Ленинградские масоны и ОГПУ
ИЗ РАСКРЫТЫХ МАТЕРИАЛОВ АРХИВОВ КГБ СССР
Ленинградские масоны и ОГПУ
(ПРОТОКОЛЫ ДОПРОСОВ, ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА)
Подготовка текста, вступительная статья и комментарии В. С. Брачева.
В 1990 г. в ответ на официальный запрос Педагогического института им. А. И. Герцена Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области предоставило автору этих строк ксерокопии некоторых документов из так называемого «масонского дела», возбужденного в январе 1926 г. Ленинградским ОГПУ против Генерального секретаря «Генеральной ложи Астрея» Автономного русского масонства Бориса Викторовича Кириченко-Астромова, руководителей «Автономного Ордена мартинистов Строгого восточного послушания» Григория Оттовича Мебеса 1 и Марии Альфредовны Нестеровой 2, а также руководителей и членов других оккультных организаций Ленинграда. До сих пор вся информация о ленинградских масонах ограничивалась двумя фельетонами, опубликованными в 1928 г. в «Ленинградской правде» 3 и «Красной газете» 4. Долгие годы фактическая закрытость масонской темы для советских историков и подозрительный характер появления этих статей, явно инспирированных ОГПУ, привели к тому, что из исследователей только В. Я. Бегун рискнул обратиться к этому мутному источнику, повторив вслед за ним в своей книге все его ошибки и несуразности 5.
Публикация ряда документов, относящихся к деятельности ленинградских масонов, призвана положить первый камень в основание источниковой базы опубликованного и доступного для исследователей материала по этой теме. Не случаен и выбор публикуемых документов. Предпочтение было отдано тем из них, которые проливают свет на одну из политически острых и научно значимых тем советского периода русской истории: ОГПУ и масоны, масонская доктрина и коммунизм. Речь идет о документах и материалах, относящихся к деятельности «Автономного русского масонства» (1922—1925 гг.). Создатель этой организации Б. В. Астромов родился в 1883 году в городе Богучаре Воронежской губернии в обедневшей дворянской семье.0 В 1905 г. он уезжает в Италию, где у него жил двоюродный дядя, настоятель католического монастыря, и поступает на юридический факультет в городе Генуя. Здесь же, в 1909 г. произошло его посвящение во Всемирное Братство (Ложа «Авзо-ния», принадлежавшая к «Великому Востоку Италии»). Возвратившись в 1912 г. в Россию, Б. В. Астромов вступает затем в 1918 г. в Орден мартинистов — организацию, которая была основана в 1910 году в России известным оккультистом Ч. И. Минским и являлась первое время филиалом французского Ордена (основан в 1760 г.), штаб-квартира которого находилась в Париже. В 1912 г. генеральный инспектор петербургских мартинистов Г. О. Мебес объявил о своей автономии и с этого времени возглавляемая им организация прочно занимает ведущее положение среди оккультных групп Петрограда-Ленинграда, представлявших собой в отличие от так называемого политического или «кадетского» масонства, связанного с Великим Востоком Франции, эзотерическую ветвь мирового братства. Задача, которую ставил перед собой Орден, заключалась в том, чтобы укрепившись в чистом символизме и наладив «планомерную подготовку будущих адептов Высшей Магии и Гер-метизма», стать надежной «опорой и источником обновления правоверного масонства». 7 В основе учения мартинистов лежит оккультизм — особое направление религиозно-философской мысли, стремящееся к познанию Божества интуитивным путем, путем психических пере’ живаний, связанных с проникновением в потусторонний мир и общение с его сущностями.
Официально декларируемая цель мартинистов состояла в том, чтобы всеми имевшимися в их распоряжении ь средствами, исключая насилие, «способствовать физическому, нравственному и духовному усовершенствованию человечества». Главное же средство в достижении этой цели они видели в личном примере, в «духовно- нравственном подъеме своих членов», что обеспечивалось их неустанными поисками «духовного» сближения с Божеством в лице Искупителя.8
Первые, контакты Б. В. Астромова с руководителем петербургских мартинистов приходятся на конец 1917 г., а уже в августе 1919 г., благодаря поддержке Г. О. Мебеса он становится Генеральным секретарем (инспектором) «Автономного Ордена мартинистов» в Петрограде. Тем не менее положение Б. В. Астромова среди мартинистов не было прочным. Дело в том, что, хотя Г. О. Мебес являлся руководителем Ордена, все практическое руководство осуществлялось его женой М. А. Нестеровой. В сложившемся семейном дуэте «Мебес—Нестерова» фигура честолюбивого и склонного к разного рода авантюрам Генерального секретаря была явно лишней, тем более, что «Путанные,— по словам Г. О. Мебеса,— романы» Б. В. Астромова изрядно начинали надоедать Учителю. Поводом для разрыва послужило закрытие в 1921 г. Г. О. Мебесом возглавляемой Б. В. Астромовым (мастер стула) ложи «Кубический камень», т.к. он, по его мнению, не справился с возложенными на него обязанностями и в силу неприемлемости для Учителей (т. е. Мебеса и Нестеровой) «его этики и его принципиальных подходов к делу» вынужден был покинуть Орден. Это не помешало ему открыть из отколовшихся от Ордена «братьев» свою собственную независимую от Г. О. Мебеса ложу «Три северные звезды». Одновременно с этим в том же 1921 г. Б. В. Астромов предпринимает энергичные усилия, направленные на объединение под своей эгидой и других масонских лож Петербурга: «Пылающего льва» (мастер стула Б. П. Дризен), «Дельфина» (мастер стула М. М. Петров), наместный мастер А. Н, Вольский,9 «Золотой колос» (наместные мастера 11. А. Башмакова и О. Е. Иванова-Нагорнова). И хотя состав этих лож был крайне малочисленным и существовали они в основном на бумаге, т. к. представляли собой только «президиумы на случай привлечения новых членов», это дало основание честолюбивому Б. В. Астромову объявить в 1922 г. о создании новой независимой от мартинистов организации «Автономное русское масонство» вс главе с «Генеральной ложей Астрея». Великим мастером «Генеральной ложи Астрея» стал бывший директор им ператорских театров престарелый В. А. Теляковский — единственный из остававшихся в то время в России из членов работавшей до революции под таким же назва нием масонской ложи. 10 После смерти В. А. Теляковского в 1924 г. его обязанности исполнял сам Б. В. Астромов.
В 1920-е годы Б. В. Астромов проявлял большой интерес к истории вольных каменщиков. 15 июня 1923 г. состоялась его публичная лекция на эту тему в помещении б. Петершуле, в которой он без обиняков заявил, что «завезенное Петром Великим из Голландии масонство так прочно укоренилось в определенных слоях русского общества, что с XVIII века оно стало синонимом интеллигентности».11
В конце концов честолюбие толкнуло Б. В. Астромова на опасные игры. Летом 1925 г. он предложил ОГПУ сотрудничество в обмен на терпимость властей к «Автономному русскому масонству». Но недоверие коммунистов к масонам преодолеть не удалось. Выяснив все что нужно, органы арестовали Астромова и иже с ним. Дело ленинградских масонов было передано на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ. В обвинительном заключении было отмечено, что являясь активными членами масонской организации, обвиняемые (21 человек), «пользуясь суеверием рядовых членов, занимались мошенничеством и вымогательством материальных средств для своей праздной жизни», а также организацией «явных притонов разврата, в каковых путем психического воздействия производилось насилие над женщинами в поіповом отношении в извращенных формах». Кроме того, серьезным обвинением, выдвинутым против масонов, было и то, что они «вербовали в свою организацию не только лиц из буржуазного слоя, но и трудовые массы», вследствие чего их дальнейшее пребывание в пределах Ленинграда и других промышленных городах СССР было признано безусловно нежелательным».
18 июня 1926 г. постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ Б. В. Астромов и его коллеги из других оккультных групп были осуждены к высылке в отдаленные местности страны, главным образом в Коми край и Нарым. Наиболее суровые наказания — 3 года концлагерей — понесли Б. В. Астромов, Г. О. Мебес, В. Ф. Гредингер, С. Д. Ларионов и А. В. Клименко. Дальнейшая судьба их, к сожалению, неизвестна. Немногим больше мы знаем и о Б. В. Астромове, который, после отбытия срока наказания (по амнистии 1927 г. оно было сокращено ему на одну четверть) совершенно неожиданно постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 24 августа 1928 г. был выслан в Сибирь сроком на три года.
Официальная версия Б. В. Астромова о целях и характере «Автономного русского масонства» достаточно полно изложена в его показаниях следователям ОГПУ (см. публикуемый документ № 1). Дополнением к ней могут служить публикуемые документы, относящиеся к внутренней деятельности «Автономного русского масонства»: Обращение к Великому Архитектору Вселенной (документ № 2) и масонская клятва (документ № 3). Особый интерес представляет обширный доклад, представленный Б. В. Астромовым в августе 1925 г. в ОГПУ в Москву, посвященный возможному сотрудничеству возглавляемой им организации с правительством (см. публикуемый документ № 4). Шаги Б. В. Астромова, направленные на постепенную ликвидацию «Автономного русского масонства», отражают публикуемые документы №№ 5, 6, 7. Последней отчаянной попыткой Б. В. Астромова заинтересовать правительство перспективой сотрудничества с масонством явилось его письмо к Сталину от 11 февраля 1926 г. (см. документ № 8).
Публикуемые документы засвидетельствованы подписями Б. В. Астромова и его коллег, а в ряде случаев и печатью «Генеральной ложи Астрея». Заголовки принадлежат публикатору. Некоторое отступление от хронологического принципа расположения материала вызвано стремление публикатора дать более ясное представление о существе дела. Мелкие исправления ошибок, опечаток и описок специально не оговариваются.
Следует подчеркнуть, что данной публикацией отнюдь не исчерпывается содержимое как «масонского дела» 1926 г., так и различных других материалов о масонских организациях, хранящихся до сих пор в органах КГБ СССР. Можно только догадываться о ценности документов дела «Братства истинного служения» (Ленинград, 1927 г.), дела Г. И. Бокия (Москва, 1937 г.) или же протоколов допросов известного масона Н. В. Некрасова, проводившихся в 20—30-е гг. Судебно-следственные материалы являются сложным и противоречивым источником и только в сопоставлении с другими документами они смогут расширить наши знания по рассматриваемой теме.
1 Мебес фон Григорий Оттонович. Родился в 1868 г. в г. Риге. Окончил физико-математический факультет С.-Петербургского университета. Председатель Графологического общества (1912 г.). В 1910—1912 гг.— Генеральный инспектор, с 1912 по 1925 гг.— глава Ордена мартинистов в Петрограде — Ленинграде. Накануне ареста — учитель математики в II совтрудшколе г. Ленинграда.
2 Нестерова Мария Альфредовна. Родилась в 1878 г. Дочь одного из компаньонов фирмы «Эрлингер» в Москве. В годы первой мировой войны поселилась в Петрограде, где основала «Общество чистого знания». Жена Г. О. Мебеса. Накануне ареста ■— учительница одной из ленинградских школ.
3 Галиматья. // Ленинградская правда. 1928. 5 января. С. 2.
4 Тень от ноля (Масоны в Ленинграде) // Красная газета. 1928. 15 июня (веч. вып.). С. 3.
5 Бегун В. Я. Расказы о «детях вдовы». Минск, 1986. С. 107—108.
6 Здесь и в дальнейшем автор широко использует материалы архива Управления КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области.
7 Орден мартинистов. С предисловием д-ра Папю-са. СПб. 1910. С. 13.
8 Там же. С. 15—17.
9 Заслуживает внимания, что в 1925 г. А. Н. Вольский вышел из масонства и вступил в ряды ВКП(б). Дальнейшая судьба его неизвестна.
10 «Астрея» — в дореволюционной России одна из наиболее престижных масонских лож Послушания Великой ложи Франции, работавшая в 1906—1911 гг. в Москве.
11 Масоны (на лекции д-ра Б. В. Астромова) // Красная газета. 1923. 16 июня. веч. вып. С. 2.
№ 1. ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА Б. В. АСТРОМОВА 4/ІІ — 1926 1
В. (опрос): Какие цели преследовало масонство, организуемое Вами (Автономное Русское масонство) и какие задачи себе ставило?
О.(ответ): Во-первых, самосовершенствование и са-модисциплинирование каждого человека, вступающего в масонство, путем развития в нем следующих качеств: А) Для ученической степени: I — молчание обо всем том, что он узнает в ложе или о ложе, II — послушание своему непосредственному руководителю (т. е. безусловное выполнение всех без исключений его поручений),
III — верность данному слову.
в) Для товарищеской степени:
IV — Непоколебимое мужество, т. е. развитие в себе смелости, находчивости, твердости.
V — Щедролюбие, т. е. воспитание в себе доброго желания по мере сил помогать ближнему.
с) Для мастерской степени:
VI — Любовь к человечеству, т. е. уничтожение в себе сословных, национальных и племенных предрассудков.
VII — Любовь или небоязнь смерти, что достигалось культивированием веры в перевоплощение, в бессмертие души.
Во-вторых, масонство ставило целью подготовку достойных членов на служение обществу. Программа служения обществу изложена в заглавном листе поданного мной доклада.
Практическая подготовка руководителями вступающих членов велась по тетрадям и катехизисам соответствующих трех степеней. Порядок прохождения тетрадей был следующим:
Ученическая степень:
- Краткий катехизис русского масона из 22 вопросов.
- Катехизис из 3 вопросов, спрашиваемых при посвящении.
- Полный катехизис. Даваемые
- Объяснение ученического ковра. после
- Тайные знаки, слова, прикосновения, посвящения
Товарищеская степень:
- Краткий из 3 вопросов катехизис, спрашиваемый при вторичном посвящении.
- Изъяснение товарищеского ковра. После
- Знаки, слова, прикосновения. вторичного
- Полный катехизис товарищеской сте- посвящения пени.
Мастерская степень:
- Жизнеописание Адонирамово.
- Полный катехизис мастерской степени.Дается
- Изъяснение ковра мастерской степени, после
- Вопросы к товарищу, посвящаемому в третьего мастера. посвящения
- Тайные знаки, слова, прикосновения.
Кроме того, для посвящения в ученическую степень необходимо: знать 5 арканов по «Энциклопедии оккультизма», Г. О. М.2 и представить письменную работу о своих 4 кабаллистических животных.
Для посвящения в товарищескую степень необходимо знать еще 3 следующих аркана и подать письменную работу о своих 7 планетах.
Для посвящения в мастерскую степень нужно прочесть еще 5 следующих арканов и подать письменную работу о распределении в себе 3 планов, т. е. физического: астрального, т. е. души с ее страстями и эмоциями и ментального плана с его идеями.
После прочтения краткого начального катехизиса (перед посвящением) вступающий член обязуется представлять мистическую (т. е. представить свои искания в области масонства) краткую автобиографию.
Член ложи, для которого были неприемлемы те или иные этические требования, предъявляемые к нему, имел право заявить об этом, свободно выйти из ложи, причем он обязывался при этом только обетом молчания обо всем, что он знал. Никаких репрессий, ввиду его откровенного заявления, к нему со стороны ложи не применялись.
В. Как реагировала ложа, если ушедший член не исполнял обета молчания?
О. Относилась к нему с презрением и переставала иметь с ним всякое общение.
В. Для чего существовали слова, знаки и прикосновения в ложе?
О. Во-первых, это старинный обычай, когда эти внешние знаки служили для распознавания между себой вольных каменщиков, а во-вторых, они позволяли по первому знаку узнавать, какой степени данный масон одного с ним Ордена. Опознавательные знаки и проходные слова в различных Орденах различны, прикосновение же ученической и товарищеской степеней варьируются в различных Орденах, а мастерское прикосновение почти везде общее.
В. Как производятся процессы посвящения?
О. Для ученической и товарищеской степени ритуал посвящения общий (одинаковый), в товарищеской степени лишь число путешествий с 3 увеличивается до 5, в мастерской степени ритуал посвящения особый, причем посвящаемый кладется в гроб и символически переживает смерть. Кроме того, при посвящении масону сообщается особая походка, соответствующая каждой степени, которую он обязан продемонстрировать, когда его об этом спросят старшие масоны (смотрите архив — ритуалы посвящения).
В. Зачем применялись посвящения и какой смысл и значение они имеют?
О. Посвящение — это традиционный пережиток старины и своей декоративностью они действуют на психику посвящаемого и помогают ему расшифровать некоторые масонские символы.
За последнее время ритуал посвящения все более и более упрощается.
В. Были ли в ложе членские взносы или иные, их размеры и формы расходования?
О. Были установлены членские взносы по одному рублю с человека в месяц, но они почти никем не платились ввиду стесненного положения большинства чле- | нов. Были, кроме того, вступительные взносы при каждом посвящении: 2 руб. при ученическом, 4 руб.— при товарищеском и 6 руб.— при мастерских посвящениях, которые шли на покупку замши для фартуков, перчаток, лент и других знаков, которые каждой степени полагались и выдавались на руки посвящаемому. Отчет о расходовании средств велся в каждой ложе мастером стула или назначаемым им казначеем согласно особому уставу. В частности, по ложе «3-х Северных Звезд» и позднее, по ложе «Кубического камня» ввиду малочисленности состава и нерегулярности поступаемых взносов, которых не хватало даже для оплаты помещения ложи, письменного отчета не велось.
В. Что побудило Вас выдавать диплом гр. Кюн Р. А. на открытие масонской ложи в Нью-Йорке?
О. Дипломы о присвоении ему степени выдаются только мастерам. Ученики же и товарищи, если они выезжали в другой город, получали просто удостоверения о своей степени, чтобы там пристать к существующей ложе. Патенты на открытие ложи выдавались только членам Генеральной ложи, если они об этом заявляли. За диплом взималась плата в размере его технической стоимости. В частности, Кюну был выдан диплом по его инициативе.
В. Выдавались ли Вами еще кому-либо дипломы на открытие лож?
О. Мною выдан, кроме Кюна, еще диплом, вернее; патент, на открытие лож гр. Полисадову Сергею Владимировичу 3 в Москве и никому больше.
Патенты подписываются обычно 3 членами Генеральной ложи своими посвятительными именами на древнееврейском языке. В частности, диплом Кюна был подписан больше чем 3 подписями и вызвал к нему недоверие (подписи древнееврейскими буквами), как к агенту большевиков, тем более что сам Кюн — еврей. Патент Кюна содержал подписи Великого мастера Те-ляковского (посвятительное имя Загшасп) и двух великих надзирателей, великого обрядоначальника, казнохранителя или оратора и Генерального секретаря (см. архив: фотография этого диплома).
Патент Полисадову также содержит много подписей, в частности, подпись Теляковского 4.
В. В чем конкретно заключалось обвинение Вас младшими братьями по смешиванию мистики с эротикой?
О. В том, что будто я, пользуясь своим положением руководителя, старался учениц совратить к сожительству с собой. Фактически это место не имело, так за последнее время я совершенно отказался от учениц. Кроме того, меня обвинили в том, что, пользуясь авторитетом руководителя, я заставил одну ученицу (причем, имени не называли), вступить со мной в противоестественные половые отношения. Фактически это также не имело место.
В. Как масонство смотрит на половые отношения и семью?
О Прежде всего, масонство не требует церковного брака, представляя это желанию сторон, но оно требует: 1) Чтобы масон не ухаживал за женой м-асона. Он может жениться на ней каким угодно способом, но муж масон обязан быть извещен об этом. 2). Не разведясь со своей женой (или не разъехавшись с ней), масон не имеет права заключать новый брачный договор, в каком бы то ни было виде (регистрация, церковный брак или торжественное взаимное обещание перед пятиконечной звездой, что назвівается мистическим браком).
За нарушение этих двух условий масон карается исключением из ордена на определенный срок и поражением в правах.
За такое нарушение в 1924 г. масѳн Гредингер был исключен на год из ордена и на два года был поражен в правах. А масон Снопков был уволен в бессрочный отпуск, что равносильно совершенному исключению.
В. Как масонство смотрит на религию?
О. Масонство стоит вне религии. Оно не признает личного бога, а признает лишь Непознаваемую Первопричину или Абсолют, под именем великого архитектора Вселенной. Каждый масон может принадлежать к любой религии, и это является делом его личной совести. В некоторых ложах вступительные клятвы произносятся над книгой с чистыми листами, на которых подразу меваются верования данного человека.
В. Взаимоотношения масонства с политикой?
О. Всякие разговоры о политике в ложе запрещаются, и масона не спрашивают о его политических убеждениях. Вступающему в масонство предъявляются требования незапятнанного прошлого в смысле этики и морали, а также в смысле гражданском (несостояние под судом и наказанием). Им запрещается участие в противоправительственных заговорах против своей страны.
В. Было ли связано Русское Автономное масонство с заграничными или другими Орденами в СССР?
О. С заграничными масонствами Р. (усское) А. (вто-номное) М. (асонство) не связано и никаких взаимоотношений с ними не имеет. У меня лично никаких связей с заграничными масонами в смысле переписки с ними и взаимного осведомления не имеется. Персонально знаю и знаком с масонами:
в Англии с викарием Ломбарт(ом) (масон 30 степени). Познакомился с ним в 1913—14 году (примерно), когда он был в Петербурге, а когда он уехал в Англию, точно не знаю.
В Америке знаю Кюна Р. А. Около двух месяцев назад послал ему заказное с обратной распиской письмо с вложенным киносценарием, и до сих пор никакого ответа от него не имею. Полагаю, что он переехал из Нью-Йорка в другой город.
Во Франции знаю Освальда Вирта, имеющего собственную ложу философско-алхимического направления. Познакомился с ним в бытность мою во Франции в период 1911—12 года. Живет он в Париже.
В Италии знаю масона — профессора Туринского университета Ахилла Лория. Познакомился в бытность мою в Туринском университете.
С другими масонскими орденами в СССР Автономное русское масонство не имеет связей. Лично же я знаю руководителя Ордена Мартинистов и часть членов этого ордена.
В: Закрыв протоколом ложу «Реіга сиЬіса» и написав заявление о своем выходе из масонства, предпринимали ли Вы какие-либо шаги по организации новой ложи и намерены ли в дальнейшем работать по организации масонских лож?
О: Не предпринимал и не собираюсь предпринимать, так как решил совершенно порвать с масонством, какого бы толка оно ни было, и заняться исключительно личной оккультной работой.
Вспомнил, что в 1921 г. или 1922 г. я через посредство уехавшей на родину в Лондон англичанки Сивере Ольги Эсперовны послал приветственное письмо Лом-барту, но ответа от него так и не получил.
Из иностранных масонов я ни с кем не переписывался и не переписываюсь с 1914 г. Переписку с Кюном во внимание не принимаю, так как он принадлежит к Русскому Автономному масонству. Переписка с ним была довольно оживленная в 1923 году, т.к. он сообщал о своих неудачах в смысле устройства на работу и о подозрительном отношении к нему американского масонства. В 1924 году я получил от него несколько писем с вырезками из нью-йоркских газет о брачных похождениях одного общего знакомого некоего Линского.
В: Не пытались ли Вы через Кюна осуществить связь или соподчинение с каким-либо иностранным масонством?
О: Не пытался и считаю это неприемлемым и несоответствующим конструкции Автономного масонства.
В: Имеете ли Вы самостоятельные труды по масонству?
О: Подготовлена у меня к печати брошюра (4—5 печатных листов) «Искатели Истины», которая является переработкой моей публичной лекции, прочтенной в 1924 году в здании б. «Петершуле» 5.
В: Что побудило Вас читать эту лекцию?
О: Мне предложил прочесть эту лекцию о масонстве представитель лекционного бюро гр. Алапин и уплатил за нее два миллиарда. Значит, это относится к 23 г., ко времени непостоянной валюты, а не к 24 г.6.
Вышеизложенное записано со слов моих правильно, в чем и расписываюсь.
№ 2. МОЛИТВА, ОБРАЩЕННАЯ К ВЕЛИКОМУ АРХИТЕКТОРУ ВСЕЛЕННОЙ. ВЕЛИКАЯ ЛОЖА «АСТРЕЯ».
Автономное русское масонство 1.
В. А. В. (Великий Архитектор Вселенной). Услышь нас.
Мы ошибаемся мыслью, словом и делом — прости нас.
Мы слабы сердцем, душой и умом — укрепи нас. Научи нас молитве, сливающейся с Божеством. Научи нас Вере, творящей, чудеса. Научи нас Любви, обнимающей все сущее. Научи нас радостной жертве во Имя Твое. В. А. В. Прости ошибки всем братьям нашим. Пролей мир в души всяк братьев наших. Озари эманациями Любви Твоея все существа земные.
Озари благословением Твоим все живущее во всех сферах и планах Вселенной.
Озари Светом Твоим все ступени Мистической Лестницы, от ступени Падших Ангелов и до ступени Светлых Учителей.
В… А… В… Да будет над нами Воля Твоя.
№ 3. МАСОНСКАЯ КЛЯТВА ЛОЖИ «ТРИ СЕВЕРНЫЕ ЗВЕЗДЫ»
Автономное русское масонство, 1924 г.8
Перед книгою Старого… и Нового… Заветов, перед сим Оружием, символизирующим Элементы человеческой деятельности КЛЯНУСЬ сознанием Целесообразности своей жизни свято чтить Авторитет Высших Цепей, видимо или невидимо для меня проявляющихся в Масонстве, и точно исполнять веления своего Мастера Стула, облеченного во власти этими Цепями.
Если когда изменю сей клятве, то да буду наказан: ■угрызениями Совести, собственным презрением и сим оружием, над коим Присягу произношу; да войдет оно острием в сердце мое, да истребит всех мне любезных и да остановится эволюция моя.
№ 4. РОССИЙСКОЕ АВТОНОМНОЕ МАСОНСТВО9
В современной России масонству не уделяется почти никакого внимания и только изредка промелькнет отзыв о нем, как о мелкобуржуазном направлении. Это и не удивительно — мало кто из теперешних деятелей вообще слышал о существовании масонства, а из тех, кто знает о нем, почти никто не знаком с его целями, стремлениями и идеологией. Между тем, все это далеко не безинтересно для правительства СССР. И если кто-либо вдумается в сущность этой вековой ассоциации, то он придет к неоспоримому выводу, что считать масонство врагом коммунизма вообще и Советской власти, в частности, совершенно не приходится. Практичнее было бы выработать какой-либо тогіиз ѵіѵепйі, использовать масонство в качестве лишнего фактора в тот промежуточный период государственного капитализма, который мы сейчас переживаем.
Тем более перед лицом деятельно-организованного воинствующего клерикализма, когда необходимо учитывать две силы противоположного лагеря, даже стоящие вне марксизма.
Всякая дальновидная власть во время своего строительства должна не только разрушать оставшиеся в наследие от старого организма группировки, но и попытаться захватить их тем или другим способом, приспособив на служение своему государственному плану. Конечно, для этого нужно ближе и глубже познакомиться с этими организациями (в данном случае я говорю об Автономном Русском масонстве), чтобы не смешивать их с другими, похожими на них внешне-—и различными внутренне — группировками.
Тогда эпитет «мелко-буржуазный», всецело приложн-мый к политическому западному масонству, не будет приклеиваться к русскому. Известно, что среда влияет не только на отдельные личности, но и на целые коллективы. Русское масонство, запрещенное при царском режиме, жило на «нелегальном положении» в то время, как западное масонство свободно развивалось и даже захватило в свои руки власть (например, во Франции и в Италии). В России масонство поневоле должно было уйти в подполье, внутри себя, и, одевшись как бы сектой (вроде «толстовства»), заняться философскими проблемами или удариться в мистицизм (главным образом московская ветвь русского масонства).
Здесь я касаюсь только Автономного Русского масонства, преемственно развивавшегося от екатерининского или александровского, но не так называемого «кадетского» масонства, пересаженного к нам в начале XX века из Франции и всецело воспринявшего его идеологию. Кадетские ложи, легально существовавшие во время Керенского, шли тем же путем, что и французские собратья, и, несомненно, если бы керенщина продержалась дольше, вылились бы в политическую партию. Достаточно напомнить, что весь кабинет министров, вместе с КЕРЕНСКИМ10, МИЛЮКОВЫМ11, МАКЛА-КОВЫМ12, НЕКРАСОВЫМ13 и другими масонами, подчиненными Великому Востоку Франции и плясавшими под дудку французского посла масона г. Нуланса 14. (Так в тексте — В. Б.).
Так что же сближает Автономное Русское масонство с коммунизмом? Прежде всего — пятиконечная звезда, являющаяся малым гербом СССР и принятая в Красной Армии. Эта звезда — весьма почитаема в масонстве, как символ гармонично развитой человеческой личности, победившей свои страсти и нейтрализовавшей крайности добра и зла.
Дальше, коммунизм на своем знамени начертал: ВСЕОБЩЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И БРАТСТВО УГНЕТЕННЫХ НАРОДОВ. Русские масоны тоже призывают к такому братству, называя себя гражданами мира — и в этом заключается новое сходство между указанными двумя направлениями.
Наконец, стремясь к установлению равенства воспитания и жизненных условий, масонство ничем не отличается от коммунизма, ставящего себе те же задачи, причем лозунг коммунизма об УНИЧТОЖЕНИИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ встречает полный отклик в масонстве, которое также (правда, по другим соображениям) — против частной собственности, развивающей излишний эгоизм и другие инстинкты, которые привязывают людей к жизни.
Затем намечается разница между масонством и коммунизмом, заключающаяся в различных способах проведения своих идей. В то время, как коммунизм для осуществления своей программы считает настоятельно необходимой борьбу классов и диктатуру пролетариата, масонство идет к тому же самому путем добровольного отказа членов Общества Вольных Каменщиков от своих прав и привилегий — чему яркие примеры мы видим в истории: достаточно вспомнить декабристов, а из Французской Революции — принца Филиппа Орлеанского, отказавшегося от своих прав королевского принца и принявшего имя Филиппа Эгалите, т. е. Филиппа Равного; герцога Лозена, одного из вождей революционной армии французского Конвента и т. п. Отлично понимая, что добровольный отказ от своих классовых преимуществ предполагает глубокое осознание несправедливости существующего распределения ценностей, русское масонство прежде всего требует от своих сочленов нравственной культуры, работы над шлифовкой своего собственного характера, после чего деятельность Вольного Каменщика должна быть направлена не на свое личное благо или благо отдельных людей: будь то его семья или нация, а на все человечество в целом. Отказ от эгоизма — вот в чем заключается эволюционный путь. Он не исключает революционный. Наоборот, они дополняют друг друга, подобно тому, как зеленый цвет есть дополнительный к красному, мужчина — к женщине, тепло — к холоду н т. д. Только тогда тот или другой процесс может правильно и успешно развиваться, когда в нем участвуют оба эти фактора.
Как первую попавшую под руку иллюстрацию, насколько русское масонство влияло на своих сочленов в смысле аполитичности, укажу на то, что ни один из русских масонов не саботировал после низвержения Временного правительства. Даже такие крупные бюрократы, как бывший министр ТИМИРЯЗЕВ 15 и бывший директор театров ТЕЛЯКОВСКИЙ не только не принимали участия в забастовке, но и других старались отговорить от нее. Например, известное всем выступление ТИМИРЯЗЕВА в ноябре 1917 года на Всероссийском съезде промышленности и торговли. Насколько лояльно до своей смерти служили они Советской власти видно из того, что похороны ТИМИРЯЗЕВА были приняты на свой счет государством, а Теляковский до самой смерти (октябрь 1924 г.) получал персональную пенсию по назначению Совнаркома. А ведь они могли подобно КОНОВАЛОВУ 16 и компании сбежать за границу и прекрасно там устроиться, а не таскать с Октябрьского вокзала на улицу Красных Зорь на своих 65-летних плечах пуды гнилого картофеля, как это делал в мрачное время блокады покойный ТЕЛЯКОВСКИЙ.
Далее не все люди смогут из-под палки менять овои убеждения да и вообще одно принуждение — плохой воспитатель.
Еще Наполеон I говорил, что на штыки можно опереться, но спать на них нельзя. Каждое насилие, каждый удар, в силу неизбежности закона мирового равновесия, должны в конце концов повлечь за собой контрудар и чем сильнее будет напряжение первого, тем резче скажется действие второго — ибо угол отражения всегда равен углу падения.
Если же известные идеи проводятся темп, кто их глубоко прочувствовал, исповедует их и готов всем пожертвовать для их осуществления, то такая работа, конечно, окажется плодотворной.
Итак, преследуя одни и те же цели, признавая справедливыми и подлежащими проведению в жизнь одни и те же воззрения, коммунизм и Р (русское) масонство совершенно не должны подозрительно смотреть друг на друга, наоборот, пути их параллельны и ведут к одной вершине 17‘. Только путь российского масонства, это путь медленной и интеллектуальной работы, путь тихой сапы. Путь коммунизма стремительный — это штурм. Но ведь штурму предшествует длительная инженерная подготовка, и плох тот стратег, который откажется от сапер. Своей деятельностью русское масонство незаметно, но неуклонно разъедает буржуазию, требуя, чтобы она отказалась от своего классового эгоизма, чем значительно облегчается работа коммунизма. Русское масонство идет от отдельных личностей к массам, тогда как коммунизм идет от масс к отдельным личностям. Это фигурально можно было бы сравнить с пешеходом (масонство) и автомобилем (коммунизм). Дорога и цель их одни, на дороге они друг другу не мешают, так как автомобиль не сможет взять в свою карету всех. И пешеход тоже доберется «до Киева». А по теории оккультизма и пешеход и автомобиль все равно к конечной цели придут одновременно. Эта блестящая цель — обращение человечества в единую братскую семью — все равно будет достигнута лишь тогда, когда все люди проникнутся альтруизмом [1][1].
Наблюдая безвыездно 7 лет коммунизм, масоны теперь видят, что это здоровая сила, способная не только на разрушение, но и на создание. Только слепой, не желающий видеть, не замечает, что по всей стране началось строительство, появились зеленые ростки и залечиваются раны, нанесенные гражданской войной и разными интервенциями. В такое время преступно стоять в стороне, не принимая участия по мере сил в этой общей созидательной работе. Участвуя в ней, можно будет быстрее добиться того, что на старомасонском языке зовется «Златым Астрейным Веком», то есть равных условий жизни для всех угнетенных, соединенных дружбой, братством и взаимным уважением. Поэтому русское масонство по своей идеологии аполитично, т. е. оно не стремится, что является главной приманкой для западноевропейского масонства, к захвату власти.
Благодаря своей умозрительности, это для него мелко. Оно развивает в своих членах скорее пассивность, так что те жизнесозерцают, но не жизнедействуют. Сейчас оно аполитично более чем когда-либо, так как Соввласть добилась предела его политических чаяний — союза свободных народностей. Остается территориально и практически закрепить это.
В силу этого, связь с заграничным масонством, безусловно, опасна, так как она заставляет служить чужим, часто враждебным и почти всегда неизвестным нам целям, так что политиканство, если бы такое проявилось в рядах русского масонства, мы считаем явлением болезненным, уродливым и отклонением от нашего устава. С этим нужно беспощадно бороться и пресекать его, подобно тому, как хирург отсекает гангренозные органы ради спасения всего субъекта. Вот почему русское масонство в 1815 году оторвалось от насадившего его английского и объязнло себя совершенно автономным (мартинизм это сделал в 1912 году).
Кроме того, русское масонство давно изжило и переросло христианство, бог которого, создав людей, предписывает им утушение в себе всего того, что составляет красоту и радость жизни. И чем больше мучает и теп-зает себя человек, тем больше радуется отец его небесный. Будучи «всеблагим», он за грехи и ошибки, сделанные в течение 60—70 лет жизни, заставляет людей вечно страдать в «геенне огненной». Будучи «всемогущим», он разрешает «дьяволу» свободно властвовать над людьми, и если последние изнемогают в неравной борьбе с сильнейшим противником,— они оказываются осужденными на те же вечные муки *.
* Основатель монизма венский проф. Эрнест Геккель говорит: «если человек хочет жить в правильно организованном обществе и чувствовать в нем себя хорошо, он должен заботиться не только о своем собственном счастье, нО также и о счастье той общины (или государства), к которой он принадлежит, и о тех близких, которые входят в этот Социальный Союз. Человек должен знать, что их благополучие, их страдание — его страдание».
Таким образом, по теории монизма эгоизм и альтруизм имеют одинаковое право на существование. Моральная равноценность любви к себе и любви к ближнему есть краеугольный камень монистической философии.
Масонская мораль идет дальше. Она учит, что даже здоровый эгоизм личности тормозит духовную ее эволюцию, устремляя взгляд человека исключительно на земные блага жизни.
Идеал, к которому стремится философское масонство, есть самопожертвование — прекрасно иллюстрирует это Розенкрейцерский Пеликан, кормящий собственной кровью и мясом своих детенышей. Что может быть выше и чище разумной материнской любви к своим птенцам!
Будучи «всесправедным», он допускает покаяние детей за грехи родителей и т. д. и т. д.
Вот во что выродилось когда-то революционное христианство. Но без морали и нравственности не может жить ни один народ.
«Наша революция основана на справедливости,— писал Робеспьер своим избирателям,— а потому все клонящееся к ослаблению в народе нравственного чувства — контрреволюционно».
Видя, что христиаество весьма дискредитировано в широких массах, и боясь, что от этого пострадает народная нравственность и увеличится преступность и хулиганство, многие русские масоны с надеждой сейчас смотрят на ленинизм, как на несущий своего рода новую мораль и пришедший на смену христианству.
Восточные народы, в частности китайцы, уже и так приняли ленинизм. Поэтому ленинизм, совершив революцию форм, должен для своего упрочения совершить еще революцию нравов.
Мне могут возразить, что эволюционный путь слишком длинен и долог. В мировой истории, где роль играют не годы и десятилетия, а века и тысячелетия — достижения измеряются не временем, а своею крепостью. Поэтому раз стремления коммунизма совпадают в общих чертах с стремлениями русского масонства, раз н тот и другой ясно отдают себе отчет в том, что вредно и недопустимо в современной жизни, и раз в их тактике нет антагонизма — им, казалось бы, возможно работать параллельно, ибо, повторяю, масонство своим путем приобретает многих твердых, убежденных и верных людей, работающих по своему внутреннему сознанию не за страх, а за совесть н при том, из числа интеллигенции, сотрудничество с которой для коммунизма будет весьма полезно, тем более что эта область, где чистому коммунизму труднее всего приобретать себе искренних сторонников. Ведь убеждать людей нужно, исходя из их классового самосознания, применяясь к их психике, иначе не будет успеха.
Не надо забывать, что революционный путь своими стремительностью и натиском выбрасывает много здоровых элементов, приемлющих коммунизм и пригодных для советского строительства, но просто не поспевающих за темпом революции.
Под знаменем масонства они могли бы быть объединены к использованию.
Интересно в данном случае проследить различие нашей психологии и психологии так называемых белогвардейцев всех оттенков, оторвавшихся от родной почвы и обивающих пороги иностранных «благодетелей». В то время, как мы радуемся каждому новому успеху, приветствуем каждый шаг на пути к восстановлению народного хозяйства,— те со скрежетом зубовным встречают малейшее улучшение, происходящее здесь у нас в СССР.
Может быть, некоторые глубокомысленные политики назовут нас попутчиками — пусть так, не надо бояться слов. Но мы попутчики до последней остановки — то есть до чистого коммунизма, и наша мечта — чтобы эта станция скорее наступила и чтобы скорей закончился период «государственного капитализма».
Сейчас мы переживаем исторический момент: мы стоим на грани двух рас. Белая дряхлеющая раса, после 12-тысячелетнего периода существования в 2000 году сменяется желтой расой (последней из нашего четвертного цикла). Она во главе с Китаем, переживающим ныне свою первую организованную революцию (наш 1905 г.), поднимет весь 900-миллионный Восток и даст толчок для выхода его на мировую арену. Белая раса, конечно, будет еще существовать, но главенствующую роль играть не будет, как в настоящее время сошла на второстепенное, чтобы не сказать более, место ранее господствовавшая черная раса, или как постепенно вымирает предшествовавшая нашей раса красная. А ведь каждая из них жила многие тысячи лет и имела высокую культуру, различные тайны которой до сих пор не раскрыты — например, неизвестен состав искусственных драгоценных камней, ни способ хранения мертвых тел в течение сотен и тысяч лет, ни состав цемента, скрепляющего египетские пирамиды, ни непосредственный способ притяжения электричества из воздуха и многие другие.
И вот, готовясь уступить место и первенство нашим младшим братьям — желтой расе, мы должны не бороться с ними, скупо цепляясь за наши достижения, а должны подготовлять им благодатную почву для расцвета и продолжения нашего дела — эволюции прогресса всего человечества.
Вместе с тем, идея инидивидуализма, должна, конечно, умереть при свете коллективизма, эксплуатация и насилие уйти в вечность всеобщего счастья, прогресса и братства.
И пусть западное политиканствующее масонство, потерявшее ключи к своей науке и живущее на задворках парламентаризма, защищает белую расу и разделяет с ней общую судьбу.
Русское автономное масонство, по духу чуждое западному, должно идти вместе с коммунизмом к новому светлому будущему — Всемирному Союзу всех угнетенных народов.
Практически в чем же может выразиться работа Авт. (оном-ного) Русск. (ого) масонства по перемагничиванию русской интеллигенции?
Ничего не предрешая, мы считаем, что прежде всего должно быть устранено недоверие Советской власти к Русскому масонству, недоверие, повторяем, основанное на недоразумении, вызванном малой осведомленностью власти о духе, и, пожалуй, даже о физиономии Русского масонства. Только тогда возможны положительные результаты.
Лояльное отношение Авт. (ономного) Русск. (ого) масонства к Сов. власти (что можно доказать многими примерами), дает, казалось бы, право на такое доверие, результатом чего должно быть мирное существование масонских лож. Ведь существует же Крест-интерн рядом с С(ельско)-хоз(яйственными) Союзами, примыкающими к платформе II Интернационала. Почему не может существовать русское «красное масонство» в СССР, как противовес «политическому» масонству Запада.
Конечно, масоны не претендуют на открытую легализацию, т. к. это будет скорее вредно, чем полезно, для их работы. И тогда смогут обвинить в «чекизме» или «рептильности», что непременно оттолкнет от масонства русскую интеллигенцию. Роль масонства, главным образом, заключается в том, чтобы убедить лучшую часть ее в «закономерности» переживаемых событий, а следовательно, в неизбежности их. Успехи биофизики все более подтверждают учение древности о том, что человек со дня своего рождения, находится под воздействием вполне закономерных мощных космических биофизических факторов.
Здесь реальная работа Автономного Русского масонства выразится прежде всего в укреплении в правосознании русской интеллигенции прежде всего идей интернационализма и коммунизма, а также в борьбе с клерикализмом. Антиклерикализм является одним из лозунгов Вольного Каменщичества, призывающего своих членов с первых шагов их деятельности к беспощадной борьбе с суевериями, предрассудками и прочими условностями жизни. Между тем, неудовлетворенная склонность русского интеллигента к метафизике и философствованию может толкнуть его в церковность, где он легко рискует стать добычей иезуитов или лиц, склонных к политиканству.
Нам скажут, что в руках у Советской власти есть карательный аппарат. Верно. Но вряд ли входит в ее задачи плодить «мучеников религии» (с точки зрения Запада) и тем заострять оружие своих зарубежных врагов.
Какие же гарантии Русское масонство может представить власти в том, что в своих ложах оно не будет заниматься антисоветской агитацией.
Сошлемся на историю. В 1818 г. гроссмейстер Великой Автономной ложи «Астрея» Мусин-Пушкин — Брюс передал генерал-прокурору Вязмитинову списки лож своего Союза и все ритуалы, по которым велись работы. Почему же сейчас, в 1925 г., масоны не смогли бы сообщить Власти то же самое?
Итак, можно было бы предложить следующий тосіиз ѵіѵешіі А) Советская власть терпит существование масонских лож и ячеек, входящих в Союз Генеральной ложи «Астрея», не преследуя ее членов за их принадлежность к Союзу.
Б) Генеральная Ложа «Астрея», в свою очередь, согласно своему уложению 5815 (1815) 18 года обязуется не иметь никаких тайн от правительства СССР и не находиться в связи или союзе ни с одним иностранным Востоком или иностранным масонским орденом.
ПРИМЕЧАНИЕ: Генеральная Ложа «Астрея» гарантирует кроме того, пробуждение в своих членах миролюбия и отказа от участия в политических авантюрах, как на территории Республики, так и вне ее возникающих.
Автономное Руское масонство лояльно выполнит эти обязанности и тем более охотно, что они вытекают из его программы, которая сейчас почти полностью осуществляется Конституцией СССР.
Если это не соответствует видам Советского правительства или если гарантии не считаются достаточными, ему стоит по примеру царского правительства запретить сущестование масонства, чтобы ложи закрылись и прекратили свою деятельность.
- VIII. 25
Генеральный Секретарь Великой Ложи «Астреи» Д-р Б. Астромов. (Управляющий мастер ложи «Кубического Камня» на Востоке Ленинграда)
Зам. ген. секретаря «Великой ложи «Астрея» (Управляющий мастер ложи «Гармония» на Востоке Москвы) С. Полисадов.
№5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛОЖИ «АСТРЕЯ» 22 октября 1925 г.19
Заслушав доклады Генерального Секретаря и его заместителя о результатах переговоров с правительством СССР о дальнейшей деятельности Автономного русского масонства и убедившись в неизменном недоверии сов. власти к этой деятельности, недоверии, вытекающим из непризнания ею за эволюционным направлением права на параллельное его существование с направлением революционным, а также будучи лояльной по отношению к существующей власти и не желая становиться на путь противодействия ее политике, что являлось, бы не согласным с уставом Автономного масонства, Генеральная ложа «Астрея» постановляет:
а) прекратить всякую проповедь вольно-каменщи-ческих идей;
б) сократить до минимума принятие в свою среду новых профанов — как несвоевременное, впредь до изменения взглядов Правительства на Автономное русское масонство;
в) копию сего постановления прочесть в малых ложах и передать по назначению.
Ген. секретарь доктор Б. В. Астромов Зам. Генерального секретаря С. В. Полисадов Член Генеральной ложи М. Севастьянов
№ 6. ПИСЬМО Б. В. АСТРОМОВА ЧЛЕНАМ ЛОЖИ «КУБИЧЕСКОГО КАМНЯ» 10.ХИ—1925 г.20
Брожение среди членов малой ложи «Кубического Камня», обнаружившее их недисциплинированность и негармоничность — необходимые условия для продуктивной работы — заставляют нас в развитие постановления Генеральной Ложи «Астрея» от 22 октября 1925 года закрыть и распустить означенную ложу «Кубического Камня», обязав участников ее лишь обетом молчания.
Мастер Стула Кубического Камня на
Востоке Ленинграда Ерпгоасп Скрепил:
Помета: Сей Указ был прочтен
№ 7. ПИСЬМО Б. В. АСТРОМОВА ВЕЛИКОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛОЖЕ «АСТРЕЯ» 12.ХП—1925 г.21
Дорогие друзья!
Меня гнетет отсутствие людского материала, годного воспринять всечеловеческие идеалы Российского Автономного масонства.
Кроме того, внимательно наблюдая в течение последних лет нашу жизнь, я пришел к заключению, что скорейший выход России из экономического и политического тупика, изолированности — возможен лишь при полном единстве живых сил, участвующих или могущих участвовать в социалистическом строительстве. Такое единство действия, умение «хотеть и мочь» сейчас есть, по-моему, только у Р. К. П., поэтому участие в иных фракциях или группировках, хотя бы преследующих общее с коммунизмом идеалы, но расходящихся с ними в тактике — нежелательны и даже вредны. Ввиду сего я слагаю с себя звание члена Генеральной Ложи «Астрея» и Генерального Секретаря и ухожу в частную личную жизнь.
Ерпгоасп (іп ргоіапіз д-р Б. Астромов)
№ 8. ПИСЬМО И. В. СТАЛИНУ
тов. Сталин!22
Обращаюсь к вам, как к одному из руководителей Советской политики и Секретарю Центрального Ком. (итета) В.К.П.(б).
10 января с. г.53 я сложил с себя звание Генерального Секретаря и члена Генеральной ложи «Астрея» Автономного Русского масонства, развязал себе руки, возвратив свободу действия и лишив возможности в будущем ком.-нибудь обвинить меня в некорректном отношении к Автономному Русскому масонству. Моя же политическая ориентация никого из масонов не касается и дело моей совести.
Таким образом, я могу совершенно независимо разговаривать с Вами.
В поданном в авг. м. пршл. года вместе с управляющим мастером московской ложи «Гармония» ПОЛИСАДОВЫМ докладе наблюдающему органу СССР о возможности совместной деятельности Авт.(ономного) рус(ского) мас.(онства) и коммунизма была вскользь брошена фраза: «красное масонство свободно могло бы существовать рядом с буржуазным — ведь существует же Профинтерн и Коминтерн рядом с рабочими и крестьянскими союзами, примыкающими к Амстердамскому соглашению» 24.
Теперь я хочу указать на красное масонство не только как на объединение коммунистически мыслящих, но как на форму и маскировку, которую мог бы принять Коминтерн. Ни для кого не секрет, что Коминтерн (негласное московское правительство и штаб мировой революции как его называют на Западе) является главным камнем преткновения для заключения соглашений с Англией, Францией и Америкой, и следовательно задерживается экономическое возрождение СССР.
Между тем, если бы Коминтерн был перелицован по образцу масонства, т. е. принял бы его внешние формы (конечно, упростив и видоизменив многое), ни Лига Наций, ни кто другой, ничего не осмелились бы возразить против его существования, как масонской организации. Особенно Франция и Америка, где имеются целые ложи с социалистическим большинством и где правительство большею частью состоит тоже из масонов (напр. Президент ТАФТ, не бывший раньше масоном, сейчас же по избрании был посвящен в масоны).
Принятие Коминтерном масонской личины — совсем несложно и коснется лишь внешности. Каждая национальная секция его могла бы образовать отдельную ложу — мастерскую, а представители их (президиум) сформировали бы генеральную ложу.
Я удивляюсь, как рабоче-крестьянскому правительству раньше не пришло в голову воспользоваться этой старо-рабочей, профессиональной организацией, захваченной буржуазией. Конечно, реформировав ее и очистив ее, согласно духу и заветам ленинизма (ведь позаимствовали же рабочие организации идею скаутизма и завели у себя отряды пионеров). Тем более, что Сов-власть уже взяла масонские символы: пятикон.(ечную) звезду, молоток и серп.
Наконец, сама пропаганда ленинизма, благодаря масонской конспирации и дисциплине, могла бы вестись успешнее, особенно в странах Востока, где так склонны ко всему таинственному.
Все, что я здесь пишу, только отдельные мысли, не обработанные и не детализированные.
Мне хотелось бы этими строками лишь дать толчок, пробудить Вашу творческую созидательную мысль.
А может быть, это Вас заинтересует. Тогда я готов служить своими знаниями и опытом в этой области, в качестве советчика-консультанта или как Вы найдете удобным.
11.11.1926 г. Б. Генеральный Секретарь
Генеральной Ложи «Астрея» (Д-р Астромов) Мой адрес: Ленинград, ДПЗ, V Отдел.
1 Текст написан от руки и заверен собственноручной подписью Б. В. Астромова.
2 Курс энциклопедии оккультизма, читанный Г. О. М. в 1911—1912 ак. году в г. Петербурге. Вып. 1—2. СПб., 1912 г. Под инициалами Г. О. М. скрывался руководитель Ордена мартинистов в России «черный» оккультист Григорий Оттоновнч Мебес.
3 По делу ленинградских масонов Сергей Владимирович Полисадов привлечен не был. В Автономном Русском масонстве он занимал должность заместителя Генерального секретаря. Каких-либо сведений о его дальнейшей судьбе выявить не удалось.
4 ТЕЛЯКОВСКИЙ Владимир Аркадьевич
(1861—1924). Директор петербургских императорских театров (с 1901 г.).
5 Сохранилось оглавление этой брошюры (см.: отдел рукописей (далее — ОР) Музея истории религии в Ленинграде. Колекішя П, Оп. 2. Л. 1 — 1—об. Еще раньше, в декабре 1923 года, Б. В. Астромовым была написана статья «Парижская коммуна и масоны», в которой он попытался поставить под сомнение популярный в то время в стране тезис о «мелкобуржуазных тенденциях масонства», использовав для этой цели манифест парижских франкмасонов «К товарищам масонам Франции и всего мира» 1871 года в защиту парижских коммунаров. Этот документ, заканчивавшийся призывом «Да здравствует федеративная коммуна Франции с Парижской коммуной во главе!), дает, как полагал Б. В. Астромов, все основания для того, чтобы «золотыми письменами сиять на скрижалях истории человечества» (ОР Музея истории религии в Леннграде. Колл. II. Оп. 2. № 1. Лл. 1—3). Напечатать эту любопытную статью ему, к сожалению, не удалось. Продолжая работать над этой темой, Б. В. Астромов подготовил книгу по истории масонства «Искатели истины», предисловие к которой согласился написать известный масон Н. А. Морозов (Шлиссельбургский), принадлежавший к «Великому Востоку народов России». Свою работу Б. В. Астромов посвятил «подрастающему поколению свободной России» (ОР Музея истории религии в Ленинграде. Колл. II. Оп. II. № 2. Л. 3.
8 Лекция состоялась 15 июня 1923 г. См.: Масоны. На лекции д-ра Б. В. Астромова // Красная газета. 1923. 16 июня. Веч. вып.
7 Текст от руки. В заглавии «ОВБО АВСНАОЩ 3 51 : . : N : .:» В правом верхнем углу: «Соііесііоп Б—В В. А$’1гото\ѵ».
8 Текст от руки, вверху изображение треугольника с пятиконечной звездой внутри и надпись: Азігеа Ниіепіса іп Ог :.: Реіг. :.: Внизу — изображение черепа со скрещенными костями.
9 Публикуется по машинописной копии, переданной Б. В. Астромовым в ленинградское ОГПУ для сведения. Текст удостоверен подписями Б. В. Астромова, его заместителя С. В. Полисадова и печатью Великой ложи «Астрея».
10 КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович (1881—1970). Юрист. С марта 1917 г. эсер. Министр юстиции, военный я морской министр, министр-председатель (премьер-министр Временного правительства России (с 8(21) июля 1917 г.). В 1912 г. принят в ложу «Малая Медведица», принадлежавшую к «Великому Востоку народов России».
11 МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859—1943). Историк, публицист. Лидер кадетской фракции в Государственной Думе. Министр иностранных дел в первом составе Временного правительства России. Принадлежность П. Н. Милюкова к Всемирному Братству отвергается исследователями (См.: Берберова Н. Н. Люди и ложи. // Вопросы литературы. 1990. № 1. С. 165.
12 МАКЛАКОВ Василий Алексеевич (1869—1957). Кадет. Член юридического совета при Временном правительстве. В июле 1917 г. назначен послом России во Франции. Масон, принадлежавший к «Великому Востоку народов России».
13 НЕКРАСОВ Николай Виссарионович (1879—1940). Кадет. Министр путей сообщения, министр финансов Временного правительства. Один из секретарей «Верховного Совета народов России».
14 НУЛАНС Жозеф. Посол Франции в России в 1917 г. Масон, принадлежавший в «Великому Востоку Франции».
15 ТИМИРЯЗЕВ Василий Иванович (1849—1919). Министр торговли и промышленности (1905—1906, 1909), член Государственного совета (1906—1917). Председатель Англо-руской торговой палаты.
16 КОНОВАЛОВ Александр Иванович (1875—1948). Крупный фабрикант. Один из лидеров фракции прогрессистов в Думе. Министр торговли и промышленности Временного правительства, заместитель премьер-министра А. Ф. Керенского. Умер в эмиграции.
17 Указания на близость целей большевиков с целя ми, которые ставит перед собой Всемирное Братство — не новы. «Все принципы, все методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки к масонским»,—писал в этой связи в 1932 г. председатель Архиерейского Собора Русской православной церкви за рубежом митрополит Антоний. Одним словом, «ученики подражают своим учителям»,— отмечал он. (Николаевский Б. И. Русские масоны и революция.: Терра, 1990. С. 177). Аналогичные мысли развивал и известный исследователь истории масонства В. Ф. Иванов. «Международное масонство и социализм — дети одной темной силы. Цель масонства и социализма одна. Они только временно расходились в методах действий»,— отмечал он. (См.: Иванов В. Ф Тайная дипломатия. Харбин, 1937. С. 128). Ценность рассуждений Б. В. Астромова на эту тему заключается в том, что с проповедью близости большевизма и масонства выступает масон, причем масон далеко не рядовой. О широком распространении такого рода взглядов свидетельствуют воспоминания В. П. Зубова. «Моим соседом по камере,— вспоминает он о своем пребывании в московской Бутырской тюрьме в 1922 г.— был француз. Он утверждал, что он масон. Так как большевики тоже масоны, то его тотчас освободят, лишь на «верхах» узнают, что он арестован». (См.: Зубов В. П. Страдные годы России. Мюнхен, 1968. С. 124). К сожалению, В. П. Зубов ничего не сообщает о дальнейшей судьбе этого «масона».
18 Попытки Б. В. Астромова связать свою ложу с деятельностью русских лож александровского и даже екатерининского времени несостоятельны. Подлинной причиной такого рода пассажей было желание отвести подозрения в самодеятельном характере своей организации. Не случайно «братья» и «сестры» упрекали Б. В. Астромова в том, что, выйдя из Ордена мартинистов, он не имел права открывать новых лож. Это, однако, не так, поскольку Б. В. Астромов сохранял за собой все масонские степени и связанные с этим права. (Он был посвящен в 4-ю мартнннстскую степень равную 30-й масонской, что давало ему право посвящения в младшие степени). Обстоятельство это было подтверждено по трсбозанию Б. В. Астромова Г. О. Ме-бесом.
19 Писано от руки. Документ удостоверен собственноручными подписями Б. В. Астромова, С. В. По-лисадова и М. М. Севастьянова. Справа от подписи — посвятительные имена членов Генеральной ложи «Астрея», написанные древнееврейскими буквами. Напротив двух последних посвятительных имен подписи отсутствуют. В правом нижнем углу плохо сохранившийся оттиск печати Генеральной ложи «Астрея», на котором читается имя «Адонирам».
20 Текст от руки, почерком Б. В. Астромова. Подписан посвятительным именем Б. В. Астромова. «Еф-рох». Отсутствие подписи напротив пометы: «скрепил» и приписка Б. В. Астромова: «Сей указ был прочтен» указывают на то, что в данном случае мы имеем дело с копией указа, написанного задним числом.
31 Текст от руки, почерком Б. В. Астромова. Внизу собственноручная подпись Б. В. Астромова. В правом нижнем углу печать Генеральной ложи «Астрея».
22 Машинопись. Внизу собственноручная подпись: «Д-р Б. В. Астромов». Приписка: «Мой адрес: Ленинград. ДПЗ, V отдел» и помета: «11.11.26» сделаны Б. В. Астромовым от руки. Очевидно, что перед нами одна из копий этого документа.
23 Б. В. Астромов ошибается. Это произошло 12 декабря 1925 г. (см. публикуемый документ № 7).
19 Такой фразы в августовском докладе Б. В. Астромова 1925 г. нет, хотя общий смысл его предложения передан им верно (см. публикуемый документ № 4).
[1][1]Мы верим вместе с Джек Лондоном, что «духовные радости и альтруизм придут на смену грязному обжорству наших дней».
Источник:
Русское прошлое.ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ.Книга 1, 1991, сс. 252- 279
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.