и ни одного военного, которые вообще не понимали, как себя вести в христианском храме. А ведь обычно на освящении храма причащается вся община и множество гостей, сужу об этом из своего опыта.
И в-третьих, самое главное: как мы быстро забыли о том, как в 17-году моряки, которые смиренно выстаивали службы в Соборе Кронштадта, потом резали офицеров, аки бешенных собак, и стали одним из главных оплотов революции, гонителями Церкви. А все от того, что до революции истинное исповедание Христа, во многом, было подменено имперско-националистическим культом (так называемой – теорией официальной народности), а Церковь полностью подчинилась государству и покорно выполняла его идеологические установки, по сути превратившись в министерство по делам религий. В силу чего в сознании православных русских людей Церковь стала ассоциироваться с государственным аппаратом и вскоре окончательно потеряла доверие большинства. Что и привело к массовым гонениям на Церковь.
Спрашивается, почему мы забыли грозные предупреждения святых отцов и вновь повторяем ошибки прошлого, которые грозят обернуться новой катастрофой для Церкви?
Напоминаю, что наличие описанных мною изображений в православном храме вызвало бурную, негативную реакцию православного верующего народа, в том числе и такой авторитетный архиерей, как владыка Тихон (Шевкунов) высказался в том смысле, что подобные изображения не допустимы в литургическом пространстве.
Многие простые верующие люди, в том числе и я, считают, что указанные мною изображения вообще превращают Православный храм в языческое капище. В частности, люди пишут такое: «… здесь, в этом военном храме, подмена понятий какая-то. Это не храм, а музей какой-то. Литургия здесь, вероятно, постольку поскольку. Главное же — восхваление Великой победы. Причем здесь храм и православие вообще? Сюда, вероятно, придут покланяться чему-то совсем другому, а это и есть язычество. Я уже начинаю реально верить в «победобесие», хотя негативно отношусь к попыткам как-то замазать историческую память этих страшных событий. Это уже франшиза какая-то. Как звучит — Главный храм Вооруженных сил России! Я даже не знаю, что здесь главнее — храм или силы? Многие ли запомнят, что он в честь Воскресения Христа освящен? Большинство не запомнит. Поставили бы мавзолей какой с такой символикой — вопросов нет. А эти даты, цифры? Техника расплавленная фашистская? Что за дичь? Храм под даты и цифры подгоняется. Храм — это не символ победы в земных войнах, а совсем другой победы — победы Христа над духовной смертью и властью греха. И только так».
В этом смысле очень надеюсь на Ваше участие и понимание. Однако, если Вы не отреагируете на этом мое письмо, я буду вынужден подать на Вас лично в суд за оскорбление чувств верующих (отсутствие положительной реакции на это мое письмо будет означать, что Вы делали это сознательно), с требованием публичных извинений и удаления (с последующей заменой) оскорбляющих православного человека изображений, за Ваш личный счет.
Если это случится, то мое исковое заявление будет основано на следующих статьях УК РФ, а именно:
Статья № 214 УК РФ. Вандализм: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах», — «нанесение на культовые здания надписей или изображений, которые оскорбляют чувства верующих», и т.д.
Статья № 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично…».
Статья № 148 УК РФ. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих: «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний… Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения…».
И все же я надеюсь, что Вы услышите мои просьбы и не воспримете мои слова про обращение в суд как угрозу или оскорбление. Именно поэтому хочу предложить Вам инициировать общецерковное обсуждение данной проблемы, с учетом мнения православных богословов, искусствоведов, иконописцев, архиереев, священников и простых мирян, которое будет проходить в свободной и открытой форме, без цензуры и давления на кого бы то ни было.
Однако если Вы являетесь принципиальным сторонником создания новой государственной религии в России, прошу Вас прекратить глумление над христианскими святынями и убрать из православного храма православную символику, а также престол, жертвенник, священные сосуды и т.д. В этом случае данное сооружение перестанет быть православным, христианским храмом и Вы со спокойной совестью сможете справлять в нем любые культовые действия и обряды, поклоняться чему хотите, в том числе и Коммунистической партии, коммунистической Красной Армии, и в частности проводить парады, смотры, торжества наподобие языческих мистерий и военных ритуалов Древнего Рима.
И, все же, еще раз повторю, я верю в Ваше участие и понимание.
Всего доброго!
С уважением, иеромонах Иоанн (Курмояров)
Комментарий М.В. Назарова
Это обращение размещено на общественной платформе www.change.org ‒ для сбора подписей. Я подписал, тем не менее считаю уместным сделать некоторые замечания по его формулировкам.
1. Слово «фашизм», используемое в советской пропаганде и ставшее обыденным также и в современных текстах для обозначения гитлеровского нацистского режима ‒ неверно с научно-исторической точки зрения. Фашистское движение 1930-х годов в Европе было разным, и возникло оно на основе католического социального учения (корпоративизма), что очевидно в фашистских режимах Австрии, Испании, Португалии, Италии, и оно успешно ширилось в противостоянии масонству, марксизму-коммунизму и международной еврейской финансовой мафии. Для разгрома этого движения и была устроена Вторая мiровая война, в которой эта мафия сумела столкнуть между собой нацистскую Германию и коммунистический СССР, ставший союзником этой мафии, для зачистки Европы от национально-христианских сил. В этом подлинный смысл «Великой победы над фашизмом», который в советской историографии маскируется неверным отождествлением фашизма с нацизмом. Не следует неверным использованием этого термина искажать смысл Второй мiровой войны.
2. Справедливо протестуя против изображения в храме советских воинов, отец Иоанн, думается, излишне сводит свою аргументацию к тому внешнему индивидуальному признаку, что «подавляющее большинство из них были либо коммунистами, либо кандидатами в члены КПСС, либо комсомольцами». Полагаю, что даже такие призванные в армию советские воины, подневольные рабы коммунистической власти с ее клеймением, могли в личном плане быть верующими и совершать подвиги, полагая жизнь «за други своя», что достойно человеческого уважения. Однако я полностью согласен с тем, что их изображение в православном храме неуместно: ведь они там фигурируют не в виде конкретных личностей, а как ‒ Красная армия, защищавшая антинародный богоборческий режим и насадившая его насильно другим народам на смену нацистскому.
3. То же самое можно сказать и о советских полководцах. Они могли восхвалять коммунистический режим порою вынужденно, как это требовалось (показательны совершенно противоположные высказывания советских генералов, сделанные в немецком плену, десятки их были готовы освобождать Россию от преступного большевицкого режима при условии создания Русского правительства, чего не допустили немцы; многие тем не менее стали полководцами в антикоммунистической Русской Освободительной Армии). По убеждению генерала Власова, таковы были взгляды многих советских военачальников, с которыми он был хорошо знаком. Тем не менее изображать их в храме совершенно недопустимо, так как они в еще большей мере, чем простые солдаты, символизируют армию богоборческого режима.
4. Для доказательств его богоборчества можно было бы привести еще более страшные примеры довоенного погрома Церкви (в т.ч. расстрел 106 800 священнослужителей в 1937-38 гг.) и лукавой всего лишь тактической «реабилитации Церкви» на время войны ‒ в оборонно-патриотических и демонстративных (для западных союзников) целях. И это лукавство теперь выдается за сущность Красной армии и сталинской власти.
5. Следует также попутно заметить, что в православной иконописи нет принципиального запрета на изображение воинов. На православных иконах бывают изображены не только «мученики и исповедники, юродивые, святители и преподобные и т.д.», но и святые военачальники с оружием (тот же св. князь Александр Невский). Да и Архистратиг Михаил, предводитель воинств Небесных, изображен в виде воина со щитом и мечом.
6. Байка об облете Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери в 1941 г. впервые появилась не в книге «Россия перед Вторым пришествием» (которую я не стал бы клеймить непременно как «скандальную, антиправославную» ‒ в ней собрано и немало полезных сведений и текстов, правда вместе с недостоверными и неполезными, в чем ее серьезный порок, в т.ч. отражение совпатриотизма ее составителя). Эту байку запустил в «церковно-патриотический оборот» писатель Блохин, см. детальное расследование этого мифа: Иерей Николай Савченко. Разоблачение национал-коммунистических мифов истории: «облет Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года».
Как сообщала газета «Красная звезда» (29.5.2019), на одном из горельефов будущего храма изображен и мифический, опровергнутый документально «подвиг 28 героев-панфиловцев» ‒ на масштабном панно на северных вратах.
Эти примеры совпропаганды в храме вносят в его убранство дополнительную кощунственную ноту как образцы служения «отцу лжи», причем лжи, размещенной в храме несмотря на опубликованные ее опровержения, ‒ то есть сознательной и упорной лжи.
7. Особенное сомнение вызывает такой абзац: «…самое главное: как мы быстро забыли о том, как в 17-году моряки, которые смиренно выстаивали службы в Соборе Кронштадта, потом резали офицеров, аки бешенных собак, и стали одним из главных оплотов революции, гонителями Церкви. А все от того, что до революции истинное исповедание Христа, во многом, было подменено имперско-националистическим культом (так называемой – теорией официальной народности), а Церковь полностью подчинилась государству и покорно выполняла его идеологические установки, по сути превратившись в министерство по делам религий. В силу чего в сознании православных русских людей Церковь стала ассоциироваться с государственным аппаратом и вскоре окончательно потеряла доверие большинства. Что и привело к массовым гонениям на Церковь».
С моей точки зрения, в этом утверждении смешаны разные проблемы.
Во-первых, в Российской империи не было «имперско-националистического культа (так называемой – теории официальной народности)». Откуда досточтимый отец это взял? Наоборот: многие правые авторы подвергали критике правительственную политику, допускавшую «засилье нерусских» в чиновничестве. Даже понятия «национальность» в паспортах не было, указывалась религиозная принадлежность.
Во вторых, в этой фразе отражено общее ошибочное идеологическое мнение автора, выраженное в другой его публикации: «Я не столько храм этот критикую, сколько сращивание церкви с государством вообще» («ТАЙГА.ИНФО», 26 февраля 2021 г.). Это явный перебор. Тем более неуместно уравнивать дореволюционное православное государство и нынешнее. Справедливо порицать сращивание в нынешнем неправославном государстве РФ жреческой церковной власти с компрадорско-олигархической на основании совпатриархийной ереси («всякая власть от Бога»), но не сам принцип сращивания этих двух ветвей власти ‒ разумеется, в православном государстве, которое мы все желаем обрести.
В истории Церкви выработана мудрая и богословски безупречная формула «симфонии» государственной и церковной власти, которые, имея разные области действия, служат одной цели в неразрывной связи друг с другом. Беда была в том, что петровская реформа Церкви, превратившая Синод в «министерство», отменила принцип «симфонии», который во многом обезсилил Церковь и действительно полностью подчинил ее государству. В XIX веке и особенно в правление св. Государя Мученика Николая эта ненормальность стало де-факто постепенно выправляться, он даже был готов восстановить патриаршество, но общий апостасийный процесс тогда уже настолько захлестнул ведущий слой Империи, включая и высшее духовенство, что даже в епископате проявлялись антимонархические взгляды, и потому церковная власть была не в состоянии остановить антимонархическую революцию, а пассивно покорилась новой власти (формально ‒ следуя призыву Государя и его брата в условиях войны).
Что касается позорного поведения кронштадтских моряков в большевицкой революции, ‒ то главной причиной их разнузданности была революционная пропаганда, одновременно и антигосударственная, и антицерковная. Неверно винить в этом «сращивание государства и Церкви», которое к тому же уже давало трещины.
8. Следует поддержать призыв отца Иоанна «инициировать общецерковное обсуждение данной проблемы, с учетом мнения православных богословов, искусствоведов, иконописцев, архиереев, священников и простых мирян, которое будет проходить в свободной и открытой форме, без цензуры и давления на кого бы то ни было».
Хотя, конечно, страшась разоблачительной правды, ни государственная, ни церковная власть МП такое общецерковное обсуждение данной проблемы не допустит. Уже в июне 2020 года о. Иоанна за его критику военного храма отстранили от служения с запретом носить рясу и иерейский крест «в связи с несоответствием званию клирика РПЦ». Его уволили из духовной семинарии, где он преподавал богословие. Как утверждает о. Иоанн, митрополит Новосибирский Никодим сделал все, чтобы иеромонаха не взяли в другие епархии РПЦ.
Вместо общецерковного обсуждения усилится травля о. Иоанна жрецами и совпатриотами типа РНЛ, редакция которой 3 марта оценила обращение о. Иоанна следующими словами: «Ещё один священник позорит Русскую Церковь. Выходка запрещённого в священнослужении клирика Новосибирской епархии Курмоярова ставит вопрос о необходимости очищения рядов». В тот же день так называемая «Ассоциация православных экспертов» РПЦ МП (в лице патриархийного хунвэйбина Кирилла Фролова) обратилась в ФСБ с заявлением: «Асоциация считает росписи главного храма Вооруженных Сил России великолепными и просит проверить запрещённого в служении попа Иоанна… на предмет связей с СБУ и версию о его засылке в Россию под «легендой», призванной облегчить его внедрение в церковное сообщество, с целью проведения информационно-политических антироссийских провокаций».
Но и заключительное вполне разумное требование о. Иоанна обе власти, разумеется, не выполнят: «…если Вы являетесь принципиальным сторонником создания новой государственной религии в России, прошу Вас прекратить глумление над христианскими святынями и убрать из православного храма православную символику, а также престол, жертвенник, священные сосуды и т.д. В этом случае данное сооружение перестанет быть православным, христианским храмом и Вы со спокойной совестью сможете справлять в нем любые культовые действия и обряды, поклоняться чему хотите, в том числе и Коммунистической партии, коммунистической Красной Армии, и в частности проводить парады, смотры, торжества наподобие языческих мистерий и военных ритуалов Древнего Рима»…
Они не выполнят это требование, так как не могут показать народу свою истинную сущность.
См. также:
Надежда Селезнева. Это не храм, а военный памятник неосоветской «православной» фальсификации истории
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.