Камо грядеши, Белая Русь?

М.В. Назаров.

После разрушения в 1991 году СССР верхушкой тогдашней номенклатуры КПСС, когда члены Политбюро и ЦК моментально перекрасились в националистических президентов новоиспеченных государств, феномен Белоруссии под руководством бывшего директора совхоза А.Г. Лукашенко вызывал большие симпатии в народе ельцинской РФ. Александр Григорьевич был единственным из постсоветских президентов, который в советское время не принадлежал к партийной или советской номенклатуре и не был на должностях в высшей иерархии власти. Мне тоже приходилось писать на эту тему благожелательные комментарии с надеждой, что Лукашенко сможет сохранить свои плюсы и избавиться от тормозящих и гибельных минусов.

К плюсам и сейчас можно отнести предотвращение Великой криминальной революции, то есть разграбления советского материального наследия, сохранение и развитие экономического потенциала как в сельском хозяйстве, так и в машиностроении, обезпечение социальной справедливости с приемлемым уровнем жизни (в сравнении даже с РФ ‒ и это при отсутствии тех богатых природных ресурсов, которые у нас легли в основу олигархически-компрадорского строя). Без всяких западных кредитов и лишь выплачивая долги своего предшественника в условиях западной политической блокады, Лукашенко к 2001 году поднял уровень промышленного производства Белоруссии на 4 % над 1990 годом (это единственное такое государство в СНГ). Согласно «Книге мiровых фактов ЦРУ», в 2000 году Белоруссия имела почти одинаковый с РФ показатель ВВП на душу населения (в РФ 7700 долларов, в Белоруссии 7500 – по паритету покупательной способности). При этом в Белоруссии он ближе к истине, ибо там нет столь огромного расслоения между нищими и богатыми, как в РФ, где на долю простого человека приходится гораздо меньшая доля ВВП, чем среднеарифметические 7700 долларов. Среднегодовой рост ВВП Белоруссии в сопоставимых ценах за период с 2000 по 2013 год составил 6,3 % ‒ что в разы больше российских показателей.

Важным плюсом первоначального этапа правления Лукашенко было стремление к единению с Великороссией и даже самосознание единого русского народа. Он был против признания Беловежского путча и расчленения единого государства.

Лукашенко характеризовал отличие белоруса от великоросса словами: «это русский человек со знаком качества» (Наш современник. 2003. № 6. С. 138 ). В 1995 году по инициативе Лукашенко в Белоруссии прошел референдум о придании русскому языку государственного статуса. Это поддержали более 75 % участвовавших в голосовании, в результате русский язык стал в Белоруссии вторым государственным. Известно и такое выражение Александра Григорьевича: «Люди, которые говорят на белорусском языке, не могут ничего делать, кроме как разговаривать на нем, потому что по-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык ‒ бедный язык. В мире существует только два великих языка ‒ русский и английский»(https://www.gazeta.ru/politics/2014/07/10_a_6108669.shtml )

В 1996 году был подписан договор о создании Сообщества Беларуси и России. 2 апреля 1997 года на Соборной площади Кремля президенты Белоруссии и РФ торжественно подписали Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства с равными правами граждан РФ и Белоруссии. К тому времени местная националистическая оппозиция была подавлена, а белорусский национализм стал уделом горстки маргиналов.

Все это вместе взятое стало причиной ненависти к «непокорному» Лукашенко со стороны мiровой закулисы. Он подвергся шельмованию как «фашистский диктатор». С Запада финансируется оппозиция, совершенно игнорируемая народом, но за «преследования» которой в 1997 году Белоруссия была исключена из Совета Европы, а сам президент Белоруссии был объявлен «персоной нон грата». (Частично санкции ЕС были сняты с Белоруссии, кажется, лишь в 2016 году.)

Со стороны властей РФ в качестве условий для объединения в Союзное государство от Белоруссии потребовали демонтаж регулирующей роли государства в народном хозяйстве, его приватизацию (российскими олигархами) и приведения всего законодательства в соответствие с российским, – точнее, с российским беззаконием. То есть потребовали отказаться от того, что еще выгодно отличает Белоруссию от РФ. Разумеется, Лукашенко не захотел отдавать свою экономику и народ на разграбление.

Поэтому правящий слой РФ все эти годы тоже всячески шельмовал Белоруссию как «обузу» для России, присоединяясь к западной антибелорусской кампании из опасений, что консервативная антиолигархическая политика Лукашенко найдет отклик в России. Поэтому все провозглашения «сообщества», «союза», «союзного государства» между Белоруссией и РФ блокировались правящим слоем РФ и были лишь маскировкой отталкивания Белоруссии.

Антибелорусская кампания усилилась с лета 2002 года, когда преемник Ельцина в унизительной форме отверг заключенный с Белоруссией договор о союзном государстве и предложил вхождение в РФ либо раздробленными областями – субъектами РФ, либо в качестве одного субъекта. И то и другое означало бы самоотстранение Лукашенко от власти и подчинение Белоруссии во всех решениях власти РФ.

Разумеется, Лукашенко не согласился, после чего РФ стала сокращать экономические связи с Белоруссией, отказалась от прокладки через белорусскую территорию газопровода (альтернативного проходящему через Украину); а в 2003 году от Белоруссии – единственного военно-стратегического союзника – правители РФ потребовали платить за газ по мiровым ценам. С тех пор издевательские газовые конфликты стали постоянными. Причем в этих спорах о цене на газ для белорусской стороны речь идет о сохранении уровня жизни своего населения, для россиянских же властей и их менеджеров – о набивании деньгами личных карманов.

И это при том, что Белоруссия имеет огромное значение для России как транспортный коридор в Европу (Украине РФ платила за транзит газа в несколько раз больше) и как форпост на пути расширения НАТО (там размещен мощный комплекс ПВО, станции космического наблюдения, и все это работает на Россию безплатно, – напоминают эксперты). Белоруссия – единственный искренний военный союзник России, что стоит дороже любых денег.

В 2009-2010 г., накануне очередных выборов, кампания клеветы росссиянских СМИ против Лукашенко была раскручена до небывалого размаха (фильмы НТВ про «Крестного батьку») с участием лично зиц-президента Медведева и даже некоторых услужливых «православно-патриотических» ресурсов. В Израиле был обнародован план Медведева по свержению Лукашенко. А поскольку народ его неизменно поддерживает – на Западе пустили в ход дежурные обвинения в «фальсификации» выборов.

Но даже подвергаясь шельмованию со стороны россиянских властей, Лукашенко не раз заявлял, что «никаким политикам не удастся разорвать белорусско-российские отношения… Мы были и будем для русского человека надежным оплотом, опорой, форпостом, как это принято говорить в России». Несомненно, что дальнейшее ухудшение отношений произошло по вине властей РФ. Напомню, однако, и сказанное мною ранее о «минусах» Александра Григорьевича.

«Разумеется, одного лишь «крестьянского здравого смысла» маловато для правильного решения государственных проблем в наше время. У «батьки» есть много недостатков, которые обусловлены его «православным атеизмом» (как он однажды сказал о своем мiровоззрении). Это часто мешает ему принимать верные решения в плане положительной государственной идеологии. Это приводит Александра Григорьевича и к отчаянному последнему средству – демонстративному поиску союзников среди явных противников РФ, что является серьезной ошибкой, которую пропагандно используют антирусские силы. Все это мешает ему принять единственно верное решение – отважно выступить как общерусский патриотический лидер Третьего Рима. (Эту тему я озвучивал как-то и в Минске: Три ветви русского народа и Новый мiровой порядок. Доклад на первом пленарном заседании на Свято-Михайловских чтениях «Православие и современность» в здании Академии наук – Минск, 14-21 ноября 2002 г.).

В связи с этим я отмечал, что в отличие от России, в Белоруссии при Лукашенко парламент принял закон, признающий «определяющую роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Этот факт мог бы оказаться судьбоносным для всех нас при должной активности Церкви. И если правящий слой РФ не готов выполнять роль «удерживающего» и стремится переварить Белоруссию в прозападном апостасийном соусе, то Белоруссия могла бы поднять свое сопротивление этому на высочайший уровень: взять на себя миссию «удерживающего» для всего русского народа. Только так и сама Белоруссия сможет выстоять.

Но к сожалению, нынешние официальные церковные власти неспособны оказать в этом должного влияния. Они озабочены лишь сохранением своей кормушечной мопонолии и, в частности, добились позорного запрета приходов Русской Зарубежной Церкви на территории Белоруссии при одновременной дружбе с активными антихристианами – хасидскими сатанистами. При полном молчании Церкви сохраняются памятники жидобольшевицким вождям, открытый в 2004 г. мемориал Дзержинского «имеет важное воспитательно-патриотическое значение», – заявил Александр Григорьевич. Насколько он далек от подлинного духовного понимания проблем нынешнего исторического времени – свидетельствует также и его поощрение в Белоруссии процессов электронной глобализации (введение личных кодов и т.д.). К тревожным знамениям в в Свято-Покровской церкви города Дзержинска ни церковное, ни светское начальство Белоруссии с должной серьезностью не отнеслось…

Несомненно, что на завтрашних выборах [2010 г.] А.Г. Лукашенко будет избран главою Белоруссии на новый срок. Это значит, что и давление на него не прекратится, а только усилится – при тех же нерешенных проблемах. Сможет ли Александр Григорьевич сделать должный вывод из всего этого опыта? Найдутся ли у него, наконец, должные советники? Еще не поздно. Но если этого не произойдет – эксперимент Лукашенко долго продолжаться не сможет. Ибо противостоять надвигающемуся царству антихриста методами «советского патриотизма» и «православного атеизма» – невозможно».
(См.: М.В. Назаров. Лукашенко снова выберут. А вот сделает ли он сам должный выбор дальнейшего пути? К президентским выборам в Белоруссии, 2010.)

И вот, к сожалению, при фактическом торпедировании Союзного государства компрадорской властью в РФ, минские сторонники дальнейшего сближения с Россией постепенно утратили властные позиции, уступая самостийникам, ориентированным на союз с Западом. Соответственно в Белоруссии усилилось влияние антирусских сил при поддержке не только из-за границы, но уже и самим президентом Лукашенко. Он заговорил о необходимости максимальной поддержки «мовы», что контрастирует с его прежним мнением. Началась кампания поощрения белорусского языка, которая привела к полному уничтожению русскоязычной топонимики: теперь все указатели на белорусских улицах и трассах содержат надписи на «мове», дублированные на латинице (а в некоторых местах и на китайском).

 

Железнодорожный вокзал в Минске: надписи на белорусском, польском, английском, китайском языках ‒ без русского.

Между тем, письменная белорусская мова ‒ это ярчайшая демонстрация дебильности всех потуг «белорусизации». В основу ее «орфографии» положена фонетика (произнесение слов и их восприятие на слух: отсюда местное дзеканье, цеканье, яканье), а не корневая этимология (происхождение и значение слова, которое в «белорусской письменности» искажается: например, «Багародица» уже не производится от слова Бог ). То есть ‒ «как слышится, так и пишется» ‒ это сродни прикольному языку интернетовских полемистов («афтар», «хоцца», «нуващще»), который тоже можно объявить отдельным от русского. Поразительно, что белорусские ученые-филологи до сих пор не решаются назвать это издевательством над языком. (См.: Гронский Александр. Белорусский национализм и язык в начале ХХ в.)

В белорусских СМИ все чаще стали производить историю Белоруссии не от Новгородско-Киевской Руси, а от Великого княжества Литовского. Противников «белорусизации» начали преследовать ‒ сначала в административном, а потом и в уголовном порядке.

«Настоящий всплеск националистических настроений случился вскоре после воссоединения Крыма с Россией. Белорусские власти решили, что крымский сценарий может быть применен и к ним, и гарантией от этого посчитали распространение в обществе националистических и русофобских идей. В 2015 году Лукашенко потребовал, чтобы белорусские спецслужбы приняли предельно жесткие меры по отношению к местным пророссийским активистам. «Найти этих черносотенцев, которые не только бегают по лесам, но и плявузгают (клевещут) о Белоруссии, принять соответствующие меры и доложить, ‒ велел Лукашенко. ‒ Если у вас есть факты, что где-то там по лесам какие-то черносотенцы бегают, мы их быстро выловим. То, что противоречит суверенитету и независимости государства, то, что противоречит интересам народа, будет выкорчевано с корнем». Позже президент заговорил о необходимости внедрять в белорусские умы «здравый национализм».

За несколько лет до этого, в 2010 году, витебский писатель Андрей Геращенко был уволен с госслужбы за то, что назвал белорусскую мову всего лишь средством общения националистически настроенной интеллигенции, а белорусов ‒ частью русского народа. А в 2016 году трое белорусских публицистов ‒ Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко ‒ были арестованы по обвинению в разжигании межнациональной розни ‒ фактически за то же самое, плюс за критику политики белорусизации и отступления от курса на интеграцию с Россией.

[2 февраля 2018 года им был вынесен приговор. Минский горсуд признал трех журналистов Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко — виновными в разжигании вражды и приговорил их к пяти годам тюрьмы. Однако осужденные выпущены из-под стражи под подписку о невыезде. Исполнение приговора отсрочено на три года.]

На этом фоне местные националисты, ранее подвергавшиеся преследованиям, резко оживились: теперь уже они оказывают давление на местных чиновников и добиваются наказания для тех, кто, по их мнению, недостаточно уважительно отзывается о белорусском языке».

25 марта 2018 года в Белоруссии с помпой отметили столетие провозглашения Белорусской Народной Республики (БНР) ‒ День воли. Кульминацией праздника стал митинг-концерт в центре Минска, собравший, по данным организаторов, около 50 тысяч человек. Мероприятие стало самой массовой акцией белорусских националистов за последние 20 лет. Еще недавно аналогичные собрания разгонял ОМОН и, возможно, поэтому число их участников редко превышало несколько сотен человек ‒ в белорусском обществе их мало кто воспринимал всерьез. Теперь же националисты стали определять вектор развития общества, а их установки все глубже проникают в государственную идеологию.

Столь массового собрания по случаю Дня воли белорусская столица не видела с 90-х годов. Что примечательно, одним из организаторов был Эдуард Пальчис ‒ радикальный националист и откровенный русофоб, об идейных воззрениях которого лучше всего скажут названия его статей: «Как убить русский мир», «Рвота, мерзость и понос ‒ я вам русский мир принес» и т.д. …

Произошедшее 25 марта в Минске по сути обозначило кардинальное изменение отношений правящего режима и сторонников националистических движений. Власть предложила радикалам, и в первую очередь националистам, новый пакт: мы полностью легализуем вашу активность, а вы переходите от противостояния с государством к сотрудничеству с ним».
https://lenta.ru/articles/2018/04/03/belonazi/

Разумеется, компрадорская власть в РФ своим олигархическим отношением к Белоруссии внесла свою существенную лепту в этот процесс. Но и Лукашенко продемонстрировал политическую, государственную и духовную ограниченность. Он прибег к «белорусизации» как средству обороны от неприемлемых требований властей РФ, но заигрыванием с русофобией он рискует повторить судьбу Януковича. А олигархические россиянские СМИ злорадно смакуют «предательство Бацьки», также готовя россиян к его зачистке, в которой Лукашенко вряд ли устоит перед тройственным союзом своих националистов, российских олигархов и западных строителей Нового мiрового порядка. Последние в свержении Александра Григорьевича сыграют главную роль и получат главный приз: плацдарм против России, как это произошло в 2014 году на Украине. А местные националисты там нужны лишь против России и до поры до времени. В Новом мiровом порядке им места не предусмотрено.

Белорусский автор в статье «Битва за историю: предатели в Белоруссии ведут страну к украинскому пути» констатирует:

«В отличие от России, ситуацию в Беларуси можно охарактеризовать как всё хорошо и всё плохо одновременно.

К хорошему следует отнести то, что по всей стране и в каждом дворе можно наблюдать благоустройство и порядок ‒ ландшафтный дизайн из разукрашенных камешков, причудливый декор из пластиковых бутылок, различные инсталляции из старых автомобильных шин и замысловатых пней и всё вместе в море цветов. Из чего, кажется, сама природа вняла призыву ЖКХ с билбордов «Квiтней Беларусь!» [«Цвети, Беларусь!» ‒ слова из государственного гимна Беларуси] и Беларусь действительно заквiтнела.

Вместе с этим, после развала СССР, с наступлением смутного времени на всем постсоветском пространстве наблюдался разгул националистического шовинизма, а в некоторых странах к текущему моменту это стало государственной политикой. В Беларуси националистический шовинизм и свядомизм был вовремя посажен на поводок и теперь без команды не тявкает».

Однако «за время, которое провел националистический шовинизм на коротком поводке, он успел заматереть. Белорусские националисты обзавелись собственным телевизионным каналом «Белсат» в Польше и теперь открыто вещают пропаганду своих идей на территорию Беларуси. Белорусские националисты нарабатывают боевой опыт в составе неонацистских карательных батальонов на стороне бандеровской хунты на Украине. В пору говорить о развитии и проявлениях белорусского национализма как фашизма с националистическим лицом…

Партнёры из Польши… под видом проведения «белорусизации» повсеместно продвигаются надписи на польской латинице. В дополнение к этому Польша через своих агентов влияния каким-то образом сумела создать в Беларуси своего рода культурную или ментальную автономию, выдав 100 000 «карт поляков» гражданам Беларуси…

Такое состояние дел можно также охарактеризовать, при всей внешней стабильности, как полностью неопределённое… Состояние неопределённости зачастую возникает на перепутье дорог при выборе дальнейшего пути. Идти вместе с нашим русским племенем, вместе с Россией, нести всему Миру мир, добро и правду ‒ всегда трудный путь, для этого нужны силы и воля. Скатываться по наклонной черте всегда проще, для этого особого ума не надо, пример Украины должен чему-то учить. Проза жизни диктует свои условия, от выбора увильнуть не удастся, его придётся сделать всем и каждому в отдельности».

Забавский Кирилл Сергеевич (белорусский поэт, публицист)
http://rusvesna.su/news/1534179856

Для правильного выбора нужно правильное мiровоззрение, умение различать духов и геополитический кругозор. К сожалению, этого мы не видим ни у Лукашенко, ни даже у главных иерархов Белорусского Экзархата. И хотя сейчас белорусский народ поддерживает президента, майданы везде устраивает меньшинство ‒ подготовленное, щедро профинансированное американцами, вооруженное и поддержанное мiровыми СМИ.

М.В. Назаров
24.8.2018

Источник: https://rusidea.org/250937616