О Киргизии и русских с ТГ канала «Русские грамоты»
От наших подписчиков:
«Пару слов от живущего в Киргизии. Это короткий очерк про ваши налоги, россияне, и о том, что о них думает конечный получатель — Киргизская Республика.
Читая новости из Киргизии и России, я заметил интересный перекос: несмотря на получаемые огромные субсидии от России, правительство Киргизии регулярно делает недружественные выпады в сторону русской истории республики и выступает за исключение того, что связывает республику с русским прошлым. Чтобы вы понимали, вот сводки новостей за 2022-2023 гг. из России и Киргизии — почувствуйте, как говорится, разницу.
Заголовки российских новостных порталов:
За последние годы Россия оказала Кыргызстану помощь на 100 млн. долларов по линии Всемирной продовольственной программы.
Россия выделила $10 млн на поддержку бюджета КР и $8 млн для МЧС КР.
За счет России в Кыргызстане построят девять школ.
Глава МИД Киргизии заявил, что 47 тыс. мигрантов страны выведут из черного списка России.
Трудовые мигранты перевели из России в Киргизию свыше $1,83 млрд (за 8 месяцев 2022 года).
Более 500 кыргызстанцев смогут получить бесплатное образование в России (в 2023г.).
Студенты из Кыргызстана получили доступ к ОМС в России (получили бесплатно с 2023г.).
Заголовки киргизских новостных порталов:
«Срочно переименовать». Спикеру парламента не нравятся советские названия районов Бишкека.
В Кыргызстане возмущены реакцией Москвы на призывы о переименовании районов Бишкека.
Депутаты отказались слушать доклад чиновников на русском языке.
Кыргызстан уменьшил часы в школах на русский язык и литературу.
Парламент КР принял в первом чтении законопроект о государственном языке, госорганы должны перейти на кыргызский.
Очень странное отношение к русским, не находите? На момент развала союза в Киргизии проживало порядка 900 тысяч русских, это более 20% от всего населения страны. Как это часто тогда бывало, республика «национализировалась», а русским не досталось ни своего анклава, ни автономий. Многие поколения русские люди трудились, тратили свою жизнь, молодость и силы, как позже стало понятно, на благо чужой республики, а после стали инородцами в некогда своем отечестве.
Причём все антирусские инициативы идут из самых верхов власти республики. Много вопросов вызывает поведение некоторых членов правительства Киргизии. Почему получая от России значительную финансовую помощь и поддержку, вместо «спасибо», правительство Киргизии раз за разом выдает вот такие демарши в сторону русского населения страны, будто и не жило оно здесь никогда? Какая-то односторонняя дружба получается. Так быть не должно. Относясь к России без должного уважения — как к кормовой базе, дружбу не построить.
Еще несколько вещей, о которых хотелось, чтобы вы знали:
Почти все ГСМ в Киргизию поступают из России. Импорт происходит по льготным ценам (без взимания пошлин), в результате чего топливо на заправках Киргизии продается дешевле, чем в России.
В 2017г. Россия списала Кыргызстану долг в размере $240 млн.
Мигранты вывозят из России долларовую массу эквивалентную 1/4 ВВП Киргизии (в 2021г. это $8.5 млрд). В 2021 году объем денежных переводов трудовых мигрантов из России в Кыргызстан составил около $2,6 миллиарда. Это сравнимо с объемами всех доходов в бюджет страны.
«Газпром» РФ взял на себя обязательство по долгам «Кыргызгаза», которые оценивались в $40 миллионов. Благодаря сотрудничеству с Россией, цена на голубое топливо в Кыргызстане одна из самых низких среди стран-импортеров в мире.
После военного столкновения Киргизии с Таджикистаном в 2022г., Россия выделила Киргизии $1,5 млн на восстановление жилых объектов и объектов инфраструктуры, пострадавших от разрушений».
Издание «Московский комсомолец» ещё в 2019-м году в материале «Осточертевшие русские деревни»: Москва закрывает глаза на героизацию бандеровцев Востока» писало (часть 1):
«Российские власти предпочитают не замечать, что наши записные союзники славят как национальных героев тех, кто по зверствам и ненависти к русским даст фору многим пособникам Гитлера. Год назад в календаре Киргизии появились два новых красных дня. Точнее, по-новому раскрашенных: 7 и 8 ноября объявлены Днями истории и памяти предков. Согласно соответствующему указу президента республики (на тот момент им был Алмазбек Атамбаев), вспоминать предлагается в первую очередь «национально-освободительное восстание 1916 года», подавленное «царскими карателями», но создавшее «предпосылки для возрождения собственной государственности».
Ранее в Кыргызстане торжественно отметили столетие тех событий. В национальном историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» был открыт мемориал памяти участников восстания, исполненный многозначительной символики. «Пустые стремена — это символ погибших всадников, всех тех, кто отдал свою жизнь за свободу и справедливость, — пояснил президент замысел авторов, открывая памятник. — В этот день мы склоняем голову перед светлой памятью жертв той страшной трагедии, просим у Всевышнего упокоения их душ и верим в то, что их смерть не была напрасной. Восстание было направлено против колониальной политики царского самодержавия».
Примерно такого же взгляда на события столетней давности придерживаются и в столицах прочих держав, территории которых были охвачены восстанием, вошедшим в историю как Туркестанское или Среднеазиатское, — Астане, Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе. И, похоже, в Москве ничуть не возражают против такой трактовки. По крайней мере, не удалось найти ничего, что можно было бы расценивать как несогласие. Ни гневных заявлений, ни нот протеста.
Между тем «борцы с царским колониализмом», память которых почтил российский президент, отличались большим градусом русофобии и еще более жуткими способами её выражения.
Речь об ударе в спину русской армии, истекавшей кровью на полях мировой войны.
«Летом-осенью 1916 года в Туркестане и Степном крае произошла самая настоящая резня, и восхищаться этими событиями немыслимо», — ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Андрей Ганин. «Наивно полагать, что события 1916 года являлись национально-освободительным восстанием, — продолжает историк. — В действительности руководители мятежников не имели никакой программы, не ставили перед собой задачу создания своей государственности. Главными лозунгами были борьба против мобилизации и против русских (неверных) вообще.
Настоящий ужас начался, когда мятеж перекинулся на Семиреченскую область (в нее входили север нынешней Киргизии и юго-восточный «угол» Казахстана), на которую приходилась большая часть тогдашнего русского населения Туркестана. Были разгромлены все почтовые станции от Курдая до Верного (нынешняя Алма-Ата) Большие скопища киргиз, частью вооружённых делали набеги на русские селения, истребляя имущество и зверски убивая попадавших в их руки русских жителей».
Издание «Московский комсомолец» ещё в 2019-м году в материале «Осточертевшие русские деревни»: Москва закрывает глаза на героизацию бандеровцев Востока» писало (часть 2):
«Из 26 русских поселений Пржевальского уезда уцелело лишь три. «Вся дорога от села Иваницкого до города покрыта трупами, — свидетельствовал настоятель пржевальского городского собора священник Михаил Заозерский. — В селе Иваницком убито 245 мужчин и 30 женщин, взято в плен 200 женщин. В Барскауне убито 150 мужчин и 60 женщин, в плену 112 человек. В Гоголевке убито 230 человек и в плену 86. В Кольцовке убито 376 человек и в плену 306 человек, погибло все селение. Нет сил описывать страдания и мучения русских людей, погибла 1/4 часть уезда. Невозможно описать страдания и мучения взятых в плен женщин. Все женщины, девушки, старухи и даже 12-летние девочки изнасилованы».
Нападению подвергся также Свято-Троицкий Иссык-Кульский мужской монастырь. Часть насельников успела покинуть обитель перед визитом «национал-освободителей», свидетелем того, что случилось с остальными, стал единственный выживший из них, схимонах Ираклий, сумевший спрятаться и остаться незамеченным погромщиками. «Монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги, — вспоминал отец Ираклий. — Сделают человека, как самовар, он кровью исходит. Одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу. Сняли кожу, дали кожу ему в рот и кричат: «Держи!». Не пощадили никого, всех порубили».
Кровь стынет в жилах и от рассказа о расправе, учинённой повстанцами над русскими школьниками, которые отдыхали в расположенном на территории монастыря скаутском лагере. «Было замучено около 70 подростков младших и средних классов гимназий Верного. Мальчиков искололи пиками, головы были разрублены или размозжены камнями. Девочки были посажены на колья монастырской ограды, на следующий день, когда в лагерь прибыла казачья сотня, некоторые из них были еще в сознании. Были убиты учитель и его молодая беременная жена, живот женщины был распорот, а не родившийся ребенок раздавлен».
В одном Пржевальском уезде было убито свыше двух тысяч переселенцев. Всего же погибло более четырёх тысяч русских. Жертв могло быть намного больше, если бы не жесткие и энергичные меры властей. Своевременными их, конечно, трудно назвать, но, учитывая силы, которым располагал округ, численность повстанцев и размеры охваченной восстанием территории, генерал-губернатор и его подчинённые сделали, пожалуй, даже больше, чем можно было ожидать от них в такой ситуации.
Семиречье было полностью «умиротворено» в начале октября 1916 года, в феврале 1917-го Куропаткин рапортовал царю: «Беспорядки и восстание прекращены во всем Туркестанском крае». Показательно, кстати, что в ходе подавления мятежа войска потеряли всего 97 человек убитыми и 76 пропавшими без вести — менее 5 процентов всех погибших по эту сторону линии противостояния. Что ещё раз говорит о том, что за «борьбу за свободу и независимость» творцы исторического мифа выдают уничтожение гражданского населения нетитульной национальности».
О тысячах зверски убитых русских поселенцев ни в Бишкеке, ни в прочих центральноазиатских столицах сегодня предпочитают не вспоминать. Зато всё чаще и громче говорят о жертвах «царских карателей». Словом, у Москвы есть все основания возмутиться насаждением в бывших братских республиках культа «героев 1916 года». Который к тому же нередко сочетается с откровенным пренебрежением к их жертвам. Так, председатель парламента Кыргызстана, Дастан Жумабеков в своей статье, посвящённой столетию восстания, по сути, оправдывает устроенную повстанцами резню: «Начались нападения на предельно осточертевшие местному населению русские деревни».
Заметим, что даже самые ярые апологеты Степана Бандеры и его сподвижников не решаются характеризовать подобным образом акции националистов по «усуненню» представителей «ворожих народів». Но, как видим, что не позволено быку, то позволено «стратегическим союзникам». Впрочем, на не вписывающуюся в концепцию «вечной дружбы» современность в Москве тоже стараются не обращать внимания».
От наших подписчиков:
«А есть ли в России памятники защитникам русских поселенцев во время среднеазиатской резни 1916 года? Наверное, нет. На ум приходит, что хорошо бы установить памятник генералу Куропаткину в Оренбурге, как ближайшему русскому городу. Оренбург, кстати, тогда еще был административным центром Тургайской области — одного из очагов восстания. Но в Оренбурге ни памятника, ни улицы Куропаткина нет, но почему-то есть улица Джангильдина — одного из организаторов той резни».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.