Ключъ духовной жизни

Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

«Благословенъ еси Господи, Владыко Вседержителю, просвѣтивый день свѣтомъ солнечнымъ, и нощь уяснивый зарями огненными»… «Помяни насъ смиренныхъ и осужденныхъ и возрати плѣненіе душъ нашихъ»…
— Изъ молитвъ въ день Св. Троицы.

«Великое пріобрѣтеніе быть благочестивымъ и довольнымъ» (1 Тим. 6:6).

   Каждому изъ насъ много разъ въ жизни приходилось наблюдать, какъ бываетъ скована и плѣнена природа зимой. Нѣтъ въ нашемъ распоряженіи той силы, которая могла бы по нашему желанію, или произволу, освободить ее отъ этого плѣна, сковывающаго ее, какъ стальными кандалами. Но вотъ проходятъ зимніе мѣсяцы, наступаетъ весна, начинаетъ силнѣе грѣть солнце, изъ недоступныхъ для насъ небесныхъ пространствъ посылаетъ сюда къ намъ свой живительные лучи, оковы плѣна постепенно спадаютъ и жизнь вновь торжествуетъ.

Приходилось также каждому изъ насъ наблюдать и переживать плѣнъ нашей собственной души, порабощенной и связанной какими-то стальными узами и покрытой холодомъ, когда всѣ ея силы направлены только на то, чтобы поддержать и сохранить физическую жизнь своего тѣла и когда она не можетъ взлетать на области заочныя и переживать тѣхъ чувствъ блаженства и духовнаго наслажденія, къ которымъ она призвана, по своей природѣ, а вмѣсто этого подавлена гнетущей заботой и уныніемъ.

Однако есть такая область жизни, гдѣ и наша душа, подобно природѣ, но съ той только разницей, что она должна пожелать этого своей свободной волей, можетъ освободиться отъ своихъ оковъ и вступить въ область свѣта, тепла и жизни. Въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ, посвященныхъ тремъ великимъ святителямъ нашей Церкви – Василиію Великому, Григорію Богослову и Іоанну Златоустому, которые именуются наравнѣ со святыми Апостолами столпами Церкви (память ихъ празднуется 30 января), есть такой призывъ: «иже умрети не хотящіи, пріидите наслаждайтесь». Въ денъ же св. Пасхи Церковь поетъ такую торжественную пѣснь: «смерти празднуемъ умерщвленіе и иного вѣчнаго житія начало». Въ праздникъ св. Троицы читаются слова молитвы: «Нѣсть убо Господи, рабомъ Твоимъ смерть, исходящимъ намъ отъ тѣла и къ Тебѣ Богу нашему приходящимъ, но преставленіе отъ печальнѣйшихъ на полезнѣйшая, и сладостнѣйшая и на упокоеніе и на радость»…

При чемъ приведенныя здѣсь слова молитвъ суть не только перлы церковной поэзіи, но являются описаніемъ переживаній «рабовъ Божіихъ», о чемъ такъ называемые церковные люди хорошо знаютъ по собственному, хотя бы и не большому, духовному опыту, а еще лучше знают изъ описаній жизни святыхъ, у которыхъ эти переживанія достигали такой степени, что физическая смерть переставала для нихъ быть смертью и они постоянно ликовали и радовались, живя истинной жизнью.

Жить такой жизнью, – это величайшее благо, которое можетъ пріобрѣсти человѣкъ на землѣ. И каждый, кто 1) вѣритъ въ Бога, 2) любитъ людей и 3) живетъ церковной жизнью, можетъ пріобрѣсти это драгоцѣнное духовное богатство. Весь строй церковной жизни, съ многими молитвами, богослуженіями, церковными правилами и обычаями и имѣетъ своей практической цѣлью уврачевать нашу душу, освободить ее изъ плѣна, дать ей духовныя крылья, возратить ей ея истинную природу и сдѣлать ее свободной, вдохновенной и прекрасной. Особенно же благопріятнымъ для этого временемъ является Великій постъ, который называется Церковью «духовной весной», т.е. временемъ роста духовныхъ силъ.

Тотъ строй церковной жизни, который предназначенъ этого времени, при внимательномъ къ нему отношеніи, поражаетъ своей глубиной, разнообразіемъ, красотой и цѣлесообразностью. Онъ дѣйствительно подобенъ чудесной веснѣ, когда появляются первые теплые солнечные лучи, постепенно усиливающіеся и вызывающіе къ жизни омертвѣвшую природу пока, наконецъ, солнце не дайдетъ до своего зенита.

Начальнымъ закономъ духовной жизни является постепенность духовнаго роста. Никто живя на землѣ, не можетъ мгновенно стать святымъ, и никто не можетъ мгновенно низринуться въ бездну. И то и другое совершается лишь медленнымъ постепеннымъ возхожденіемъ или ниспаденіемъ. Ключемъ, который открываетъ путь для такого восхожденія, – является особое внутренее свойство души, которое утвердилъ на землѣ Христосъ Спаситель и которое является основаніемъ духовной жизни – смиреніе. Смиреніе нельзя смѣшивать со скромностью, которая характеризуетъ внѣшній обликъ человѣка. Смиреніе является внутреннимъ качествомъ души. Въ большинствѣ случаевъ внутреннее смиреніе сопровождается внѣшней скромностью. Но это не всегда случается такъ. Иногда бываетъ, что внутренне человѣкъ оказывается страшнымъ гордецомъ и совсѣмъ не обладаетъ смиреніемъ. Такомъ былъ литературный типъ – о. Сергій Льва Толстого, сочетавшій въ себѣ во время своего пребыванія въ монастырѣ, послушаніе и скромность со страшной гордыней, которая и привела его къ катастрофѣ. Мы знаемъ не только изъ фантазіи геніальнаго писателя, но также изъ жизни святыхъ, о такихъ случаяхъ, когда людямъ удавалось достигнуть внѣшней скромности, но для нихъ оказалось недоступнымъ смиреніе.

Первымъ признакомъ и проявленіемъ смиренія – искренее внутренее убѣжденіе, что я хуже всѣхъ грѣшниковъ. Мысль эту выразилъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ посланіи къ своему возлюбленному ученику св. Апостолу Тимоѳею, которому онъ написалъ: «вѣрно и всякаго пріятія достойно слово, что Христосъ Іисусъ пришелъ въ міръ спасти грѣшниковъ, изъ которыхъ я первый» (1 Тим. 1:15). Эту мысль перенесъ св. Іоаннъ Златоустъ, который особенно горячо чтилъ св. Апостола Павла и который называется «устами Павловыми», въ свою молитву, постоянно читаемую нами передъ причастіемъ св. Таинъ: «вѣрую Господи и исповѣдую, яко Ты во истину Христосъ, Сынъ Бога Живаго, пришедый въ міръ грѣшныя спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ». Несомнѣнно, конечно, что самъ авторъ этой молитвы, будучи человѣкомъ въ высшей степени правдивымъ и искреннимъ, составилъ эту вдохновенную молитву не только для насъ, но молился ею и отъ своего собственнаго лица, убѣжденно считая себя самымъ большимъ грѣшникомъ изъ всѣхъ грѣшниковъ, хотя онъ и оказался величайшимъ изъ святыхъ. Это и есть первый и главный признакъ смиренія. Такимъ качествомъ души обладали всѣ, кого почитаетъ Церковь святыми на всемъ протяженіи ея двухтысячелѣтней исторіи.

Вторымъ признакомъ смиренія является спокойное перенесеніе личныхъ, хотя бы и незаслуженныхъ и несправедливыхъ обидъ. По изъясненію св. отцовъ молиться о смиреніи это значитъ проситъ у Бога, чтобы насъ кто-либо несправедливо обидѣлъ, а чтобы мы имѣли силы отвѣтить на такую обиду добромъ и сохранить спокойствіе духа. При такомъ испытаніи смиреніе укрѣпляется въ душѣ и становится ея нераздѣльнымъ качествомъ, душа пріобрѣтаетъ такую могучую силу, которое не можетъ разрушить никакая земная скорбь, къ ней не можетъ прикоснуться духъ унынія и она становится способной вкушать райскую пищу, т.е. переживать духовныя наслажденія. И царство Божіе по евангелскому слову начинаетъ постепенно созидаться внутри ея. «…чему подобно, говоритъ Господь, царствіе Божіе? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое взялъ человѣкъ, посадилъ въ саду своемъ: и выросло, и стало большимъ деревомъ, и птицы небесныя укрывались съ вѣтвяхъ его» (Лук. 13:18-19).

Пріобрѣсти такія качества души очень нелегко. Собственными человѣческими силами ихъ пріобрѣсти и невозможно, потому что всѣ тѣ впечатлѣнія, которыя человѣкъ получаетъ во внѣшнемъ мірѣ, противоположны этимъ духовнымъ качествамъ. Они пріобрѣтаются только съ помощью Божіей, оказываемой намъ черезъ благодать, дѣйствующую въ истинной Церкви и проявляющуюся въ таинствахъ, священнодѣйствіяхъ, молитвословіяхъ и въ строѣ жизни, указываемомъ Церковью.

Открывъ дверь духовной жизни черезъ смиреніе, св. Церковь постепенно вводитъ въ нашу душу дивное разнообразіе духовныхъ переживаній, подобныхъ разнообразію весеннихъ цвѣтовъ, объединяемыхъ любовью къ Богу и людямъ и составляющихъ одну прекрасную гармонію.

Передъ св. Четыредесятницей Церковь установила три подготовительныя недѣли: мытаря и фарисеия, о блудномъ сынѣ и страшнаго суда. Въ первую недѣлю напоминается о смиреніи, какъ ключѣ, которымъ открывается духовная жизнь, во вторую – она зоветъ людей «пріити въ себя», вспомнить о Небесномъ Отцѣ и объ истинной природѣ нашей души и въ третью – напоминаетъ о неизбѣжной отвѣтственности за нашу жизнь. Если мы взойдемъ на эти три ступени, то нашему духовному взору откроется необозримое море духовной жизни, которое мы призываемся перейти во время Великаго поста и, если мы благополучно его переплывемъ, то въ свѣтозарную и таинственную ночь св. Пасхи, мы дѣйствительно вкусимъ Пасхальнаго Агнца, насладимся веселія вѣчнаго и вмѣстѣ съ св. Церковью сознательно и убѣжденно воспоемъ пѣснь: «Смерти празднуемъ умерщвленіе и иного вѣчнаго житія начало».

Майами, Флорида 1949 г.

МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.  Архiепископъ Никонъ (Рклицкiй). СБОРНИКЪ СТАТЕЙ И ПРОПОВѢДЕЙ